Российской федерации федеральное агентство по образованию




НазваниеРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
страница1/58
Дата публикации22.04.2014
Размер3.84 Mb.
ТипУчебное пособие
www.lit-yaz.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Г.Г.ВЕРБИНА

ПСИХОЛОГИЯ

эмоций

Учебное пособие

Чебоксары 2008

ББКЮ935.21 В31

Вербина Г.Г.

В31 Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина; Чуваш, ун-т. - Чебоксары, 2008. - 308 с.

Приведены теоретические и методологические аспекты изучения эмоциональной сферы человека. Рассмотрены теории возникновения эмоций, различия между эмоциями и чувствами, функции эмоций, ди­агностика эмоциональных состояний и управление эмоциями.

Для студентов-психологов П-Ш курсов факультета управления и психологии, психофизиологов, педагогов, профессионалов в области психологии и смежных наук.

Утверждено Редакционно-издательским советом университета Отв. редактор д-р филос. наук, профессор Э.З. Феизов

ББКЮ935.21 © Вербина Г.Г., 2008




Содержание.

Введение
Глава 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
1.1. Понятие о чувствах и эмоциях. Различие этих понятий

1.2. Классификация и свойства эмоций

1.3. Чувства

1.4. Эмоция как реакция на ситуацию и событие

1.5. Эмоциональный тон ощущений

1.6. Эмоциональный тон впечатлений

1.7. Физиологические основы чувств и эмоций

1.8. Аффект и связанные с ним физиологические и поведенческие изменения

1.9. Эмоции как организующий фактор сознания

1.10. Ощущение, эмоция, сознание

Вопросы для самопроверки
^ Глава 2. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

2.1. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина

2.2. В. Вундт. Измерение эмоций

2.3. Психофизическая концепция сущности и происхождения эмоций У. Джемса и К. Ланге

2.4. Таламическая теория эмоций Кеннона – Барда

2.5. Активационная теория Линдсея – Хебба

2.6. Информационная теория эмоций П.В. Симонова

2.7. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

2.8. Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера

2.9. Теория дифференциальных эмоций К.Э. Изарда

2.10. Фундаментальные эмоции (по К. Изарду)

2.11. Эмоции и эмоциональная система (К. Изард)

2.12. Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэйнбаума и ее модификация

2.13. Биологическая теория эмоций П.К. Анохина

2.14. Познавательная теория эмоций М. Арнольд – Р. Лазаруса

Вопросы для самопроверки
^ Глава 3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ

3.1. Компоненты эмоционального реагирования

3.2. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования

3.3. Изучение экспрессивного компонента эмоции

3.4. Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние

3.5. Эмоциональные ситуации

3.6. Экспрессия чувств, ее значение. Сигнальная и регулятивная функция чувств

3.7. Эмоции как производные биологических процессов и сочетание эмоций как личностные черты

3.9. Понятие о настроении

3.10. Расстройства настроения (качества настроения)

3.11. Некоторые комплексы аффектов

3.12. Понятие о вегетативной буре, ее внешние и внутренние проявления

3.13. Выражение эмоций и ощущения прикосновения

3.14. Эмоциональные типы людей

Вопросы для самопроверки
^ Глава 4. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ

4.1. Выражение эмоций (проявление эмоций)

4.2. Лицо как источник испытываемых в эмоиях чувств

4.3. Эмоциональные свойства человека

4.4. Выражение эмоций и физиологическое возбуждение

4.5. Физиогномика

4.6. Социальное и психологическое значение мимики

4.7. Лицевая мимика

4.8. Роль коры головного мозга (КГМ), подкорковых структур и высшей нервной системы (ВНС) в возникновении и проявлении чувств

4.9. Межполушарная асимметрия и эмоции

4.10. Модальности аффективного тона ощущений. Исследование на нейрофизиологическом уровне

4.11. Эмоции как основная мотивационная система

4.12. Шесть систем организации личности (по К. Изарду)

Вопросы для самопроверки
^ Глава 5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ. ФОРМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ

5.1. Эмоциональное резонирование

5.2. Критерии способностей к эмоциональному резонированию

5.3. Патология и эмоции

5.4. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики

Вопросы для самопроверки
^ Глава 6. СТРЕСС

6.1. Понятие об эмоциональном стрессе

6.2. Физиологические механизмы стресса

6.3. Динамика появления стрессовых состояний: конструктивный и деструктивный стресс

6.4. Динамика стресса во времени

6.5. Фрустрация. Фрустационные теории

6.6. Концепции психической саморегуляции

6.7. Профилактика и управление стрессом

Вопросы для самопроверки
^ Глава 7. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ

7.1. Способы восстановления эмоционального равновесия

7.2. Социально-психологический тренинг (СПТ)

7.3. Рациональная психотерапия как вид социально-психологической коррекции

7.4. Метод символдрамы

7.5. Саногенное мышление – управление психическим состоянием воздействием на мыслительную сферу

7.6. Идеал – метод Ч. Тойча

7.7. Арт-терапия

7.8. Устранение отрицательных эмоций

7.9. Значение желательных эмоций и способы их намеренного вызова

7.10. Методы устранения нежелательных эмоциональных состояний

Вопросы для самопроверки
^ Глава 8. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ»

Вопросы для самопроверки
Глава 9. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

9.1. Методы изучения эмоционального переживания (феноменология эмоций)

9.2. Измерение физиологических реакций, связанных с эмоциями

9.3. Методики изучения эмоциональных состояний
Заключение

Список рекомендуемой литературы

Приложение

1. Избавление от нежелательных эмоций. Вызывание желаемых эмоций

2. Избавление от нежелательных эмоций. Диссоциация

Введение

Психология сравнительно недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. Странно, что эта столь актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалась вне основного русла ее развития. Наиболее проницательные исследователи человеческой природы еще до появления каких-либо научных данных понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений. Однако до восьмидесятых годов XX века психология фактически игнорировала эмоции.

В настоящее время проблема эмоций очень актуальна, так как эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. Эмоции определяют степень активности мышления и двигательную активность. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а следовательно, сказываются на нашем здоровье. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии других людей, лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Актуальность проблемы эмоций заключается в том, что эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности – его работы, учебы, игры. Проблема эмоций велика и многогранна, далеко не все связанные с ней вопросы на сегодня решены. Изучением проблемы эмоций занимались такие ученые, как К.Е. Изард, Э. Клапаред, У. Джемс, К. Ланге, П.В. Симонов, П.К. Анохин, У. Кеннон, Д.О. Хебб и др.

Существенный вклад в изучение эмоций внес К.Е. Изард. Он рассмотрел эту проблему с позиции психологии дифференциальных эмоций. В рамках этого подхода он охарактеризовал свойства и функции каждой отдельно взятой эмоции, а также особенности отношений между различными эмоциями и их взаимодействие. Он полагал не менее важным рассмотреть взаимоотношения, которые связывают эмоции и когнитивные процессы и поведение.

Американский психолог У. Джемс и датский ученый К. Ланге почти в одно и то же время предложили теорию, объясняющую функционирование и происхождение эмоций их телесной связью с органическими процессами.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека.

Немаловажная роль в изучении эмоций принадлежит также отечественному физиологу П.В. Симонову. Он разработал потребностно-информационную теорию эмоций. Согласно этой теории, «эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта».

Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П.К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор.

Слово «эмоции» происходит от латинского emovere, что значит «волновать, возбуждать». Со временем  значение этого слова несколько изменилось, и сейчас можно сказать, что эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям. Адекватное понимание эмоции возможно только при учете, как внешней ситуации, так и внутреннего потребностного состояния организма. Одна и та же ситуация может спровоцировать абсолютно различные эмоции.

Тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии. Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявлений.

^ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»

Российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»

Российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо...
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
Программа, методические указания и контрольные задания, грамматический справочник, тренировочные упражнения, тесты для студентов...

Российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо...
...

Российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо...
Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований

Российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
На тему – Выбор оптимального управленческого решения на основе метода средней взвешенной на примере Flash плееров

Российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Российской...
Киеве с 1 – 3 октября 2007 года в рамках проекта «Проведение региональных форумов преподавателей-русистов центрально-азиатских стран...

Российской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и наукироссийской федерации федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное бюджетно-образовательное учреждение высшего профессионального образования



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница