Программа дополнительного образования «Обучение дошкольников катанию на фигурных коньках»




Скачать 133.76 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования «Обучение дошкольников катанию на фигурных коньках»
Дата публикации26.07.2014
Размер133.76 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Спорт > Программа


Информационно-аналитическая справка

Программа дополнительного образования «Обучение дошкольников катанию на фигурных коньках» подготовлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы для детей 5-7 лет. Программа составлена на основе собственного многолетнего опыта дошкольного учреждения.

Обучение дошкольников катанию на фигурных коньках началось в нашем детском саду с 1978 года. Всегда этот вид дополнительного образования был бесплатным для наших воспитанников. Занятия проводятся для всех желающих детей, имеющих фигурные коньки. Обучение проводит инструктор по физической культуре на катке на территории детского сада. В каток в зимнее время превращается спортивная площадка, которая по своему периметру имеет скамейки, где дети могут немного отдохнуть. Каждый период обучения традиционно заканчивается костюмированным ледовым представлением с участием всех детей. Как правило, такие спортивные праздники приходятся на масленичную неделю. Они собирают большое количество зрителей: не только родителей воспитанников, сотрудников детского сада, но и жителей микрорайона: красочное представление, горячий чай и блины никого не могут оставить равнодушными.

Многие наши бывшие воспитанники, полюбив этот вид спорта ещё в детском саду, добились хороших спортивных достижений в фигурном катании. Для многих семей фигурное катание стало способом свободного времяпрепровождения в любое время года.

Данная Программа рассчитана на 2 года обучения. За первый год обучения дети овладевают основным объёмом знаний и умений. Второй год обучения – закрепление, совершенствование, некоторое расширение полученных навыков и знаний.

^ Пояснительная записка

Первые весёлые снежинки порхают, вьются в небе. Как хочется маленькому любопытному непоседе их поймать, покружиться вместе с ними. Первые заморозки, а с ними первый ледок на лужицах, первая радость в скольжении по сверкающему льду на ботинках. Зима входит в свои права. Вновь на ледяных просторах открываются счастливые мгновения для любителей коньков…

В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе в значительной степени зависит от правильной организации их деятельности, от создания необходимых условий для физических упражнений, весёлых игр и развлечений.

Каждый малыш уверен: вот сейчас он встанет на лёд и помчится на коньках как ветер. Да, не тут-то было! Каскад падений способствует быстрому пониманию необходимости обучения…

Катание на коньках – сложный вид движений, состоящий из различных элементов: положения туловища, отталкивания, правильной постановки конька при скольжении, сохранения равновесия. Сложность движения на коньках обуславливается взаимосвязью и общим ритмом двигательного акта при скольжении по льду на ограниченной площади опоры. Не сразу осваивают дошкольники правильную посадку конькобежца – ноги слегка согнуты, туловище наклонено вперёд, спина и плечи расслаблены.

Катание на коньках стимулирует двигательную активность дошкольников, улучшает состояние их здоровья и общую физическую закалку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двуопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, улучшается равновесие, правильно распределяется мышечное напряжение. Катание на коньках улучшает также терморегуляционные процессы.

Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребёнка к простудным и инфекционным заболеваниям. В природных условиях движения детей становятся более естественными, непринуждёнными. По мере совершенствования двигательных движений растёт интерес детей к ним.

Фигурное катание – вид спорта, включённый в программу Олимпийских игр.
Задачи Программы
1. Дать основы техники передвижения на коньках:

  • помочь овладеть основами перекрёстной координации движений

  • обращать внимание на правильное подседание, законченный толчок, широкий скользящий шаг «ёлочкой»;

2. Развивать «чувство конька», «чувство равновесия»;

3. Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанного отношения к ним, способности к самоконтролю, самооценки при выполнении движений;

4. Учить ставить цель и добиваться её достижения, анализировать причины успеха и неудач, рассказывать об этом.

5. Формировать интерес и любовь к спорту, к физическим упражнениям;

6. Учить заботиться о сохранности коньков, одежды, спортивного оборудования;

7. Используя желание овладеть катанием, воспитывать волю, терпение, настойчивость, смелость, умение превозмогать боль и другие положительные качества личности.
^ Интеграция образовательных областей
Обучение дошкольников катанию на фигурных коньках относится к направлению «Физическое развитие».

Цель обучения – оздоровление детей, привлечение их внимания к одному из видов зимнего спорта.

В процессе деятельности обращается внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

  • воспитание умения организовать прогулку в зимнее время, стремление к здоровому образу жизни («Здоровье»);

  • формирование навыков безопасного поведения на льду («Безопасность»);

  • создание педагогических и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявления смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки («Социализация»);

  • участие детей в расстановке и уборке спортивного оборудования («Труд»);

  • активизация мышления детей (через самостоятельную деятельность на льду, самостоятельный выбор подвижных игр), специальные упражнения на ориентировку на льду, просмотр и обсуждение фильмов о спорте, здоровом образе жизни, спортивных соревнованиях («Познание»);

  • проговаривание действий, называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы занятий фигурным катанием («Коммуникация»);

  • игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок, использование образов литературных героев («Чтение художественной литературы»);

  • привлечение внимания дошкольников к красоте движений, эстетической стороне внешнего вида детей и педагогов, костюмов при проведении праздников, физкультурных пособий и атрибутов («Художественное творчество»);

  • игры и упражнения, танцы, соревнования под музыкальное сопровождение, развитие артистических способностей при передаче образов («Музыка»).


^ Планируемые знания, умения по всей Программе обучения





Воспитанник должен уметь

Воспитанник должен знать



Самостоятельно надевать и шнуровать ботинки, пользоваться чехлами

О фигурном катании как о виде спорта



Сохранять равновесие при скольжении, управлять туловищем



Выполнять посадку конькобежца

Фигуристов - спортсменов



Тормозить

О пользе здорового образа жизни



Поворачивать

Правила поведения на катке



Падать на льду

Что успехов в спорте можно добиться только тренировкой



Скользить по катку

Что тренировки и выступления спортсменов происходят на искусственном льду



Выполнять упражнения:

«саночки»

«фонарики»

«цапельки»

«карусель»

«самокат»

«улитка»



Проезжать по льду змейкой



Оказывать помощь товарищу



Ухаживать за коньками, одеждой, спортивным оборудованием



^ Формы реализации Программы


Задачи

Совместная деятельность детей с педагогом

Совместная самостоятельная деятельность с детьми

Взаимодействие с семьёй

Дать основы техники передвижения на коньках

Занятия, беседы, обмен впечатлениями от просмотренных соревнований,

рассматривание фото и видеоматериалов,

чтение художественной литературы, соревнования,

экскурсии к катку

Демонстрация друг другу своих умений,

обмен впечатлениями от просмотренных соревнований,

рассматривание иллюстративного материала, сюжетно-ролевые игры, соревнования между собой

Беседы, рекомендации, информационные материалы, наглядная агитация, обмен мнениями, открытые занятия, участие в праздниках ДОУ

Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанного отношения к ним, способности к самоконтролю, самооценки при выполнении движений;

. Учить ставить цель и добиваться её достижения, анализировать причины успеха и неудач, рассказывать об этом.

Используя желание овладеть катанием, воспитывать волю, терпение, настойчивость, смелость, умение превозмогать боль и другие положительные качества личности.


^ Механизм реализации Программы состоит из нескольких этапов:

I этап – подготовительный период обучения.

Задачи:

  • вызвать у детей интерес и желание кататься на коньках

  • обеспечить общую физическую подготовку

  • формировать первоначальные двигательные представления о технике катания на коньках

  • выработать навыки быстрого самообслуживания, необходимые при подготовке к занятию и после его окончания.

Вводные занятия содержат в себе сведения о фигурном катании как о виде спорта, знания имён спортсменов, обучение самообслуживанию при подготовке к занятиям

Подготовительные упражнения применяются для совершенствования функции равновесия, для укрепления соответствующих групп мышц, а также для подготовки всего организма к катанию на коньках (наклоны, повороты, упражнения на равновесие, разнообразные прыжки).

Подводящие упражнения знакомят детей с элементами техники катания на коньках (упражнения на наклоны стоп влево или вправо, перенос центра тяжести туловища на одну, затем на другую ногу).

Специальные упражнения проводятся на снежной утрамбованной площадке и способствуют формированию первоначальных умений катания на коньках по прямой, поворотов, торможений.

Двигательные умения, приобретённые в упражнениях, закрепляются в подвижных играх. Они проводятся на протяжении всего подготовительного периода. Наиболее полезны игры с бегом, прыжками, равновесием: «Сделай фигуру!», «Быстрей по местам», «Ловишки», «Кружки и звёздочки».

Подготовительные упражнения (2-3) включают уже в осенний период в одно из двух физкультурных занятий и ежедневно повторяют на утренней гимнастике.

Подготовительные и подводящие упражнения на асфальтированной дорожке на коньках начинают проводить в конце октября с подгруппами из 5-6 детей 2 раза в неделю на утренней и вечерней прогулках.

В этот период проходит ознакомление детей с фигурным катанием как с видом спорта. Демонстрируются фотографии спортсменов, оговариваются в беседах качества спортсменов, необходимые для успешного результата.

Дети знакомятся с техникой шнуровки ботинок коньков. Они шнуруются мягким, но достаточно толстым шнурком крестообразно. Шнуровать ботинок надо свободно, чтобы пальцы ног не мёрзли, в тоже время ботинок должен плотно стягивать ногу. На сгибе шнуровку ослабляют, подъём стягиваю туже.

Хорошо отталкиваться и скользить можно только на острых коньках. В этот период дети учатся уходу за коньками: после каждого катания коньки очищают от снега и протирают их мягкой тряпочкой, чтобы коньки не ржавели.
^ II этап обучения – основной период обучения.

В основной период обучения ставятся задачи: формирование новых двигательных навыков катания на коньках и закрепление движений, уже имеющихся после подготовительного периода обучения.

Продолжается обучение

  • технике отталкивания на одном, поочерёдно на двух коньках в катании по прямой

  • учить катанию по кругу

  • приучать сочетать отталкивание со скольжением на одном, на другом коньке, на двух вместе, соблюдая при этом правильную посадку и постановку коньков

  • учить поворотам и торможению

  • учить выполнять разбег разными способами: короткими и длинными шагами

  • учить переключать одно двигательное действие на другое (разбег и скольжение на двух ногах, разбег, скольжение и торможение и т.д.)

  • приучать оказывать помощь товарищам.

Приобретённые навыки совершенствуются в играх, эстафетах.

Важное значение имеет произвольное катание детей: дети по своей инициативе упражняются в тех движениях, которые им больше нравятся, в которых они достигли наилучших результатов. В то же время дети пытаются самостоятельно овладеть наиболее сложными для усвоения действиями.


Правила безопасного поведения на льду

  • беспрекословно слушать команды инструктора ФИЗО;

  • одежда фигуриста должна быть спортивной, лёгкой и тёплой;

  • перед выходом на лёд проверить наличие варежек или перчаток;

  • выход на лёд на коньках происходит в чехлах;

  • каждый ребёнок идёт самостоятельно, держась, по возможности, за поручень;

  • на катке двигаться только в одну сторону;

  • падать правильно (на бок или «рыбкой»), при падении не держаться за товарища;

  • если упал товарищ, помочь ему встать (ноги поднимающего при этом должны стоять в положении «плуг»);

  • на льду не сорить, не портить лёд коньками;

  • не спешить, не суетиться, чередовать катание с отдыхом;

  • для отдыха не садиться на лёд, на снег, отдыхать только на скамейке;

  • не находиться на катке в мокрой одежде;

  • после выполнения задания инструктора, возвращаться на своё место по краю катка во избежание столкновения с другими детьми.



^ Условия обучения

Одно из условий безопасного обучения дошкольников катанию на коньках – правильная шнуровка ботинок. Они шнуруются мягким, но достаточно толстым шнурком сверху ботинка внутрь крестообразно. Шнуровать ботинок надо свободно, чтобы пальцы ног не мёрзли, в то же время ботинок должен плотно стягивать ногу. Подъём ноги стягивают туже, а на сгибе шнуровку ослабляют.

Хорошо отталкиваться и скользить можно только на острых коньках. У хорошо отточенных коньков края полоза острые, поверхность его отполирована и имеет определённый овал, характерный для каждого типа коньков.

Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения. Лучше всего занятия проходят при температуре – 8 – 16о С, при полном безветрии. Нередко при температуре воздуха – 3- 5о и сильном ветре занятия с детьми оказываются невозможными, т.к. сильный ветер способствует потере тепла организмом. В ветреную погоду не надо пытаться предотвратить охлаждение тела непрерывной напряжённой физической нагрузкой, так как дети быстро устают, а холодный ветер обжигает органы дыхания. Необходимо учитывать атмосферное давление и снегопад. При низком атмосферном давлении организм ребёнка получает большую нагрузку, а это отрицательно сказывается на физическом состоянии ребёнка, учащается дыхание, пульс, которые дольше обычного не возвращаются к исходным величинам. Большое количество снега также затрудняет катание, утомляет детей.

В процессе обучения катанию на коньках важен постоянный контроль за детьми, так как коньки очень увлекают детей, и они порой не замечают наступающего утомления.


Методическое обеспечение Программы

  • Инструкция по технике безопасности

  • Должностная инструкция педагогов допобразования

  • Комплекс занятий

  • Фотоматериалы

  • Методическая литература.

Пособия и технологии



  • С.В. Глязер. Зимние игры и развлечения. – М., Физкультура и спрт,1973

  • В.Г. Гришин. Малыши открывают спорт. – М., Педагогика, 1975

  • А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1972

  • Г. Ленерт, И. Лахман. Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста. – М., Физкультура и спорт, 1973

  • И.А. Мальгинов. Заливка и содержание льда на катках. – М., Физкультура и спорт, 1968

  • Т.И. Осокина. Лыжи и коньки – детям. – М., Просвещение, 1973

  • Л.Н. Пустынникова. Коньки в детском саду. – М., Просвещение, 1979

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дополнительного образования «Обучение дошкольников катанию на фигурных коньках» iconПрограмма «Воспитание и обучение глухих дошкольников»
Программа «Воспитание и обучение глухих дошкольников» под редакцией Л. П. Носковой

Программа дополнительного образования «Обучение дошкольников катанию на фигурных коньках» iconОбразовательная программа «Обучение игре на домре»
«Обучение игре на домре» является углубленной, модифицированной образовательной программой дополнительного образования детей художественно-эстетической...

Программа дополнительного образования «Обучение дошкольников катанию на фигурных коньках» iconПрименение инновационных технологий в учреждении дополнительного...
Педагог дополнительного образования, руководитель клуба для дошкольников «Умка» моу дод дом детского творчества г/о/г Буй

Программа дополнительного образования «Обучение дошкольников катанию на фигурных коньках» iconДополнительная образовательная программа «компьютер для дошкольников» (для учащихся 5 6 лет)
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования «Обучение дошкольников катанию на фигурных коньках» iconПрограмма «Дорожная Азбука» по ознакомлению дошкольников 3-7 лет
Программа дополнительного образования по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге детей дошкольного...

Программа дополнительного образования «Обучение дошкольников катанию на фигурных коньках» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Вокальный...
В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей Центром развития системы дополнительного образования...

Программа дополнительного образования «Обучение дошкольников катанию на фигурных коньках» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Модульное оригами»
Программа разработана педагогом дополнительного образования Базановой Ю. В. на основе следующей литературы

Программа дополнительного образования «Обучение дошкольников катанию на фигурных коньках» iconПрограмма дополнительного образования по английскому языку для дошкольника «знайка»
Поэтому, обучение должно строиться с учетом этих особенностей и существенно отличаться от обучения в начальной школе

Программа дополнительного образования «Обучение дошкольников катанию на фигурных коньках» iconРабочая программа дополнительного образования дошкольников «Родничок»
Мбдоу детского сада общеразвивающего вида №8 «Земляничка»,примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»,разработанной...

Программа дополнительного образования «Обучение дошкольников катанию на фигурных коньках» iconПрограмма дополнительного образования
Данная программа направлена на обучение детей владеть устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница