Программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир профессий»




Скачать 140.04 Kb.
НазваниеПрограмма по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир профессий»
Дата публикации10.10.2014
Размер140.04 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Психология > Программа
Программа по внеурочной деятельности

(социальное направление)

«Мир профессий»

Возраст: 7 — 8 лет

Срок реализации: 1 год


Пояснительная записка
Социальное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое в настоящий момент является одним из приоритетных в системе воспитания.

Ребенку школьного возраста, именно в начальной школе, необходимо донести значимость каждого человека в современном обществе, что является основой социального воспитания, так как его недостатки трудно восполнить в последующие годы.

Появление курса «Введение в мир профессий» связано с тем, что в настоящее время смяты социальные ориентиры, так как прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе – самоустранению большей части родителей от социального воспитания юных граждан.

Актуальность выбора курса «Введение в мир профессий» определена следующими факторами: на основе проведения диагностики выявлено, что у большинства первоклассников нашей школы низкий уровень представления о профессиях родителей и их значении в жизни человека.

Программа разработана на основе ранее предложенных. ^ Существенным отличием является учебно-тематический план (добавлены темы регионального компонента), содержание программы (изменено количество часов по разделам, внесен раздел «Проект «Азбука профессий»»).

Программа данного курса рассчитана на реализацию среди учащихся первого класса (7 – 8 лет) и призвана формировать учебно-познавательные мотивы школьников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.

^ Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью вопросов и их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в занятиях. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Цель: развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Реализация достижения данной цели возможна при решении следующих задач:

- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

- развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.

Занятия по данному курсу будут проходить один раз в неделю по 30 минут в форме игры, викторины, беседы, экскурсии, конкурсов.

^ Ожидаемые результаты:

Предметные:

- знать различные профессии;

- уметь устанавливать различие между профессиями;

- правильно использовать термины, полученные на занятиях;

- способность добывать новую информацию из различных источников.
Метапредметные:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;
Личностные:

- проявлять устойчивый познавательный интерес к теме;

- осознавать социальную значимость человека в обществе.
Итоговыми занятиями по разделам будет конкурс рисунков, викторина, встреча с родителями. В конце изучения курса - праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»
^ Учебно-тематический план




п/п

Тема занятия

Всего часов

Теор.

Практ.

Сроки выпол

нения




^ Введение в мир профессий 5 ч













1

Зачем человек трудится?

1

0,5

0,5

сентябрь

2

Какие профессии ты знаешь?

1

0,25

0,75

сентябрь

3

Мир интересных профессий

1

0,5

0,5

сентябрь

4

Чем пахнут ремесла?

1

0,5

0,5

сентябрь

5

Итоговое занятие «Кем я хочу стать?» (конкурс рисунков

1

0,25

0,75

октябрь




^ Знакомство с различными профессиями 17 ч













6

Профессия - учитель

1

0,5

0,5

октябрь

7

Профессия -библиотекарь

1

0,5

0,5

октябрь

8

Профессия - продавец

1

0,5

0,5

октябрь

9

Профессия - парикмахер

1

0,5

0,5

ноябрь

10

Профессия - повар

1

0,5

0,5

ноябрь

11

Профессия - почтальон

1

0,5

0,5

ноябрь

12

Профессия - врач

1

0,5

0,5

декабрь

13

Профессия - художник

1

0,5

0,5

декабрь

14

Профессия - швея

1

0,5

0,5

декабрь

15

Профессия – воспитатель детского сада

1

0,5

0,5

декабрь

16

Профессия «Следователь»

1

0,5

0,5

январь

17

Следствие ведут первоклассники!

1

0,25

0,75

январь

18

Профессия «Бухгалтер»

1

0,5

0,5

январь

19


Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)»

1

0,5

0,5

февраль

20

Профессия «Мастер-цветовод»

1

0,5

0,5

февраль

21

Профессия «Водитель автомобиля»

1

0,5

0,5

февраль

22

Профессия «Комбайнер»

1

0,5

0,5

март

23

Профессия «Мастер машинного доения»

1

0,5

0,5

март

24

Викторина «Что мы узнали о профессиях?» (итоговое занятие)

1

0,25

0,75

март




^ Профессия моих родителей 4 ч













25,26

Кем работают мои родители?

2

0,25

0,25

0,75

0,75

апрель

27,28

Семейные династии – встреча с родителями (итоговое занятие)

2

0,25

0,25

0,75

0,75

апрель





^ Проект «Азбука профессий» 4ч













29

Организационное занятие. Предъявление заданий по группам

1

1




апрель

30,31

Сбор и уточнение информации о профессиях

2

0,5

0,5

0,5

0,5

май

32

Защита проекта

1




1

май

33

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1




1

май




Итого:

33

15

18





^ Содержание дополнительной образовательной программы
Занятие 1.

Тема: «Зачем человек трудится?» Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»

Занятие 2.

Тема: «Какие профессии ты знаешь?». Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!»

Занятие 3.

Тема: «Мир интересных профессий». Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.

Занятие 4.

Тема: «Чем пахнут ремесла?». Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?

Занятие 5.

Тема: «Кем я хочу стать?». Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Занятие 6.

Тема: «Профессия - учитель». Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему «Школа»

Занятие 7.

Тема: «Профессия «Библиотекарь». Экскурсия в школьную библиотеку. Понятия «формуляр, стеллаж, хранилище, тематика»

Занятие 8.

Тема: «Профессия - продавец». Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине». Понятия «прилавок, покупатель, товар, цена»
Занятие 9.

Тема: «Профессия - парикмахер». Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую

Занятие 10.

Тема: «Профессия - повар». Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повар. Понятия «меню, ингредиенты, сервировка»

Занятие 11

Тема: «Профессия – почтальон». Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. Понятия «пресса, периодическая печать, почтамт»

Занятие 12

Тема: «Профессия – врач». Знакомство с профессией врача. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». Понятия «педиатр, стоматолог, отолоринголог, офтальмолог»

Занятие 13.

Тема: «Профессия – художник». Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник». Понятия «палитра, мольберт, цветовая гамма»

Занятие 14

Тема: «Профессия – швея». Знакомство с профессией швеи. Викторина «Какие предметы нужны швее?» Конкурс рисунков «Модели одежды»

Занятие 15

Тема: «Профессия – воспитатель детского сада». Знакомство с профессией воспитателя. Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»

Занятие 16.

Тема: «Профессия - Следователь». Дискуссия о должностных обязанностях следователя. Качества личности в профессии. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.

Занятие 17.

Тема: «Следствие ведут первоклассники!». Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Дискуссия.

Занятие 18

Тема: «Профессия - Бухгалтер». Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Что важно знать первокласснику, который хочет стать бухгалтером? Что значит быть усидчивым?

Занятие 19

Тема: «Профессия - Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)» Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Дискуссия. Игра «Что ты умеешь, сельский житель?». Понятия «фермер, прибыль, бартер, вложения, сельскохозяйственная техника»

Занятие 20

Тема: Профессия «Мастер-цветовод»

Работа в кабинете и с подсобным материалом. Беседа. Уход за растениями. Практическая работа по составлению букетов.

Занятия 21

Тема: «Профессия «Водитель автомобиля». Устные рассказы детей об известных им машинах. Практическая работа с маршрутными картами «Дорога в школу и из школы». Обсуждение. Рисование. Сюжетно-ролевая игра.

Занятия 22.

Тема: «Профессия «Комбайнер». Презентация. Понятия: «жатка, бункер». Пословицы о хлебе.

Занятия 23.

Тема: «Профессия «Мастер машинного доения» .Презентация. Беседа о пользе молочных продуктов.

Занятие 24.

Тема: Викторина «Что мы узнали?». Викторина «Что мы узнали?»

Занятия 25-26.

Тема: «Кем работают мои родители?». Устные рассказы детей о профессиях своих родителей. Рассказы родителей о своей работе.

Занятие 27-28.

Тема: «Семейные династии». Связный рассказ, рассматривание семейных фото, запечатлевших членов семьи за работой.

Занятия 29.

Тема: «Организационное занятие. Предъявление заданий группам».

^ Занятия 30-31.

Тема: «Сбор и уточнение информации о профессиях». Пословицы, загадки, стихи о профессиях.

Занятие 32

Тема: Защита проекта.

Занятие 33

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» Стихи, песни, пословицы, разыгрывание ситуаций.

^ Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы

Для реализации дополнительной образовательной программы необходимо: дидактический и методический материал, мультимедийная установка, интерактивная доска, Интернет-ресурсы, художественная литература, фотоматериалы, видеоматериалы, репродукции картин, плакаты, альбомы, краски, ножницы, клей, цветные карандаши, цветная бумага.

Для достижения поставленных задач применяются разные

- формы занятий: ролевые игры, экскурсии, конкурсы, практические занятия;

- методы: беседа, игры на внимание, развитие памяти, логического мышления, релаксационные упражнения.

Список литературы для учителя:

  1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. -М.: ИПИ РАО, 1998.

  2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: «Знание», 1991.

  3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: «Инноватор», 1997.

  4. Горбунова М.В. 1000 профессий традиционных, новых, редких: краткий энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009

  5. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.

  6. Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.

  7. Лопатина А. и Скребцова М. Секреты Мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах. – М.: «Амрита – Русь», 2011

  8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.

  9. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.

Список литературы для учащихся:

  1. Благинина Е. Н. Тишина. –М.: «Просвещение», 2004.

  2. Каспарова Ю.В. О профессиях. Полезная книжка. – М.: «Каскад», 2008

  3. Маяковский В.В. Все работы хороши, выбирай на вкус.- Л.: «Лениздат», 1988.

  4. Маяковский В.В. Кем быть? - Л.: «Лениздат», 1978.

  5. Носов Н.Н. Заплатка. – М.: «Просвещение», 2000.

  6. Родари Дж. Чем пахнут ремесла?- М. : «Худож. литература», 1999.

  7. Энциклопедия «Мир профессий». –М.: Изд. «Знание», 2005.

  8. Энциклопедия «Я познаю мир». –М.: Изд. «Дрофа», 2007.

  9. Энциклопедия для детей «Выбор профессии». - М.: «Аванта», 2009

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир профессий» iconПрограмма Курса внеурочной деятельности Направление: Название : «Мир техники»
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов во внеурочной деятельности учителей начальной

Программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир профессий» iconПрограмма внеурочной деятельности «мой мир»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы внеурочной деятельности...

Программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир профессий» iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному...
Программа начала реализовываться в мкоу белоозёрской оош №9 в качестве программы организации внеурочной деятельности обучающихся...

Программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир профессий» iconПрограмма курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»
От учителя требуется много усилий, чтобы заинтересовать семиклассников физикой. Проблема эта отчасти снимается при введение курса...

Программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир профессий» iconНаправление программы внеурочной деятельности
Данная программа внеурочной деятельности по английскому языку имеет общеинтеллектуальную направленность, разработана на основе примерной...

Программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир профессий» iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный английский»
Программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов

Программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир профессий» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса моу сош №1
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...

Программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир профессий» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года. (таблицы №1 -5)

Программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир профессий» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Художественное слово»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир профессий» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг»
Сборника программ внеурочной деятельности «Н. Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница