Роль и значение изучения иностранного языка




Скачать 87.82 Kb.
НазваниеРоль и значение изучения иностранного языка
Дата публикации15.06.2013
Размер87.82 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Спорт > Документы
Роль и значение изучения иностранного языка.
1. Изучение иностранных языков в России неразрывно связано с культурной историей нашей страны, в которой выделяют 4 этапа.

В течение первого этапа — от крещения Руси до реформ Петра I – единственной сферой применения иностранных языков была религиозная, т.е. перевод священных книг.

В течение второго этапа – от Петра I до Октябрьской революции – страна стала открыта влиянию Запада. Возникает потребность в людях, владеющих иностранным языком. Иностранный язык становится языком императорского двора и высшей аристократии, затем языком дворянского общества.

Третий этап – период СССР – это период самореализации страны. Изучение иностранного языка подчинено интересам государства. Знание иностранного языка концентрируется в социальных группах, для которых иностранный язык входит в сферу профессиональной деятельности (дипломаты, переводчики, преподаватели, ученые). А включение предмета иностранного языка в учебные программы средней школы имело исключительно идеологическую цель – воспитание идейно-преданного человека. В современный период у нас осуществлен стремительный переход к открытому обществу. Сейчас наблюдается взрыв интереса к иностранному языку, что реально вылилось не только в издании массовыми тиражами пособий по иностранным языкам на почве учебной литературы, открытие всевозможных курсов по их изучению, но и, что особенно важно, в изменении роли и места иностранного языка в системе образования.

Сегодня иностранный язык решает разные задачи: воспитательные, образовательные и практические. Изучение иностранного языка развивает внимание, память и наблюдательность учащихся. Ученики получают представление о языке вообще и выходят из «плена родного языка».

Изучение иностранного языка воспитывает логическое мышление учащихся: они учатся таким действиям, как умение сопоставлять и сравнивать, анализировать и синтезировать, делать выводы и умозаключения.

Изучая иностранные языки, школьники приобретают навыки самостоятельной работы. Они учатся пользоваться словарем и другими справочниками. Кроме того, они постигают методику изучения иностранного языка, которую смогут в дальнейшем применить при занятиях вторым языком.

Предмет иностранного языка выполняет еще одну важную функцию – воспитание чувства интернационализма. На занятиях иностранным языком присваивается также уважение к культуре другого народа. Школьники узнают о нормах поведения в тех странах, язык которых они изучают. Они учатся культуре общения, переписке (оформлению и содержанию письма). На уроках иностранного языка ученики ближе знакомятся со странами изучаемого языка: с их географией, историей, экономическим и политическим положением, искусством, обычаями, что помогает им при изучении других предметов, входящих в программу средней школы.

Знание иностранного языка дает человеку такие практические возможности, как общение с представителями стран изучаемого языка, переписка с ними, чтение газет, журналов, книг по специальности художественной литературы в оригинале.

Иностранный язык необходим многим работникам сферы обслуживания, специалистам для повышения квалификации, людям, выбравшим своей специальностью иностранный язык – преподавателям, переводникам, гидам.
2. Основная задача, лежащая перед нашими учителями иностранного языка – это разными способами и методами научить учащихся изучаемому языку. Каждый учитель иностранного языка, принимая новый класс, мечтает приобщить своих учащихся к изучению нового предмета, хочет видеть их более развитыми, любознательными. Все хорошо знают, как непросто воспитать у учащихся потребность изучать иностранный язык, убедить каждого ученика в том, что ему нужно знать этот предмет и поддерживать интерес к нему.

Бесспорно, личностные качества учителя, его уроки, эрудиция, прежде всего, обеспечивают мотивацию учения. И все же необходимо в ходе всего процесса обучения поддерживать и повышать интерес школьников к изучению иностранного языка.

Я знаю, что учителя иностранных языков школ города проводят разнообразную и интересную работу для повышения интереса учащихся к иностранному языку.

Также и мы в нашей школе стараемся сделать все возможное, чтобы пробудить и поддержать интерес учащихся к изучению иностранного языка.

Как известно, учащиеся с интересом начинают изучение иностранного языка, но по мере усложнения программы их интерес ослабевает. Например, чтобы осознать важность изучения этого предмета в ходе всего процесса обучения, можно проводить цикл бесед с учащимися на всем этапе обучения.

Например:

  • Сколько языков на планете?

  • Зачем изучают иностранные языки?

  • Кто такие полиглоты?

  • Иностранные слова в русском языке.

  • Иностранный язык в жизни известных людей.

Это на младшем этапе обучения.

На старшем:

  • Иностранный язык в жизни учителя.

  • Иностранный язык и твоя будущая профессия.

  • Иностранный язык в быту.

  • Где в нашем городе можно применить знание иностранного языка? и т.д.

Уже с первых уроков мы даем понять детям, что они знают много немецких слов, например:

  • бутерброд

  • ландшафт

  • галстук

  • шлагбаум

  • бухгалтер

  • айсберг

  • ярмарка и т.д.

Большую роль в повышении интереса к изучению иностранного языка играют олимпиады по иностранному языку. Из года в год все большее количество учеников желает участвовать как в городской, так и в республиканской олимпиаде. Хорошо, что, начиная с 1987 года стали проводить олимпиады по иностранным языкам. Учителя школ города серьезно и основательно готовят учащихся к олимпиаде. Трудно бывает выявить победителя, хочется отметить, что в последние годы управлением образования хорошо организован процесс проведения олимпиад. И учащиеся, и учителя довольны. Честно и объективно выставляются баллы. И это подтверждает республиканская олимпиада. Наши, кизлярские учащиеся, без призовых мест с республиканской олимпиады не возвращаются.

Но хотелось бы, чтобы олимпиадные задания по иностранным языкам были разнообразнее, т. е. включали бы больше видов работ и по чтению, и по грамматике, и по монологической и диалогической речи. А также хотелось бы видеть наших победителей и на Всероссийской олимпиаде. Я думаю, что они с честью бы выдержали и этот этап олимпиады.

За годы проведения олимпиады по иностранным языкам более 80 моих учеников были призерами городской олимпиады, из них более 20 учеников – призеры республиканской олимпиады.

Что это дает? Почему важно готовить учеников к олимпиаде, особенно нам, учителям иностранного языка.

Во-первых, это поднимает престиж немецкого языка. Победителей олимпиад у нас знают в лицо. Зная, что твой одноклассник, сидя с тобой вместе на одном уроке, способен добиться таких успехов, и другие стараются не отставать от него. А, имея в классе хотя бы одного или двух учеников, способных даже, если необходимо, заменить учителя, это – радость.

Что помогает учащимся добиться успеха? Это, прежде всего, заинтересованность в языке и кропотливый многочасовой труд. Количество часов, предусмотренных программой, не позволяет учителю добиваться желаемых результатов на уроке. Поэтому я много времени уделяю индивидуальным занятиям с учащимися во внеурочное время.

Но у нас, учителей немецкого языка есть очень существенная проблема. Падает интерес учащихся и родителей к изучению немецкого языка. Это конечно происходит из-за незнания и недопонимания. Ведь немецкий язык, как иностранный язык изучается в школах всех европейских стран. Это язык богатой культуры. Зная немецкий язык, легко усвоить другие германские языки: английский, датский, шведский, норвежский, голландский. Немецкий язык входит в число пяти рабочих языков мира, принятых в ООН (английский, китайский, немецкий, русский, французский).

Немецкий язык – второй по количеству носителей представитель германской группы индоевропейской семьи, 10–й по числу говорящих в мире. Немецкий язык – это язык немцев, австрийцев и части швейцарцев. Он является официальным языком Германии, Австрии, Лихтенштейна, одним из официальных языков Швейцарии, Люксембурга и Бельгии. Его употребляют в общении жители США, Канады, Бразилии, Аргентины, России, Казахстана, Польши, Румынии и других стран. Немецкий язык играет роль государственного в 7 странах Евросоюза. Но все же этот язык изучают во всех странах мира. Такой интерес доказывает то, что немецкий язык играет роль передающего вес, накопленный германоязычными странами.

В Европейском Союзе немецкий язык является одним из 23 официальных языков, при помощи которого осуществляется коммуникация между государствами-членами ЕС. В Европейском Союзе немецкий язык превосходит все остальные языки по численности носителей языка (около 90 миллионов; во всем мире их в целом 120 миллионов) и по числу государств, в которых он является официальным языком (семь государств). Вес его обеспечен тем, что внутри Европейского союза он является родным для многих жителей и стоит на втором месте по количеству использующих его как иностранный после английского. Географическое положение Германии также придает немецкому языку определенный вес. Роль такого языка никогда не ослабнет, потому что он является для многих не только разговорным, но и многим он дает возможность понимания друг друга без детального знания самого языка. Наука, торговля, технологии и другие сферы, куда проник немецкий язык, развиваются с большей силой.

Немецкий язык относится к международным языкам, т.е. на международных конференциях и подобного масштаба совещаниях документы должны быть переведены, в том числе и на немецкий язык.

Германия является для всех европейских и для многих неевропейских стран важнейшим торговым партнером, первой индустриальной страной в Европе и одной из важнейших индустриальных стран во всем мире. Кто разговаривает на немецком языке, тот улучшает свои торговые отношения с партнерами в крупной индустриальной стране.

Научиться немецкому и разговаривать на немецком языке не сложнее, чем на английском, французском или испанском. Благодаря современным коммуникативным методам обучения можно уже через короткое время достигнуть высокого уровня коммуникативных способностей.

Посетители из Германии, Австрии и Швейцарии являются во многих странах важнейшими туристическими группами. Поэтому знание немецкого языка в этой сфере очень необходимо. Многие немецкие фирмы ищут сотрудников со знаниями немецкого языка. Для ученых и студентов очень важно знать немецкий язык, т.к. в области научных публикаций немецкие публикации занимают второе место. Кто знает немецкий язык, открывает для себя широкий мир научно-исследовательской работы во всех сферах современной науки. Поэтому более 40% американских ученых советуют своим студентам изучать немецкий язык, в Европе – более 70%.

В наше время высоких скоростей владение иностранными языками – крайне важное умение, и с этим трудно спорить. Знание языков помогает укреплять дружбу и взаимопонимание между людьми. Общее количество языков и диалектов в мире приближается к пяти тысячам. В век информационный; в век, стирающий границы между людьми, свободное владение иностранными языками позволяет более широко использовать открывающиеся безграничные возможности. Но немецкий язык – это тоже один из мировых языков. Именно он является, можно сказать особой ценностью не только для знатоков и ценителей филологии, но и служит для успешного позиционирования себя в обществе и моделирования своего будущего, нацеленного на успех.

Всем известно, что основной вектор развития экономики Германии – это экспорт. Именно из-за этого деловые и партнерские международные отношения, сотрудничество у немецких бизнесменов – обыденное дело. Большое число совместных российско-германских предприятий весьма успешно действуют как на территории России, так и в Германии. Все эти причины приводят многих людей к решению быстро выучить немецкий язык.

Процессы глобализации, международной миграции и европейской интеграции во многом обусловливают современную картину мира и положение различных мировых языков в системе школьного и вузовского образования. Немецкий язык, будучи одним из наиболее распространенных германских языков, является средством межкультурной коммуникации в поликультурном мире, для которого характерна национальная, этническая, культурная, социальная и языковая гетерогенность. Вместе с тем, в последнее время наблюдается тенденция к сокращению количества школ и классов с преподаванием немецкого языка как иностранного, что противоречит основным принципам языковой политики, базирующейся на идее многоязычия в сфере обучения иностранным языкам в школах и вузах. Данные проблемы приобретают особую значимость в условиях современного поликультурного мира.

Россия ведет торговлю со многими странами, однако на первом месте по товарообороту находится Германия. С каждым днем растет число совместных торговых предприятий с фирмами немецкоязычных стран. Деловые связи с немецкоязычными странами расширяются, все больше людей уезжают за границу, испытывая трудности из-за незнания немецкого языка. Поэтому значение обучения немецкого языка в современной школе очень велико.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль и значение изучения иностранного языка iconАнализ работы мо учителей иностранного языка за 2012 -2013 учебный год
Учителя мо работают на укрепление престижа изучения английского языка в Образовательном центре, на повышение мотивации к изучению...

Роль и значение изучения иностранного языка iconИгры на уроках иностранного языка
Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что...

Роль и значение изучения иностранного языка iconПояснительная записка в современных условиях возросла значимость...
Программа предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на осуществление индивидуального и дифференцированного...

Роль и значение изучения иностранного языка icon«Праздники Британии»
Очень важно каждому ребенку на различных этапах изучения английского языка знать, где, когда и в каком объеме он может пользоваться...

Роль и значение изучения иностранного языка iconИгра в обучении иностранному языку на начальном этапе изучения английского языка
В связи с чем иностранный язык в рамках школьной программы прочно занял место предмета обязательного изучения. Достаточно распространённым...

Роль и значение изучения иностранного языка iconНа уроках иностранного языка
«обязанностью, повинностью». В этой связи представляется актуальным разобрать вопрос о создании эмоционального интеллекта на уроках...

Роль и значение изучения иностранного языка iconРоль аудирования и способы использования аудиоматериалов на уроках иностранного языка

Роль и значение изучения иностранного языка iconГлава
Обучение грамматической стороне речи как важнейшей составляющей изучения иностранного языка

Роль и значение изучения иностранного языка iconОтчет о проведении недели иностранного языка
...

Роль и значение изучения иностранного языка iconАнализ проведения предметной недели мо учителей иностранного языка...
Организаторы: Акулова М. Н., Попова М. П., Хмелинина Н. В. учителя иностранного языка



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница