А. В. Гущин Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен)




НазваниеА. В. Гущин Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен)
страница1/6
Дата публикации30.06.2013
Размер0.72 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
www.lit-yaz.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6


А.Ю. Петров

Т.В. Гончаренко

А.В. Гущин

Итоговая аттестация

по психолого-педагогической

подготовке

(государственный экзамен)

Нижний Новгород

2010

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Кафедра профессиональных педагогических технологий


А.Ю.Петров


Т.В. Гончаренко

А.В. Гущин
Итоговая аттестация

по психолого-педагогической

подготовке

(государственный экзамен)
Учебно-методическое пособие
^
для студентов всех форм обучения и специализаций

специальности 050501.65 - Профессиональное обучение


Нижний Новгород

2010

ББК 74.04

У


ДК 574
П - 30


П-30 Петров А.Ю., Гончаренко Т.В., Гущин А.В. Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен) для студентов всех форм обучения и специализаций специальности 050501.65 Профессиональное обучение: учебно-методическое пособие. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. – 45 с.


Типовая программа разработана на основе Программы государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке для студентов всех форм обучения по специальности 050501.65 - Профессиональное обучение. Рекомендованной к изданию Пленумом Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию.

© Петров А.Ю., Гончаренко Т.В., Гущин А.В. 2010

© ВГИПУ, 2010

Содержание
Введение……………………………………………………………….…5

Программа по профессиональной педагогике, психологии и возрастной физиологии…………………………………………………..….…7

Программа по методике профессионального обучения……………..18

Перечень практических заданий…………………………….………...32

Введение
Основными задачами государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке, как итоговой аттестации по одному из трех компонентов профессионально-педагогического образования, являются:

  • систематизация студентами в период подготовки к экзамену полученных за годы учебы знаний, навыков и умений по теоретическим и технологическим дисциплинам психолого-педагогического цикла;

  • осмысление студентами существующей (к моменту сдачи экзамена) практики начального профессионального образования с точки зрения полученных теоретических знаний; корректировка собственных педагогических взглядов и отношений;

  • выявление экзаменационной комиссией уровня развития педагогического мышления выпускника, знания им проблем и вопросов теории и практики профессиональной педагогики, общей и частных методик, возрастной физиологии и психологии.

Содержание государственного экзамена определяется изучаемыми в вузе дисциплинами психолого-педагогического цикла, содержанием педагогических практик и той части производственных практик, которые касаются организации и методики обучения рабочих на предприятии. В экзаменационные билеты включен наиболее значимый учебный материал, который охватывает все основные разделы профессиональной педагогики и общей методики профессионального образования, а также вопросы частных методик обучения техническим предметам в учреждениях начального профессионального образования. По курсам возрастной физиологии и психологии в билеты включены лишь отдельные вопросы, которые, тем не менее, содержат фундаментальный материал, оказывающий наибольшее влияние на педагогическую подготовку студентов.

Экзаменационный билет состоит из трех вопросов. Первый из них - теоретический, из области профессиональной педагогики, психологии или физиологии. Второй - из области общей методики профессионального образования, ответ на который должен иметь репродуктивный характер, но требует излагать образовательные технологии на примерах подготовки рабочих по конкретным профессиям, родственным специализации студента. Третий вопрос - практическое задание самого разнообразного содержания: разработка педагогического проекта, сценария воспитательного мероприятия, решение типичной или усложненной педагогической задачи, критический анализ педагогического опыта, подготовка рецензии, отзыва, написание статьи и т.п. Отличительной особенностью вопроса является то, что он имеет продуктивный, творческий характер и касается решения частно-методических задач или частных вопросов педагогической науки.

Получение практического задания. Третий вопрос экзаменационного билета студентами выполняется в течение 5-ти дней, предшествующих государственному экзамену. Студент имеет право высказать свое пожелание о тематике практического задания члену государственной экзаменационной комиссии, ответственному за выдачу заданий. В случае, если предполагаемая студенческая экзаменационная разработка имеет реальную перспективу внедрения в конкретный учебный процесс (заключение о полезности работы) или уже используется (акт внедрения), то ее тематика может быть предложена студенту в качестве практического задания. В остальных случаях мнение студента не учитывается, и задание назначается упомянутым членом экзаменационной, комиссии из числа тех тем, которые предложены в настоящей программе. При этом задание конкретизируется, например, указывается профессия рабочего, учебный предмет и т.п. Пояснительная записка к выполненному творческому заданию оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению курсовых проектов и работ.

Организация государственного экзамена:

  • формируется государственная экзаменационная комиссия, и состав ее доводится до сведения студентов;

  • проводятся обзорные лекции и консультации;

  • подготавливаются: учебно-программная документация образовательных учреждений начального профессионального образования, наглядные пособия, справочная литература, технические средства обучения (по заявкам студентов);

  • сроки проведения экзаменов и консультаций отражаются в расписании;

  • консультации проводятся по всем дисциплинам, вынесенным на экзамены; допуск каждого студента к государственному экзамену осуществляется приказом по институту;

  • на подготовку к ответу на вопросы билета отводится 1 академический час;

  • на ответ, включая защиту творческого практического задания отводится 15 минут;

  • порядок ответов на вопросы билета определяется самим студентом;

  • при ответе на третий вопрос, если это потребуется, допускается ассистирование другим студентом при использовании технических средств обучения, проведении фрагмента урока и т.п.;

  • при необходимости дополнительные вопросы задаются студенту после ответа на все три вопроса билета;

  • оценка оглашается после завершения ответов всеми студентами па основании решения экзаменационной комиссии.

Требования к ответу на экзаменационный билет:

  • ответ должен быть научным, то есть опираться на соответствующие законы и теории; он должен быть логически стройным, в ответе должны присутствовать доказательства, опирающиеся на аргументы, аналитические данные и факты;

  • ответ должен строится с использованием знаний других дисциплин, то есть быть интегрированным;

  • ответ следует строить в единстве теории и практики с подтверждением тео­ретических положений фактами, педагогическими ситуациями;

  • ответ на третий вопрос билета осуществляется в форме защита выполненной разработки.

^ Программа по профессиональной педагогике, психологии

и возрастной физиологии
1. Общая и профессиональная педагогики как научные отрасли: объект и предмет познания, задачи и функции, место и взаимосвязь в системе педагогических наук.

Педагогика как научная область знания о человеке. Объект и предмет познания общей педагогики. Система педагогических наук, отрасли и ветви современной педагогической науки. Профессиональная педагогика как отрасль педагогической науки, ее место и функции в системе педагогических наук, объект и предмет познания. Методы педагогического исследования. Взаимосвязь педагогической теории и практики. Этапы становления научной педагогики. Перспективы развития педагогической науки.

Педагогика профессионального образования рабочих как ветвь профессиональной педагогики, ее цели и задачи исследования.
^ 2. Основные педагогические категории.

Понятийный аппарат науки как ее основа. Особенности понятийного аппарата педагогики. Сущность понятия "категория". Характеристика основных педагогических и профессионально-педагогических категорий: общее понятие воспитания, воспитание в узком и широком значении, образование, обучение, самовоспитание, самообучение, самообразование, работник, рабочий, профессия, специальность, профессиональная квалификация, профессиональное мастерство.

Понятие личностного трудового потенциала работника.
^ 3. Тенденции развития общего и профессионального образования в современный период.

Понятие профессионального образования. Взаимосвязь профессиональной подготовки с основными направлениями научно-технического и социального развития общества.

Общество как воспитательная система. Воспитательные функции государства и особенности их реализации в современный период. Закон об образовании Российской Федерации, как государственный документ, регулирующий развитие системы образования. Место и задачи профессионального образования в системе образования Российской Федерации: профессиональные программы. Принципы государственной политики в области образования.

Проявление дореволюционных и советских образовательных традиций в подготовке будущих специалистов. Новые типы учебных заведений и особенности профессиональной подготовки в них. Переход от единообразия к разнообразию в организации и управлении учебно-воспитательного, процесса начального профессионального образования.

Государственный стандарт начального профессионального образования, его назначение, структура, содержание.

4. Начальное профессиональное образование как воспитательно-образовательная система.

Понятие системы образования. Начальное профессиональное образование как составная часть системы народного образования, его назначение, цели и задачи, принципы построения и перспективы развития. Образовательные учреждения начального профессионального образования и специфика построения воспитательных отношений в них. Кадровое обеспечение системы начального профессионального образования.

Педагогические идеи и теории развития начального профессионального образования до революции, в советский и современный периоды. Становление и развитие учебных заведений начального профессионального образования от горнозаводских школ до современных колледжей. Особенности функционирования начального профессионального образования в условиях рынка.
^ 5. Особенности профессиональной подготовки рабочих.

Особенности начальной профессиональной подготовки в учебных заведениях. Взаимосвязь производственных и педагогических процессов в обучении рабочих, специфика взаимосвязи производственного и теоретического обучения, взаимосвязь общего политехнического и профессионального образования. Взаимосвязь профессиональной подготовки специалистов и уровня развития производства. Соответствие педагогических процессов уровню развития производства по конкретной профессии.

Общие педагогические закономерности, их проявление и реализация в учебных заведениях начального профессионального образования с учетом специфики практической подготовки рабочих: обусловленность процесса обучения потребностями общества; зависимость эффективности процесса обучения от специфики его содержания, возможностей обучаемых, выбора форм и методов обучения: единство преподавания и учения; единство образования воспитания и развития учащихся в процессе обучения.

Требования производства к уровню профессиональной подготовки рабочих. Понятие конкурентоспособного рабочего.
^ 6. Общая характеристика педагогического процесса.

Понятие педагогического процесса, как способа развития личности. Единство и взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития в формировании личности. Общее в педагогических процессах воспитания, образования, обучения и др. Виды педагогического процесса.

Структура педагогического процесса и его основные компоненты (согласно концепции Ю.К. Бабанского или B.C. Безруковой). Педагогические цели, принципы, содержание педагогического процесса, педагогические методы, формы и средства как основные компоненты любого педагогического процесса, их сущность для профессиональной подготовки. Основное правило построения компонентов педагогического процесса. Движущие силы развития педагогического процесса.

Управление педагогическим процессом - понятие и структура.

^ 7. Характеристика педагогических целей.

Понятие педагогических целей. Особенности педагогических целей. Цели как системообразующий фактор развития педагогического процесса Разновидности педагогических целей: нормативные и инициативные; цели обучения, воспитания, развития; цели организационные и методические. Структура педагогических целей. Специфика основных педагогических целей для профессиональной подготовки. Построение "Дерева целей".

Процесс педагогического целеполагания. Требования к формулированию целей. Особенности диагностично поставленных целей. Ошибки в формулировании целей.
^ 8. Характеристика педагогических принципов.

Общенаучное понятие принципов. Сущность педагогических принципов и их роль в построении педагогического процесса. Требования и правила реализации педагогических принципов.

Общепедагогические принципы и их характеристика, особенности реализации в системе начального профессионального образования.

Дидактические принципы и их характеристика, особенности реализации в системе начального профессионального образования.

Принципы профессионального образования, их характеристика и реализация.

Выбор принципов. Подходы к формулированию принципов.
^ 9. Характеристика содержания подготовки специалистов.

Общенаучное понятие содержания. Сущность содержания образования, содержания воспитания, содержания обучения, содержания учебного материала. Функции содержания в педагогическом процессе. Уровня формирования содержания.

Состав и структура содержания образования. Компоненты содержания образования - знания, умения и навыки. Сущность содержания начального профессионального образования. Характеристика содержания общеобразовательной и профессиональной подготовки в профессиональном училище.

Специфика технического знания и особенности изучения предметов профтехцикла. Компоненты содержания учебного материала. Выбор и виды анализа содержания учебного материала.

Характеристика основных направлений воспитания будущих рабочих. Выбор содержания внеурочной воспитательной работы в учебном заведении. Обучение учащихся выбору содержания самовоспитания и самообразования.

Развитие содержания воспитания и обучения в истории педагогики. Взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования. Перспективы развития содержания подготовки будущих работников. Взаимосвязь содержания обучения и методики преподавания конкретной учебной дисциплины.

^ 10. Характеристика педагогических методов.

Общенаучное понятие метода. Сущность педагогических методов. Подходы к трактовке педагогических методов. Роль методов в организации педагогических процессов в учебном заведении. Из истории развития методов и приемов воспитания и обучения.

Классификации методов обучения: традиционная - по источникам знания; по степени активности учащихся: проблемные методы обучения. Классификация методов воспитания по Ю.К. Бабанскому. Классификатор методов воспитания по B.C. Безруковой; характеристика отдельных групп методов. Педагогические приемы и способы как компоненты методов.

Психолого-педагогические основы выбора методов. Перспективы развития методов обучения и воспитания в педагогической теории и практике.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. В. Гущин Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен) iconО. И. Ваганова Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке...
Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов, студентов всех форм обучения и специализаций специальности 050501. 65 Профессиональное...

А. В. Гущин Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен) iconТ. В. Гончаренко А. Ю. Клыбин Итоговая аттестация (дипломное проектирование)
Г 98 Гущин А. В., Гончаренко Т. В., Клыбин А. Ю. Итоговая аттестация (дипломное проектирование) для студентов всех форм обучения...

А. В. Гущин Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен) iconОбязательная итоговая аттестация
Государственная итоговая аттестация (гиа) в текущем учебном году пройдет по 14 общеобразовательным предметам, сообщается на официальном...

А. В. Гущин Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен) iconИнструкция для выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений...
Инструкция предназначена для выпускников 9 классов образовательных учреждений, участвующих в подготовке и проведении государственной...

А. В. Гущин Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен) iconЭкзаменационные билеты по литературе 9 класс. Примерные экзаменационные...
Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования...

А. В. Гущин Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен) iconБюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для...
Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации

А. В. Гущин Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен) iconБюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для...
Технологии восстановительного правосудия в педагогической деятельности как способ разрешения конфликтов

А. В. Гущин Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен) iconКгоу цппрк
Краевого государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,...

А. В. Гущин Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен) iconПояснительная записка I часть Организация режима пребывания детей...
Содеожание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей

А. В. Гущин Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен) iconПрограмма по педагогике начального образования пояснительная записка...
Государственный экзамен по дисциплине «Педагогика начального образования» является средством проверки педагогической подготовки студентов...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница