Здоровье – богатство, а богатство не дается даром




НазваниеЗдоровье – богатство, а богатство не дается даром
страница1/7
Дата публикации01.01.2014
Размер0.71 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Спорт > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Здоровье – богатство, а богатство не дается даром

пгн


Попикова Галина Николаевна

директор школы

Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает также глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.

Плутарх.

Еще в 1805 г известный нам всем великий педагог Генри Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «убийство» здоровья детей. Это открытие было в эпоху, когда здоровые родители рожали здоровых детей, ели чистую пищу, пили чистую воду, дышали чистым воздухом. Прошли столетия. И сегодня социологические исследования показывают, что наряду с социальными и экологическими факторами от 20-40% негативных явлений, ухудшающих здоровье детей, связано опять же со школой. И это понятно.

Ведь задача школы – дать ребенку знания, обеспечить качество образования. Вот и получается, что учитель опять стоит меж двух огней: с одной стороны - учить, а значит спрашивать, с другой- беречь и оберегать.

Наверное, в каждой школе эту проблему выявили давно. У нас 5 лет назад была разработана программа «Здоровье», но в настоящее время, когда начала действовать муниципальная целевая программа «Школьное здравоохранение», рассчитанная до 2010 года, в нашей школе разработали программу участия в данном проекте.

Главными пунктами данной программы стали:

  • четкая информация о реальном состоянии здоровья учащихся на основе мониторинга, проведенного медицинским работником школы Смирновой И.А.

  • выявление школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учеников, а именно:

  1. Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;

  2. Перегруженность и несовершенствованность учебных программ и образовательных технологий, интенсификация учебного процесса;

  3. Недостаток двигательной активности;

  4. Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здорового образа жизни;

  5. Неправильное (нерациональное) питание;

  6. Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;

  7. Неблагополучное состояние здоровья педагогов.

В нашей школе все педагоги ознакомились с принципами здоровьесберегающей педагогики и определили алгоритм ее внедрения:

  1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимость ее незамедлительного решения;

  2. Признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучное состояние здоровья учащихся;

  3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (компетентность);

  4. Реализация полученных знаний, умений и навыков на практике в тесном контакте с педагогами, медицинским работником, учащимися и их родителями.

Здоровье мы рассматриваем как состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому главное средство оздоровления ученика - это воспитание ценностного отношения к своему здоровью, которое выражается формулой:

здоровье – богатство, а богатство не дается даром.

приоритетный принцип – не навреди.

Главная цель нашей программы: развитие здоровьесберегающей среды через использование современных технологий, т.к. школа со здоровьесберегающей средой – это педагогическая система, в которой разработаны на основе мониторинга методики обеспечения психолого - медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе. Реализация программы происходит на уроках и внеклассных мероприятиях, а главное ее направление – профилактика.

При определении направления деятельности в сфере физического здоровья по здоровьесбережению мы исходили из:

-анализа состояния здоровья учащихся за 3 года, проведенного медработником школы;

-из ревизии наших ресурсов:

  • большой спортивный зал;

  • тренажерный зал;

  • площадка на пришкольной территории;

  • столовая;

  • медицинский кабинет.

Учителя школы активно сотрудничают с учителями физической культуры, в начальной школе каждый день проводится утренняя зарядка, которую один раз в неделю проводит учитель физкультуры, а в остальные дни либо учителя, либо дети.

Контроль за состоянием здоровья учащихся, профилактика и предупреждение заболеваний, своевременная информация о прививках (против гриппа сделано в 1-4классах - 83 прививки, сотрудникам -26), оформление информационных стендов, выступления на родительских собраниях – вот некоторые формы работы с родителями и учащимися, проводимые медработником школы. Постепенно обновляется школьная мебель (к.20,15, 18, 7), в начальной школе реализован проект «Чистая вода», обязательным элементом любого урока являются физкультминутки и динамические паузы, учитель начальных классов Чистякова Л.А реализует проект «Влияние профилактики снижения зрения и нарушения осанки на здоровье детей». В решении проблем, связанных со здоровьем помогают уроки курса «Самосовершенствование личности». Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов, перегрузки учащихся - вот к чему стремятся наши учителя, создавая фитомудули, который уже действует в к.№8 учитель Хорина Е.Г., а также уголки здоровья, имеющиеся в каждом кабинете. Много полезной информации по данной теме учащиеся получают на уроках ОБЖ у учителя Рябининой Л.Н. Пропаганде здорового образа жизни уделяется внимание в школьной газете, которая выходит 1 раз в месяц, главным редактором газеты является Зыкова Г.С. учитель русского языка и литературы. Здоровье педагогов является залогом реализации данной программы, поэтому в школе создан кабинет релаксации, работой которого руководит Бурлакова Е.П. , активно работает и женский клуб. В школе приобретено 5 люстр Чижевского, одну из которых подарил школе Краев А.М., председатель Политсовета партии «Единая Россия», другие - родители учащихся.живой уголокimg_0114

В школьной библиотеке оформлены выставки «Здоровье в твоих руках», « Правильное питание – залог здоровья ребенка», в фонде библиотеки имеется большая подборка книг по данной теме. Школьный библиотекарь Рябинина Г.П. разработала серию библиотечных часов по теме « Здоровье – богатство во все времена».
^ Ценностное отношение к своему здоровью нужно воспитывать с детства


Виноградова Наталья Витальевна

Заместитель директора школы
по воспитательной работе


Не секрет, что многие современные школьники не считают своё здоровье важнейшей жизненной ценностью.

Ценностное отношение к здоровью – это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков.

Чтобы остановить регресс нации и процесс её разрушения, необходимо воспитывать у ребёнка ценностное отношение к здоровью, формировать у него чёткую гражданскую позицию, заключающуюся в стремлении быть крепким, гибким, быстрым и выносливым, в понимании здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни.

Воспитание ценностного отношения к здоровью – это длительный последовательный процесс, включающий в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьесберегающей жизненной позиции, подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья.

В воспитании ценностного отношения к здоровью в школах используются недостаточно эффективные формы работы с детьми. Либо ребёнок служит лишь пассивным объектом воздействия на него педагога (беседы, рассказы, классные часы, «уроки здоровья»), либо основной целью является создание атмосферы состязания (спортивные игры, эстафеты, Дни здоровья и др.) Роль педагога во время таких мероприятий сводится к выполнению его функциональных обязанностей. Более же эффективны такие формы работы, в которых педагог и ученик становятся активными участниками совместной творческой деятельности.

Творческий подход к решению проблемы воспитания ценностного отношения к здоровью у школьников имеет особую значимость в передаче от учителя учащимся системы жизненных ценностей, одобряемых обществом. Выдающийся педагог – гуманист В.А. Сухомлинский отмечал, что «забота о человеческом здоровье ребёнка - это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Процессу творчества он придавал статус «важнейшего источника» познания.

^ Цель работы классного руководителя в направлении «Обеспечение жизни и здоровья учащихся» - использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи работы классного руководителя в этом направлении:

1. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья нации.

2. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования здоровья, под которой подразумевается не только грамотность в вопросах здоровья, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

^ Отправные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении:

1. Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города, посёлка, деревни с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителями – предметниками.

3. Сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся.

4. Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися.

5 Организация и проведение внеклассных мероприятий, формирующих правильное отношение к занятиям физкультурой и спортом.

6. Формирование собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.

^ Основные понятия направления «Здоровье»:

Психическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.

^ Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:

  • спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады, спортландии, марафоны;

  • встречи с выдающимися спортсменами, старшеклассниками – победителями спортивных соревнований, родителями и семьями, активно занимающимися спортом, со студентами физкультурных ВУЗов;

  • походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья;

  • предметные вечера (вечер физической культуры и спорта), спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, праздники и фестивали спортивной песни, конкурсы спортивных газет;

  • беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Спортивные столицы мира», «Спортивные традиции в различных странах мира», «Трудные судьбы большого спорта», «Спорт в нашей семье», «Как заниматься спортом без ущерба здоровью», «Спорт и интеллект – понятия совместимые?», «Экстремальные виды спорта. Что стоит за этими словами?», «Красивый спорт и грубый спорт – что стоит за этими словами?», «Вредные привычки. Как от них избавиться?».

  • Тематические консилиумы и собрания педагогов по вопросу сохранения здоровья учащихся класса;

  • Ведение книги классных спортивных рекордов учащихся на спортивных площадках школы, а также города;

  • Встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола;

  • Обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме, читательские конференции, просмотр видео и художественных фильмов.

Одиннадцатикратный чемпион мира по прыжкам на батуте, серебряный призёр олимпийских игр в Греции сказал, что на подготовку 1-го спортсмена уходит меньше денег, чем на лечение 1-го наркомана. Перефразируя это, можно сказать, что на успешное воспитание 1-го учащегося уходит многократно меньше усилий, чем на перевоспитание его же. Чего хотят, в чём нуждаются, чего требуют дети? Хотят внимания, нуждаются в поддержке, требуют уважения.

Задача педагога – сделать всё возможное, чтобы дети и их родители владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своём здоровье и здоровье окружающих людей.

^ Урок здоровья «Мое здоровье»

img_0119
Хорина Елена Геннадьевна
учитель начальных классов
классный руководитель 3 «А» класса

Задачи: сформировать у учащихся правильное представление о здоровье; вызвать у них стремление к сохранению своего здоровья.

Оборудование: динамическая модель дерева «Моё здоровье»; плакат «Правило общения», запрещающие знаки; тетради; карандаши.
^ Ход урока.

  1. Организация учащихся, настрой на работу.

Учитель (обращается к сидящим за первым столом, приветствует их и пожимает им руки, улыбается. Учащиеся по цепочке передают приветствие, пожатие, улыбку).

Какое пожелание я передала каждому из вас, а вы друг другу? (Ответы учащихся)

Да, мы пожелали друг другу доброго здоровья.


  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Тема нашего урока – «Моё здоровье». Как вы думаете, что такое здоровье?
(Ответ учащихся.)

Вы сказали, что здоровый человек не болеет, он сильный, ловкий, выносливый, добрый, ему любая работа по плечу. Но это ещё не всё. Сегодня вы узнаете, как вам следует себя вести, чтобы быть действительно здоровыми. Для этого вам нужно карандаши, тетрадь по природоведению и, конечно, ваши знания, умения и желание работать.

Откройте тетради, запишите число и тему урока – «Моё здоровье». В «Уголке настроения» отметьте своё настроение в начале урока.

(Учащиеся работают в тетрадях.)
Учитель. Теперь посмотрите на доску. На доске модель дерева. Вы в тетрадях нарисуйте ствол дерева и запишите на нём «Моё здоровье».

Когда я спросила, что такое здоровье, большинство из вас ответили, что здоровый человек ловок, силён, смел, не болеет. Учёные назвали эту часть нашего здоровья физическим. Вы в тетрадях нарисуйте первую веточку дерева и подпишите её название «Физическое здоровье».

(Учащиеся работают в тетрадях.)
Учитель. На ветке много зелёных листьев. Снимите один из них. (Ученик снимает листочек с дерева и читает: «Школа Геркулеса»)

Кто такой Геркулес? (Ответы учащихся)

Давайте познакомимся с некоторыми уроками школы Геркулеса. В этом нам поможет второй листочек. (Ученик снимает второй листочек и читает: «Закаливание».

Что такое закаливание? (Обтирание, обливание, купание.)

Правильно. Но кроме этого и закаливание относится и снегохождение.
(Рассказ ученика о П. Иванове)

Второй урок к школе Геркулеса посвящение утренней гимнастике, зарядке. Два ученика показывают комплекс упражнения утренней гимнастики для 3 класса, затем весь класс выполняет физкультминутку.
Учитель. Теперь каждый из вас, если, конечно захочет, может стать учеником школы Геркулеса. На веточке физического здоровья ещё много листочков. Ветка крепкая, красивая.

Ученик открывает третий листок. На ней нарисованы два зуба. Один – белый, улыбающийся, другой – красный, плачущий.

- О чём поведал нам этот листок?

(Ответы учеников)

Физическое здоровье включает в себя не только физическое развитие, но и состояние отдельных органов. Наши глаза, зубы, желудок могут быть здоровыми или больными.

У дерева «Моё здоровье» могут быть и другие секреты, посвящённые физическому здоровью. А мы с вами нарисуем вторую веточку и подумаем, как она будет называться.
В это время в класс входит девочка и мальчик.

Девочка: Почему ты такой сердитый?

Мальчик: Мне постоянно делают замечания.

Девочка: Мне не приятно с тобой разговаривать, когда ты сердитый.

Мальчик: Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает! Я люблю всех смешить, шутить, а они моих шуток не понимают!

Девочка: Как, например?

Мальчик: Вот вчера вижу: в коридоре Колька упал. Я к нему подошёл и весело спросил: «Как прошла посадка?» Он обиделся. Или вот брат в школе двойку получил. Мама его ругает, а я решил его утешить и спел ему дразнилку. Что тут было!

Девочка: Мне кажется, что ты не хорошо поступил. Правда, ребята? (Ответы учащихся)

Правильно тебе сказали, что ты поступил плохо.

Мальчик: А разве в классе ребята так не поступают? Я слышал много раз, как они обзывают друг друга, не уступают друг другу.

Девочка: Надо всем помнить, что доброе слово лечит, а злое калечит. Народ это давно заметил. Наши отрицательные реакции могут вызвать, наверное, напряжение у других и у самого себя. Это называют стрессом. Коля упал, ушибся, ему плохо, а ты смеёшься. Брат получил двойку (он хорошо учится, и не ожидал плохой оценки) – это для него стресс.
Учитель: Обратите внимание на правила общения, которые записаны на плакате.

Учащиеся читают правила и каждое комментируют.

На плакате записаны следующие правила общения:

^ Умей владеть собой.

Умей прощать.

Не будь упрямым, стремись к взаимопониманию.

- Это веточка на дереве нашего здоровья называется нервно – психическим здоровьем. Запишите это название в тетради.

(Учащиеся работают в тетрадях).
Теперь я предлагаю послушать правила поведения в природе.

Четыре ученика читают правила поведения в природе, размещая на магнитной доске запрещающие знаки по А. Плешкову.
^ 1-й ученик.

По лесной спешит тропинке муравьиная семья.

Эй, сандалии, ботинки, пожалейте муравья!

2-й ученик.

На пригорке мухомор, мухомор…

А у нас уговор, уговор:

Пусть растёт, пусть стоит,

Это только он для нас ядовит.
^ 3-й ученик.

Колокольчик голубой поклонился нам с тобой…

Колокольчики – цветы очень вежливы. А ты?
4-й ученик.

Шёл Серёжа по траве.

Бил цветы по голове.

Бил панамкой, бил ладошкой…

Не хотим играть с Серёжкой!
Учитель: Как вы думаете, какой вопрос я вам приготовила?

Правильно. Почему на уроке, тема которого «Моё здоровье», мы вспомнили правила поведения в природе?

Правильно. Наше доброе отношение к окружающему нас миру природа характеризует наше здоровье. Мы с вами рисуем ещё одну веточку и называем её нравственным здоровьем. (Учащиеся работают в тетрадях)

А что скажут нам листочки на этой веточке? Да здесь пословица: «В здоровом теле – здоровый дух». Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Русский народ давно установил связь между здоровьем физическим и нравственным. Эту пословицу можно прочитать и в обратном порядке. Как?

(Ответы учащихся.)

Да, только нравственно здоровые люди могут считаться здоровыми. Здоровье тела определяется здоровьем души. Недаром говорят, что некоторые болезни Бог посылает нам за наши безнравственные поступки. Нравственное здоровье включает в себя доброе, заботливое отношение в семье. Откроем ещё один листок. (Ученик читает: «Любовь к маме»)

Почему маме на нашем дереве здоровья посвящён отдельный листок? (Чем больше любовь к маме, тем радостнее и светлее становится жизнь.)

Много листочков на веточке нравственного здоровья. Это очень важная веточка нашего здоровья. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Л. Николаенко и ответьте, почему я предлагаю вам послушать его именно сейчас.

Ученик (читает).

Не стой равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно

Был прожит.

Что годы живёшь ты не зря!

Учитель: Я согласна с вами, что это стихотворение посвящено всей веточке нравственного здоровья.

Вот такое получилось у нас дерево! Много на нём листочков. За урок мы не все успели их открыть. За годы учёбы в школе вы сумеете узнать и о других листочках дерева «Моё здоровье».

Теперь все встаньте и выйдите из-за столов. С помощью движения тела, жестов и мимики представьте крепкое дерево, стремящееся к ласковому солнцу высокому голубому небу. (Физкультминутка.)

Как настоящее дерево, если оно могучее и крепкое, может противостоять ветрам, морозам и засухам, так и наше здоровье поможет нам пройти через все жизненные невзгоды.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровье – богатство, а богатство не дается даром iconЗанятие «Здоровье главное богатство»
Цель: формирование чувства личной ответственности за свое здоровье; воспитывать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам;...

Здоровье – богатство, а богатство не дается даром iconКонспект урока по окружающему миру по теме: «Здоровье человека важнейшее богатство»
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Здоровье человека – важнейшее богатство»

Здоровье – богатство, а богатство не дается даром iconПочему лес наше богатство?
Оборудование: презентация «Лес – наше богатство», энциклопедия, справочники, Интернет, гербария, таблицы, лекарственные травы, муляжи...

Здоровье – богатство, а богатство не дается даром icon“Здоровье”
...

Здоровье – богатство, а богатство не дается даром iconСанатана-дхарма высшая религия
Религию или закон, который принес Господь Чайтанья в век Кали, называют санатана-дхарма или парам-артхика дхарма. Артха — это богатство,...

Здоровье – богатство, а богатство не дается даром iconМетодическая разработка внеклассного
Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально культурные ценности, но и в первую очередь, люди,...

Здоровье – богатство, а богатство не дается даром iconЛитература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве»
Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы....

Здоровье – богатство, а богатство не дается даром iconКлассный час на тему «Здоровье – главное богатство.»
Вступительное слово ведущего: Мы с вами живём в очень бурное, стремительное время. Очень много надо успеть сделать. Всё время куда-то...

Здоровье – богатство, а богатство не дается даром iconВикторина «Приятного аппетита!» Цели: учить детей выбирать самые...
Конечно же, здоровья! «Богатство и слава – это ерунда, если нет здоровья». О том, что здоровье – самая большая ценность, всякий из...

Здоровье – богатство, а богатство не дается даром iconТечение главным образом во французской живописи, характеризующееся...
Импрессионизм течение главным образом во французской живописи, характеризующееся стремлением передать средствами искусства мимолетные...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница