Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования «Подготовка педагогов к работе с детьми с девиантно-криминальным поведением»




Скачать 215.2 Kb.
НазваниеОбразовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования «Подготовка педагогов к работе с детьми с девиантно-криминальным поведением»
Дата публикации18.07.2013
Размер215.2 Kb.
ТипОбразовательная программа
www.lit-yaz.ru > Психология > Образовательная программа
Инновационная образовательная программа повышения

квалификации педагогов и руководителей образования «Подготовка

педагогов к работе с детьми с девиантно-криминальным поведением»

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ «ПРОЕКТИРОВЩИК РЕАБИЛИТАЦИОННО- ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»
ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЕКТИРОВЩИКА РЕАБИЛИТАЦИОННО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Проектировщик реабилитационно-воспитательных систем – руководитель или заместитель руководителя образовательного учреждения любого типа, реализующего проекты и программы реабилитационно-воспитательной направленности по работе с детьми девиантно-криминального поведения.

Если принять понимание проектирования как мотивированного целенаправленного способа изменения педагогической действительности, основанием которого является результат самоопределения его создателя в ценностно-смысловом педагогическом пространстве, то важнейшей предпосылкой эффективности специальной деятельности проектировщика РВС является его культурное самоопределение, то есть наличие персональной педагогической концепции: специальной картины мира и своей миссии в нем - гуманистически ориентированной, теоретически осмысленной, сложно структурированной, инструментальной.

Если учитывать, что проектирование предполагает выстраивание настоящего из будущего, а не из прошлого, то ведущей составляющей профессиональной деятельности проектировщика РВС является наличие прогностических и аналитический способностей, умение обнаруживать вызовы будущего – в конкретной социокультурной ситуации, в государственном «заказе», в глобальных и локальных цивилизационных тенденциях, в логике изменения современной структуры детства – и на основе их анализа выстраивать замысел как педагогический ответ на эти вызовы.

Проектировщик должен быть способен реализовывать проект по заявленной им норме. Компетентное выстраивание и реализация проекта реабилитационно-воспитательной системы работы с детьми девиантно-криминального поведения предполагает глубокое знание нормативно-правовых основ такой деятельности, основных вопросов специальной психологии и специальной педагогики.

Проектирование охватывает процесс перестройки, становления и развития системы, поэтому создаваемый замысел нестабилен, в ходе его реализации и постоянной рефлексии замысел уточняется, корректируется, и этот процесс совпадает по срокам с процессом создания, реализации и завершения проекта. Проектировщик РВС несет ответственность не только за создание проекта, но и за его реализацию, его результаты и продукты. В этой связи значимыми оказываются все качества, отражающие управленческую компетентность проектировщика РВС: умения целеполагания, программирования, планирования, организации, руководства, контроля, анализа и коррекции.

Проектировщик РВС не только опирается в своей деятельности на гуманистические ценности и принципы, но и является сам носителем гуманистических ценностей и гуманистических педагогических средств.

Для того, чтобы ценности автора проекта РВС реализовывались именно по тем нормам, которые залажены при проектировании, важными оказываются ряд коммуникативных и управленческих компетенций проектировщика: умения командной работы и ее организации, вдохновляющий стиль взаимодействия, владение ориентационным, мотивационным и рефлексивными подходами к управлению, способность к определению наиболее целесообразной управленческой стратегии и т.п.

Особые дети, чьи проблемы становятся проблемами проектировщика РВС, должны стать соавторами проекта, поскольку без встречной активности детей невозможно преодоление проявлений девиантно-криминального поведения. В этой связи особый блок компетенций проектировщика РВС составляют его гуманистическая педагогическая позиция, основанная на представлениях о детстве как самоценном периоде жизни человека, его педагогический оптимизм, способность действовать с позиций ненасилия, толерантности, сотрудничества.
^ ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ПРОЕКТИРОВЩИК

РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»
Основой организации повышения квалификации проектировщика реабилитационно-воспитательных систем является представление о сущности профессионального роста как самостроительстве. Поэтому необходимо пересмотреть знаниевый подход в содержании и организации образовательного процесса с участием проектировщиков РВС. Пространство образовательного процесса в системе повышения квалификации должно провоцировать возникновение и осознание кризиса профессиональной компетенции, квалифицированное сопровождение этого кризиса и помощь в его преодолении.

Провоцирование профессионального кризиса проектировщиков РВС как основы актуализации повышения квалификации предполагает выполнение докурсовых заданий проектировочного характера, которые потребуют от проектировщика мобилизации ряда профессиональных компетенций и позволят обнаружить их недостаточность.

Тогда началом работы на курсах повышения квалификации станет групповая рефлексия разработанных проектировщиками РВС проектов в двух пластах: содержательном – рефлексия качества проекта, и деятельностном – рефлексия процесса создания проекта и возникших при этом затруднений.

Возникшая в ходе рефлексии ситуация недостаточности определенных знаний, умений, интеллектуальных процедур, инструментов, личностных качеств и т.п. и будет зафиксирована как кризисная в плоскости профессиональной компетентности проектировщиков РВС. Фиксация кризиса профессиональной компетенции произойдет в ходе реализации третьего пласта рефлексии – надрефлексивного, то есть рефлексии над рефлексией, анализа продуктов и результатов рефлексии созданных проектов. Главным продуктом третьего пласта рефлексии станет осознание затруднений как вызовов, формирование персональных запросов к системе повышения квалификации.

Тогда все содержание и технологии повышения квалификации проектировщиков РВС должны выстраиваться как ответ на их персональные запросы. В этой связи становится очевидным, что только рамками курсов процесс повышения квалификации проектировщиков РВС ограничен быть не может. Квалифицированное сопровождение кризиса профессиональной компетенции проектировщика реабилитационно-воспитательных систем и помощь в его преодолении предполагает наличие системы долгосрочного взаимодействия проектировщика с консультантами в различных формах: курсов повышения квалификации, проблемных семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, разной продолжительности патронажа, научного руководства и т.п.

Такая организация повышения квалификации проектировщиков РВС требует от системы дополнительного педагогического образования:

  • конструирования содержания образовательных программ и учебно-тематических планов переподготовки и повышения квалификации как ответа на персональные образовательные запросы проектировщиков РВС;

  • освоения и внедрения современных продуктивных технологий образования взрослых, компенсирующих недостатки объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов работы с педагогами; обеспечивающих провокацию, сопровождение и разрешение профессионального кризиса проектировщика реабилитационно-воспитательных систем;

  • поиска организационных форм повышения квалификации проектировщиков РВС, ориентированных в определении содержания и технологии работы со слушателями не только на фронтальное образование педагога, что определено наличием общих вопросов нормативно-правового, теоретического характера, но и на глубокую проработку персональных проблем в рамках спецкурсов, проблемных семинаров, курсов, консультаций.

Основной идеей, описывающей характер организационно-технологической стороны процесса повышения квалификации проектировщика реабилитационно-воспитательных систем, является идея клинического образования, то есть образования на рабочем месте. Реализация идеи клинического образования будет происходить в двух взаимосвязанных формах.

Во-первых, провокация профессионального кризиса на рабочем месте, в процессе первоначального проектирования РВС, результатом которой станет формирование персональных образовательных запросов, и выстраивание содержания и технологий работы с проектировщиками как ответа на их запросы «с рабочего места».

Во-вторых, при минимуме аудиторной работы приоритет должен отдаваться повышению квалификации «на рабочем месте» – мастер-классы, творческие лаборатории, коррекция и компенсация индивидуальных педагогических затруднений в ходе включенного консультирования и т.п.

Наиболее адекватной структурой, способной обеспечить решение задачи повышения квалификации в различных формах, является Центр сопровождения проектировщиков реабилитационно-воспитательных систем.

Данная образовательная программа может быть реализована и как самостоятельная, и как часть более длительной учебной и научно-методической работы с проектировщиками реабилитационно-воспитательных систем.

Программа рассчитана на 102 часа. Учебный план состоит из двух блоков – инвариантного для всех специализаций (30 часов) и реализующегося собственно в рамках курсов (72 часа).

Основным результатом реализации программы станет уровень профессиональной компетенции проектировщика реабилитационно-воспитательных систем, достаточный для создания и реализации проектов и программ реабилитационно-воспитательной направленности по работе с детьми девиантно-криминального поведения. Основным продуктом реализации программ станут уточненные проекты реабилитационно-воспитательных систем.

^

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН







Т е м а

К-во час.

Форма

ЛК


СЗ

ПЗ

^ Блок 1. Нормативно-правовые и психолого-педагогические основы работы с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением (инвариант) – 30 ч.

1.

Нормативно-правовые основы работы с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением

4

2

2




2.

Медико-психологические основы работы с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением

4

2

2




3.

Молодежная криминальная субкультура: правовой и психологический аспекты

4

2

2




4.

Психолого-педагогическая поддержка как педагогическая идея и практика

10

2

4

4

5.

Самореабилитация как условие продуктивности жизни и эффективности профессиональной деятельности

8

2




6




ИТОГО:

30

10

10

10

^ Блок 2. Проектирование реабилитационно-воспитательных систем (72 часа)

1.

Рефлексивная работа: Защита проектов реабилитационно-воспитательных систем по работе с детьми девиантно-криминального поведения (входная диагностика)

4




4




2.

Теория и практика реабилитационно-воспитательных систем

12

4

4

4

3.

Современные технологии педагогического проектирования реабилитационно-воспитательных систем

12

4




8

4.

Управление качеством реабилитационно-воспитательного процесса

8

4




4

5.

Управление инновационными проектами.

4

4







6.

Управление персоналом в условиях создания и реализации проекта реабилитационно-воспитательной системы

8

4




4

7.

Техники профессиональной деятельности проектировщика реабилитационно-воспитательных систем

12







12

8.

Элективные курсы «Проблемы и затруднения в деятельности проектировщика реабилитационно-воспитательных систем»

4




4




9.

Практика проектирования реабилитационно-воспитательных систем (итоговая аттестация)

8







8




ИТОГО:

72

20

12

40


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Блок 1. Нормативно-правовые и психолого-педагогические основы работы с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением (30 ч.).

Тема 1. Нормативно-правовые основы работы с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением. 4 ч. – 2 ЛК, 2 СЗ.

Политика модернизации образования в Российской Федерации. Федеральная и краевая программы развития образования. Социальная политика в Российской Федерации. Федеральные и краевые программы. Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Декларация прав ребенка от 20.11.59 г., утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН, Конвенция о правах ребенка (1989), Закон РФ «О правах ребенка» (1998 г.). Конституционные и социальные права граждан на образование. Взаимодействие и взаимоотношения субъектов образовательного права. Типовые положения, локальные акты, определяющие деятельность образовательных учреждений различных типов и видов. Охрана прав несовершеннолетних. Взаимодействие школы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством о браке и семье. Основные документы, регламентирующие деятельность руководителя образовательного учреждения любого типа, реализующего проекты и программы реабилитационно-воспитательной направленности по работе с детьми с девиантно-криминальным поведением. Финансово-хозяйственная деятельность руководителя образовательного учреждения, реализующего проекты и программы реабилитационной направленности.

^ Литература по теме

Петрынин А.Г. Педагогическое проектирование реабилитационно-воспитательных систем. Учебно-методическое пособие. М., 2001. С 57-118
Тема 2. Медико-психологические основы работы с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением. 4 ч. – 2 ЛК, 2 СЗ

Понятия: акцентуация характера, девиация, девиантно-криминальное поведение. Формы проявления отклоняющегося поведения: алкоголизм, наркомания, воровство, бродяжничество, проституция, «жизнь по понятиям». Факторы формирования отклоняющегося поведения: нарушение отношений в семье, неформальные молодежные объединения асоциальной направленности, отдельные лица негативной направленности, особенности самой личности и др. Характеристика взаимоотношений подростков со сверстниками и взрослыми в образовательном учреждении.

^ Литература по теме

Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол.тр. - М., Воронеж,1995.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.,1986

Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. - М.,1984

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.

Посвалюк Н.Э., Петрынин А.Г., Агеева Г.Н. Психоневрологические расстройства у подростков с девиантно-криминальным поведением и вопросы организации лечебно-реабилитационной работы. Методические рекомендации. М., 2001
^ Тема 3. Молодежная криминальная субкультура: правовой и психологический аспекты. 4 ч. – 2 ЛК, 2 СЗ.

Понятие субкультуры. Источники и средства формирования криминальной субкультуры. Характеристики криминальной субкультуры, ее социально-экономические корни и психологические механизмы существования. Черты криминальной субкультуры, привлекательные для подростков. Возрастные и личностные особенности подростков с девиантно-криминальным поведением, используемые представителями криминальной субкультуры. «Выращивание» альтернативного опыта как способ противодействия влиянию криминальной субкультуры на детей и подростков.

^ Литература по теме

Алмазов Б.Н., Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. – Свердловск, 1987.

Петрынин А.Г., Печенюк А.М. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением: психолого-педагогическая и медико-социальная помощь. Учебное пособие. Издание 2-ое, переработанное и дополненное М., 2001.

Петрынин А.Г., Цилуйко Р.М. Социально-педагогическая реабилитация неблагополучных семей. Учебно-методическое пособие. — М.: АПКиПРО, 2002.  — 80 с.

Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). – Тверь: ИПП «Приз», 1994. – 320 с.

Хрестоматия по добротворчеству./ Сост. А.Г. Петрынин. – Москва: АПКПРО МО РФ, 2001. – 142 с.
Тема 4. Психолого-педагогическая поддержка как педагогическая идея и практика. 10 ч. – 2 ЛК, 4 СЗ, 4 ПЗ.

Идея психолого-педагогической поддержки как отклик на многолетний глубокий кризис образования и воспитания. Место поддержки в процессах воспитания и обучения. ППП как педагогика индивидуальности. Природосообразность ППП реабилитационному процессу. Перезод в режим психолого-педагогической поддержки как акт личностно-профессионального самоопределения педагога. Личностно значимые проблемы воспитанников как точка приложения ППП. Характер отношений субъектов поддержки. Принципы ее осуществления, условия эффективности. Факторы, актуализирующие ППП. Логика разворачивания этапов ППП: диагностический, поисковый, догворный, деятельностный, рефлексивный. Союзники и оппоненты идеи. Опыт практической реализации идеи психолого-педагогической поддержки в образовательных учреждениях различных регионов России, его адаптация к специфике Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

^ Литература по теме

Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования// Классный руководитель. - 2000.- № 3

Анохина Т.В., Крылова Н.Б. Педагогическая поддержка – иная культура воспитания// Народное образование. - 1997.- № 3

Беличева С.А. Основы превентивной педагогики. – М., 1993.

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991

Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века//Классный руководитель. - 2000.- № 3

Москвин В.Г. Психолого-педагогическая поддержка несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением. Учебное пособие. М., 2002. С.4-54

Москвина Н.Б. Восхождение к конфликтологической компетентности. Учебное пособие. М., 2001. С.26-36.

Петрынин А.Г., Печенюк А.М. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением: психолого-педагогическая и медико-социальная помощь. Учебное пособие. Издание 2-ое, переработанное и дополненное М., 2001. С.19-40
^ Тема 5. Самоореабилитация как условие продуктивности жизни и эффективности профессиональной деятельности. 8 ч. – 2 ЛК, 6 ПЗ.

Понятие самореабилитации. Понятие стресса, синдрома хронической усталости, психического сгорания. Актуализация самореабилитации спецификой работы с подростками с девиантно-криминальным поведением. «Обесценивание» стрессогенов. Изменение отношения к ситуации при невозможности изменения ее самой. Аутогенная тренировка. Использование элементов различных психотерапевтических техник, способствующих саморегуляции психического состояния.

^ Литература по теме

Бондаревская Е.В., Качан Г.А. Диагностика личностно педагогической саморегуляции учителя…- Ростов-н-Д., 1996

Москвина Н.Б. Восхождение к конфликтологической компетентности. Учебное пособие. М., 2001. С. 57-65

Москвина Н.Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов. Проблема реабилитации. Учебно-методическое пособие. М., 2002. С. 3-102
Блок 2. Проектирование реабилитационно-воспитательных систем. (72 ч.)

Докурсовое задание: разработка проекта реабилитационно-воспитательных систем по работе с детьми девиантно-криминального поведения, с фиксацией особенностей процесса проектирования и возникающих при этом затруднений.

^ Тема 1. Рефлексивная работа: Защита проектов реабилитационно-воспитательных систем по работе с детьми девиантно-криминального поведения (входная диагностика). 4 часа.

Организационно-деятельностная игра, целью которой является групповая рефлексия разработанных проектировщиками РВС проектов в двух пластах: содержательном – рефлексия качества проекта, и деятельностном – рефлексия процесса создания проекта и возникших при этом затруднений, а также осознание затруднений как вызовов, формирование персональных запросов к системе повышения квалификации: основы психолого-педагогических и медико-социальных знаний по проблемам детьми девиантно-криминального поведения; сущность и средства педагогического проектирования; понятия «воспитательная система» и «реабилитационно-воспитательная система»; управление проектами, управление качеством реабилитационно-воспитательного процесса и др.
^ Тема 2. Теория и практика реабилитационно-воспитательных систем. 12 ч. – 4 ЛК, 4 СЗ, 4 ПЗ.

Понятие «воспитательная система» (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, А.М.Сидоркин). Состав воспитательной системы: цели и ценности, субъекты (педагоги, дети, родители), деятельность, отношения, освоенная среда. Системообразующие связи. Структура и функции воспитательной системы, противоречие между ними как движущая сила развития воспитательной системы. Критерии наличия, качества и развития воспитательных систем. Моделирование воспитательной системы. Общее и специфическое в теории и практике воспитательных и реабилитационно-воспитательных систем. Понятие «воспитательное пространство». Соотношение понятий «воспитательная система», «воспитательное пространство», «реабилитационно-воспитательная система». Воспитательная система А.С.Макаренко как версия реабилитационно-воспитательной системы по работе с детьми девиантно-криминального поведения. Общая характеристика реабилитационно-воспитательных систем центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Этапы развития реабилитационно-воспитательных систем. Результативность и прогнозируемые перспективы развития реабилитационно-воспитательной системы ППМС-центра.

^ Литература по теме

Создание воспитательных систем: проблемы, поиск, опыт. /Ред.А.Г.Кузнецова. – Хабаровск, 2001.

Петрынин А.Г. Педагогическое проектирование реабилитационно-воспитательных систем. – М., 2001. – С.19-26, 52-55.

Организация деятельности подростков с асоциальным поведением в образовательных учреждениях./Ред.А.Г.Кузнецова. – Хабаровск, 2001. – С.3-6, 7-12, 34-38, 52-64.

Петрынин А.Г., Печенюк А.М. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением: психолого-педагогическая и медико-социальная помощь. – М., 2001. – С. 41-84.

Петрынин А.Г., Григорова В.К. Преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективной творческой деятельности. – М., 2001. – С.16-72.
Тема 3. Современные технологии педагогического проектирования. 12 часов – 4 ЛК, 8 ПЗ.

Понятие и сущность гуманитарного проектирования. Технологии проектирования педагогических систем В.И.Журавлева, В.К.Зарецкого и Р.Г.Каменского, М.Н.Невзорова. Основные этапы проектирования: на основе анализа внешних и внутренних «вызовов» формирование замысла как идеального промысливания будущей системы (миссии, ценностей, основополагающих идей, общих линий реализации замысла и образа результата); формулировка критериев анализа системы, проблемно-ориентированный анализ настоящей системы по новым критериям; формулировка проблем и их членение, поиск существующих образцов решений; поиск теоретических ответов, моделирование собственных решений; «сборка» технологии; освоение актуальной терминологии, экспертиза проекта, предупреждение лженоваций. Опыт проектирования и реализации проектов реабилитационно-воспитательных систем (Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Хабаровска и др.).

^ Литература по теме

Создание воспитательных систем: проблемы, поиск, опыт. /Ред.А.Г.Кузнецова. – Хабаровск, 2001.

Петрынин А.Г. Педагогическое проектирование реабилитационно-воспитательных систем. – М., 2001. – С.19-26, 52-55.

Организация деятельности подростков с асоциальным поведением в образовательных учреждениях./Ред.А.Г.Кузнецова. – Хабаровск, 2001. – С.3-6, 7-12, 34-38, 52-64.
Тема 4. Управление качеством реабилитационно-воспитательного процесса. 8 часов – 4 ЛК, 4 ПЗ.

Понятие качества в современном образовании. Концепции качества: соответствие стандарту, соответствие применению, соответствие стоимости; соответствие скрытым потребностям. Понятие «управление качеством». Критерии и показатели качества условий, качества процесса и качества результатов реабилитационно-воспитательной деятельности. Диагностика в деятельности проектировщика реабилитационно-воспитательных систем.

^ Литература по теме

Создание воспитательных систем: проблемы, поиск, опыт. /Ред.А.Г.Кузнецова. – Хабаровск, 2001. – С.10-12, 22-26

Петрынин А.Г. Педагогическое проектирование реабилитационно-воспитательных систем. – М., 2001. – С.47-50, 52-55.

Организация деятельности подростков с асоциальным поведением в образовательных учреждениях./Ред.А.Г.Кузнецова. – Хабаровск, 2001. – С.22-27, 28-30, 41-52, 64-71.

Петрынин А.Г., Печенюк А.М. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением: психолого-педагогическая и медико-социальная помощь. – М., 2001. – С. 49-73.

Петрынин А.Г., Григорова В.К. Преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективной творческой деятельности. – М., 2001. – С.9-15.

Врублевская Е.Г. Развитие способности педагогов к фасилитирующему общению. – Хабаровск, 2001. – С.78-89, 90-167.

Посвалюк Н.Э., Петрынин А.Г., Агеева Г.Н. Психоневрологические расстройства у подростков с девиантно-криминальным поведением и вопросы организации лечебно-реабилитационной работы. – Хабаровск, 2001.
Тема 5. Управление инновационными проектами. 4 ЛК.

Основы педагогической инноватики. Этапы инновационного процесса: инновационный поиск, экспертиза инноваций, освоение инноваций, распространение инноваций, закрепление новой нормы. Особенности управления проектами на каждом этапе инновационного процесса. Инновации в области пенитенциарной педагогики. Подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности по реализации проекта реабилитационно-воспитательной системы по работе с детьми девиантно-криминального поведения.

^ Литература по теме

Петрынин А.Г. Педагогическое проектирование реабилитационно-воспитательных систем. – М., 2001. – С.34-36.

Петрынин А.Г., Печенюк А.М. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением: психолого-педагогическая и медико-социальная помощь. – М., 2001. – С. 73-84.

Петрынин А.Г., Москвин В.Г., Москвина Н.Б. и др. Подготовка педагогов к работе с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением. – Хабаровск, 2001.
Тема 6. Управление персоналом в условиях реализации проекта реабилитационно-воспитательной системы. 8 часов – 4 ЛК, 4 ПЗ.

Проблема изменений в организации. Сопротивление нововведениям. Типы поведения людей в условиях нововведений. Ресурсы развития организации. Факторы, определяющие поведение людей в организации. Организационная культура. Специфика реабилитационно-воспитательной системы как организации. Выбор управленческой стратегии в условиях реализации проекта реабилитационно-воспитательной системы. Презентация педагогических специальностей для работы в реабилитационно-воспитательной системе: педагог-психолог-конфликтолог, педагог улицы, воспитатель-реабилитолог, мастер производственного обучения-реабилитолог, учитель-реабилитолог, проектировщик реабилитационно-воспитательных систем.

^ Литература по теме

Создание воспитательных систем: проблемы, поиск, опыт. /Ред.А.Г.Кузнецова. – Хабаровск, 2001. – С.32-36.

Петрынин А.Г. Педагогическое проектирование реабилитационно-воспитательных систем. – М., 2001. – С.34-36.

Петрынин А.Г., Печенюк А.М. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением: психолого-педагогическая и медико-социальная помощь. – М., 2001. – С. 73-84.

Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. - М., 2000.

Петрынин А.Г., Москвин В.Г., Москвина Н.Б. и др. Подготовка педагогов к работе с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением. – Хабаровск, 2001.
Тема 7. Техники профессиональной деятельности проектировщика реабилитационно-воспитательных систем. 12 часов.

Основы педагогической конфликтологии. Техники настойчивого поведения, притч, воспитательного взаимодействия. Тренинг командного взаимодействия «Возьмемся за руки, друзья!». Тренинг личностного роста «Привет, индивидуальность!» Тренинг коммуникативных навыков «Здравствуйте, люди!» Тренинг лидерских качеств «Голосуйте за меня!»

^ Литература по теме

Петрынин А.Г., Печенюк А.М. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением: психолого-педагогическая и медико-социальная помощь. – М., 2001. – С. 73-84.

Петрынин А.Г., Москвин В.Г., Москвина Н.Б. и др. Подготовка педагогов к работе с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением. – Хабаровск, 2001.

Москвина Н.Б. Восхождение к конфликтологической компетентности. – М., 2001.

Петрынин А.Г., Григорова В.К. Преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективной творческой деятельности. – М., 2001. – С.9-73.
Тема 8. Проблемы и затруднения в деятельности проектировщика реабилитационно-воспитательных систем. 4 СЗ.

Элективные курсы: Личностно-ориентированная педагогика. Финансово-хозяйственная деятельность управленца в реабилитационно-воспитательной системе. Кадровая политика в реабилитационно-воспитательной системе. Инновационный менеджмент. – и др. по заявкам слушателей.
^ Тема 9. Практика проектирования реабилитационно-воспитательных систем (итоговая аттестация). 8 ПЗ

Практическая работа по отработке основных процедур проектирования, доработке исходных проектов реабилитационно- воспитательных систем, рефлексии над деятельностью проектирования и над проектными способами мышления. Защита итоговых вариантов проектов. Анализ уровня овладения основными средствами педагогического проектирования, развития лидерских качеств, коммуникативных способностей, навыков командного взаимодействия. Обобщение особенностей проектирования реабилитационно-воспитательных систем по работе с детьми девиантно-криминального поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бир С. Кибернетика и управление производством. / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986.

2. Горшкова Е.А., Овчарова Р.В.. Реабилитационная педагогика: история и современность. Учебное пособие. – М.,1992.

3. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,1992.

4. Караковский В.А. Стать человеком. – М., 1993.

5. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996.

6. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. – Хабаровск, 1997.

7. Моделирование воспитательных систем: теория – практика: Сб. науч.статей./Под ред. Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой.- М., 1995

8. Печенюк А.М. Теоретические основы гуманистически ориентированного процесса профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Диссертация доктора педагогических наук. - Хабаровск, 2000.

9. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). – Тверь: Изд-во «Приз», 1994. – 320 с.

10. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика,1992.

11. Сорокин П. Человек. Цивилизация общества. – М.: Политиздат, 1992.

12. Стурова М.П. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений. Автореферат дис… доктора пед.наук. – М., 1991.

13. Сурков В.Н. Мифология воспитания: Очерки истории развития и воспитания личности. – Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991.

14. Яссман Л.В. Психологические основы системы предупреждения правонарушений у несовершеннолетних. – Комсомольск-на-Амуре, 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования «Подготовка педагогов к работе с детьми с девиантно-криминальным поведением» iconОбразовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования
Авторы: Басина Н. Э., Крайзель Е. З., Санина Н. Н., Сулимова Н. П., Суслова О. А., Танаева Е. Н., Храмцова Е. Э

Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования «Подготовка педагогов к работе с детьми с девиантно-криминальным поведением» iconИнститут развития образования республики башкортостан
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации системы образования руководителей, педагогов,...

Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования «Подготовка педагогов к работе с детьми с девиантно-криминальным поведением» iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования «Подготовка педагогов к работе с детьми с девиантно-криминальным поведением» iconТема: «Арт-педагогика особое направление в педагогике»
Цель: Пропаганда инновационных педагогических технологий, стимулирование творческому отношению педагогов к учебной деятельности....

Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования «Подготовка педагогов к работе с детьми с девиантно-криминальным поведением» iconСписок педагогов 1-3 групп для прохождения курсов повышения квалификации...
Список педагогов 1-3 групп для прохождения курсов повышения квалификации по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов...

Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования «Подготовка педагогов к работе с детьми с девиантно-криминальным поведением» iconПовышение квалификации и аттестация
Целью повышения квалификации является оптимизация педагогического процесса, профессиональный рост и постоянное совершенствование...

Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования «Подготовка педагогов к работе с детьми с девиантно-криминальным поведением» iconПрограмма «Мир начинается с тебя»: (Цикл рассчитан на два года с...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов –...

Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования «Подготовка педагогов к работе с детьми с девиантно-криминальным поведением» iconПоложение о республиканском заочном конкурсе педагогов дополнительного...
Организаторами республиканского заочного конкурса педагогов дополнительного образования и учителей музыки «Люблю тебя, мой край родной»...

Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования «Подготовка педагогов к работе с детьми с девиантно-криминальным поведением» iconСписок педагогов дши на курсы повышения квалификации на 5-7 февраля 2014 года

Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования «Подготовка педагогов к работе с детьми с девиантно-криминальным поведением» iconМетодические рекомендации для классных руководителей, консультантов...
Методические рекомендации для классных руководителей, консультантов ппс ппп, профконсультантов, учителей-предметников, педагогов-психологов,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница