Книга представляет практический интерес для широкого круга читателей, в том числе для врачей-психотерапевтовтов,клинических психологов и педагогов, обучающих умению применять приемы психотерапевтической самопомощи «базисной аутопсихотерапии»




НазваниеКнига представляет практический интерес для широкого круга читателей, в том числе для врачей-психотерапевтовтов,клинических психологов и педагогов, обучающих умению применять приемы психотерапевтической самопомощи «базисной аутопсихотерапии»
страница1/23
Дата публикации13.06.2013
Размер3.17 Mb.
ТипКнига
www.lit-yaz.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
ББК 56.14

В.75
Я.Н. Воробейчик, М.Я. Минкович
«Самоучитель по психотерапевтической помощи (как помочь себе,детям и близким)».

Одесса,2006- 224с.

ISBN966-8752-03-1


Впервые издан самоучитель по психотерапевтической самопомощи, позволяющий (в отличие от других книг по самопсихотерапии) овладеть не только психотерапевтическими приемами, но и умением самостоятельно составлять «индивидуальный психотерапевтический комплекс» для себя, детей и близких.

В систематизированной форме, удобной для самообучения, изложена техника использования свыше 135 приёмов, рекомендуемых психотерапевтами для преодоления стресса, улучшения настроения и коррекции поведения (в их состав входят и народно-житейские приемы, признанные как обоснованные).

Целесообразность их применения подтверждена многолетним опытом авторов книги по обучению пациентов и практически здоровых психотерапевтическим приёмам - для самопрофилактики стресса и поддержания результатов лечения (Я.Н. Воробейчик) и с целью повышения эффективности медикаментозной терапии при ургентной помощи и самопомощи в экстремальной ситуации (М.Я. Минкович).

Книга представляет практический интерес для широкого круга читателей, в том числе для врачей-психотерапевтовтов,клинических психологов и педагогов, обучающих умению применять приемы психотерапевтической самопомощи – «базисной аутопсихотерапии».

Оглавление
Предисловие 3

Глава I. ПОКАЗАНИЯ К САМОПСИХОТЕРАПИИ 8

1.1. Показания к применению профилактической самопсихотерапии 8

1.2. Показания к применению лечебно-поддерживающей самопсихотерапии 21

Глава 2. ПРИЕМЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ САМОПОМОЩИ 38

А..Приемы саморегуляции когнитивной (мыслительной) сферы личности

2.1. Логико-корректирующие приемы 40

2.1.1. Приемы самоубеждения 40

2.1.2. Приемы сравнения 46

2.1.3. Приемы индукции 49

2.1.4. Приемы дедукции 54

2.1.5. Приемы, основанные на самоанализе 56

2.2. Установочно-корректирующие приемы 59

2.2.1. Установочно-информационные приемы 61

2.2.2. Установочно-волевые приемы 62

2.2.3. Установочно-рациональные (проблемо-разрешающие) приемы 65

2.3. Личностно-активизирующие (реализующие) приемы 67

2.3.1. Приемы, повышающие самоуважение, собственное достоинство 67

2.3.2. Приемы, способствующие творческому самовыражению 69

2.3.3. Приемы, стимулирующие реализациюсмысла жизни 73

Б. Приемы саморегуляции поведенческой сферы личности 80

2.4. Приемы условно - рефлекторного (реактивного) научения 80

2.4.1. Десенситивные приемы (приемы «функциональной тренировки») 81

2.4.2. Десенсибилизирующие приемы 83

2.4.3. Парадоксально-интенционные приемы 85

2.5. Приемы оператного научения 87

2.5.1. Приемы позитивного подкрепления 88

2.5.2. Приемы негативного подкрепления 90

2.6. Приемы социально-психологического научения (самомоделирования желаемого поведения) 91

2.6.1. Обменно-ролевые приемы 91

2.6.2. Имаго-ролевые приемы 95

2.6.3. Имитационные приемы 101

В. Приемы саморегуляции эмоциональной сферы личности 110

2.7. Психоэмоциональные приемы 110

2.7.1. Имажинативные приемы 111

2.7.1-1. Имаго-вербальные приемы (приемы самовнушения) 112

2.7.1-2. Имаго-зрительные приемы 115

2.7.2. Аттенционные приемы 118

2.7.3. Мемориционные приемы 123

2.8. Мышечно-эмоциональные приемы 126

2.8.1. Приемы саморегуляции тонуса поперечно-полосных мышц (лица и туловища) 127

2.8.2. Приемы саморегуляции тонуса гладких мышц 133

2.9. Легочно-эмоциональные приемы 136

2.9.1. Легочно-релаксационные приемы 137

2.9.2. Легочно-тонизирующие приемы 138

2.10. Сенсорно-эмоциональные приемы 139

2.10.1. Аромопрофилактический прием 139

2.10.2. Цветопрофилактический прием 140

2.10.3. Светопрофилактический прием 141

2.10.4. Звукопрофилактический прием 142

2.10.5. Сенсорно-комбинированный прием 142

2.11. Межэмоциональные приемы 143

2.11.1. Эустрессовые приемы 143

2.11.1-а. Духовно-терапевтические (профилактические) приемы 144

2.11.1-б. Хоббитерапевтические приемы 151

2.11.2. Дистрессо-позитивные приемы 153

2.12. Психоэнергорегулирующие приемы (приемы, оптимизирующие уровень эмоциональной напряженности) 154

2.12.1. Эмоционально-разрядочные приемы 156

2.12.2. Эмоционально-подзарядочные приемы 164

Глава 3.Индивидуальный психотерапевтический комплекс (ИПК) 169

3.1.Особенности и техника подготовки 169

3.2. Варианты ИПК (примеры):

№1 - склонность к проявлению гнева, вспыльчивости. 173

№2.- депрессивный настрой стрессогенного происхождения 174

№3-. предрасположенность к чрезмерной стрессовой реакции 176

№4.- низкий уровень саногенной активности 177

№5.-плохая стрессоустойчивость 179

№6.- острый и затяжной стресс 183

№7.-вредные привычки (склонность к перееданию и гиподинамии) 186

№8.-психогенные боли (мигрень,неврастения) 190

№9.-высокотревожный характер с тенденцией к преувеличению вины и обиды 191

№10-застенчивость с предрасположенностью к развитию» комплекса неполноценности» 194

Приложения 196

№1- Особенности психотерапевтической помощи тем, кто проявляет зависимость

от спиртного или склонность к употреблению наркотиков...................................-205

№2. Профилактическая музыко - вокальная самопсихотерапия...........................213

^ Рекомендуемая литература........................................................................... 215


Предисловие

В последние десятилетия произошёл небывалый быстрый рост издания научно-популярных книг по психотерапевтической самопомощи (самопсихотерапии), написанные известными специалистами по проблемам психического здоровья. Тем не менее, как показывают специальные исследования, продолжает возрастать потребность населения в литературе с обоснованными медико-психологическими рекомендациями «как стать психотерапевтом для самого себя».

Какие же причины и факты (аргументы и авторитетные мнения) подтверждают представление об исключительной актуальности проблемы повышения психотерапевтической грамотности населения и доказывают необходимость массового издания научно – популярных книг по психотерапевтической самопомощи (ПС)?

1. С каждым годом в индустриально развитых странах мира увеличивается контингент людей, страдающих заболеваниями и психоэмоциональными нарушениями, эффективность профилактики и лечения которых в значительной степени зависит от умения применять средства психотерапевтической самопомощи.

Факты.

*По данным Всемирной Организации Здравоохранения от 38 до 42% пациентов, обращающихся к врачам общей практики, нуждаются в психотерапевтической помощи(1999г.), количество которых значительно возрастет к 2020 году.

2. Темпы увеличения числа специалистов по психотерапии намного отстают от быстро возрастающей потребности населения мира в их помощи, особенно сильно в тех промышленных странах, где ограничены экономические возможности для улучшения системы их подготовки.

Факты. * «О колоссальной потребности населения России в психотерапев-тической помощи свидетельствует тот факт, что, по данным Минюста, за последние годы зарегистрировано около 500 тыс. целителей экстрасенсов, колдунов и прочих «специалистов», которые берут на себя психотерапевтические функции» (академик РАН, Т. Дмитриева, директор института социальной и судебной психиатрии им.Сербского, 2001г.). В США клинических психологов 120тыс, тогда как в России их 1,5тыс. (проф. В.Краснов, директор Московского НИИ психиатрии, 2001г.) Сходное мнение о высокой нуждаемости населения в квалифицированной психотерапевтической помощи, осуществляемой врачами и психологами, имеющими психотерапевтическое образование, высказывают проф. Б. Михай-лов (главный психотерапевт МЗ Украины) и проф. С. Игумнов(председатель ассоциации психотерапевтов Беларусь).

3. В настоящее время, согласно данным ВОЗ, в высокоразвитых странах отживает старая система отношений между врачом и пациентом, основанная на принципе: больному нет необходимости знать о своем заболевании - его дело выполнять то, что велит доктор. На смену ей приходит «партнерская модель» - пациент принимает активное участие в лечебном процессе благодаря её кардинальному отличию, выраженному в девизе «Хорошо (правильно) информированный больной – лучший помощник врача».

Факты.

В фундаментальном труде «Психотерапевтическая энциклопедия», изданном под редакцией Б.Д. Карвасарского, подчеркивается, что «для актуализации роли больных в лечебном процессе необходимо их обучать умению поддерживать результаты терапии, так как цель лечения не в предоставлении пациенту механических или психических «протезов», а в обеспечении его к моменту окончания психотерапии средствами для самостоятельной борьбы с трудностями, реализации своих жизненных целей».

Известный американский психотерапевт Д. Рейнуортер в предисловии к своей книге «Это в ваших руках (как стать собственным психотерапевтом)» дает обоснованный совет тем, кто лечится у психотерапевта: «... я считаю, что психотерапия может быть успешна только при условии, если пациент обучится самопсихотерапии. Посудите сами: из 100 часов бодрствования в неделю пациент может провести с психотерапевтом лишь несколько часов. И, если он хочет добиться каких-либо результатов, то после коротких встреч с психотерапевтом должен помогать сам себе».

^ Д. Бирс, видный американский психиатр-психотерапевт считает, что «Успехи психотерапии в значительной мере зависят от степени активности пациента в психотерапии... Каждая психотерапия, в конечном счете, является самопсихотерапией»

4. Всевозрастающее издание научно-популярных книг по самопсихотерапии обусловлено и особенностями нашего времени – исследователи, изучающие его отличительные черты, оценивают 21 век не только как «стрессогенный», но и как «образовательно-информационный». Основанием для такой характеристики служат данные об открывшихся больших возможностях для самообразования в результате развития единой глобальной информационной связи. Благодаря Интернету стал возможен доступ к справочникам, энциклопедическим изданиям, учебникам и многим книгам, в том числе и психотерапевтического содержания.

Факты.

Проведенный опрос ведущих американских психотерапевтов об их представлении будущего психотерапии показал, что, по их мнению «психотерапия станет более психообразовательной...» (1999). В связи с этим имеются основания предполагать, что значительно возрастет роль лечебно-поддерживающей и профилактической аутопсихотерапии.

«Заметный положительный эффект от психотерапии достижим лишь при хорошей осведомленности пациента...В последние годы, ведущие психотерапевты развитых западных стран, стали активно публиковать научно-популярные изложения современных методов психотерапии, которые можно использовать для самопомощи» (профессор В. Абабков, один из ведущих психотерапевтов России,2004г.).

Повышение психотерапевтической грамотности населения – одна из актуальных задач современного этапа развития психотерапии (Всемирный конгресс по психотерапии - Вена,2002г.).

5. Стимулирующее влияние на издания научно-популярных книг по психотерапевтической самопомощи оказывает, к сожалению, и негативный социально-культурный фактор – многие люди, чаще всего из-за повышенной внушаемости и/или низкого уровня культуры, верят в наивно утопические советы, зачастую рекламоспекулятивные, содержащиеся в псевдопсихотерапевтической и парапсихологической литературе.

Факты

^ А.Курпатов,известный психотерапевт России,автор серии научно –полулярных книг»Карманный психотерапевт», заявляетневозможно больше смотреть на то, что читают мои дорогие сограждане....»

К примеру, в 2004г. издан 30тыс. тиражом - самоучитель по применению заговоров от болезней... (автор Н.Степанова, согласно аннотации »носитель тайн магии и колдовства»).

Способствуют повышенюю интереса к популярной литературе, содержащей достоверную информацию о психотерапевтической самопомощи , и высокая стоимость во многих странах услуг квалифицированного психотерапевта, в помощи которого нередко нуждаются и практически здоровые люди, испытывающие стресс из-за особенностей труда (программисты, бизнесмены...),напряженных межличностных отношений, трудноразрешимых жизненных проблем.

Описанные выше причины, приведшие к быстрому росту публикаций научно-популярных книг по ПС, подтверждают обоснованность представления- тенденция к значительному повышению роли аутопсихотерапевтического направления в современной психотерапии является одной из характерных ее особенностей, доказывающих справедливость мнения «Каждому времени необходима своя психотерапия», В. Франкл.

Закономерно у авторов книги возникает потребность (как это принято в предисловии) ответить на кардинальный вопрос: чем отличается наша книга от других, рекомендованных читателям в перечне литературы, где преобладают книги известных психотерапевтов-врачей и психологов России, Украины и Беларуси?

Главная особенность нашей книги заключается в том, что информация, содержащаяся в ней, создает возможность индивидуализировать психотерапевтическую самопомощь - составлять для себя, родных или близких свой рецепт из приемов ПС. В основе её лежит общепризнанное мнение психотерапевтов: не могут быть рекомендации по психотерапевтической самопомощи универсальными для всех, т.к. каждый человек уникален, неповторим по своему генотипу,душевному складу, особенностям нервной системы и жизненному пути.

Определенным ее преимуществом является и то, что в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебным пособиям типа самоучитель, осуществлена систематизация и классификация материала, что значительно облегчает восприятие и его запоминание - самообучение первой ступени психотерапевтической самопомощи, являющейся базисной (вторая - включает упражнения, а третья - методы аутопсихотерапии).

Информация, содержащаяся в книге, имеет 3 раздела.

Первый - содержит характеристику основных показаний для использования психотерапевтических приемов с профилактической и лечебно - поддерживающей целью.

Второй - сведения о приемах (свыше 135, без их вариантов), разделенных на 12 групп, исходя из разных механизмов их психотерапевтического воздействия. , Для лучшего представления о технике их применения приводятся примеры - из нашей врачебной практики, клинических и житейских наблюдений, из художественных книг и других литературных источников.

В третьем разделе книги рассмотрена методика самоподготовки индивидуального психотерапевтического комплекса (Я.Н. Воробейчик). Описаны и его варианты из работ слушателей курсов «Самопрофилактика стресса и психогенных заболеваний» и «Домашний психотерапевт - задачи и функции» и ряда наших пациентов.

Считаем своим приятным долгом выразить благодарность своим коллегам, содействовавшим изданию книги –кандидату психологических наук доценту Татьяне Михайловне Козиной, врачу – психотерапевту доценту Евгению Антоновичу Поклитару и педагогу Ирине Борисовне Пономаревой.

Особая признательность редактору издания Маргарите Алексеевне Раскиной.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга представляет практический интерес для широкого круга читателей, в том числе для врачей-психотерапевтовтов,клинических психологов и педагогов, обучающих умению применять приемы психотерапевтической самопомощи «базисной аутопсихотерапии» iconКнига предназначена для врачей акушеров-гинекологов, семейных врачей,...

Книга представляет практический интерес для широкого круга читателей, в том числе для врачей-психотерапевтовтов,клинических психологов и педагогов, обучающих умению применять приемы психотерапевтической самопомощи «базисной аутопсихотерапии» iconКлиническая психотерапия
Книга предназначена для психотерапевтов, психиатров, врачей всех лечебных специальностей (включая врачей общей практики), медицинских...

Книга представляет практический интерес для широкого круга читателей, в том числе для врачей-психотерапевтовтов,клинических психологов и педагогов, обучающих умению применять приемы психотерапевтической самопомощи «базисной аутопсихотерапии» iconКнига представляет интерес для широкого круга читателей
З. Вестфаль, В. Крейпе, Г. Блюментрит, Ф. Байерлейн, К. Цейтцлер, Б. Циммерман, X. Мантейфель. Роковые решения

Книга представляет практический интерес для широкого круга читателей, в том числе для врачей-психотерапевтовтов,клинических психологов и педагогов, обучающих умению применять приемы психотерапевтической самопомощи «базисной аутопсихотерапии» iconПсихотерапия в группе
Руководство предназначено для обучающихся и практикующих психологов, клинических психологов и психотерапевтов, врачей, педагогов...

Книга представляет практический интерес для широкого круга читателей, в том числе для врачей-психотерапевтовтов,клинических психологов и педагогов, обучающих умению применять приемы психотерапевтической самопомощи «базисной аутопсихотерапии» iconВозрастные кризисы
Книга представляет большой интерес как для специалистов, так и для широкого круга читателей. Сразу после выхода в свет она стала...

Книга представляет практический интерес для широкого круга читателей, в том числе для врачей-психотерапевтовтов,клинических психологов и педагогов, обучающих умению применять приемы психотерапевтической самопомощи «базисной аутопсихотерапии» iconКнига предназначена для врачей акушеров-гинекологов, семейных врачей,...
Интересующихся вопросами беременности, подготовки к родам и деторождения, материнства и современного акушерства. Она поможет сделать...

Книга представляет практический интерес для широкого круга читателей, в том числе для врачей-психотерапевтовтов,клинических психологов и педагогов, обучающих умению применять приемы психотерапевтической самопомощи «базисной аутопсихотерапии» iconГендерный аспект
Книга предназначена для научных работников, преподавателей и студентов вузов, широкого круга читателей, проявляющих интерес к аксиологическим...

Книга представляет практический интерес для широкого круга читателей, в том числе для врачей-психотерапевтовтов,клинических психологов и педагогов, обучающих умению применять приемы психотерапевтической самопомощи «базисной аутопсихотерапии» iconВ. Д. Москаленко Книги посвящена психологии зависимости от психоактивных...
Книга предназначена для широкого круга читателей, а также для психологов, психотерапевтов, наркологов, социальных работников и других...

Книга представляет практический интерес для широкого круга читателей, в том числе для врачей-психотерапевтовтов,клинических психологов и педагогов, обучающих умению применять приемы психотерапевтической самопомощи «базисной аутопсихотерапии» iconКнига предназначена для массажистов, медицинских сестер, иглорефлексотерапевтов....
Книга предназначена для массажистов, медицинских сестер, иглорефлексотерапевтов. Книга будет интересна так же для широкого круга...

Книга представляет практический интерес для широкого круга читателей, в том числе для врачей-психотерапевтовтов,клинических психологов и педагогов, обучающих умению применять приемы психотерапевтической самопомощи «базисной аутопсихотерапии» iconМихаил Семёнович Шойфет Сто великих врачей
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница