Учреждения




Скачать 271.74 Kb.
НазваниеУчреждения
страница1/3
Дата публикации17.04.2014
Размер271.74 Kb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Психология > Литература
  1   2   3


Наименование документа: Тренинг по профилактике алкогольной и наркотической зависимости у подростков.

Информационного блок: Психолого – педагогическое сопровождение.

Вид документа: тренинг.

Назначение документа: психологи, педагоги.

Область применения: психолого – педагогическая работа.

Автор разработки: Герасимова С.Н., педагог-психолог.

Название учреждения: МОУ СОШ №2 городского округа город Буй Костромской области.

^ Почтовый адрес: 157008 Костромская область, город Буй, улица Республиканская, дом 4А.

Электронный адрес: school2_buy@mail.ru

Тренинг по профилактике алкогольной и наркотической зависимости у подростков.

Содержание

^

I.Структура модели предоставления информации


    1. Обоснование актуальности опыта

    2. Цели тренинга

    3. Задачи тренинга

    4. Степень новизны опыта

    5. Описание содержания опыта

    6. Условия реализации и внедрения опыта. Перспективы применение опыта в массовой практике

    7. Обоснования для групповой работы с подростками
  1. ^

    Организация встреч


  2. Встреча № 1 «Знакомство в группе»

  3. Встреча №2 «Введение в тему алкогольной и наркотической зависимости»

  4. Встреча № 3 «Отработка навыка говорить «НЕТ»»

  5. Встреча № 4 «Игра»

  6. Встреча № 5 «Алкоголь: отношение, понимание, проблемы»

  7. Встреча № 6 «Дискриминация»

  8. Встреча № 7 «Заключение»

Литература



3

3

3

4

4
7

7

8

10
12

16

19

20

22

25

27


^ 1. Обоснование актуальности опыта, его практической значимости.

В последнее время проблема подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма стала очень актуальной. Большое количество современных подростков хотя бы раз в жизни сталкивалось с этой проблемой: кто-то сам пробовал курить травку или выпивать, кому-то предлагали знакомые, у кого-то принимают наркотики друзья или приятели. Даже те, кто сами лично не сталкивались с этой бедой, все равно что-то да слышали о ней. Для того, чтобы справиться с растущей волной наркомании необходимо проводить больше просветительской и профилактической работы среди подростков: не все из них правильно понимают степень опасности наркотической и алкогольной зависимости. Твердая личная позиция негативного отношения к ним – гарантия того, что в случае столкновения подростка с предложением ему наркотика, он откажется его принятия. Тренинг «Профилактика наркотической и алкогольной зависимости» направлен на предотвращение употребления подростками алкоголя и наркотиков, а также на пропаганду здорового образа жизни.

^ 2. Цели тренинга:

  • сформировать у подростков негативное отношение к принятию наркотиков;

  • выработать навыки отказа от наркотиков, научить их отстаивать свои интересы.

^ 3. Задачи тренинга:

  • осознать мотивы, толкающие людей на употребление наркотиков.

  • обеспечить достаточную информированность подростков о вреде наркотических веществ и алкоголя.

  • разрушить иллюзии и ложные представления относительно алкоголя и наркотиков.

  • развивать у подростков навыки общения друг с другом, умение жить в обществе.


^ 4. Степень новизны опыта.

Новизна работы заключается в том, что она представляет собой практически первый опыт обобщения разных методов работы с подростками. В качестве одного из основных методов работы нами предлагается тренинг по профилактике алкогольной и наркотической зависимости у подростков.

^ 5. Описание содержания опыта, его технология.

В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в понимании каждым участником проблемы наркотической зависимости. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей. В процессе тренинга развиваются техники самопознания и понимания проблемы: анализ, обратная связь, рефлексия.

Занятия организовываются из группы 10 – 15 человек, продолжительность каждого занятия 2 часа, частота занятий 1 – 2 раза в неделю. Продолжительность встреч может варьироваться в зависимости от степени заинтересованности и подготовленности участников.

Программа тренинга включает в себя следующие этапы:

^ 1 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ – 2 ЧАСА.

Цели данного этапа включают в себя знакомство с участниками тренинга, первичную диагностику ожиданий от работы, ориентирование в программе и диагностику личностных характеристик участников. Последнее необходимо сделать для полного представления психолога о будущем участнике, а также для того, чтобы оценить возможности его работы в группе и проследить динамику изменений подростка в отношении к самому себе, обществу и проблеме наркотической зависимости. Для тестирования рекомендуется использовать следующие методики (на выбор): «Определение уровня субъективного контроля (УСК)», «Акцентуации характера» Шмишека, «16-ти факторный личностный опросник» Р. Кеттела, тест Л. Сонди.

Подбор в группу включает в себя следующие критерии:

  1. Участие в тренинге только по желанию самих подростков.

  2. Лица, работающие в группе, не должны страдать явными физическими недостатками.

  3. Нежелательно участие в группе тех, кто страдает сильными болями, обладает значительно сниженным интеллектом, имеет любые расстройства сознания (галлюцинации, бред), двигательные расстройства.

  4. Участники тренинга не должны быть зависимыми от приема наркотиков или алкоголя. Данный тренинг имеет в основном профилактическую и просветительскую значимость.

Кроме того, на этом этапе необходимо подготовить помещение, где тренинг будет проводиться. Комната должна быть не маленькой, но и не огромной. Участникам должно быть комфортно. Необходимо заранее подготовить стулья для участников (лучше расставить их по кругу). В комнате должно быть окно, помещение должно проветриваться. В помещении должно быть не жарко, однако необходимо исключить и низкую температуру воздуха. Важно, чтобы в момент проведения тренинга в помещении не было посторонних.

2 ЭТАП – ЗНАКОМСТВО В ГРУППЕ – 2 ЧАСА (встреча №1)

Целью данного этапа будет знакомство участников между собой, а также создание атмосферы принятия и доверия в группе.

^ 3 ЭТАП - ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ - 3 ЧАСА (ВСТРЕЧА №2).

Цели данного этапа заключаются в умении осознавать свой опыт, связанный с алкоголем и наркотиками, а также в умении осознавать мотивы, толкающие людей на прием дурманящих средств.

^ 4 ЭТАП - ОТРАБОТКА НАВЫКА ГОВОРИТЬ «НЕТ» - 4 ЧАСА (ВСТРЕЧА №3 - 4).

Данный этап направлен на осознание участниками различий между людьми, на тренировку навыков отстаивания своих интересов, на умение говорить «нет».

^ 5 ЭТАП - ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АЛКОГОЛИЗМА - 2 ЧАСА (ВСТРЕЧА №5).

Цели данного этапа направлены на тренировку умения выделять признаки, по которым можно сказать, что имеется алкогольная зависимость, а также на понимание того, как алкоголь влияет на взаимоотношения между людьми.

^ 6 ЭТАП - УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ НА СЕБЯ - 2 ЧАСА (ВСТРЕЧА №6).

Основной целью этапа будет осознание участниками тренинга понятий «дискриминация» и «ответственность», умение принимать ответственность в сложных ситуациях на себя.

^ 7 ЭТАП - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ В ГРУППЕ - 2 ЧАСА (ВСТРЕЧА №7).

На данном этапе необходимо провести рефлексию пройденных занятий и полученного в них опыта. Рекомендуется также провести повторную диагностику участников с целью измерения динамики работы в группе. Можно использовать такие методики, как «УСК» и «Акцентуации характера подростков» Эйдемиллера.

^ 8 ЭТАП - ДОКУМЕНТАЦИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГОМ РАБОТЫ ГРУППЫ - 3 ЧАСА.

После завершения работы группы психолог должен провести рефлексию всех занятий, оценить эффективность тренинга, задокументировать результаты в тетради, подвести итог работы.

Стратегическую линию программы можно изобразить таким образом:

Получение информации о вреде наркотиков и алкоголя

Осознание важности отказа от принятия наркотиков

Формирование осознанной позиции непринятия

По отношению к алкоголю и наркотикам


Закрепление позитивного опыта работы в группе,

рефлексия полученных знаний

^ 6. Условия реализации и внедрения опыта.

Перспективы применения опыта в массовой практике.

Программа предназначена для работы с подростками и молодежью 13 – 18 лет, хотя при незначительных изменениях может использоваться и для работы с лицами, достигшими зрелого возраста.

Предполагаемая работа имеет просветительское и практическое значение.
^ ОБОСНОВАНИЯ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ.

Особенности подростковой психологии заключаются в стремлении подростков к объединению в группы. Самореализация в этом возрасте предполагает удовлетворение потребностей в уважении и самоуважении при растущем стремлении к независимости от давления родительского авторитета. Это возраст(13-16 лет) называют еще периодом второй перерезки пуповины, что является необходимым этапом в развитии суверенной личности. Организуя профилактическую работу, необходимо все это иметь в виду. Очевидно, что использование средств и методов, усиливающих авторитарное давление (запреты, нотации, запугивание и т.п.), не соответствует потребностям данного возраста. Предлагаемый же групповой метод учитывает последние, хотя и делает более сложным и многомерным процесс педагогического взаимодействия, который можно представить в общих чертах, разделив его на четыре этапа:

  1. Установление доверительного контакта с группой.

  2. Установление договорных отношений с группой (прояснение ожидания сторон, где психолог выступает в роли человека, помогающего подростку познакомиться с проблемой наркомании, разрешить его страхи и сомнения, а также научиться справляться с затруднительными ситуациями).

  3. Реализация программы.

  4. Завершение работы, подведение итогов и оценивание результатов работы.



^ ОРГАНИЗАЦИЯ ВСТРЕЧ.
Каждое занятие включает в себя следующие этапы.

  1. Введение. Необходимо привлечь внимание участников, познакомиться (на первом занятии), обсудить цели, задачи и структуру предстоящих занятий, пробудить интерес и сформировать мотивацию к участию в данной программе (или на данном занятии).

  2. «Тело» занятия. Выполняются специальные упражнения, разыгрываются ролевые ситуации, организуется обсуждение и обратная связь, тренируются навыки.

  3. Заключение. Делается акцент на центральной теме, проясняются существенные моменты, дается общая обратная связь.

Ведущему необходимо придерживаться следующих основных правил для того, чтобы

  • поддерживать самооценку участников,

  • обеспечивать безопасность самораскрытия,

  • создавать благоприятную групповую атмосферу на основе доверия и приятия,

  • исследовать процесс взаимодействия в группе и обеспечить формирование смысла (осознание того, что происходит).

  1. Давайте каждому возможность говорить.

  2. Идентифицируйте собственные чувства и говорите о своих переживаниях.

  3. Уважайте уникальность каждого участника и его переживаний.

  4. Слушайте, что говорит человек и осознавайте, как это влияет на вас.

Занятие лучше всего начинать с разминочного упражнения, не несущего смысловой нагрузки. Его цель – снять напряжение и обеспечить общую эмоциональную вовлеченность. После этого целесообразно предложить участникам вспомнить прошлое занятие и поделиться мыслями и чувствами, оставшимися после него, могут быть вопросы или предложения по ходу занятий. Далее идет основная часть с проигрыванием ситуаций и выполнением специальных упражнений. В заключение предлагается вспомнить все занятие и поделиться впечатлением.
Встреча №1.

^ ЗНАКОМСТВО В ГРУППЕ.

Цели и задачи:

  • познакомить участников между собой,

  • обеспечить атмосферу принятия и безопасности,

  • выработать правила групповой работы,

  • прояснить ожидания участников и познакомить их с программой занятий.

Информирование участников, введение новых понятий и терминов:

ТРЕНИНГ - активные методы работы в группе, направленные на решение каких-либо личностных проблем (в данном случае - на профилактику наркотической и алкогольной зависимости).

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - определенный тип жизнедеятельности человека, благодаря которому он способен выполнять профессиональные, общественные и бытовые функции в оптимальных для здоровья условиях.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - форма деструктивного поведения, которое приносит вред самому человеку и обществу, это уход от реальности посредством изменения своего психического состояния.

РЕФЛЕКСИЯ - процесс самопознания человеком своего внутреннего состояния, оценка своих ожиданий и впечатлений от групповой работы

^ УПРАЖНЕНИЕ «СНЕЖНЫЙ КОМ»

Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый последующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.

^ УПРАЖНЕНИЕ «САМЫЙ-САМЫЙ МОЙ ПЛАКАТ»

Участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, состоящий из нескольких разделов: 1.Имя. 2.Возраст. 3.Знак зодиака. 4.Мой любимый цвет.

Нарисовать: а) чем я люблю заниматься, б) так я выгляжу, когда счастлив, в) вот мое любимое место.

Эти плакаты прикрепляются на груди и участники в произвольном порядке ходят по комнате, знакомясь друг с другом в течение 15 минут.

^ УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛЕДНИЙ – ЛИШНИЙ».

Участники рассаживаются на стулья, ведущий становится в центр круга. Он задает любой вопрос, приходящий ему в голову, а все, кто ответил бы на этот вопрос утвердительно, меняются местами (ведущий тоже принимает участие). Таким образом, один из них, не успевший занять свободный стул, становиться ведущим , придумывает и задает новый вопрос и т.д.

НАПРИМЕР: «Меняются все, кто по знаку зодиака Овен!» или «Меняются все юноши» или «Меняются те, у кого зеленые глаза!» и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ «Зачем я здесь?»

Участники по кругу говорят о том, зачем они пришли на тренинг, чего ждут от занятий, о своих целях и желаниях. Для прояснения групповых ожиданий задаются следующие вопросы:

  1. Что бы я хотел получить от занятий?

  2. Что мне может помочь?

  3. Что мне может помешать?

  4. Чего я жду от ведущего группы?

^ УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВЫЕ ПРАВИЛА».

Есть несколько вариантов по выработке групповых правил. Можно предложить высказаться желающим о том, какие они хотели бы установить на занятиях правила, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно. Ведущий фиксирует на ватмане все предложения, затем идет короткое обсуждение. Вот некоторые из правил:

  1. Закон «ОО» (о пунктуальности).

  2. Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, другие молча слушают, и, прежде, чем взять слово, поднимают руку.

  3. Без оценок: принимаются разные точки зрения, никто никого не оценивает.

  4. «Здесь и теперь»: то, что происходит на занятии, остается между участниками и не выходит за пределы круга.

  5. Правило «стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становиться неприятным или небезопасным, то, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «стоп».

Групповые правила можно не записывать на ватмане, а

нарисовать.

^ РЕФЛЕКСИЯ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

Каждый из участников, кто хотел бы высказаться, говорит о

своих ощущениях от занятия, о своих чувствах и пожеланиях.

ЗАВЕРШЕНИЕ ДНЯ «ЛЕСЕНКА».

Участники тренинга с закрытыми глазами ходят по комнате и стараются построиться по росту.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учреждения icon1. Цели деятельности учреждения в соответствии с федеральными законами,...
Виды деятельности учреждения, относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения

Учреждения iconПаспорт дорожной безопасности образовательного учреждения муниципального...
План работы образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2013 -2014 учебный год

Учреждения iconТекстовый отчет о деятельности муниципального бюджетного учреждения...
«О реорганизации Муниципального учреждения культуры «Сочинская филармония» в Муниципальное учреждение культуры «Сочинское концертно-филармоническое...

Учреждения iconАнализ творческой деятельности учреждения Анализ деятельности учреждения...
Концепция развития бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Няганский детский музыкально-драматический театр»на...

Учреждения iconОтчет по самообследованию общеобразовательного учреждения
Нормативное правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения

Учреждения iconОтчет о результатах самообследования муниципального автономного общеобразовательного...
Тюменского муниципального района проведено на основании решения педагогического совета (протокол №1 от 30. 08. 2013г) с целью анализа...

Учреждения iconИнформационная карта (паспорт) общеобразовательного учреждения
I. Нормативное правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения

Учреждения iconПаспорт муниципального казенного общеобразовательного учреждения
I. Нормативное правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения

Учреждения iconИнформационная карта (паспорт) общеобразовательного учреждения
I. Нормативное правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения

Учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373, с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница