Срб-д-3-1




НазваниеСрб-д-3-1
страница1/9
Дата публикации24.06.2013
Размер0.92 Mb.
ТипЛекция
www.lit-yaz.ru > Психология > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




ПЕДАГОГИКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

( Воспитательный, образовательный, социальный аспекты )

( СРБ-Д-3-1 )
ЛЕКЦИЯ № 1 (личравит).
ВВЕДЕНИЕ
Разработка в педагогике проблемы развития и воспитания

личности. Понятие о личности, её развитии и формировании
Как известно, основной целью воспитания личности в обществе является формирование личности, её всестороннее и гармоничное развитие. Но, чтобы успешно решать эту задачу, необходимо знать, как происходит развитие личности, какие факторы оказывают влияние на её формирование.

Напомним определения понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность».

Под понятием «индивид» в основном понимаются физиолого-психологические особенности человека, которые отличают его от других людей (рост, принадлежность к полу, особенности характера и темперамента).

Личность – это понятие, которое обозначает совокупность устойчивых психологических, нравственных и моральных качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Индивидуальность – это своеобразное сочетание личностных свойств человека, которые отличают его от других людей.

Теория развития личности начала разрабатываться в зарубежной и отечественной педагогике ещё в начале 20 в. Особенно значительный вклад в исследование этой проблемы такие выдающиеся отечественные педагоги как П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, а затем Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королёв, В.А. Сухомлинский и др. И хотя потом вопросы развития личности стали углублённо разрабатываться в отечественной философии и психологии, это не исключало и не исключает необходимости педагогического аспекта в их исследовании и освещении.

Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия «личность». В самом деле, что такое личность как предмет воспитания? В каком соотношении находится это понятие с понятием «человек»? Попытаемся подойти к этим вопросам генетическим путём.

Прежде всего следует отметить, что в общем развитии человека две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная. Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения и находит своё выражение в специфических биологических чертах детства, отрочества и старости.

Однако процесс биологического развития человека теснейшим образом сочетается с приобретением значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо.

Таким образом, человек, будучи биологическим существом, в процессе соей жизнедеятельности, вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Вот почему он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо исторической деятельности и познания. Следовательно, понятие «человек» синтезирует (объединяет) в себе как его биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества.

Понятие же «личность» включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь, сознание, различные привычки и т.д., которые делают его общественным существом. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит.

Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других – слабее. Встаёт вопрос: каковы же те признаки и критерии, которыми характеризуется степень развития личности и по которым можно судить о мере личности в человеке?

С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Поэтому способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

Известный отечественный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность. Выделяя критерии личности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. Вот почему, по мнению В.П. Тугаринова нельзя всех людей без исключения считать «личностями». В частности, не является личностью младенец, а также умалишённый.

Характеристика понятий личность и человек должна быть дополнена понятием индивидуальности.

Индивидуальность характеризует непохожесть, своеобразие и отличие одного человека от другого, одной личности от другой. Индивидуальность, как правило, выделяется особыми чертами характера и темперамента (например, уравновешенно-волевой и целеустремлённый человек), своеобразием творческой деятельности и способностей. Понятие «индивидуальность» включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой и что придаёт им своеобразную красоту и неповторимость.

Такова сущность понятия «личность» и связанных с ним родственных научных категорий.

Поскольку личностные качества человека развиваются и формируются прижизненно, для педагогики имеет важное значение раскрытие сущности понятий «развитие» и «формирование» личности. Что же они означают?

Развитие прежде всего означает процесс количественных изменений в свойствах и качествах личности. Следовательно, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественных взглядов и убеждений.

Формирование же выступает как результат развития личности и означает её становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать – значит «придавать форму чему-нибудь… устойчивость, законченность, определённый тип» (Толк. Словарь русск. яз.).

Однако для педагогики, как и для других наук о человеке, кардинальным является вопрос о том, как происходит его личностное развитие, каковы источники и факторы этого развития.
^ Роль активности самой личности в собственном развитии.

Понятие о внешних и внутренних факторах развития личности.
Указывая на важнейшие факторы развития личности и подчёркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект влияния среды, воспитательных воздействий.

В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к социальной среде и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Если ученик негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в прямо противоположном направлении, чем желает воспитатель. Например, педагог при проверке знаний незаслуженно занизил оценку школьнику, и последний обиделся. В таком случае все призывы учителя к улучшению успеваемости будут вызывать у ученика внутренне скрытое, а иногда и открытое противодействие. И так бывает во всех случаях, когда воспитатель, его педагогическое воздействие не находит положительного отклика во внутренней сфере, т.е. в сознании и чувствах воспитанника.

Понимание этого явления привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, в педагогике стали разделять на две группы - внешние и внутренние.

Влияние социальной среды и воспитание относятся к внешним факторам развития личности

Природные склонности и влечения человека, а также вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают под влиянием внешних воздействий (социальной среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом воздействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет решающую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование её активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.

Получается, что этот процесс по существу приобретает характер саморазвития. Так оно и есть на самом деле. Вот почему Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растёт плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растёт. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает лишние ветви, т.е. создаёт необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его.

Само же саморазвитие происходит по своим внутренним законам. В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием внешних воздействий социальной среды и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают положительный отклик в её внутренней сфере (психологические переживания) и стимулируют её собственную активность в работе над собой.

Этот сложнейший процесс получил в педагогике название персонификации воспитания (от лат. persona - личность, facere - делать). Персонификация не противоречит социализации как её антипод, а является внутренним механизмом её осуществления.

Если перевести данное определение на более популярный язык, то следует сказать, что все внешние социализирующие личность факторы, в том числе воспитание, способствуют её развитию и формированию, только взаимодействуя с внутренними механизмами её собственной активности в работе над собой, а именно с её потребностями, интересами, убеждениями и т.д.

ЛЕКЦИЯ № 2 (личразв)
^ ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития

и воспитания личности в педагогике.
Как известно, личностное развитие человека несёт на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социального проявления. Поэтому вполне естественно, что каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, развитие мыслительных способностей и памяти, наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более зрелые годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперёд в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребёнка, без учёта его возрастных возможностей.

Вопрос о необходимости учёта возрастных особенностей детей в процессе воспитания поставлен в педагогике давно и выдвигался, в частности, Я.А. Коменским, Ж-Ж Руссо, А.В. Дистервегом, Л.Н. Толстым и другими деятелями педагогической науки. Больше того, многие из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, т.е. учёта природных особенностей развития ребёнка, хотя эта идея и интерпретировалась по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал ту мысль, чтобы в процессе воспитания учитывались те закономерности развития ребёнка, которые присущи природе человека, а именно: врождённое человеку стремление к знанию, труду, способность к многостороннему развитию и т.д. Руссо, а затем Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребёнок якобы от природы является существом совершенным и что воспитание должно основываться на выявлении и развитии лучших природных черт и качеств детей. Однако все они сходились в одном, что нужно хорошо изучать ребёнка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Какие же возрастные этапы выделяются в развитии человека от рождения до наступления зрелости, которые накладывают свой отпечаток на воспитание и формирование личностных качеств?

Одну из первых возрастных периодизаций сделал Аристотель. Придерживаясь метафизических взглядов на развитие человека, он выделял в его формировании три этапа, каждый из которых занимал 7 лет и каждому из которых якобы соответствовало особое состояние души: растительное, животное и разумное. Вполне понятно, что эта периодизация не имела научного характера.

В основу своей периодизации возрастного развития человека ^ Я.А. Коменский положил различные этапы воспитания, каждый из которых охватывал 6 лет. Первые шесть лет он отводил «материнской школе», когда ребёнок воспитывался под руководством матери. Вторые шесть лет соответствовали воспитанию и обучению в начальной школе. Третьи шесть лет – обучению в гимназии. Последние шесть лет – завершение обучения в академии и путешествия.

Классификация ^ Ж-Ж. Руссо базировалась на идее определяющей роли биологического фактора в развитии человека. Так, к первому периоду он относил детей от рождения до 2-х лет и считал, что главным в работе с ними является физическое воспитание. Второй период охватывает период от 2 до 12 лет, для которого якобы характерен «сон разума» и главным для которого является развитие «внешних чувств», подготовка ребёнка к обучению. Третий период – от 12 до 15 лет – Руссо отводил умственному и трудовому воспитанию. Четвёртый период - от 15 до 18 лет - это период сильных чувственных переживаний («бурь и страстей»), важнейшим для которого является нравственное воспитание.

Недостатком периодизации Руссо было не только преувеличение биологического фактора в развитии личности, но и попытка приписать её развитию какой-то один вид воспитания, что, безусловно, является неверным.

В отечественной психологии и педагогике возрастная периодизация формирования растущей личности основана на учёте единства биологического и социального в её развитии. Принято выделять следующие основные периоды развития ребёнка и школьника: 1) младенческий возраст (до 1 года), 2) ранний детский возраст (2-3 года), 3) преддошкольный возраст (3-5 лет), 4) дошкольный возраст (5-6 лет), 5) младший школьный возраст (6-10 лет), 6) подростковый возраст (11-15 лет), 7) ранняя юность, или старший школьный возраст (15-18 лет).

Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания учеников разных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом созревании, во-вторых, на совершенствовании их психики и познавательной деятельности и, в-третьих, на формировании их поведения.


  1. ^ Особенности развития и воспитания младших школьников.


Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями. Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

Не менее важное педагогическое значение имеют особенности развития психики в познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга, совершенствование их нервной деятельности. Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В отечественной психологии и педагогике утвердилась идея Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почему усилия учителей должны направляться на то, чтобы, учитывая особенности и возрастные возможности ребят, использовать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития..

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, которые обусловлены указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причём при оценке поведения они происходят, главным образом, из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. Остро реагируя на недочёты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочётов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются импульсивно возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения.

На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учителя, а также влияние родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят в решающей мере определяют успех воспитания.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт


Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница