П рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс




НазваниеП рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
страница1/15
Дата публикации08.01.2015
Размер1.72 Mb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Психология > Конкурс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012-2013 учебный год)


Управление образования администрации

округа Муром Владимирской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 51 комбинированного вида»
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии:

дошкольное образование
^ Опыт работы




Автор: Гуськова Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 51», высшей квалификационной категории.
Место выполнения работы: МБДОУ «Детский сад № 51» г. Мурома, Владимирской области, ул. Кленовая, дом 7.
2013 год



Содержание работы
1. Актуальность и перспективность опыта………………...3-4

2. Ведущая идея опыта………………………………………..5-8

3. Теоретическая база опыта…………………………………9-11

4. Новизна опыта………………………………………………12-13

5. Технология опыта…………………………………………..14-20

6. Анализ результативности………………………………….21-22

7. Трудоемкость………………………………………………..23

8. Адресные рекомендации по использованию опыта…...23

9. Список литературы………………………………………...24-25

10. Приложение………………………………………………..26-181

11. Фоторепортаж……………………………………………..182-195

2

Актуальность и перспективность опыта.
Детство – это этап подготовки к будущей жизни. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.

Подготовка детей к школе – одна из важнейших задач дошкольного образования, проблема актуальная как для педагогов, так и для семьи. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

Поступление в школу – не только важная ступенька в жизни ребенка, но и событие для всей семьи, к которому, как правило, заранее готовятся, думают, обсуждают. В преддверии школьной жизни ребенка на первом месте по значимости стоят интересы семьи как первичного источника социализации, процесс проживания ребенком взросления в буквальном смысле слова вплетен в опыт его эмоциональных семейных связей и обусловлен характером внутрисемейных отношений, компетентностью родителей. Вот почему важная функция нашего дошкольного учреждения – быть центром интегрирующим интересы, ожидания и тревоги семьи, школы и самого ребенка.

Задача педагогов дошкольного учреждения – способствовать осознанию родителями собственного педагогического опыта, взглядов и стереотипов в

3

воспитании, которые помогают и препятствуют благоприятному проживанию

предшкольного периода жизни, содействуют родителям в овладении игровыми способами общения с ребенком для укрепления его желания учиться. Поэтому мы в своем дошкольном учреждении создали семейный клуб «Почемучки», используя при этом различные формы и методы работы с родителями.


4

Ведущая идея опыта.
Данной проблемой мы занимаемся в течение 2 лет. Выбранная нами тема не случайна. Образование детей старшего дошкольного возраста – одно из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Анализ отечественного опыта предшкольного образования позволяет выделить в качестве основной характеристики – подход, ориентированный на системную подготовку детей к школе, которая предполагает непрерывность и преемственность в обучении. В современной педагогике проблема преемственности рассматривается как одно из условий непрерывного образования. А активное участие в этом процессе родителей позволяет детям совершить переход с одной ступени образования на другую безболезненно и абсолютно комфортно.

Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе, его главной целью являются взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений между ними для обеспечения полноценного общего развития детей. Большое значение имеет повышение психолого-педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей. Родители, как правило, узко трактуют понятие «готовность к обучению в школе», акцентируя внимание на специальной подготовке к школьному обучению в ущерб формированию общей готовности. Вместе с тем в практике дошкольного образования наблюдается явно выраженное противоречие между признанием необходимости организовывать взаимодействие ДОУ и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к обучению в школе и недостаточной степенью готовности педагогов и родителей к данной деятельности. К фактам, отражающим это противоречие относится недостаточная степень осознания родителями своей ответственности за воспитание и развитие детей, отсутствие взаимопонимания и единства взглядов на воспитание в семье.

5

Тесное взаимодействие ДОУ и семьи при подготовке детей к школе обеспечивает решение многих проблем адаптации и успешного обучения выпускников на последующих ступенях образовательной системы. Слова В.А.Сухомлинского: «Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка» стало кредом для педагогов и родителей нашего детского сада. Только с таким подходом можно обеспечить ребенку полноценное развитие и дорогу в успешную школьную жизнь.

Исследования показывают, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить эффективность подготовки детей к школе. Взаимодействие детского сада и семьи особенно актуализируется в период подготовки детей к школе.

Интеграция образовательных задач детского сада и семьи при подготовке детей к школе означает создание единого образовательного пространства развития ребенка, которое поддерживается как детским садом, так и семьей.

Принципы такой работы следующие:

* непрерывность и единство общественного и семейного воспитания;

* системность в работе;

* плановость;

* доверие и сотрудничество между педагогами и родителями.

Важными условиями сотрудничества с семьями в подготовке детей к школьному обучению являются:

- корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов;

- ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка;

- реализация идеи самоценности дошкольного детства в семье и детском саду;

- организация жизни ребенка с позиции всестороннего личностного развития;

- развитие самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте (в ней ребенок познает разные смыслы человеческих отношений, формируются мотивы других видов деятельности, развивается потребность

6

познания).

^ Объектом нашего исследования является работа по взаимодействию ДОУ и семьи в подготовке детей к школьному обучению, а предметом исследования – создание условий для взаимодействия ДОУ и семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Цель нашей работы заключается в том, чтобы изучить возможности эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по взаимодействию ДОУ и семьи в подготовке детей к школьному обучению;

- осуществить мониторинг представлений родителей о готовности ребенка к школьному обучению;

- разработать и апробировать модель психолого-педагогического сопровождения семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Гипотеза: при условии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи и правильной организации специальных мероприятий (занятий, целенаправленных игр, экскурсий и т. д.) по формированию школьной зрелости позволит улучшить процесс подготовки к школе и поможет найти, по возможности, пути реализации задатков каждого будущего школьника

Реализация данной проблемы возможна при наличии в ДОУ необходимых условий:

  • Достаточного количества методической литературы по психолого-педагогическому сопровождению семьи в подготовке детей к школьному обучению

  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

  • Тесного взаимодействия с семьями дошкольников.

  • Использование в работе с родителями различных форм, методов и

7

приемов.

  • Разработанные конспекты различных мероприятий (родительские собрания, консультации, памятки) с родителями на этапе подготовки детей к обучению в школе.

  • Разработанный перспективный план в семейном клубе «Почемучки».

^ Методы исследования. Теоретические методы: метод логического анализа, синтеза, изучение психолого-педагогической литературы по вопросам взаимодействия ДОУ и семьи в подготовке детей к школьному обучению.

^ Эмпирические методы: прямое и косвенное наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент.


8

Теоретическая база опыта.
Проблема готовности к школьному обучению – одна из важнейших областей изучения, интересующая как теоретиков, так и практиков педагогических и психологических наук. Это обоснованно тем, что неподготовленность ребенка к школьному обучению, вызывает множество проблем на всех его последующих этапах.

Готовность дошкольников к обучению в школе представляет собой интегральную характеристику развития ребенка, имеющую определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, а также развитие зрительно-моторной координации.

Физическая готовность к обучению в школе определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма.

Специальная готовность включает в себя умения и навыки дошкольников, сформулированные в организованном обучении: представление об окружающем, речевое и математическое развитие. Однако готовность к школе не сводится только к физической и специальной готовностям. Необходима особая психологическая подготовленность к школе – самая большая группа психических функций, которая включает интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую ее формы.

Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий, реализуя его, преодолевая препятствия, если у него формируется произвольность психических процессов.

Личностная готовность ребенка к школе предполагает развитие мотивационной сферы, формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего обязанности, права и

9

занимающего особое положение в обществе.

Под интеллектуальной готовностью понимают необходимый для усвоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность: высокая сенсомоторная координация, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, закладывающих основы аналитического мышления, хорошо развитая память, развитие мелкой моторики рук, овладение разговорной речью на основе развитого фонематического слуха.

Большое значение для обоснования функций и структуры предшкольного образования имеют труды российских психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, А.Н. Леонтьева. Выводы ученых положены в теоретическое обоснование опыта. Согласно им основными психологическими новообразованиями старшего дошкольного возраста являются: - возникновение личного сознания и соподчинение мотивов (А.Н.Леонтьев); - возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения и возникновение первичных этических инстанций (Л.С.Выготский); - возникновение произвольного поведения (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец). Все это свидетельствует о том, что в старшем дошкольном возрасте ребенок уже психологически готов к деятельности учения.

Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро

10

нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

В качестве основной идеи работы с родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению нами определена концепция субъект-субъектного взаимодействия, разработанная А.А.Бодалевым, Н.Ф.Родионовой и другими авторами, в которой взаимодействие рассматривается как согласованная деятельность субъектов по достижению совместных целей при решении значимых для них проблем. При таком подходе активизируются процессы саморазвития и самоактуализации субъектов образования. Успех взаимодействия между субъектами зависит от их готовности принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. Характер позиции субъектов взаимодействия во многом определяется уровнем профессиональной компетентности и социально-культурного опыта педагогов.

Теоретической основой для разработки структурно-функциональной модели психолого-педагогического сопровождения семьи в подготовке детей к школьному обучению стали научные подходы, представленные в работах В.П.Беспалько, Т.Н.Дороновой, И.Ф.Исаева, В.А.Сластенина и др. Под моделью понималось схематическое отображение или воспроизведение объекта исследования с целью выявления возможностей его совершенствования и поиска резервов повышения эффективности.

Реализуя комплексный подход к организации взаимодействия ДОУ и семьи, предложенный Т.Н.Дороновой, были выделены три взаимосвязанных направления работы: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия ДОУ и семьи; повышение уровня

11
педагогической культуры родителей; образовательная работа с детьми, основанная на реализации личностно-ориентированной модели общения в триаде «педагог-ребенок-родитель».
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в подходе к проблеме взаимодействия ДОУ и семьи в подготовке детей к школьному обучению. Система дошкольного образования наилучшим образом поможет родителям подготовить ребенка к школе. Образовательная работа с детьми, проводимая воспитателями, специалистами нашего детского сада дает достаточный уровень умений и навыков, необходимых школьнику, таких как: навыки общения, познавательной деятельности, умение выполнять интеллектуальные действия. Кроме того, ориентир дошкольных образовательных учреждений на развитие личностных качеств воспитанников позволяет развивать у детей в процессе получения ими дошкольного образования важные социально-психологические умения и физические качества, гарантирующие каждому из них позитивный школьный старт. Разъяснение родителям основных задач воспитания и обучения ребенка старшего дошкольного возраста позволяет создать условия для комфортного перехода ребенка на следующую ступень образования, выработать единый стиль взаимодействия между педагогами и родителями. Важно компетентно объяснить семье цели дошкольного образования и подчеркнуть достаточность такой подготовки для успешного продолжения образования в начальной школе.

Проблема взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; также направлена на повышение педагогической культуры родителей по данному вопросу, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного

12

отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.

Вся система работы в нашем учреждении направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Благодаря использованию инновационных форм и методов в педагогической работе обеспечивается взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке детей к школьному обучению. Взаимодействие ДОУ и семьи при подготовке детей к школе обеспечивает решение многих проблем адаптации и успешного обучения выпускников на последующих ступенях образовательной системы.

13

Технология опыта.
Одной из задач нашего педагогического коллектива является сотрудничество педагогов и семьи в воспитании детей, систематическое просвещение родителей. Известно, что большую роль в подготовке ребенка к школе играют его родители. Но не все знают, как правильно готовить ребенка к будущей школьной жизни, поступлению в школу, что надо сделать, чтобы этот сложный и важный момент не превратился в моральную травму для ребенка.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыт работы свидетельствуют о том, что совершенствование взаимодействия ДОУ и семьи в основном осуществляется в направлении поиска новых форм работы, в меньшей степени уделяется его содержанию. Сотрудничество с родителями ограничивается только педагогической пропагандой, при котором семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Данные противоречия определили направление экспериментальной деятельности нашего детского сада: выявление условий, необходимых для эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Педагогами нашего МДОУ была проведена большая работа по взаимодействию ДОУ и семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Работу по предшкольной подготовке воспитанников вели с детьми, с педагогами. Но чтобы работа по подготовке детей к школьному обучению осуществлялась эффективно, необходимо её проводить во взаимодействии с родителями. Поэтому особенно углубленно велась и работа с родителями. Содержание работы с родителями реализовывалось через разнообразные формы, как традиционные так и нетрадиционные. (См.Приложение № 1)

Поиск эффективных форм взаимодействия с родителями по подготовке

14

дошкольников к школьной жизни мы проводили через разработку структурно-функциональной модели сотрудничества с семьей в условиях детского сада. Структурно-функциональная модель представляет собой алгоритм деятельности ДОУ в установлении партнерских взаимоотношений с семьей и включает три этапа: информационно-аналитический, содержательно-практический и контрольно-оценочный. (См.Приложение № 2). В решении задач взаимодействия ДОУ и семьи в подготовке детей к школьному обучению задействованы: заведующий детским садом, старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, логопед, инструктор по физкультуре, музыкальные руководители. (См. Приложение № 3).

Экспериментальная работа проводилась с 2010-2011 по 2011-2012 учебные годы.

Цель информационно-аналитического этапа – выявление готовности семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением по подготовке детей к обучению в школе.

На данном этапе был проведен сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей в подготовке детей к школе, запросов на получение педагогической информации с помощью тематического опроса, анкетирования, тестирования, наблюдения. (См.Приложение № 4)

В начале учебного года мы провели анкетирование среди родителей (См.Приложение № 5) и выяснили, что из 42 опрошенных родителей только 45 % именно себя считают ответственными за подготовку ребенка к школе, сами занимаются с будущим учеником. Однако готовность ребенка к школьному обучению 40% родителей понимают как его умение считать, читать, выполнять несложные арифметические действия. Они не связывают эту готовность с умением ребенка выполнять игровое правило, принимать участие в коллективных играх со сформированностью у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого

15

самовыражения и, наконец, с желанием ребенка идти в школу. Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности оказались не знакомы большинству родителей.

Степень участия родителей в учебно-воспитательном процессе на начало 2010 года составила 42%, интерес к деятельности детей по подготовке к школе был выявлен у 50% родителей.

По этим данным стало видно, что психолого-педагогические знания родителей по подготовке детей к школьному обучению – на низком уровне. Поэтому стало ясно, что необходимо создать условия и установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника по предшкольной подготовке, помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях.

II этап нашей работы – содержательно-практический .

Цель – изучить возможности эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Мы поняли, что родителей необходимо более тщательно познакомить с подготовкой детей к школьному обучению, комплексной характеристикой развития ребенка, включающая: социальные умения; развитие познавательных функций, необходимых для обучения; уровень личностного развития; здоровье. С этой целью было проведено педагогическое просвещение с использованием интерактивных форм: индивидуальные и подгрупповые консультации по актуальным проблемам подготовки детей к школе, информационные листовки-памятки, библиотека родителей, родительские собрания.

Для родителей будущих первоклашек были проведены: родительское собрание «Характеристика ребенка перед поступлением в школу», «Семья глазами ребенка», «Как помочь ребенку стать внимательным», «Развитие речи детей при подготовке к школьному обучению», консультация «Ваш малыш идет в школу!», консультация «Психологическая характеристика ребенка перед поступлением в школу», «Не за горами первый класс» (См.Приложение № 6) и

16

оформлен стенд на данную тему.

Были выпущены листовки-памятки «Звонок для родителей», « Полезные советы родителям будущих первоклассников», «Делать или не делать», «Родителям будущих первоклассников», «В родительский дневник», «Как определить, насколько ребенок готов к школе? И что делать, чтобы правильно подготовить его», «Когда надо начинать готовиться к школе? и другие (См.Приложение № 7). ???????( родителей"-листовких ровень личностного развития; здоровьемения, развитие познавательных функбенка идти в школу. миес

В течение года были проведены различные мероприятия по предшкольной подготовке совместно с родителями (праздник «Умники и умницы», развлечение «Старт на неизведанную планету», тренинг «Давайте поиграем» и др.), цель которых организация общения взрослых с ребенком и педагогов с родителями и детьми, создание условий для личностно-ориентированного общения. (См.Приложение № 8).

Разработан психологический портрет идеального первоклассника, который помогает родителям в подготовке детей к школе. (См.Приложение № 9).

С целью взаимодействия детского сада и семьи в подготовке детей к школьному обучению нами были проведены открытые занятия для родителей, презентации детских достижений, выставки, викторины, защита семейных проектов. (См. Приложение № 10)

Используются такая форма взаимодействия, как игротека «Напрокат». Не все родители в состоянии разнообразить игровую деятельность детей дорогими играми, поэтому мы создали игротеку «Напрокат». Не менее тридцати процентов родителей пользуются игротекой. Родители активно участвуют в выставках «Руками родителей и детей», «Умные игры». Сорок процентов игр изготовлено руками родителей.

Для родителей творчески оформлен уголок «Будущий первоклассник», он регулярно пополняется новым наглядным, полезным, красочным материалом.

Проводится “Неделя открытых дверей для родителей”, учитывая сложившуюся тенденцию занятости родителей. В результате этого увеличилось

17

количество мам и пап, посетивших мероприятия, проводимые в течение этой недели. (Выдержки из отзывов: “Дети занимаются с удовольствием, несмотря на то, что работа требует усидчивости, аккуратности”, “Интересно наблюдать, как дети умело лепят и рисуют; танцуют и поют; спешат на помощь друзьям, преодолевая различные препятствия”, “Я удовлетворена работой всех педагогов в садике, спокойна за подготовку ребенка к школе”). Эта форма работы нравится родителям, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка, научиться самим некоторым приемам и методам работы с детьми.

Педагоги ДОУ постоянно ведут поиск нетрадиционных форм сотрудничества с семьей. В детском саду функционирует семейный клуб по предшкольной подготовке детей «Почемучки», где используются различные формы и методы работы с родителями. Семейный клуб осуществляет свою работу в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, уставом ДОУ, настоящим положением. (См.Приложение № 11)

Цель семейного клуба «Почемучки»:

♦ установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах подготовки детей к школе, используя при этом различные формы и методы работы с родителями.

Задачи работы клуба:

♦ познакомить родителей с характеристикой психологической готовности ребенка к школе;

♦ изучить переживания взрослыми встречи со школой;

♦ обсудить вместе с родителями будущих первоклассников то как они видят школьную действительность своих детей;

♦ обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы; предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

На каждый учебный год разрабатывается перспективный план, который

18

является частью годового плана. (См. Приложение № 12) Тематика цикла занятий такова, что вопросы родительского воздействия, помощи детям и, конечно же, их ответ­ственности органично вписываются в содержание обучения. Заседания в клубе осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. В его реализации участвуют воспитатели, педагог-психолог, логопед, инструктор по физкультуре, педагог дополнительного образования, музыкальные руководители, старшая медицинская сестра, администрация ДОУ.

Взаимодействие с родителями в клубе «Почемучки» осуществляется через различные формы сотрудничества, такие как мастер-класс, круглый стол, семинары-практикумы, вечер вопросов и ответов, педагогическая гостиная, дискуссионные качели, КВН, деловая игра. (См.Приложение № 13)

Специалистами и воспитателями детского сада с родителями были проведены различные мероприятия по предшкольной подготовке детей, такие как «Формирование интеллектуальной культуры дошкольника», «Подготовка руки дошкольника к письму», «Укрепляем организм с помощью волшебных точек», «Подготовка ребенка к школе через решение основных задач физического воспитания в ДОУ» и другие (См.Приложение № 14).

Создав в детском саду необходимые условия для взаимодействия ДОУ и семьи в подготовке детей к школьному обучению, мы заметили, что у родителей повысился уровень педагогической культуры, сформировалась активная позиция при подготовке детей к обучению в школе.

III третий этап - контрольно-оценочный, цель которого – выявить результаты взаимодействия ДОУ и семьи в подготовке детей к школьному обучению. Используются Экспресс - методы сразу после проведения того или иного мероприятия: оценочные листы, книга отзывов, самоанализ педагогов, фотовыставки о проведении праздников, театрализованных представлений, занятий. Применяются такие методы как: собеседование с детьми, учет

19

активности родителей, анкетирование. Все приемы и методы, использованные в работе, способствовали установлению доверительных отношений между педагогами и родителями.

Проводя анкетирование родителей получили следующие результаты.

1. Появляется интерес родителей к содержанию жизни ребенка в детском саду.

2. Возникновение дискуссий по предшкольной подготовке по инициативе родителей.

3. Увеличение количества вопросов к педагогам, касающихся формирования личности, его внутреннего духовного мира, его интересов, подготовки детей к школе.

4. Родители начинают задумываться о правильности использованных методов, искренне рассказывают о своих промахах и признают свои педагогические ошибки.

5. Повышение активности родителей, участие во всех мероприятиях, которые проходят в детском саду:

- выросла информированность родителей о деятельности детского сада до 95 %;

- выросла активность родителей до 65 %;

- 85 % именно себя считают ответственными за подготовку ребенка к школе, сами занимаются с будущим учеником.

- 80% родителей готовность ребенка к школьному обучению понимают как сформированность у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения.

- 90% родителей проявляют интерес к деятельности детей по подготовке к школе.

Степень участия родителей в учебно-воспитательном процессе на конец 2011-2012 учебного года составила 82%.

Анализ оценочных анкет, предложенных родителям, показал, что темы и содержание мероприятий, проведенных в клубе «Почемучки» положительно

20

оценили 95% родителей, а 90% - узнали из нее много нового и интересного о подготовке детей к школе.

Проведя все этапы экспериментальной деятельности мы увидели, что работа по взаимодействию ДОУ и семьи в подготовке детей к школьному обучению эффективна и даёт положительные результаты. Таким образом, структурно-функциональная модель как основа целеполагания ориентирует педагогов на достижение конкретных результатов, обеспечивает системность взаимодействия педагогического коллектива и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе.
Анализ результативности.
Целенаправленная работа по выбранному направлению значительно помогла продвинуть родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе, лучше подготовить детей к успешному усвоению школьной программы.

Если в начале нашего эксперимента в 2010-2011 учебном году анкетирование среди родителей показало, что из 42 опрошенных родителей только 45 % именно себя считают ответственными за подготовку ребенка к школе, сами занимаются с будущим учеником. То в конце 2011-2012 учебного года этот процент родителей увеличился до 85 %.

Если в 2010-2011 учебном году готовность ребенка к школьному обучению 40% родителей понимают как его умение считать, читать, выполнять несложные арифметические действия. В конце 2009-20910 учебного года 80% родителей готовность ребенка к школьному обучению понимают как сформированность у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения.

Степень участия родителей в учебно-воспитательном процессе на начало 2010-2011 учебного года составила 42%, интерес к деятельности детей по подготовке к школе был выявлен у 50% родителей.

21

Проводя анкетирование родителей на конец 2011-2012 учебного года получили следующие результаты.

1. Появляется интерес родителей к содержанию жизни ребенка в детском саду.

2. Возникновение дискуссий по предшкольной подготовке по инициативе родителей.

3. Увеличение количества вопросов к педагогам, касающихся формирования личности, его внутреннего духовного мира, его интересов, подготовки детей к школе.

4. Родители начинают задумываться о правильности использованных методов, искренне рассказывают о своих промахах и признают свои педагогические ошибки.

5. Повышение активности родителей, участие во всех мероприятиях, которые проходят в детском саду:

- выросла информированность родителей о деятельности детского сада с 68 % (в 2010-2011 году) до 95 % (в 2011-2012 году);

- выросла активность родителей с 33 % (в 2010-2011 году) до 65 % ( в 2011-2012 году);

- интерес к деятельности детей по подготовке к школе вырос с 50% (в 2010 -2011 году) до 90% (в 2011-2012 году);

Степень участия родителей в учебно-воспитательном процессе на конец 2011-2012 учебного года составила 82%.

Анализ оценочных анкет, предложенных родителям, показал, что темы и содержание мероприятий, проведенных в клубе «Почемучки» положительно оценили 95% родителей, а 90% - узнали из нее много нового и интересного о подготовке детей к школе.

Результаты работы по данному направлению показали, что отмечается динамика во взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке детей к школьному обучению, эффективна и даёт положительные результаты. Таким образом, структурно-функциональная модель как основа целеполагания ориентирует

22

педагогов на достижение конкретных результатов, обеспечивает системность взаимодействия педагогического коллектива и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе. (См.Приложение № 15)

Результаты работы просматриваются не только во взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке детей к школьному обучению, но и в дальнейшем обучении детей в школе. (См.Приложение № 16)

Трудоемкость.
Материал, подбираемый для организации работы требует определенных умственных, творческих и временных затрат на подбор теоретического материала, на создание оригинального материала для проведения различных мероприятий по предшкольной подготовке детей, а также на систематизацию уже имеющего материала.


Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный опыт работы может быть использован в дошкольных учреждениях психологами, логопедами, воспитателями, в группах кратковременного пребывания, в группах выходного дня, в начальном звене среднего дошкольного образования; родителями в подготовке детей к обучению в школе.

23
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

П рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconП рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Развивать слуховое, зрительное внимание, слухо-речевую память, мыслительные операции

П рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconП рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Развивать слуховое внимание, слухо-моторную координацию, мыслительную деятельность

П рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconП рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Место выполнения работы: мбдоу «Детский сад №51» г. Мурома, Владимирской области, ул. Кленовая, дом 7

П рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconП рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Автор: Мосалёва Елена Геннадьевна, воспитатель первой квалификационной категории мбдоу «Детский сад №51»

П рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconП рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Цель: Воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей

П рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconП рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Закреплять технические навыки и умения: аккуратно закрашивать изображение, не выходя за контур, прорисовывать мелкие детали концом...

П рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconП рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Закреплять в речи детей правильное произношение поставленных звуков, работать над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение...

П рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconП рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Закреплять в речи детей правильное произношение поставленных звуков, работать над дикцией, развивать интонационную выразительность...

П рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества

П рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница