Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова




Скачать 50.33 Kb.
НазваниеРоль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова
Дата публикации25.04.2014
Размер50.33 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Психология > Документы
Роль главы «Тамань» в романе М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени».


  1. Деление на части, различающееся сюжетом и героями, - отличительная особенность романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В романе используется «обратная» композиция, которая помогает постепенному раскрытию характера Печорина. Наличие разных рассказчиков даёт возможность постепенно приближать героя к читателю, постепенно раскрывать его загадку, пока он сам «не раскроется» в своём дневнике.
Особенности сюжета и композиции
Хронология сюжета Композиция

1.«Тамань» 1. «Бэла»

2.«Княжна Мери» 2. «Максим Максимыч»

3.«Бэла» 3. Сообщение о смерти Печорина

4. «Фаталист» 4. «Тамань»

5. «Максим Максимыч» 5. «Княжна Мери»

6. Сообщение о смерти Печорина 6. «Фаталист»
«Внимательный читатель отметит, что весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока, наконец, он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых», - верно заметил В. Набоков.

Хронология событий «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани. «Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча. «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу. «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича. «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем. (В. Набоков).

Важной частью композиции романа является сообщение основного повествователя о смерти Печорина в предисловии к дневнику героя. Лермонтов, продуманно выстраивая свой роман из отдельных разрозненных фрагментов жизни героя, решительно разрывает эту хронологию.

Отказ от хронологии обусловлен следующим: выбор наиболее значимых эпизодов, особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий; необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности; выбор рассказчика не случаен - служит общему замыслу; композиция подчинена авторскому замыслу: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни.

Система рассказчиков неслучайна. Даются три точки зрения: Путешествующего офицера (это образованный офицер, он кое-что знает о Печорине, о его странном и противоречивом характере, даёт объективную оценку); Максима Максимыча (человек чести, воинского долга, дисциплины; он простодушен, добр, искренен); Печорина (человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, сам себя судит).

Система рассказчиков помогает ответить на вопрос: каким представлен герой? Печорин – таинственный и загадочный человек, его нельзя понять, а его действия нельзя сразу объяснить. Но подобная система - это попытка дать объяснение некоторым поступкам. Дневник Печорина - трагическая исповедь героя, где он искренен перед читателем и самим собой.

Этому замыслу подчинено жанровое разнообразие глав романа, которые можно определить так: романтическая новелла - путевой очерк, психологическая новелла, авантюрная новелла, остросюжетная повесть, дневник - «светская» повесть, записки - романтическая новелла. А в итоге «Герой нашего времени» - социально-психологический философский роман.

Если первые две повести по жанру - путевые записки (повествователь замечал: «Я пишу не повесть, путевые записки), то следующие повести –дневник Печорина.

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не будут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения собственной души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому так открыт в своих признаниях.

Итак, «Тамань» - это первая повесть в дневнике Печорина, из неё мы узнаём о приключениях героя в «скверном городишке». Здесь ранний этап жизни героя, о котором рассказывает он сам; на все события читатель смотрит глазами героя.


  1. Роль главы «Тамань» в романе.

  1. Сюжет главы, её построение.



В дневнике Печорин повествует о самом начале своих странствий – о первом увлекательном и опасном приключении в приморском городишке. Глава «Тамань» выделяется не только романтической стилистикой, но и особой авантюрной сюжетной динамикой. «Нечистая» лачуга, бурное море, таинственная лодка отчаянно храброго контрабандиста, загадочная юная красавица – «ундина», слепой мальчик, ночное свидание с девушкой, чуть не стоившее офицеру жизни, - всё это, казалось бы, делает короткую историю пребывания Печорина в Тамани наиболее колоритным эпизодом в жизни героя, придаёт повести остросюжетный характер.

Однако главный смысл повести не в авантюрности сюжета, а в заключительных словах героя: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» Покинув наскучившее ему петербургское общество, Печорин жаждет новых впечатлений, и судьба предлагает ему некую тайну «нечистого места», обитатели которого вызывают естественные подозрения: «Я вышел, твёрдо решившись достать ключ к этой загадке». Старуха, слепой, девушка-ундина, Янко на деле оказываются не романтической шайкой разбойников, а вороватыми контрабандистами, сообщество которых разрушается по воле любопытного офицера. Вмешиваясь в жизнь незнакомых ему людей, Печорин разрушает естественные человеческие связи: брошены на произвол судьбы старуха и слепой: «… и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… Мне стало грустно». Для Печорина становится очевидным, что эти люди живут привычной жизнью, зарабатывают на жизнь опасным незаконным промыслом и вынуждены по-своему защищаться от назойливого проезжего офицера. Но промелькнувшее в душе Печорина сострадание к этим людям, чью жизнь он внезапно разрушил, сменяется холодным, горьким признанием: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих». Так впервые читатель наблюдает героя изнутри, проникает в его сознание.

  1. ^ Характер Печорина, выступающий из описываемых событий; как способствует выявлению его характера центральная ситуация главы.




  1. Лаконизм повести, точность и простота как отличительные особенности повествования.

  2. Пейзаж, контрастность, романтические мотивы, точное воссоздание быта, изображение экзотического мира – способы выражения авторской позиции.

  3. «Тамань» - первая часть дневниковых записей Печорина, с этой главы начинается «самораскрытие» героя.

  4. Влияние главы на русскую литературу (рассказ Толстого «Пластун», стихотворение Н. Огарёва «У моря»).


^ 111. Высокая оценка романа В.Г. Белинским, Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым.

Превращение цикла повестей в психологический роман – новаторское решение проблемы русского романа и начало дальнейшего его развития у Тургенева, Толстого, Достоевского.

«Тамань» - одно из самых поэтичных творений русской классической прозы, высоко оцененное Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым.

Главе «Тамань» была дана высокая оценка и В.Г. Белинским: «Мы не решились делать выписок из этой повести, потому что она решительно не допускает их: это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или изменённым не рукою самого поэта стихом…»

Эта глава романа выделяется ярко выраженной романтической стилистикой и особой сюжетной динамикой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова icon«Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени»
Цель урока: 1 постараться увидеть, каким предстал перед нами век Лермонтова в романе «Герой нашего времени»

Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова iconИсследовательская работа по литературе «Роль собственных имён как...
Григория Александровича Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова iconПланы практических занятий (бакалавриат)
Новый тип героя и повествования в романе: сочетание эссе, описаний произведений искусства с воспоминаниями героя. Роль субъективного...

Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова iconДиплом ученика 10 класса «А» Баланова Владислава по теме: «Роль антитезы...
«Роль антитезы в раскрытии образа Софьи Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова iconИсследовательская работа Контекстуальные значения образов металлов...
«многие теоретические и историко-литературные вопросы изучения Лермонтова, несмотря на наличие обширной литературы, до сих пор остаются...

Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова iconЮриспруденция
§ 8 главы 10, § 7 главы 12, § 4 и 6 главы 13, § 2 главы 16, написаны в соавторстве с кандидантом юридических наук, доцентом С. Д....

Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова iconКакую роль играет сцена дуэли Гринева и Швабрина в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка”?
Какую роль играет сцена дуэли Гринева и Швабрина в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка”? Как раскрываются характеры героев в...

Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова icon...
Оборудование: портреты М. Лермонтова работы К. Горбунова, А. Крюденера, фото памятника Лермонтову в Москве, репродукции картин Лермонтова,...

Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова iconСтихотворение «Пророк» Лермонтова получило различные истолкования....
«Пророк» Лермонтова является ответом или возражением на пушкинское стихотворение, свидетельствующее о пессимизме автора, разрушении...

Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова iconОн защищал Тамань. Ярославский поэт-фронтовик Иван Алексеевич Смирнов
Великой Отечественной войны, известный ярославский поэт Иван Алексеевич Смирнов гордо называет себя «таманцем». Давняя дружба связывает...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница