Тренинг, направленный на формирование психологической устойчивости педагога к стрессам. Представлен, как мастер-класс для психологов Зел оуо города Москвы. Дата




НазваниеТренинг, направленный на формирование психологической устойчивости педагога к стрессам. Представлен, как мастер-класс для психологов Зел оуо города Москвы. Дата
Дата публикации15.01.2014
Размер92.5 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Психология > Документы
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД № 2707

Тренинг, направленный на формирование психологической устойчивости педагога к стрессам. Представлен, как мастер-класс для психологов Зел ОУО города Москвы. Дата проведения: 28.11. 2012г.

Разработано и проведено

Педагогом-психологом

ГБОУ детский сад № 2707

Макаровой И.Н.

Москва 2012

Цель: снятие психологических блоков, обучение приемам релаксации, повышение энергетического потенциала педагогов.

Задачи:

  • Повышение уровня коммуникативной компетентности педагога, развитие экспрессивных речевых характеристик, развитие умения использовать средства интонационной выразительности речи

  • создание положительного эмоционального фона, атмосферы искренности и доверия среди педагогов

  • развитие рефлексии и самодиагностики эмоционального состояния педагогов

  • способствовать избавлению от комплексов, страхов, вины и других
    психологических блоков.


План:

  1. Вступительное слово

  2. Упражнение разминка «Звери»

  3. Упражнение «Читаем с выражением»

  4. Упражнение «Комплименты другим»

  5. Что такое психологические блоки и как они мешают нам счастливо жить?

  6. Упражнение «Комплименты себе»

  7. Релаксационное упражнение «оставьте все ненужное, все, что мешает идти по дороге жизни».

  8. Аффирмации, видео презентация

  9. Притча «исполнение желаний»

  10. Рефлексия «Здесь и сейчас»


Ход тренинговой встречи:

1. Вступительное слово

Рассказать педагогам о целевом предназначении нашей встречи.

2. Упражнение разминка «Звери»

Цель: создание положительного эмоционального фона в группе через эмоциональную разрядку.

Все встают в круг. Ведущий каждому на ухо говорит, какой он будет зверь. Инструкция: Возьмитесь крепко за руки. Я буду говорить название какого-то зверя. Задача зверя – присесть, а все остальные не дают ему это сделать.

Пояснения: когда игра начинается, ведущий называет несколько зверей (сова, лиса, волк, заяц). Но всего некоторых зверей ведущий называет по-разному, а остальным он дает одно и то же название (например, бурундук). Все играющие концентрируются на задаче удержать названного зверя, затем называют имя «бурундука» и все «бурундуки» резко приседают.

Предполагаемый результат: положительный заряд эмоций.

  • Характер профессиональной деятельности педагога предполагает постоянное общение, причем в трех плоскостях: педагог-ребенок, педагог-родитель, педагог-коллега. Продолжительные и интенсивные межличностные взаимодействия, отличаются высокой эмоциональной насыщенностью. Умение слушать, выражать свои мысли, строить систему аргументации, понимать и убеждать других людей, выбирая наиболее оптимальную форму общения в зависимости от их психологического состояния и индивидуальных особенностей – вот важные качества, определяющие коммуникативную компетентность педагога.

А как важно для педагога уметь правильно использовать различные средства общения для привлечения внимания, в частности детей, ведь большую часть рабочего времени они проводят с ними.

В следующем упражнении постараемся максимально использовать средства интонационной выразительности и акустические характеристики речи.

Для дошкольника это очень важно, вы наверно замечали, что если педагог артистичен, обладает яркой интонационной выразительностью речи, то и детям в его группе с легкостью удаются театрализованные сценки, они выразительно читают стихи, легко перевоплощаются в различных сказочных героев – они подражают своему наставнику.

Обращать внимания на акустические речевые характеристики тоже важно, например, читает стихотворение педагог, то тихо, то громко, это развивает слуховое внимание детей. Когда речь взрослого тихо звучит, дети ходят на носочках, а когда громко, все иначе. Бывает так, что педагог всегда говорит громко, тогда дети со временем перестают обращать внимание на умеренную и тихую речь, они просто ее не слышат.

3. Упражнение «читаем с выражением»

Цель: развитие экспрессивных речевых характеристик, развитие умения использовать средства интонационной выразительности речи, развитие умения соотносить заданную интонационную характеристику с содержанием стихотворения, развитие умения понять эмоциональное состояние другого человека.

Педагоги делятся на две группы. Первой группе раздаются карточки, на них указаны особенности интонации, с которой нужно прочесть любое стихотворение, например: «грустно», «дерзко», «весело», «медленно и задумчиво», «быстро взахлеб», «на распев».

Каждый может выбрать любое стихотворение, которое знает наизусть, желательно общеизвестное.

Инструкция: Постарайтесь сохранить серьезность и не забудьте про аплодисменты.

Вторая группа педагогов угадывает характер передаваемой интонационной выразительности речи, и лишь потом рассказчик открывает для всех карточку с заданием. Важно ухватить суть передаваемой интонации, а не продублировать написанное в карточке слово.

Обсуждение: Удалось ли выполнить задание?

Как изменилось восприятие текста, с изменением интонации?

  • Коллеги позвольте задать вопрос: Вам приятно слышать в свой адрес добрые и искренние слова, похвалу?

Давайте сейчас попробуем увидеть друг в друге прекрасное: положительные качества характера, давайте заметим чью-то внешнюю привлекательность – это тоже важно. Уметь говорить комплименты к месту не просто, но очень полезно! Очень важный момент, чтобы комплименты были искренними.

4. Упражнение «Комплименты другим»

Цель: способствовать формированию реалистичной уверенности в себе, развитие умения расположить к себе партнера по общению.

Ведущий: «У меня мячик. Я бросаю его одному из вас, предварительно назвав его по имени, и говорю ему комплимент. Поймавший мяч благодарит за приятные слова, говорит «спасибо», затем бросает мяч другому, предварительно назвав его имя. Смотрите в глаза тому, с кем говорите. Желательно, чтобы мячик побывал у каждого».

Обсуждение: Что вам было приятнее: наблюдать за игрой, слушать комплимент или говорить его? Почему?

Что вы чувствовали, когда говорили комплимент?

Что вы чувствовали, когда принимали комплимент?

Что вы чувствовали, когда наблюдали за игрой?

  • Комментарий ведущего: Когда нам говорят комплименты и приятные слова, то и настроение у нас повышается, хочется творить, улыбаться людям, все идет «как по маслу», все получается и удается! Но бывает так, что действие от таких комплиментов быстро проходит, улыбнулись в ответ, и через 1-2 минуты опять плохое настроение и негативные мысли одолевают нас, начинают работать наши психологические блоки: мы испытываем чувство вины, страхи, неуверенность, нас терзают сомнения, низкая самооценка, не любовь к себе.

5. Существует несколько основных препятствий, психологических блоков на пути к успеху, к самореализации в профессии, удовлетворенности в своей жизни.

Очень негативное чувство – вина, мешает нам достигать новых высот и результатов. Еще один психологический блок – страх! Страх сковывает, вводит нас в оцепенение, он заразен и передается другим людям!
Вы сопротивляетесь новым возможностям, говоря себе: «у меня не получиться», «я это не умею», «а как на это отреагируют другие люди».

^ Не любовь к самому себе: «я плохо выгляжу», «я не достаточно умна», «я не достаточно стройна» - вот вопрос, а это действительно так, или вы научились верить в то, что не достаточно хороши!

Критика по отношению к себе – это свойственно русским, «не смотри на других, смотри лучше на себя»; «соринку в чужом глазу увидим, а в своем бревна не замечаем»! Кроме того, нашему менталитету, который выражает коллективное сознание, свойственна кротость, смирение – в крайних проявлениях доходящее до того, что «не стоит высовываться», «не стоит выпячиваться»! Мы подошли к рассмотрению следующего психологического блока. Неуверенность в себе, низкая самооценка приветствует нас! Сегодняшняя действительность такова, что педагогу надо демонстрировать свои достижения, необходимо делиться опытом на разных уровнях – окружном, городском, иначе никто не узнает и не оценит, как педагог работает.

Есть несколько категорий людей, первая: люблю себя и мир вокруг, оптимисты, крайне редко имеют низкую самооценку, уважительно относятся к достижениям своим и своих коллег. Им достаточно легко даются публичные выступления, они умеют расположить к себе людей.

Вторая: люблю себя и не люблю мир, это люди эгоистического склада, склонные обвинять других за все огрехи, но никак не себя, скорее с неадекватно высокой самооценкой, завистливые, со слабой рефлексией. Они тоже могут быть успешны в выступлениях, открытых мероприятиях, но любовь и искреннее уважение коллег не получат.

И третья категория: не люблю себя и не люблю мир – с низкой самооценкой, склонные заранее приписывать себе неудачу, пессимисты, в этой группе можно наблюдать агрессивные формы поведения как по отношению к другим, так и к себе. Таким людям очень сложно демонстрировать свой опыт публично. Они нуждаются в помощи.
^ 6. Упражнение «Комплименты себе»

Педагогам предлагается сделать самим себе комплимент, мяч передается по кругу, кто слушает, оценивает говорящего по системе Станиславского: «верю – не верю». Начать можно со слов: «У меня лучше всех получается…».

В конце педагогам стоит задать следующие вопросы:

  • Кому было сложнее делать комплимент себе?

  • Кому другим?

  • Кому сложно и себе и другим?

  • А кому легко было делать комплимент и себе и другим?

  • Почему? (по желанию, из группы)

7. Релаксационное упражнение «оставьте все ненужное, все, что мешает идти по дороге жизни».
Цель: способствовать избавлению от комплексов, страхов и других
психологических блоков.

Углубите степень релаксации, считая в обратном порядке от десяти до одного. Музыкальное сопровождение № 1.

Представьте, что вы выходите на берег реки и видите легкую лодку.

Вы решаете совершить прогулку по реке, спускаете лодку на воду и забираетесь в нее. Берете весло и начинаете грести. Чувствуется, что лодка тяжелая, и вам трудно продвигаться вперед.

Вы замечаете почему – на углу свалены огромные мешки.
Вы подходите туда и поднимаете первый мешок, на нем надпись «тревога». Сбрасывайте его за борт. Он с брызгами и шумом плюхается в воду и тонет. Вы снова гребете, уже намного легче, но еще далеко не так, как хотелось бы. Вы поднимаете следующий мешок, на нем надпись «страх». Сбросьте его в воду. Он с брызгами и шумом плюхается в воду и тонет. Что ж, мы продолжаем плыть, вы чувствуете, что продвижение вперед затруднено. Подойдите и возьмите следующий мешок с надписью «пессимизм» и выкидываете за борт. Сейчас плыть на лодке намного приятнее. Остался последний мешок, хочется и от него избавиться. Вы поднимаете последний мешок с надписью «не любовь к себе». Он летит за борт. Теперь вы двигаетесь быстрее. Дует лишь легкий ветерок, и лодка как будто бы плывет при встречном ветре. Теперь вы по-настоящему наслаждаетесь прогулкой на лодке. Вы легко скользите по поверхности воды. Стоит прекрасный день. Сделайте глубокий вдох и скажите сами себе: «я свободна от напряжения, я свободна от страха, я свободна от своих старых убеждений, я спокойна, я в ладу с собой, я в безопасности», «я довольна собой, я люблю себя такой, какая я есть».

  • Ведущий предлагает педагогам открыть глаза. Музыка не звучит.
    ^ Комментарий ведущего: путешествие по лодке – это символическое путешествие по жизни. Это один из способов освободиться от загрязнений: страха, тревоги, пессимизма, не любви к себе, разрушающего чувства вины.

8. Знакомство с еще одним способом освобождения от разрушающих воздействий – страха, вины, сомнений, не любви к себе и неуверенности в себе – это аффирмации.

Аффирмации видео презентация. В конце педагогам выдается листок с выражениями – аффирмациями, которые были задействованы в видео материале (см. приложение №1).

9. Притча

«Исполнение желаний»

Один путешественник лег спать под деревом исполнения желаний. Когда он проснулся, то подумал: «Сейчас бы поесть…». И тут же появилась вкусная пища. Он был так голоден, что не стал думать, откуда она взялась, а сразу стал есть. Когда голод прошел, у него родилась другая мысль: «Теперь бы чего-нибудь выпить». Сразу появился прекрасный напиток.

Лежа в тени дерева и спокойно попивая вино, он подумал: «Что происходит? Может, я сплю? Или здесь есть несколько привидений, которые разыгрывают шутки со мной?»

И привидения появились. Они были ужасны – именно такие, какими он себе их представлял. Он задрожал и подумал: «Сейчас они точно убьют меня». И они его убили.

Резюме:

Мысль – разновидность энергии, мысль действует на окружающий мир и на вас, она материальна. Не позволяйте вашим желаньям и помыслам одержать над вами верх! Вы контролируйте их! Будьте осторожны – ваши мысли могут реализоваться.

10. Рефлексия «Здесь и сейчас»

Цель: отработка навыков рефлексии и самодиагностики эмоционального состояния.

Педагогам предлагается описать свое эмоциональное состояние в форме описания погоды.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тренинг, направленный на формирование психологической устойчивости педагога к стрессам. Представлен, как мастер-класс для психологов Зел оуо города Москвы. Дата iconСемёнова Е. М. (Автор-составитель) с 30 Тренинг эмоциональной устойчивости...
Книга предназначена для преподавателей психолого-педагогических дисциплин, психологов образовательных учреждений, учителей школ,...

Тренинг, направленный на формирование психологической устойчивости педагога к стрессам. Представлен, как мастер-класс для психологов Зел оуо города Москвы. Дата iconДепартамента образования города москвы государственное бюджетное...
Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии...

Тренинг, направленный на формирование психологической устойчивости педагога к стрессам. Представлен, как мастер-класс для психологов Зел оуо города Москвы. Дата icon«08» апреля 2013г. План основных мероприятий по подготовке и проведению празднования
Москвы, Департамент региональной безопасности города Москвы, Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и...

Тренинг, направленный на формирование психологической устойчивости педагога к стрессам. Представлен, как мастер-класс для психологов Зел оуо города Москвы. Дата iconПрезентация педагогического опыта учителем-мастером
Мастер-класс (форма ученичества) активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передк­овой опыт слушателям...

Тренинг, направленный на формирование психологической устойчивости педагога к стрессам. Представлен, как мастер-класс для психологов Зел оуо города Москвы. Дата iconДата Мероприятие Время и место проведения мо «Город Ульяновск»
Мастер-класс по изготовлению кукол для кукольного театра из папье-маше (Атаулова)

Тренинг, направленный на формирование психологической устойчивости педагога к стрессам. Представлен, как мастер-класс для психологов Зел оуо города Москвы. Дата iconДепартамент здравоохранения города москвы
Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное...

Тренинг, направленный на формирование психологической устойчивости педагога к стрессам. Представлен, как мастер-класс для психологов Зел оуо города Москвы. Дата iconПоложение о проведении X i
Москвы «Академия (Центр) детского творчества» при содействии Комитета общественных связей города Москвы. В рамках мероприятия проводится...

Тренинг, направленный на формирование психологической устойчивости педагога к стрессам. Представлен, как мастер-класс для психологов Зел оуо города Москвы. Дата icon4 сентября 2011 года на территории пляжа №2 Памятника природы «Серебряный...
Организаторы мероприятия – Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент физической культуры...

Тренинг, направленный на формирование психологической устойчивости педагога к стрессам. Представлен, как мастер-класс для психологов Зел оуо города Москвы. Дата iconПоложение о проведении X iii
Москвы «Академия (Центр) детского творчества» при содействии Комитета общественных связей города Москвы. В рамках мероприятия проводится...

Тренинг, направленный на формирование психологической устойчивости педагога к стрессам. Представлен, как мастер-класс для психологов Зел оуо города Москвы. Дата iconПубличный отчет гбоу специальной (коррекционной) школы-интерната...
Закона РФ «Об образовании», Закона города Москвы от 20. 06. 2001г. «О развитии образования в г. Москве» и другими нормативными документами...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница