Несовершеннолетних беженцев




Скачать 97.77 Kb.
НазваниеНесовершеннолетних беженцев
Дата публикации29.06.2013
Размер97.77 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Психология > Документы
В.А. Березная-Демиденко, Р. Булотас
ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ БЕЖЕНЦЕВ
Город Ионава, Литва
Настоящая статья посвещена обозрению психосоциальных особенностей несовершеннолетних беженцев, анализу результатов исследования социализации данных детей в школьной среде и предоставлению рекомендаций.

Ключевые слова – ребенок, беженец, социализация, миграция.
Одной из важнейших проблем XXI века является миграция [5, с. 137]. Глобальный маштаб миграционных тенденций вносит коррекции не только в социально-политическую, экономическую сфкры, но и в сферу педагогической псохологии. Согласно директиве Совета Европейского Союза [2003/3/EB] дети беженцы и несовершеннолетние просители убежища признаны самой уязвимой группой мигрантов. Сегодня 90% несовершеннолетних беженцев получивших убежище в Балтийских странах (в частности в Литве) прибыли из “горячих точек“ – зон военных действийю Этот факт часто является причиной распространения пост-травматического синдрома, психосоциальных и поведенческих нарушений в группе несовершеннолетних мигрантов [3, с. 1]. Попав в незнакомую среду страны, предоставившей убежище, несовершеннолетние беженцы сталкиваются с новыми задачами адаптации в обществе, социализации в учебных заведениях.

Исходя из актуальности проблемы проведен анализ публикаций об психосоциальных особенностях несовершених беженцев, выполненно практическое исследование аспектов социализации детей мигрантов в школьной среде.
Психосоциальные особенности несовершеннолетних беженцев:

Подростковый период сам по себе вызывает немало психологических проблем – кризис идентичности; сложности общения; особенности сексуального созревания; стремление к автономии и, в то же время, потребность эмоциональной близости; опасность потребления психотропных препаратов и т.д. Ситуация обостряется, когда психически неокрепший подросток один, без поддержки и сопровождения родителей, попадает в незнакомую среду.

Психическое состояние одиноких несовершеннолетних беженцев ухудшает сам статус беженца, требующий от эмоционально потерянных подростков принятия самостоятельных решений и личной ответственности за них. В связи с этим убежища просящие подростки переживают трудности нескольких уровней: эмоционального, поведенческого, соматически- психического и ментального. Так же им свойственна тенденция к скрытности.

1. На первом – эмоциональном уровне, несовершеннолетние одинокие беженцы переживают: тревожность, злость, грусть, стыд и чувство вины [1, с. 9].

А) тревожность. Различается Эго – тревожность, связанная с личностью. В таких случаях подростков одолевают иррациональные мысли о собственной несостоятельности “Если не могу достойно жить сейчас, я полный ноль“, “Мои одноклассники многое могут, а я полный неудачник“... В случае Эго-тревожности несовершеннолетние беженцы негативную ситуацию, связанную со статусом беженца, склонны приписывать своим личным неудачам. Это очень пагубно влияет на психологическое состояние подростков.

Несовершеннолетним мигрантам так же свойственна Тревожность дискомфорта. Эта разновидность тревожности связанна с заблуждением, будто бы мир должен быть полон комфорта, без боли и проблем. Несколько примеров иррациональных мыслей подростков: “В мире нет больших страданий, чем мои“, “Я больше никогда не буду счастливым“, “Если сейчас быстро что либо не изменится, это будет катастрофа для меня“...

Тревожность примера основана на том, какие примеры видит несовершеннолетний беженец. Зачастую в многих общих лагерях беженцев взрослые мигранты испытывают различные трудности адаптации, сложно устраиваются на работу, а свои психологические трудности пытаются решить не верными способами употребления алкоголя и т.п. Такой ”пример” вызывает у несовершеннолетних беженцев тихий ужас перед завтрашним днем и сильную тревогу за свое будущее [1, с. 9].

Б) злостьэто одна из самых сильных и часто проявляющихся эмоций у несовершеннолетних беженцев. Подросткам кажется, что с ними произошла большая несправедливость. И они довольно часто, даже не вполне осознанно, находят объект для проявления своей мести. Примерами иррациональности мыслей подростков в таких случаях являются: “Мне плохо и они должны за это быть наказаны“, “Социальные работники не достаточно уважают меня“, “Они не правильно ведут себя по отношению ко мне“...

В) грусть – остро проявляется, когда несовершеннолетние беженцы иррационально отождествляют себя с переживаемыми чувствами потери, горечи, душевной боли.

Г) стыд и чувство вины - стыд подростков, как правило, связан с такими иррациональными мыслями, как: ”Этого не должно было случится со мною, потому что сейчас все окружающие знают какой ничтожный я человек”, ”Все знают что со мною произошло, теперь я для всех словно открытая книга и это неисправимо”...

Чувство виды одолевает несовершеннолетних беженцев из-за иррациональной тенденции винить себя во всем, что с ними происходит. Если подростки переживают фрустрацию, то иррациональный процесс мышления становится все сильнее: ”Я совершил ошибки, значит я плохой, виновный, никчемный человек”... Такие мысли порождают новые эмоции злости, грусти или тревоги. [1, с. 10].

2. Второй – поведенческий уровень характеризуется несколькими нарушениями:

А) проблемное поведение. Существует несколько вариаций проблемного поведения: агрессивный тип (подросток часто дерется, демонстративно отказывается от любой деятельности, ломает мебель центра беженцев и т.д.); регрессивный тип (несовершеннолетний беженец часто плачет, не мотивирован к деятельности, в рисунках использует темные цвета, минимально общается); этический тип (подросток часто врет, ворует, употребляет наркотические вещества).

Б) сложности в адаптации - несовершеннолетний беженец не может найти друзей, не хочет ходить в школу, хотя ему не хватает общения и обучения. Иногда очень сложно отделить нарушения поведения от адаптационных нарушений.

В) проблемы в учебе – часто у несовершеннолетних беженцев наблюдаются нарушения памяти, внимания; сложности в чтении, письме, арифметике, ориентации и т.д.

3. Третий уровень проявляется соматически - психическими расстройствами. На этом уровне подростков одолевают такие проблемы, как: нервный тик, недержание мочи, нарушения сна и аппетита, напряжение отдельных групп мышц [1, с. 11].

4. Четвертый – ментальный уровень – характеризуется множеством сильнейших иррациональных (т.е. неправильных) мыслей и убеждений, мешающих юному мигранту успешно выйти из подросткового кризиса и кризиса беженца. Вот несколько примеров мыслей несовершеннолетних беженцев: “Все должно быть намного легче“, “Никто не должен понять, что у меня есть проблемы“, “Дома все было намного лучше, чем здесь“, “Все у меня замечательно (не принятие потерь и реальности)“, “Я должен иметь все и сейчас“, “Я ненавижу своих соседей, школу и эту страну“, “Моя жизнь без перспектив“, “Мир должен быть правильным и справедливым“, “Никто мне не помогает“, “Я полный ноль в этой жизни“...

5. Пятый уровень – тенденция к патологической скрытности. Многие несовершеннолетние беженцы не склонны рассказывать о своих проблемах и планах на будущее. Самые распространенные причины такого поведения:

- стыд и чувство вины;

- страх последствий;

- семейная модель: в семье беженцев не привычно рассказывать о проблемах;

- неправильный/ иррациональный процесс мышления: если я не буду думать о своих проблемах, они сами собой решаться;

- убеждение, что воспоминания вредны;

- неуверенность и страх [5, с. 12].
Результаты исследования аспектов социализации детей беженцев

в школьной среде:

Целью натоящего исследования является раскрытие особенностей социализации детей беженцев в одном из социализационных звений – школе.

Участники исследования – педагоги “N-школы„ Ионавского района (Литва), имеющие опыт работы с детьми беженцами.

Методы исследования – для опроса респондентов было использованно полу-структурное интервью, для обьективного анализа результатов - “контент анализ„ (анализ особенностей текста интервью). Опрос основывался на изучении мнения педагогов о таких аспектах социализации детей, как: уровень успеваемости и участие детей в школьной деятельности; интересы детей, возможности их проявления и т.д. А так же – сравнение мнений педагогов о школьной социализации миграцию испытавших и не испытавших детей.

Результаты исследования рассматриваются в соответсвии с различными аспектами сициализации детей в школе:

1) личностный аспект – по мнению педагогов наиболее распространенными личностными характеристиками детей беженцев являются: скрытность (N=8), гиперактивность (N=7) и агрессивность (N=5)

Категория

Суб-категория

Подтверждающие утверждения


Личностные характеристики, качества


Скрытность

“…они, как правило, не многословны, на занятиях просто сидят…„

“...скрытнее, чем другие дети„

“…они как-то закрыты, общаются мало и только со своими„

“…менее общительны, скрытные„

“…трудно идут на контакт, стеснительные, иногда ленивые„.

“…они не многословны, стараются не выделяться„

“… думаю, они довольно скрытны, не склонны откровенничать„

“…они избегают общения, не подпускают к себе„.


Агрессивность

“… их очень легко разозлить„

“…они быстро “загораются“ – злятся, дерутся„

“некоторые из них совершенно не умеют совладать с чувством злости„

“…они часто физически проявляет агрессию (дерутся)„

“испытывая гнев, они чаще чем другие дети ведут вебя агрессивно, используют силу„


Гиперактивность

“... очень активные, в особенности на переменах, их остановить не возможно„

“…да, эти дети очень подвижны, не могут усидеть на одном месте ни на уроках, ни во время перемен„

“они активнее и подвижнее других детей„

“дети разные, но большинство из них сложно концентрируют внимание, не могут усидеть на одном месте„

“…они постоянно в движении, мечатся„

“…на переменах их вовсе не возможно утихомирить, спокойные мероприятия их не интересуют„

“…их везде много, слишком подвижные дети„


В качестве важных тенденций личностного аспекта педагоги так же выделили склонность детей беженцев к ограниченному (N=7) и осторожному (N=5), а иногда и к деструктивному (N=3) общению. Обьективность полученных результатов подтверждает и анализ исследований зарубежных авторов. Так, к примеру, русский ученый психолог Малкина-Пых И.Г. описывая особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у детей беженцев акцентирует присутствие ярких тенденций ограниченного и осторожного общения. Причиной коего, по мнению специалиста является с синдромом связанные изменения и амбивалентность чувств – тенденции к изоляции и в то же время – стремление к тёплым, безопастным отношениям [4, с. 959].

2) Уровень успеваемости и участия детей в школьной деятельности – по результатам этого аспекта школьной социализации – большинство детей беженцев сталкиваются с проблемой низкого уровня успеваемости в школе. Основной причиной этого, по мнению респондентов, является не достаточное знание государственного языка (N=8) и низкая мотивация учебной деятельности (N=6) (см. рис. 1).


Рис. 1. Причины низкого уровня успеваемости
В результате исследования так же установлен довольно низкий уровень участия детей беженцев в школьной деятельности. Причиной коего может являтся проблема идентификации интересов детей беженцев (N=6 не прояаленные и не выявленные интересы детей).

При анализе данных результатов следует обратит внимание на причины низкого уровня успеваемости и мотивации учебной деятельности. Ими, по мнению многих экспертов педагогики, не всегда являются лишь личностные характеристики детей. Существуют социально-экономические и структурные аспекты. Исходя из этого, причиной низкой успеваемости и участия детей беженцев в школьной деятельности может быть недостаток адаптированных методик, учебников и индивидуального подхода к таким ученикам [2, с. 194].

3) Анализ мнений респондентов о сравнении миграцию испытавших и не испытавших детей подтвердил изначально выдвинутую гипотезу – имеющие опыт миграции дети сталкиваются с большими сложностями школьной социализации (общение, успеваемость) нежели такого опыта не имеющие дети (см. рис. 2).


Рис. 2. Сравнение мнений о процессе социализации миграцию испытавших

и не испытавших детей
В заключении анализа психосоциальных особенностей несовершеннолетних беженцев и результатов исследования социализации данных детей в школьной среде, необходимо отметить актуальность и высокую потребность дальнейших исследований процесса социализации детей беженцев. В связи с распространением тетденций имиграции и эмиграции, современные психологи и педагоги всё чаще сталкиваются с миграцию испытавшими детьми. Опыт миграции, зычастую, негативно влияет на психологическое состояние, поведение, общение и обучение таких детей.
Литература:


  1. Базальс Нелли, Краткое руководство о работе подростками беженцами. – Будапешт, 2006 – С. 8-12. (Balazs Nelli, A brief handbook and adolescents. Working with refugee children. Budapest, 2006).

  2. Булотас Р, Основы правового обучения детей и причины неуспешного обучения в школе. - Ионава: Логотип, 2000. – С. 194.

  3. Дункан Педерсен, Политическое насилие, этнический конфликт и современные войны: широкие значения для здоровья и социального. - Монреал: McGill Университет, Канада, 2002. (Duncan Pedersen, Political violence, ethnic conflict, and contemporary wars: broad implications for health and social well-being, Douglas Hospital Research Centre, McGill University, 6875 LaSalle Blvd., Montreal, Que., Canada H4H 1R3; Social Science & Medicine 55, 2002).

  4. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. – Москва: Эксмо. 2005. – С. 959.

  5. Всемирная организация здравоохранения, Психическое здоровье беженцев. - Женева: WHO, 1996. – С. 137-138. (World Health Organization. Mental health of refugees. – Geneva: WHO, 1996. – 137-138).



  1. .

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Несовершеннолетних беженцев iconМетодические рекомендации «Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних...
Городской Центр по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и спида среди несовершеннолетних

Несовершеннолетних беженцев iconСтатья 2 Декрета «О комиссиях для несовершеннолетних»
К 95-летию образования в Российской Федерации комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. История их создания, становления...

Несовершеннолетних беженцев iconУрок права "Человек творец своего счастья" Составила социальный педагог мс(к)оу с(к)
В начале 2011 года в России было 363 тысячи несовершеннолетних заключенных. Наша страна остается одним из лидеров по количеству несовершеннолетних...

Несовершеннолетних беженцев iconВторой год, в рамках патриотического воспитания несовершеннолетних,...
Второй год, в рамках патриотического воспитания несовершеннолетних, территориальной комиссией Железнодорожного района города Екатеринбурга...

Несовершеннолетних беженцев iconТема : «Характеристика правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев...
Тема: «Характеристика правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации»

Несовершеннолетних беженцев iconОтчет о работе огусо «Суздальский социально реабилитационный центр...
Огусо «Суздальский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» за 2010 г

Несовершеннолетних беженцев iconБертольд Брехт Разговоры беженцев
Америку, а в ресторане на вокзале города Хельсинки сидели двое и, время от времени опасливо оглядываясь, рассуждали о политике. Один...

Несовершеннолетних беженцев iconФакты, предостерегающие мир
Чем целенаправленный, цинично подготовленный обстрел колонн беженцев лучше массовых расстрелов в бабьих ярах? Чем выкрикнутые из...

Несовершеннолетних беженцев icon«Воспитание толерантности средствами изучения фольклора народов Приамурья» Творческий отчёт
Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привёл к полнейшему взаимопониманию между людьми. Массовое уничтожение,...

Несовершеннолетних беженцев iconВступление
Общая характеристика преступлений, посягающих на нравственное и физическое развитие несовершеннолетних



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница