Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования»




Скачать 259.45 Kb.
НазваниеРеспублики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования»
страница1/2
Дата публикации19.01.2014
Размер259.45 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Психология > Документы
  1   2
Министерство образования Республики Коми

Государственное учреждение Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования»

Профориентационная деятельность приемных комиссий образовательных учреждений
Методический и диагностический материал


Сыктывкар 2010

Под редакцией: Е. В. Попова, директор ГУ РК «РИЦОКО»


Составители: В. А. Творожникова, педагог-психолог

М. Н. Костромина, педагог-психолог

^ Т. В. Ширяева, педагог-психолог

Содержание


Профориентационная деятельность приемных комиссий образовательных учреждений


4

^ Рекомендации для предварительной беседы с абитуриентами с

целью формирования профплана и выбора направленности образования


5

Методика экспресс-профориентации


5

^ Процедура проведения методики


5

Процедура обработки и анализа результатов


6

^ Рекомендации по использованию методики экспресс-профориентации


7

Приложение 1: тест «Профориентация» (1-й лист – «Я хочу»,

2-й лист – «Я могу»)


8

Приложение 2: «Карта профессий»


10


^ Профориентационная деятельность приемных комиссий образовательных учреждений.
Основной целью профориентационной работы в образовательных учреждениях является приведение образовательных потребностей абитуриентов в соответствии с рынком труда и создание условий для формирования ими обоснованных профессионально-образовательных планов.

В соответствии с этой целью основной задачей профориентационной работы в ОУ является оказание помощи приемным комиссиям в качественной профориентационной консультации, в качественном профессиональном отборе абитуриентов в ОУ.

Профессиональная консультация, которую могут провести сотрудник Центра содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, специалисты приемных комиссий, психологические службы образовательных учреждений, предполагает установление соответствия индивидуальных склонностей и способностей абитуриентов специфическим требованиям той или иной профессии. Другими словами, профконсультация с абитуриентами нацелена на помощь в выборе специальности (направления образования), наиболее соответствующих их способностям, склонностям и подготовке.

Профориентационная работа приемных комиссий профессиональных образовательных учреждений, особенно УНПО и УСПО, включает следующие этапы:

  1. Предварительная беседа специалистов (профконсультантов, психологов, членов приемной комиссии) с абитуриентом.

  2. Проведение тестирования по методике экспресс-профориентации.

  3. Обработка и анализ полученного результата.

  4. Профконсультация с выдачей письменных или устных рекомендаций.

  5. Развернутая профориентационная диагностика (при необходимости и по желанию клиента).

Полученные в ходе профконсультации данные должны помочь

абитуриенту принять окончательное решение и определить для себя:

  • виды профессиональной деятельности, в которых поступающий будет наиболее успешным,

  • способности и предпочтения в проекции будущей профессии,

  • приоритетные для будущего студента сферы деятельности и направления подготовки.

Однако известно, что в рамках работы приемных комиссий практически не остается времени на профориентационные мероприятия, с одной стороны, а, с другой стороны, абитуриенты, как правило, уже приходят с конкретными профпланами, заранее определив их самостоятельно, с помощью родителей или профконсультантов. Вместе с тем, практика показывает, что в УСПО и особенно в УНПО, по разным причинам, возникает необходимость оказания помощи в правильном выборе специальности. В отсутствии возможности проведения экспресс-диагностики с каждым абитуриентом профессионального лицея, училища, техникума или колледжа, рекомендуем обратить внимание на поступающих, которые выбрали сразу несколько учебных заведений, сомневаются в выборе конкретной специальности, так как нравится многое или не нравится ничего, отличаются невысоким уровнем приобретенных знаний и умений, не поступили в другие учебные заведения и др.

Специалисты приемных комиссий должны направлять такую группу поступающих на консультацию (групповую или индивидуальную) к психологу-профконсультанту.

В связи с этим, предлагаем методический и диагностический материал, который может помочь сотрудникам приемных комиссий в профориентационной работе с абитуриентами.


^ Рекомендации для предварительной беседы с абитуриентом с целью формирования профплана и выбора направленности образования.
Профессия играет важную роль в жизни человека. Выбор профессии можно сравнить с решением сложной творческой задачи, когда требуется учесть множество факторов, разобраться в огромном разнообразии профессий, понять их содержание, требования, которые они предъявляют к человеку, суметь реально оценить свои возможности, способности и интересы.

При выборе профессии важно знать содержание труда, чем конкретно будет заниматься специалист, какими орудиями и средствами труда он будет пользоваться, в каких условиях работать.

Человек будет наиболее успешен, будет меньше уставать и сохранит свое здоровье, если при выборе профессии учтет соответствие своих возможностей требованиям профессии.

Зачастую, среди огромного многообразия профессий, человеку бывает сложно сделать правильный выбор в пользу той или иной специальности, учебного заведения, дальнейшей профессиональной деятельности. Именно в этой ситуации на помощь к Вам придет специалист приёмной комиссии (или психолог по профориентации), который средством профориентационного тестирования поможет Вам определиться, выбрать то направление подготовки, в котором Вы будете наиболее успешным и востребованным в будущем.

Данный материал может быть использован на стенде «В помощь абитуриенту» в качестве агитационного, для привлечения поступающих к осознанному пути выбора направленности того или иного типа профессионального образования.
^ Методика экспресс-профориентации.
Методика создана для специалистов учреждений образования, занимающихся вопросами профориентации, и может успешно дополнить различные методы индивидуального консультирования и групповых занятий. Она разработана и предназначена для оказания помощи молодым людям и взрослым в выборе направления профессиональной карьеры в соответствии с их интересами, предпочтениями и способностями.

Основой методики является тест, позволяющий в течение 10-15 минут провести тестирование. Полученные данные могут быть использованы как материал для оказания элементарных профориентационных услуг, связанных с диагностикой и информированием, в условиях работы приемных комиссий, когда количество абитуриентов может составить несколько десятков на одного специалиста в день.

Методика проста в обращении, не требует специальных психологических знаний и может быть использована как специалистами, так и клиентами (в том числе абитуриентами) самостоятельно. Вместе с тем, методика экспресс-профориентации, хотя и имеет строгое научное обоснование и соответствует критериям, предъявляемым к качественным психометрическим инструментам, не заменяет методов углубленной психологической диагностики профессиональных способностей и при необходимости может дополняться другими профориентационными методами.

Материал методики включает тест «Профориентация» и «Карту профессий». Тест позволяет быстро и просто определить направленность абитуриента на ту или иную профессию, а «Карта профессий» – проинформировать его о различных видах профессий и определиться с конкретным индивидуальным выбором.
^ Процедура проведения методики.
Тест «Профориентация» используется в случае затруднений абитуриента при выборе профессии для обучения. Процедура занимает от 10 до 15 минут. Тест состоит из двух частей: «Я хочу» и «Я могу».

В первой части («Я хочу») молодой человек должен оценить степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных в перечне видов деятельности. Эта часть теста является основной и предназначена для определения сферы профессиональных склонностей, желаний, потребностей, интересов, предпочтений, стремлений. В нем определяются наиболее привлекательные виды профессиональной деятельности для тестируемого.

Во второй части (« Я могу») абитуриент должен оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. Эта часть предназначена для определения представлений клиента о своих профессиональных способностях. Вторая часть теста является дополнительной и диагностирует не столько объективную степень выраженности профессиональных способностей, сколько то, что тестируемый о них думает, как он оценивает. Для того чтобы получить объективную информацию о степени выраженности профессиональных способностей абитуриента, необходима его углубленная профессиональная диагностика, которая может быть осуществлена только психологом-профконсультантом с помощью специальных тестов. Однако результаты второй части теста можно использовать для уточнения данных о профессиональных склонностях абитуриента и определения степени соответствия между тем, какие профессии он предпочитает, и тем, какие виды профессиональной деятельности он с его точки зрения может выполнять.
^ Процедура обработки и анализа результатов.
Обработка результатов очень проста. Суждения в каждой из двух частей теста, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений подсчитывается суммарное количество баллов, выбранных абитуриентом, и эта сумма записывается в окне справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе абитуриент набрал максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность к соответствующему типу или классу профессий. Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»: 1. Человек-человек. 2.Человек-техника.3. Человек-знаковая система.4. Человек-художественный образ.5. Человек-природа.

Последние две группы суждений, обозначенные буквами «А» и «Б», соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»: А. Исполнительские. Б. Творческие.

Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1,2,3,4 или 5) он склонен в наибольшей степени. Затем определяется его преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б). Обозначения типов и классов профессий такие же, как и на психологической «Карте профессий» (Приложение 2). Поэтому, зная координаты своих профессиональных предпочтений можно определить наиболее подходящую для тестируемого профессиональную группу, подтвердить (или не подтвердить) его первоначальный выбор. Другими словами, при использовании «Карты профессий» осуществляется поиск группы профессий. Внутри этой группы профессий находится конкретная специальность, которую может определить для себя как сам абитуриент, так и совместно со специалистом.

Наиболее проще работать, если склонности и представления о своих способностях совпадают. Если профессиональные склонности («Я хочу») не совпадают с оценкой способностей («Я могу»), то специалист помогает абитуриенту в принятии окончательного решения. Уместно напомнить, что первая часть теста, все же, является основной, а вторая дополнительной. Но, вместе с тем, не существует жестких правил, чему отдавать предпочтение в процессе выбора профессии – склонностям («Я хочу») или способностям («Я могу»), ведь способности могут развиваться и совершенствоваться. Также верно и обратное. Тем не мене, если профессиональные склонности абитуриента не совпадают с его оценкой способностей, в отдельных случаях полезно использовать более объективные методы, чтобы выяснить, каковы на самом деле его способности.

Если оценки склонностей не сильно отличаются друг от друга, если разница между группами профессий (1,2,3,4, и 5) не более 2-3 баллов, то при выборе профессии лучше ориентироваться на наиболее выраженные у него способности.

Наконец, учет степени развития способностей должен быть первоочередным в случае, если оценка наиболее предпочитаемого типа или класса профессий не превышает 4-5 баллов. Это может быть тогда, когда клиент вообще не склонен заниматься каким-либо общепринятым видом профессиональной деятельности.
^ Рекомендации по использованию методики экспресс-профориентации.


  1. Познакомиться, снять излишнее эмоциональное напряжение, выявить, имеются ли сомнения у абитуриента в выборе профессии, особенно среди поступающих в УНПО и УСПО.

  2. Проинформировать поступающего в профессиональное образовательное учреждение о принципах правильного выбора профессии. Для этого можно использовать рекомендации для предварительной беседы (стр. 2).

  3. Требуется объяснить, что тест позволяет подобрать для молодого человека профессии наиболее соответствующие его интересам («Я хочу») и представлениям о своих способностях («Я могу»).

  4. Необходимо убедиться в том, что тестируемый понял инструкцию и правильно заполняет бланки (Приложение 1).

  5. При получении результатов тестирования необходимо объяснить абитуриентам, что все профессии можно разделить на пять типов в зависимости от предмета труда и два класса в зависимости от характера труда, представив их в виде карты (Приложение 2 – «Карта профессий»). По «Карте» определяются профессии либо по интересам, либо по способностям (подробнее об этом – в разделе «Процедура проведения методики», стр. 3).

  6. Для обсуждения результатов с абитуриентом полезно использовать следующие вопросы:

  1. Выбрали ли Вы себе профессию?

  2. Если выбрали, то какую? Почему Вы выбрали именно её?

  3. Если не выбрали, то почему? Что мешает Вам её выбрать?

Нужно быть готовым к тому, чтобы помочь абитуриентам более точно определить свои способности с помощью тестов углубленной диагностики либо рекомендовать специалиста или организацию, которые могли бы предоставить подобные услуги.

Основная направленность профориентационной деятельности приемных комиссий, вся профориентационная работа осуществляются с определенным акцентом по каждой специальности или направлению, по которым идет подготовка специалистов в образовательном учреждении. Однако этот акцент не должен ущемлять свободу выбора абитуриента.

Данная методика может быть использована и при условии массового привлечения абитуриентов, а не только по спросу со стороны поступающего, его родителей, по просьбе членов приемных комиссий с целью уточнения выбора наиболее близкого по интересам и склонностям типа деятельности.

Массовое привлечение абитуриентов к процедуре экспресс-диагностики способно оказать большую прогностическую помощь в создании банка информации для дальнейшей работы с первокурсниками по профессиональному сопровождению студента, в выработке направленности его профессиональной карьеры.
Приложение 1

Фамилия ____________________

Имя ____________________

Отчество ____________________

Возраст ____________________

Школа, класс_________________

Дата ____________________
^ Тест "ПРОФОРИЕНТАЦИЯ"

ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 - вовсе нет, 1 - пожалуй, так, 2 - верно, 3 - совершенно верно)
^ Я ХОЧУ

мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):


1

Обслуживать людей……………………………………………………………

0 1 2 3







Заниматься лечением………………………………………………………….

0 1 2 3







Обучать, воспитывать………………………………………………………….

0 1 2 3







Защищать права и безопасность………………………………………………

0 1 2 3







Управлять людьми……………………………………………………………..

0 1 2 3




2

Управлять машинами………………………………………………………….

0 1 2 3







Ремонтировать оборудование………………………………………………….

0 1 2 3







Собирать и налаживать технику……………………………………………….

0 1 2 3







Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи…….

0 1 2 3







Заниматься строительством…………………………………………………...

0 1 2 3




3

Обрабатывать тексты и таблицы……………………………………………...

0 1 2 3







Производить расчеты и вычисления………………………………………….

0 1 2 3







Перерабатывать информацию………………………………………………...

0 1 2 3







Работать с чертежами, картами и схемами…………………………………...

0 1 2 3







Принимать и передавать сигналы и сообщения………………………………

0 1 2 3




4

Заниматься художественным оформлением…………………………………..

0 1 2 3







Рисовать, фотографировать…………………………………………………...

0 1 2 3







Создавать произведения искусства…………………………………………..

0 1 2 3







Выступать на сцене……………………………………………………………

0 1 2 3







Шить, вышивать, вязать……………………………………………………….

0 1 2 3




5

Ухаживать за животными……………………………………………………..

0 1 2 3







Заготавливать продукты……………………………………………………….

0 1 2 3







Работать на открытом воздухе………………………………………………...

0 1 2 3







Выращивать овощи и фрукты…………………………………………………..

0 1 2 3







Иметь дело с природой………………………………………………………...

0 1 2 3




А

Работать руками………………………………………………………………...

0 1 2 3







Выполнять решения……………………………………………………………

0 1 2 3







Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать,

Копировать……………………………………………………………………….


0 1 2 3






Получать конкретный практический результат

0 1 2 3







Воплощать идеи в жизнь………………………………………………………

0 1 2 3




Б

Работать головой………………………………………………………………...

0 1 2 3







Принимать решения……………………………………………………………

0 1 2 3







Создавать новые образцы……………………………………………………...

0 1 2 3







Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать,

измерять, испытывать, контролировать………………………………………


0 1 2 3






Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать…………………………………………………………………...

0 1 2 3




ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности (0 - вовсе нет, 1 - пожалуй, так, 2 - верно, 3 - совершенно верно)

^ Я МОГУ

(способен, умею, обладаю навыками):


1

Знакомиться с новыми людьми……………………………………………...

0 1 2 3







Быть чутким и доброжелательным…………………………………………..

0 1 2 3







Выслушивать людей………………………………………………………….

0 1 2 3







Разбираться в людях…………………………………………………………

0 1 2 3







Хорошо говорить и выступать публично……………………………………

0 1 2 3




2

Искать и устранять неисправности………………………………………….

0 1 2 3







Использовать приборы, машины, механизмы……………………………...

0 1 2 3







Разбираться в технических устройствах……………………………………

0 1 2 3







Ловко обращаться с инструментами………………………………………..

0 1 2 3







Хорошо ориентироваться в пространстве…………………………………...

0 1 2 3




3

Быть сосредоточенным и усидчивым……………………………………….

0 1 2 3







Хорошо считать в уме………………………………………………………..

0 1 2 3







Преобразовывать информацию……………………………………………..

0 1 2 3







Оперировать знаками и символами…………………………………………

0 1 2 3







Искать и исправлять ошибки………………………………………………..

0 1 2 3




4

Создавать красивые со вкусом сделанные вещи…………………………….

0 1 2 3







Разбираться в литературе и искусстве……………………………………….

0 1 2 3







Петь, играть на музыкальных инструментах………………………………...

0 1 2 3







Сочинять стихи, писать рассказы…………………………………………...

0 1 2 3







Рисовать………………………………………………………………………..

0 1 2 3




5

Разбираться в животных или растениях…………………………………….

0 1 2 3







Разводить растения или животных………………………………………….

0 1 2 3







Бороться с болезнями, вредителями………………………………………...

0 1 2 3







Ориентироваться в природных явлениях…………………………………...

0 1 2 3







Работать на земле…………………………………………………………….

0 1 2 3




А

Быстро выполнять указания………………………………………………...

0 1 2 3







Точно следовать инструкциям………………………………………………

0 1 2 3







Работать по заданному алгоритму……………………………………………

0 1 2 3







Выполнять однообразную работу…………………………………………...

0 1 2 3







Соблюдать правила и нормативы…………………………………………...

0 1 2 3




Б

Создавать новые инструкции и давать указания…………………………...

0 1 2 3







Принимать нестандартные решения………………………………………...

0 1 2 3







Легко придумывать новые способы деятельности…………………………..

0 1 2 3







Брать на себя ответственность………………………………………………

0 1 2 3







Самостоятельно организовывать свою работу………………………………

0 1 2 3



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования» icon«Республиканский информационный центр оценки качества образования»
Мазанова О. Ю., начальник отдела общего образования Министерства образования Республики Коми, заместитель председателя Государственной...

Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования» iconПрограмма развития Государственного автономного образовательного...
Республики Коми «Коми республиканский институт развития образования» за 2011 год: информационно-справочное издание; гаоудпо (пк)...

Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования» iconРеспублики Коми Коми республиканский центр детско-юношеского туризма...
«Творческие работы» (эссе, рефераты, сочинения, баллада, центом). Данные работы могут быть использованы учителями, педагогами дополнительного...

Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования» iconКоми республиканский институт развития образования
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...

Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования» iconПрофессиональное тестирование в формате егэ, ерэ
Республиканский центр мониторинга качества образования Министерства образования и науки Республики Татарстан

Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования» iconРеспублики Коми «Культура Республики Коми»
Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Республики Коми «Культура Республики Коми», утвержденной...

Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования» iconПрограмма г. Сыктывкар
Место проведения: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения...

Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования» iconПоложение о проведении экологического конкурса
Республиканский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма при Министерстве образования и науке Кыргызской Республики...

Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования» iconКонкурса тематических сценариев
Удмуртской Республики, бюджетное учреждение дополнительного образования детей Удмуртской Республики «Республиканский центр дополнительного...

Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества образования» iconРеспублики Коми Коми республиканский центр детско-юношеского туризма...
В сборнике представлены работы победителей Республиканского этапа Всероссийского конкурса, посвященного истории государственной символики...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница