Литература




НазваниеЛитература
страница1/5
Дата публикации08.05.2014
Размер0.5 Mb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Психология > Литература
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»

Красногвардейского района

Оренбургской области

Обобщение передового педагогического опыта по теме :

«Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»

Обобщила: Спиридонова Алла Васильевна,

учитель начальных классов, 1 категории

с. Пролетарка 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3

1Теоретические основы использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе…………………………………………………………………….5

    1. Гигиенические критерии рациональной организации урока…………………………..9

    2. Здоровьесберегающие технологии на уроках…………………………..……………. 10

Вывод………………………………………………………………………...........................12

2. Методики здоровьясбережения…………………………………………………………...13

2.1. Методика В.Ф. Базарного……………………...………………………...………………13

2.2 Методика А.И.Стрельниковой…………………………………………………………...15

Вывод………………………………………………………………………….……………….17

3 Практическая часть………………………………………………………………………….18

3.1 Урочная деятельность…………………………………………………………………….18

3.2Использование здоровьесберегающих технологий  во внеклассной работе………....21

3.3Работа с родителями……………………………………………………………………...22

Заключение………………………………………………………………………………...….24

Литература…………………………………………………………………………………….25

Приложения1………………………………………………………………………………….26

Приложения2………………………………………………………………………………….28

Приложение 3……………………………………………………………………………….…30

Введение

«Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму, 
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является 
радость творчества».

В. А. Сухомлинский

Цель: показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения

Задачи:

1. Изучить литературу по вышеуказанной теме
2.Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
3. Пропаганда здорового образа жизни;
4. Создание здоровьесберегающей среды в классе;
5.Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Объект : учебно-воспитательная система школы (в том числе единство подсистем: образовательная среда образовательная среда, образовательный процесс, обеспечивающие службы – методическая, психологическая и другие).
Предмет : влияние учебно-воспитательной системы школы на основанные показатели состояния здоровья обучающихся.
Ожидаемый результат.

1. Создание благоприятного микроклимата на уроке.

2. Снятие перегрузки учащихся путём их двигательной активности и смены деятельности.

3. Снижение утомляемости детей к концу урока (учебного дня).

4. Улучшение психо-эмоционального состояния детей .

5. Повышение умственной и физической работоспособности детей.
В последние годы для многих учителей довольно актуальной является проблема «Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников». Если более глубоко рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста, то можно увидеть, что их гиперактивность за последние годы только увеличивается, и очень часто дети, приходя в первый класс, уже имеют отклонения в состоянии здоровья, в том числе и психофизеологические. Для того, чтобы наше обучение для детей стало успешным, за последние несколько лет очень часто стал подниматься вопрос: как сконцентрировать внимание ребёнка на уроке, как дать ему возможность усвоить материал на уроке, чередуя знания с возможностью максимального движения. Наша классно-урочная система, на протяжении многих лет оправдывает себя, и на данном этапе мы не планируем от неё отказываться. Тем не менее, остаётся острым вопрос: как совместить сидение за партой и высокую подвижность ребёнка, как совместить получение знаний и переключение внимания во время движения. Эти вопросы из года в год становятся всё более актуальными . Самый драгоценный дар, который человек получает от природы здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Так, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.

Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:
падение уровня жизни, социальные потрясения; неблагоприятная экологическая обстановка; ухудшение состояния здоровья матерей; стрессы; малоподвижный образ жизни; перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин; неполноценное питание; отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях; частичное разрушение служб врачебного контроля; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей

Предлагаемые нами приёмы и подходы не новы, но эффективны. И если пользоваться ими в системе, то можно получить положительные результаты.

Предлагаемый нами подход к грамотному чередованию на уроке учебной деятельности и подвижно-игровой можно использовать, работая по любой системе обучения, используя любой учебно-методический комплект. Приоритет всё равно отдаётся развивающему обучению.

По новым санитарным правилам и нормам (СанПиН 2,4,2 - 576-96, п,2,9,7) в начальной школе плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. В оставшееся время -ежедневно 30-45 минут, должны проводиться физкультминутки. Их цель - профилактика (!) утомления, нарушения осанки, зрения.

Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями.

Вспомним слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

^ 1Теоретические основы использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Если оценить долю всех факторов, определяющих уровень здоровья как 100%, то по мнению академика В.П.Петленко:

- человеческий фактор составляет 25% (включает генетическую составляющую физического здоровья – 10%, психического здоровья – 15%);

- экологический фактор – 25%;

- социально – педагогический – 40% (в т.ч. способ жизни, материальные условия труда и отдыха – 20% , поведение, привычки – 20%);

- медицинский фактор – 10%.

В связи с этим роль педагога в формировании здорового образа жизни школьника невероятно велика.

Рассмотрим понятие «Педагогическая технология». Ученые по разному трактуют данное понятие, наиболее точным, отражающим суть и компоненты данного понятия, является определение В.М.Монахова: «Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом».

Отличительными чертами педагогической технологии являются:

  • ответы на вопрос: «Как учить эффективно?»;

  • наличие целевых установок и концептуальных основ технологии (принципов, особенностей построения занятия и т.д.);

  • наличие технологического цикла, обеспечивающего эффективность технологии;

  • получение результата в соответствии с целями технологии;

  • применимость технологии на разных учебных предметах и разными педагогами.

В среде педагогов существует ещё одно распространенное заблуждение о том, что любая технология (дифференцированное обучение, игровые технологии, метод проектов и т.д.) может быть здоровьесберегающей, если она обеспечивает психологический комфорт для учащихся. Но формируют ли данные технологии представление о здоровом образе жизни и желание быть здоровым?

Тогда возникает вопрос: «О каких здоровьесберегающих технологиях идет речь в образовательной инициативе «Наша новая школа», «Федеральных государственных стандартах» и других нормативных документах?».

В современной педагогике под понятием здоровьсберегающих технологий понимают «здоровьсберегающий аспект» урока.

Определение

Автор

Здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Н.К.Смирнов

Здоровьесберегающая технология – это

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим

В.Д. Сонькин

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.)

Петров



Совокупность методов и приемов, направленных на здоровьесбережение в учебном процессе, была структурирована и оформлена в виде технологии, которую и стали называть здоровьесбергающей. Технологический подход к «здоровьесберегающиму аспекту урока» оправдан, поскольку именно в таком виде достигаются наилучшие результаты работы в данном направлении.

Изучим более подробно теоретические основы здоровьесбегегающей технологии. Исходя из её названия, большинство педагогов считают, что её главная цель – сохранение здоровья, однако работа со здоровьем – это компетенция медицинских работников. Педагоги компетентны работать только с социально – педагогическими факторами, влияющими на состояние здоровья (условия учебы и отдыха, безопасное поведение и привычки, мотивацию к ведению здорового образа жизни и т.д.). Неудовлетворительное состояние здоровья учащихся, отрицательно сказывающееся на результатах обучения, может явиться дополнительным стимулом для того, чтобы педагог стал системно использовать здоровьсберегающие технологии, но для реального улучшения здоровья учащихся необходима комплексная системная работа и педагогических и медицинских работников.

Целевые установки здоровьесберегающей технологии:

  • стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми,

  • учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;

  • показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Отличительные концептуальные особенности здоровьесберегающей образовательной технологии:

  • отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя;

  • воспитание, а не изучение культуры здоровья

  • элементы индивидуализации обучения

  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников

  • интерес школьников к учебе, желание идти в школу

  • наличие физкультминуток

  • соблюдение СанПиНов

Основой  здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов: 

  • учет возрастно-половых особенностей;

  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

  • структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)

  • использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Использование здоровьесберегающих действий на уроке:

Здоровьесберегающие действия:

Рекомендации по соблюдению технологического цикла

Оптимальная плотность урока:

  • количество видов учебной деятельности

  • их смена

  • длительность и чередование

  • отвлечения от учебной работы 

Чередование видов

учебной деятельности:

  • чтение,

  • письмо,

  • слушание,

  • рассказ,

  • рассматривание пособий,

  • ответ на вопрос,

  • решение примеров.

  • считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.

  • смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 

Оздоровительные моменты на уроке:

  • физкультминутки, динамические паузы

    • минутки релаксации

    • дыхательная гимнастика

    • гимнастика для глаз

    • массаж активных точек

Цель оздоровительных моментов:

  • отдых центральной нервной системы

  • профилактика утомления, нарушения осанки, зрения. 

  • комплексы упражнений должны меняться.

  • проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого с целью

Наличие эмоциональных разрядок:

  • поговорка,

  • высказывание,

  • веселое четверостишие,

  • юмористическая или поучительная картинка

  • необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.

Положительные эмоции:

  • Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.

  • Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных

Цель эмоциональных разрядок: снятие умственного напряжения, утомления.

В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 

Правильная поза ученика во время занятий за столом:

  • длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.

  • высота ножек стула должна равняться длине голени.

  • голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.

  • между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка.

  • расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.

  • тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.

Правильная рабочая поза при письме:

  • при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.

  • позвоночник опирается на спинку стула.

  • предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.

  • надплечья находятся на одном уровне

  • рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке

  • ее соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом.

  • непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления.

  • педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.

При проведении уроков здоровьсберегающий аспект оценивается по шести основным критериям:

1. Индивидуально- ориентированный подход в обучении (учет индивидуальных особенностей учащихся, умение работать в группе, медлительность, подвижность и т. п.)

2. Эмоциональный фон урока (стимулирование деятельности, стили общения, невербальные средства общения, речь учителя).

3. Построение урока с учетом особенностей каналов восприятия (аудиальный, визуальный, кинестический) и типа мышления (логический, образно- эмоциональный, интуитивный).

4. Смена видов деятельности.

5. Профилактические мероприятия (использование здоровьесберегающих действий на уроке).

6. Соблюдение СаПиНов (световой, температурный режим, цветовая гамма помещения, посадка учащихся согласно нормам роста состояния здоровья).

При выявлении эффективности применения здоровьесберегающих технологий необходимо опираться на их целевые установки. Объектом исследования при этом выступает ребенок, основные предметы исследования сформулированы напрямую из целей здоровьесберегающих технологий, дополнительные предметы исследования косвенно связаны с эффективностью применения здоровьесберегающих технологий.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

  • в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  • строгая дозировка учебной нагрузки;

  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;

  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

  • благоприятный эмоциональный настрой;

  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики.

Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература iconЛитература Курдюмова Т. Ф. Литература 6 кл. Дрофа Курдюмова Т. Ф....
Неменская Л. А. Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство 1кл. Просвещение

Литература iconЛитература «Русская литература. Мультимедийная энциклопедия» Видео...
Программно-методический комплекс «Семейный наставник» Русский язык. Средняя школа

Литература iconРимской литературы
Ранняя римская литература. Литература конца республики, литература начала империи

Литература iconЛитература Отечественная и зарубежная литература Газета «Литература»
Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы

Литература icon1. Литература (егэ)
Прикладная филология: татарский язык и литература, журналистика; татарский язык и литература, этнодизайн; татарский язык и литература,...

Литература iconProqres. İNfo путь ведущий к совершенству
Детская литература •Историческая книга •Фантастика •Русская литература •Зарубежная литература •Аудиокниги на английском языке

Литература iconЛитература, автор учебника: Г. И. Беленький, «Литература. Начальный...
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература и другие виды искусства

Литература iconЛитература «Литература» В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин....
«Русский язык» М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. –М.: Просвещение, 2008

Литература iconСписок бесплатных электронных библиотек
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...

Литература iconСписок бесплатных электронных библиотек
Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница