Родительское собрание




Скачать 283.69 Kb.
НазваниеРодительское собрание
страница1/2
Дата публикации06.01.2014
Размер283.69 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Психология > Документы
  1   2

Государственное учреждение образования

« Средняя школа № 26 г. Гродно»



Родительское собрание:



"Дети – не для насилия"


d:\natalia\жонкина писанина\жестокое обращение\--345.jpg

Кулакова Наталья Ивановна,

учитель начальных классов

2013 год

Родительское собрание на тему: «Дети – не для насилия»

Цель: создать условия для формирования у родителей адекватного понимания проблемы существования жестокости и насилия.

Задачи:

  • Изучить, обобщить, систематизировать теоретический и практический материал по проблеме жестокого обращения с детьми .

  • -Содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми.

Форма проведения: родительский дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения: различные виды насилия; статистика обсуждаемой проблемы; возможные пути предотвращения насилия по отношению к детям.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; подготовка презентации и буклетов для родителей.

Никогда не поднимайте руку на ребенка.

Делая это, вы оставляете беззащитным

свое солнечное сплетение.

Оззи Озборнd:\natalia\жонкина писанина\жестокое обращение\1380724405_nasilie-nad-detmi-2.jpg

Когда ребенка пугают,

порют и всячески огорчают,

тогда он с самых малых лет

начинает чувствовать себя

одиноким.

Д. И. Писарев

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя

Добрый вечер уважаемые родители! Для начала хочу предложить правила работы на сегодняшний день: (слайд 3)

-доверительный стиль общения;

-общение по принципу “здесь и теперь” (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит);

-искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников);

-активность, постоянное участие в работе.

Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу мы с вами растем.
Пускаем в семье мы корни свои,
И в жизнь смело входим из дружной семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом.


Поскольку все ваши дети воспитываются в семье, у меня сразу возникает вопрос: «Что такое семья?».

^ Практикум-игра «Корзина ассоциаций» (слайд 4)

Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на которой Вы видите начало фразы «CЕМЬЯ – ЭТО…». Предлагаю каждому присутствующему записать на листок 1 слово-ассоциацию и прикрепить на доске. ( анализ предложенных ответов)

А вот как толкует понятие «семья» толковый словарь: «Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова). (слайд 4, появляется по щелчку)

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека, возможно, сохранить только в семье, а передать их, только через детей.

Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Когда-то Альберт Лиханов сказал очень мудрые слова: (слайд 5)

Дети одинаковы, точнее, равны.

Они равны и одинаковы - перед добрым и худым.

Дети поначалу походят на промокашки:

впитывают в себя все, что грамотно или безобразно

написано родителями.

На каждом родительском собрании я не устаю вам повторять, что самое главное для каждого ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть. Мы, взрослые, должны уважать детское желание быть хорошими и помнить, что ваш сын, ваша дочь — такой же человек, как и вы, его душа, явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Практикум-игра Психологическая зарядка”

Родителям предлагается выполнить определенные движения, если они согласны с данными высказываниями: 

Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

Если вы считаете, что самым эффективным наказанием для ребенка является лишение удовольствия – кивните головой.

Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом. 

Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.

Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.


  1. Объявление темы и цели собрания

Тема нашей сегодняшней встречи серьёзна и трудна. В последнее время очень часто с экранов телевизоров мы слышим сообщения о фактах жестокого обращения и насилия родителей по отношению к своим несовершеннолетним детям. Совершая подобные действия, взрослые ссылаются на то, что «меня воспитывали ремнем и «держали в ежовых рукавицах» и я буду также воспитывать своих детей», совершенно не задумываются о последствиях. Чтобы избежать подобных случаев, мы сегодня с вами рассмотрим вопросы, касающиеся понятий «жестокое обращение», «насилие».
Вопросы для обсуждения:



  • Как вы считаете, что можно считать жестоким обращением по отношению к детям? (ответы записываются на листе ватмана).

  • Можете ли вы вспомнить случаи жестокого обращения ваших родителей по отношению к вам в детстве? Какими действиями это проявлялось? (ответы участников).

  • А можете ли вы вспомнить те чувства, которые испытывали после подобных действий родителей? (обсуждения участников).

Жестокое обращение к ребенку означает, что физическому или психическому здоровью, благополучию этого ребенка наносится ущерб. Четкого, однозначного определения жестокости в отечественных психологических исследованиях нет. Это понятие чаще используют юристы, медики, философы, социологи, педагоги. (слайд 6)

^ Что же такое насилие? (ответы родителей)

Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное. (слайд 7)

Под домашним или семейным насилием (слайд 8) понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.

Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

Насилие в семье может иметь различный вектор направленности: (слайд 9)

  • со стороны мужа по отношению к жене;

  • со стороны жены по отношению к мужу;

  • со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

  • со стороны старших детей по отношению к младшим;

  • со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;

  • со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

^ Как Вы относитесь к различным формам насилия?

В психологии более частое применение находят синонимы термина «жестокость» - «агрессия», «деспотизм».

В русском языке есть и другие синонимы слову «жестокость»: немилосердный, безжалостный, немилостивый, не знающий сожаления, сочувствия, безмерно строгий, суровый, тяжкий, мучительный, невыносимый, неодолимо грозный, неумолимый и др.

Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающихся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.д. проявление жестокости могут быть:

  • преднамеренными или импульсивными,

  • сознательными или неосознанными.

Используемый в психологической литературе термин «агрессия» трактуется как:

  • вид поведения, приносящий вред другому существу

  • намерение с целью нанесения вреда

  • демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку

Однако определение агрессии не является исчерпывающим для описания всех граней такого многостороннего явления как жестокость. Тем более что ряд исследований позволяет выделить разные, порой несовместимые, стороны жестокости.

Психологическая сущность жестокости:

  • насилие над потребностями

  • намерениями

  • чувствами

  • установками человека (особенно ребенка)

  • унижение ребенка и принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.

Однако если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то практически каждый ребенок хоть однажды сталкивается с проявлением жестокости, давления и насилия со стороны своих родителей и других лиц.

Нет никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Самоотверженно заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость. И уж, конечно, легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если бы кто-то чужой – сосед, няня или даже учитель – попытался ударить их ребенка или как-то обидеть его.

При всем том многие родители сами способны поднять руку на своего ребенка или. По крайней мере, категорически такой возможности не исключают.

Исследования показывают, что основная причина недовольства родителей своими детьми и, как следствие, подзатыльников, ругани, избиения их – неудовлетворение учебной деятельностью ребенка (отмечают 59% опрошенных родителей). Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания только 38,5 родителей. (слайд 10)

Исследования также показывают, что среди мотивов жестокого отношения к детям 50% родителей отмечают: «стремление воспитать», чуть меньше 30% - «месть за то, что ребенок приносит огорчения, чего-то просит, требует». В более чем 10% случаев жестокость становится самоцелью – крик ради крика, избиение ради избиения.

Наиболее типичные причины жестокости родителей по отношению к детям: (слайд 11)

  • многовековые традиции патриархального воспитания, проповедовавшего как лучшее воспитательное средство ремень и порку. (вспомним русские народные поговорки и пословицы: «за одного битого двух небитых дают», «Ребенка надо сечь, пока поперек лавки лежит», «больше тумаков – меньше дураков» и др.). долгие годы ремень и порка считались лучшим средством воспитания в семье.

  • культ жестокости пропагандируемый в нашем обществе. Социально-экономические условия, в которых находится наша страна, изменение общественно политического строя, становление рыночных отношений, переоценка ценностей привели к очередному пику жестокости, который. По мнению социологов пришелся на 1994 – 1996 гг. наиболее часто стрессовые состояния родителей вызывают взрыв ненависти к более слабым – детям. Разрядка от стрессов на том, кто под руку попадется, часто тоже происходит на детях, особенно дошкольниках и младших школьниках, которые обычно не могут объяснить, почему взрослые сердятся.

  • это низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия.

Достаточно широк спектр видов жестокости родителей по отношению к своим детям – от безответственного отношения к безопасности детей (приводящего к случайным травмам, потере физического здоровья и др.) до детоубийства.

(слайд 12) К физическим наказаниям чаще всего прибегают родители, которым важен тотальный контроль поступкам своего ребенка. Которые не признают у ребенка права на ошибку. Своим контролем они подавляют стремление ребенка самого отвечать за себя и свои поступки. Итог у таких методов воспитания в целом плачевен: подавленная личность с низкой самооценкой либо точно такой же тиран, применяющий силу и к своим детям и к своим престарелым родителям.

Часто приходится слышать, что физически наказывают за серьезные проступки. Но на самом деле почти все серьезные проступки имеют за собой психологическую причину. И не физическое наказание в этом случае, а поиск и устранение причины могут помочь. В этой ситуации как никогда важны доверительные отношения, а унизительное наказание их подорвет.

Так же часто физически наказывают или угрожают наказать, если ребенок не делает чего-то, чего от него ожидают. Например, не ест или не делает уроки. Прием пищи, сопровожденный страхом и наказанием, может привести к серьезным психосоматическим проблемам. Уроки, сделанные под страхом наказания, не приводят к трудолюбию и познавательной деятельности, увы. Проблему отсутствия мотивации наказанием не решить.

^ Уважаемые родители, как вы считаете, насколько распространено жестокое отношение к детям?

Официально о насилии и жестокости над детьми в Беларуси заговорили совсем недавно, с 1998 года осуществляется сбор информации относительно числа несовершеннолетних, ставших жертвами жестокого обращения. В результате были обнародованы данные, из которых следовало, что около 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье, а дети, престарелые и женщины ежегодно составляют более 30 % всех убитых на почве проблемных семейно-бытовых отношений. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей.

(слайд 13) Согласно статистике (данные российских СМИ) спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. — из детских домов и интернатов;

• в общей сложности 25—26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения;

^ Кто, по вашему мнению, жестоко обращается с детьми? (ответы записываются на листе ватмана).

В девяти случаях из десяти ребенка истязает его близкий родственник, обычно это кто-либо из родителей, хотя иногда это могут быть брат или сестра.

Только 10% родителей, жестоких со своими детьми, являются психическими больными. Остальные 90% — это люди, часто находящиеся в состоянии стресса, у которых личная жизнь часто запутана и беспорядочна. Жестокое обращение с ребенком, обычно непреднамеренное, является результатом неконтролируемой ярости или плохого настроения. Большинство родителей, жестоких со своими детьми, говорят, что они чувствуют себя виноватыми после того, как причинят боль своему ребенку или обидят его.

^ Почему же родители все-таки жестоко обращаются со своими детьми?

В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы, от искаженного библейского изречения «берегущий розгу ненавидит своего сына» (а ведь настоящий смысл высказывания раскрывается в его продолжении – «любящий учит его морали») вплоть до таких.

Работа в группах

Почти каждый взрослый, наказывая ребенка, ищет себе оправдание. Как можно охарактеризовать следующие из оправданий?

1. «Пусть ребенок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьезное» (но как раз серьезный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).

2. «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали; припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребенка, которого бьют).

3. «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребенка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).

Реакция на побои бывает у детей самой разной.

Маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать еще громче.

Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным. Ребенок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и к окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным для его развития.

Психологи считают, что порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества. (слайд 14)

  • Они преподают ребенку урок насилия.

  • Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, что он любим.

  • Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

  • В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

  • Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

  • Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.

  • Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

Ребенок узнает:

  • что он не заслуживает уважения;

  • что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);

  • что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;

  • что насилие - это проявление любви;

  • что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;

  • что от взрослых нет защиты.

Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого "воспитания". А словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

^ Уважаемые родители, а можете ли вы назвать признаки и симптомы жестокого обращения с ребенком?

В отношении детей выделяют следующие виды насилия: (слайд 15)

  • (слайд 16-17) Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

  • (слайд 18-19) Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.

  • Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

  • (слайд 20-21) Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест? Инцест - сексуальные отношения между кровными родственниками.

  • (слайд 22-24) Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

Как же проявляется то или иное насилие?

1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

2. Изоляция - постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, а женщина - плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

Некоторые взрослые, привыкшие кричать, оскорблять ребенка, унижать его человеческое достоинство, даже не задумываются о том, что они проявляют психологическое насилие. Однако, чувство собственного достоинства, разрушенное в детстве, очень трудно создается вновь. И дети, утратившие веру в себя, самые несчастные и самые трудные.

^ Дорогие мамы и папы, как вы считаете, жестокость и насилие сказываются на детях? Как?

В свое время Фридрих Энгельс сказал: « Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство».

Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости подростков к посторонним людям, в их стремлении к разрушительным действиям.

А объяснение этому простое: жестокость родителей порождает жестокость детей - порочный круг замыкается. (слайд 25)

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Самое обидное, что решение своих проблем дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Помните, жестокое обращение с детьми наносит не только вред физическому и психическому здоровью ребенка или подростка , но и имеет тяжелые социальные последствия, главное из которых - воспроизводство самой жестокости. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, сами решают свои семейные проблемы точно также. И если не пытаться остановить насилие, то оно будет переходить из поколения в поколение. Испытываемое в любом возрасте насилие имеет два последствия: слабая личность подавляется, а у сильной - возникает протест, который часто выражается в противоправном поведении. Это способствует росту преступности и насилия в подростковой среде. Таким образом, насилие порождает насилие. Об этом надо всегда помнить!

Таким образом, можно сделать вывод, что жестокость и насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу. (слайд 26)

^ Уважаемые родители, как вам кажется, наказуемо ли насилие и жестокое обращение с детьми?

Несмотря на то, что родители несут полную ответственность за своих детей, и, как считают многие, сами могут выбирать методы воспитания (вплоть до физических наказаний), существуют законодательные акты, отражающие защиту прав и достоинств ребенка даже в отношении собственных родителей.

Жестокое обращение с ребенком является прямым нарушением законов - Конвенции ООН о правах ребенка и Закона Республики Беларусь О правах ребенка. (слайд 27)

Кроме того, насилие над детьми - уголовно наказуемое деяние. В Уголовном кодексе Республики Беларусь есть ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за тот или иной вид насилия в отношении детей и подростков. (слайд 28)

Статья 145. Доведение до самоубийства.

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения.

Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения.

Статья 154. Истязание.

Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.

Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя.

Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов.

АДМИНИСТРАТИВНОГО КОДЕКСА Республики Беларусь(слайд 29)

Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, но не достигшим возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершённое деяние, –влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

^ КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

… Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей…

^ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ

Статья 66. Защита прав и законных интересов детей

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд.

Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

Статья 80. Лишение родительских прав

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Уважаемые родители ! Давайте помнить, что каждому ребенку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой не потерять веру в добрые намерения родителей.

У тех, кого в детстве били (даже если дело не доходило до издевательств), душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства обиды и боли и во взрослом состоянии.

Я думаю, что вы получили материал для размышления.

Рефлексивная методика «Ладошка» (слайд 30)

Уважаемые родители, на листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.

  • большой – для меня это важно … / неважно …

  • указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…

  • средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…

  • безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

  • мизинец – хочу для себя выяснить …

В конце очень хочется ещё раз попросить Вас, дорогие родители, не ломайте своих детей. Наверняка вы не хотите видеть своё чадо трусом или лжецом, или психически неуравновешенным человеком. Подумайте сейчас, когда вы заносите руку над своим ребёнком. Остановитесь! Посчитайте до десяти, успокойтесь, взвесьте ситуацию и сядьте с маленьким человечком за стол переговоров. (слайд 31)

На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учёными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто не сделался, прежде всего, человеком, тот – плохой гражданин. Так давайте же вместе делать наших детей человеками. Так давайте думать о будущем, а будущее – это наши дети.

В.Г.Белинский

Притча «Уют любви и одобрения».(слайд 32)

“Мастер утверждал, что большинство людей ищут не радость пробуждения и деятельности, а уют любви и одобрения. И проиллюстрировал эту мысль рассказом о своей младшей дочери, которая требовала, чтобы каждый вечер перед сном он читал ей сказки.

Как-то Мастеру пришла идея начитать сказки на магнитофон. Маленькая девочка научилась включать его и несколько дней все шло хорошо, но однажды вечером дочка подошла к отцу и протянула ему книжку со сказками.

- Ну же, дорогая, ты ведь знаешь, как включать магнитофон.

- Знаю, - ответила девочка, - но я не могу сесть к нему на колени”.

Желаю вам уюта, тепла, взаимопонимания, терпения, радости в общении с ребенком. Мир вашему дому!

А закончить нашу встречу мне хочется замечательным стихотворением Роберта Рождественского «Все начинается с любви»


Твердят:

"Вначале

    было

        слово..."

А я провозглашаю снова:

Все начинается

с любви!..

Все начинается с любви:

и озаренье,

    и работа,

 глаза цветов,

глаза ребенка -

все начинается с любви.

Все начинается с любви,

С любви!

Я это точно знаю.

Все,

    даже ненависть -

родная

и вечная

сестра любви.
Все начинается с любви:

мечта и страх,

вино и порох.

Трагедия,

    тоска

        и подвиг -

все начинается с любви...

Весна шепнет тебе:

        "Живи..."

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься.

И начнешься.

Все начинается с любвиd:\natalia\жонкина писанина\жестокое обращение\цц.jpg

Слайд-шоу на стихи Э. Асадова «Берегите своих детей» (слайд 33)

Список использованных источников:

Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт.-сост. Я.К. Нелюбова. - Волгоград: Учитель, 2009.

Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе /авт.-сост. Л.И. Прикуль. - Волгоград: Учитель, 2009.

С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л.Е. Пахомова.- Волгоград: Учитель, 2008.

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2005

http://nonviolence.iatp.by/parents/respons.htm Городское общественное объединение по предупреждению жестокого обращения с детьми "Дети – не для насилия"

http://detochki-doma.ru/stihi-o-seme-dlya-detey/#ixzz2ju4zVTF3 Роберт Рождественский «Все начинается с любви»

http://www.pro-life.by/antisemejnye-tehnologii/yuvenal-naya-yustitsiya/chto-takoe-zhestokoe-obrashhenie-s-det-mi/ Что такое жестокое обращение с детьми? Пролайф Беларусь информационно-аналитический портал

Приложение 1

схема жестокого обращения родителей к детям:

тип жестокого обращения

В чем он заключается

«Ребенок – мишень»

Ребенка считают либо слишком пассивным, либо очень активным, и как результат он становится объектом агрессии в семье. Ребенок может быть и объектом излишней любви одного из родителей, если он имеет физические или умственные недостатки.

«Критическая ситуация» (стечение обстоятельств).

Потеря работы, разлука с любимым и др. ситуации могут вызвать вспышки жестокого поведения.

«Отсутствие навыков отцовства и материнства».

Родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство, и не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения.

«Необразованный родитель»

Отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики в общении с детьми.

«Модель домашнего насилия»

Жестокое поведение чаще наблюдается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.

«Изоляция от внешнего мира»

Нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и как следствие – потребность в уединении и агрессии на любые попытки его нарушить.

«Семейные стереотипы»

Нарушение их жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушение традиций семьи, этические нарушения и др.)

Памятка для родителей
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Родительское собрание iconРодительское собрание, посвященное празднику «День Матери»
Родительское собрание проводится в форме концерта с публичным отчетом администрации за период с 01. 09. 2012 о 01. 12. 2012г. Ведущая-старшая...

Родительское собрание iconПояснительная записка Родительское собрание «Национальные традиции в ненецкой семье»
Родительское собрание «Национальные традиции в ненецкой семье» было проведено в рамках Года семьи, объявленного Распоряжением Губернатора...

Родительское собрание iconГбоу сош №508 Родительское собрание в 10 классе
Цель: показать родителям необходимость целенаправленных действий в воспитании, помочь родителям проанализировать свое родительское...

Родительское собрание iconГородское родительское собрание встреча для бабушек и дедушек

Родительское собрание iconТема: Особенности общения с ребёнком в семье
Инсценировка стихотворения О. Гребневой “Родительское собрание на лесной полянке”

Родительское собрание iconРодительское собрание в подготовительной группе в форме игры
Цель: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры

Родительское собрание iconКультурно-массовая, спортивно-оздоровительная работа
Провести общешкольное родительское собрание: «Организация труда и отдыха учащихся школы»

Родительское собрание iconРодительское собрание
Цель: помочь родителям создавать в семье необходимые условия для правильного развития и воспитания ребенка

Родительское собрание iconРодительское собрание в 7,8 классах Тема: «Подростковый суицид»
Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида

Родительское собрание iconРодительское собрание в 5 классе
Цель: доказать и практически закрепить гипотезу «успешное общение – залог взаимной любви родителей и детей»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница