Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей




Скачать 212.39 Kb.
НазваниеПрограмма подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Дата публикации18.06.2013
Размер212.39 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Психология > Программа
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Специальная (коррекционная) школа-интернат №8

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Москва, 2009 – 2012 г.

Подготовлено специалистами Службы сопровождения ГБОУ школы-интерната № 8 Евстратовой Ю.В., Лотаревой Т.Ю., Захаровой А.И., Марковой Т.А. совместно с лабораторией психолого – социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства МГППУ
Соответствует Требованиям к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № 623

Введение
Актуальность На современном этапе в России активно ведется социальная политика, одним из направлений которой является передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, желающих взять ребенка на воспитание.

Создано большое количество школ приемных родителей, служб сопровождения замещающих семей, психологических центров, где специалисты широкого профиля, начиная с психологов и социальных педагогов и заканчивая юристами и медиками, осуществляют процесс подготовки и сопровождения приемной семьи, оказывают помощь и поддержку на различных этапах её становления. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г.№391 г.Москва «О внесении изменений в правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами и попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской федерации формах» прохождение подготовки кандидатами является обязательным мероприятием для оформления соответствующих документов.

Необходимость прохождения курсов подготовки для кандидатов на все формы замещающей заботы объясняется и рядом психологических причин.

  1. Аффективное отношение к детям-сиротам.

Часто желание усыновить ребенка связано с острым эмоциональным откликом, жалостью к ребенку-сироте. Семья видит своим долгом как можно быстрее спасти малыша от нерадивых родителей или «холодных стен» казенного дома.

Прохождение курса подготовительных групповых занятий дает возможность поделиться своими чувствами, увидеть другое отношение к проблеме сиротства, обдуманно и серьезно оценить свои ресурсы.

  1. Нереалистичность ожиданий.

Нереалистичность ожиданий чаще всего связана с идеализацией приемного ребенка, ожидание, что в доме появится добрый, отзывчивый, послушный малыш, бесконечно благодарный за то, что его взяли в семью. Иногда, причина искаженного восприятие ситуации связана с характером сюжета или статьи в СМИ.

Поэтапное включение участников курса в проблематику сиротства позволяет осознать причины психологических особенностей детей-сирот, получить рекомендации по взаимодействию и воспитанию приемного ребенка.

  1. Упрощение проблемы приема.

Обращаясь в органы опеки с запросом о приеме ребенка семья уже находится на определенном этапе готовности к замещающей семейной заботе, уже могут быть решены жилищные вопросы, собраны документы, изучена информация. Но опыт работы с кандидатами в замещающие родители показывает, что ряд вопросов нуждается в более тщательном рассмотрении, например, темы: «Формы семейной заботы», «Мифы о детях-сиротах», «Социально-психологические особенности детей-сирот», «Депривация», «Пространство семьи», «Семейные роли», «Привязанность», «Поощрения и наказания», «Семейные нормы и правила».

Программа подготовки замещающих родителей разработана в ГОУ специальной (коррекционной) школе-интернате №8, с учетом 6-летнего опыта жизнеустройства детей-сирот на патронат, комплексной работы с замещающими семьями в рамках сопровождения семей с приемными детьми.

Программа базируется на следующих принципах:

1. Принцип комплексного подхода: содержание занятий включает психологические, педагогические, юридические, социальные аспекты семейного устройства Детей.

2. Принцип системности: тематическое содержание занятий носит не разрозненный характер, а подается в виде целостной системы знаний, направленной на формирование у Слушателей Курсов подготовки о семье как системе и на развитие системного подхода к анализу проблемных ситуаций.

3. Принцип вариативности: в процессе подготовки учитываются потребности и особенности группы участников, особенности деятельности учреждения, осуществляющего подготовку граждан, что отражается в используемых методах работы, разнообразии индивидуальных форм работы, последовательности занятий с точки зрения их тематического содержания. В Программе Курсов подготовки могут быть предусмотрены часы для дополнительного изучения тем, установленных данной Программой.
Программа реализуется на следующих принципах:

1. ^ Принцип сотрудничества: совместная деятельность ведущих занятий и группы осуществляется в атмосфере безопасности, доброжелательности, толерантности.

2. ^ Принцип практико-ориенированного подхода: содержание занятий носит не обобщенно-теоретический характер, а имеет практическую ценность для Слушателей Курсов подготовки, содействуя формированию у них представлений и навыков, полезных для понимания и воспитания детей. Интерактивные методы являются приоритетными по отношению к лекционному методу проведения занятий.

3. ^ Принцип личностно-ориенированного подхода: в процессе подготовки делается упор на имеющийся у Слушателей Курсов подготовки, в том числе опыт детских переживаний и эмоциональный опыт, полученный в ходе занятий.

Помимо своей основной задачи - подготовки семей к осуществлению замещающей заботы - курс обучения по данной программе способствует формированию общественной зрелости в отношении проблемы сиротства и культуры сотрудничества семей со специалистами уполномоченных организаций по жизнеустройству детей-сирот.
Цель курса осуществление психолого-педагогической и правовой подготовки для формирования социально-психологической готовности к приему и воспитанию детей, и принятию гражданами ответственного, взвешенного решения относительно приема ребенка в семью.
^ Ожидаемые результаты.

По завершению курса подготовки Слушатели должны:

Иметь представление:

  • О системе и формах семейного устройства Детей установленных законодательством Российской Федерации.

  • О воспитательных компетенциях и родительских навыках, необходимых лицам, желающим принять на воспитание в свою семью Ребенка.

  • Об ответственности которую берут на себя лица в связи с приемом Ребенка.

  • О семье как о развивающейся системе взаимоотношений.

  • О своих побудительных мотивах принять ребенка в семью.

  • О ресурсах, рисках и ограничениях, как индивидуальных и семейных, так и социального окружения в процессе приема и воспитания Детей.

  • О влиянии индивидуального жизненного опыта на отношение к «трудному» поведению детей.

  • О влиянии сокрытия от Ребенка его происхождения и семейной истории на его дальнейшее развитие и взаимоотношения в семье.

  • О возможности и особенностях контакта ребенка с кровными родственниками и значимыми лицами.

Знать:

  • Права и обязанности как лица, принявшего ребенка в семью.

  • Психологические и психофизические закономерности развития детей.

  • Особенности развития детей, потребности их развития и возможности реабилитации их психофизического здоровья.

  • О влиянии депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами, разлуки с семьей на его психофизическое развитие и поведение.

  • О важности и необходимости удовлетворения потребности ребенка в безопасности, идентичности и эмоциональной привязанности как основополагающего его полноценного развития.

  • Особенности протекания периода адаптации ребенка в новой семье.

  • Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, различия в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения, полового воспитания детей в семье.

  • Способы и приемы поощрения детей и применения к ним ограничений как методов воспитательных воздействий.

  • Способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития.

  • О деятельности уполномоченных организаций в Г. Москва по сопровождению семей с приемными детьми.

Уметь:

  • Принимать ответственное решение относительно приёма ребенка (детей) в семью на основе проделанной ими работы по осознанию своей мотивации, оценки существующих ресурсов и рисков.

  • Прогнозировать возможные риски для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасные условия жизнедеятельности семьи и ребенка.

  • При анализе возникающих проблемных ситуаций, учитывать индивидуальные особенности детей, их жизненный опыт, контекст конкретной ситуации и адекватные способы реагирования на «трудное» поведение ребенка

  • Оказывать ребенку эмоциональную поддержку.

  • Понимать и принимать свои чувства и эмоциональные реакции, возникающие во взаимодействии с ребенком, уметь их контролировать и учить этому ребенка.

  • Прогнозировать изменение семейной системы после прихода в семью Ребенка.

  • Видеть и использовать возможности компенсации, существующих рисков и ограничений

  • Быть готовыми к конструктивному взаимодействию с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка.

  • Быть готовыми к сотрудничеству с организациями и службами.


^ Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

^ В том числе

Лекции

Практические

Индивидуальное консультирование




^ Ориентировочный блок (курс)

9

7

1

1

1

Введение

3

1

1

1

2

Взаимодействие семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

2







3

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

4

4










^ Основной блок (курс)

28

13

15




4

Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях родителей. Понятие о мотивации родителей, принимающих ребенка на воспитание

4

2

2




5

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

4

2

2




6

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

6

2

4




7

Адаптация приемного ребенка и семьи, принявшей его на воспитание

4

2

2




8

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

4

2

2




9

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

4

2

2




10

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

2

1

1







^ Возрастной блок (модульный курс)

11

3

7

1

11

Этапы развития ребенка

7

2

5




12

Особенности полового воспитания приемного ребенка

2

1

1




13

Подведение итогов освоения Курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

2




1

1




Всего

48

23

23

2



п\п

Разделы программ

Количество часов

1

Ориентировочный курс


9

2

Основной курс

«Психологическая подготовка кандидатов в замещающие родители»


28

3

Модульный курс

11


Разделы программы

Раздел 1.Введение

1.Проведение индивидуального собеседования (структурированное интервью)

2.Выявление ожиданий и опасений участников.

3.Ознакомление слушателей с целями, задачами, содержанием и порядком подготовки.

4.Основные понятия и определения, применяемые при подготовке, в том числе понятие обучающе – психологического тренинга, содержания особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования.

5.Причины, по которым дети в РФ остаются без попечения родителей.

6.Выявление ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройство в организации для детей, оставшихся без попечения родителей: половозрастной состав детей, воспитывающихся в организациях, причины по которым детям трудно найти семью.

7.Процедуры знакомства с потенциальной семьей.

8.Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Раздел 2. Взаимодействие семьи, принявшей ребенка на воспитание, с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуг и детям и семьям

1.Функции семьи, принявшей ребенка на воспитание.

2.Взаимодействие семьи, принявшей ребенка на воспитание, с органами опеки и попечительства, с помогающими организациями, оказывающими медико-социальную, психолого-педагогическую и юридическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.

3.Информирование Слушателей о доступной инфраструктуре социальных услуг для семей, принявших ребенка на воспитание в городе Москве.

4.Взаимодействие семей, принявших ребенка на воспитание, с социальным окружением и родительским сообществом.

Раздел 3. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

  1. Правовое положение детей и основания их устройства на воспитание в семью.

  2. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); виды опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.

  3. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка. Получение заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

  4. Представление гражданам сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами Государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

  1. Посещение организаций для детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанности администрации организации. Реализация права и проведение независимого медицинского обследования ребенка.

  2. Правовые аспекты тайны усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения. Подготовка и подача заявления в суд. Принятие судом решения об усыновлении ребенка.

  3. Оформление органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства и перечень документов.

  4. Оформление (переоформление) документов на ребенка после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

  5. Меры социальной поддержки семей, принявших ребенка, установленные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

  6. Защита опекунами (попечителями) личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

  7. Осуществление органами опеки и попечительства контроля условий жизни и воспитания ребенка, переданного на воспитание в семью. Представление опекунами (попечителями) ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

  8. Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей).

  9. Возмещение ущерба, нанесенного ребенком принявшей его семье; ущерба, нанесенного семьей приемному ребенку; ущерба, нанесенного третьими лицами ребенку и принявшей его семье.

  10. Последствия прекращения усыновления, опеки и попечительства.

  11. Обжалование решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Раздел 4. Представление о потребностях развития приемного ребенка необходимых компетенциях родителей. Понятие о мотивации граждан, желающих принять ребенка на воспитание

1. Базовые потребности детей и важность понимания родителями необходимости их обеспечивать (безопасность, здоровье, привязанность

идентичность, образование, познавательное, умственное развитие и эмоциональное развитие, постоянство и стабильные отношения в принимающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки).

2. Мотивация граждан, желающих принять ребенка на воспитание. Проведение оценки Слушателями своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.

^ Раздел 5. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

1.Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

2.Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия.

3.Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.

4.Оценка Слушателями своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 6. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

1.Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.

2.Роль семейной истории и динамики. Важность стабильности семейных отношений Слушателей.

3.Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.

4.Влияние на развитие ребенка социальных связей семьи. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.

5.Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.

6.Понимание всеми членами семьи проблем своей семьи, возможностей и ресурсов.

Раздел 7. Адаптация приемного ребенка и семьи, принявшей его на воспитание

1.Ожидания семей, принимающих ребенка на воспитание.

2.Страхи, тревоги и разочарования семей, принимающих ребенка на воспитание и членов семьи в разные периоды адаптации и жизни.

3.Подготовка членов семьи и родственников к появлению приемного ребенка.

4.Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.

5.Влияние сокрытия от ребенка его происхождения и семейной истории на его дальнейшее развитие и взаимоотношения в семье; способы разъяснения ребенку истории его семьи и его происхождения в принявшей его семье.

6.Роль специалистов в оказании помощи родителям, принявшим ребенка, в период адаптации.

Раздел 8. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка»

1.Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и технология корректировки «трудного» поведения приемного ребенка способы.

2.Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка; Способы и приемы поощрения детей и применения к ним ограничений как методов воспитательных воздействий.

3.Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.

4.Понимание Слушателями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

^ Раздел 9. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

1.Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

2.Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у детей.

3.Понятия «горя и потери» в жизни ребенка; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).

4.Типы нарушения привязанности и адаптивного поведения детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5.Последствия множественных утрат привязанности и вторичного сиротства для ребенка.

Раздел 10. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

1.Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью, бродяжничеством).

2.Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

3.Прогнозирование возможных рисков для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создание безопасных условий жизнедеятельности семьи и ребенка.

4.Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Раздел 11. Этапы развития ребенка

1.Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

2.Возрастные кризисы.

3.Ребёнок в семье, ребёнок как личность. Условное и безусловное принятие ребёнка для успешного формирования детско-родительских отношений.

Раздел 12. Особенности полового воспитания приемного ребенка

1.Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

2.Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.

3.Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Раздел 13. Подведение итогов освоения Подготовки Слушателей

1.Обсуждение со Слушателями результатов освоения курса и выполнения домашних заданий.

2.Проведение индивидуального собеседования (усвоение Слушателями Курса подготовки; проведение самооценки Слушателями и выявление их готовности к приему ребенка на воспитание; составление итоговых заключений (по желанию Слушателей) о готовности и способности Слушателей к приему детей на воспитание в семью.



^ Факультативные занятия

(по запросу слушателей)
Занятие «Я-родитель»
Задачи:

  • Самоисследование родительских компетенций

  • Помощь в формировании готовности кандидатов к роли родителя

  • Исследование темы мотивации приема ребенка


Занятие «Сложные ситуации взаимодействия с приемным ребенком»
Задачи:

  • Помощь в развитии навыка положительного переформулирования проблем

  • Помощь в развитии родительских компетенций: поведение в конфликте Демонстрация и анализ особенностей первого дня приема ребенка



Занятие «Образ приемного ребенка»
Задачи:

  • Познакомить с целями, задачами, темами занятий основного курса по подготовке к замещающей семейной заботе.

  • Мотивировать семьи на продолжение обучения и прохождения основного курса подготовки.

  • Знакомство участников с опытом воспитания приемных детей



Список использованной литературы

    1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как?// ЧеРо, М. – 2005г.

    2. Гринберг С.Н. Савельева Е.В. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги// Речь, Спб. – 2007г.

    3. Красницкая Г.С. Вы решили усыновить ребенка// Дрофа, М.– 2001 г.

    4. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья// Генезис, М. – 2006г.

    5. Петрановская Л. К вам в класс пришел приемный ребенок// Адреса милосердия, М. – 2008г.

    6. Программа подготовки кандидатов в замещающие родители. Г.С. Красницкая, А.Г. Рудов, М.В. Пименов.

    7. Шапарь В.Б. Тренинг ведущих видов деятельности личности// Феникс, Ростов н/Д. – 2007г.

    8. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот// Изд-во С.-Петерб. ун-та Спб. - 2005г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей iconКурганская область закон
Курганской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся...

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей iconПрограмма по духовно-нравственному воспитанию детей IV года обучения....
Огоу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей,...

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей iconГарантия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на образование
Фз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Алтайского...

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей iconЗакон краснодарского края
Краснодарского края детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет (далее...

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей iconС. Михалков «Будь человеком»
Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная...

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей iconЛ. Н. Толстой
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальная (коррекционная)...

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей iconМку «Управление образования администрации Таштагольского муниципального района»
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат №3...

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей icon«Приготовление песочного пирога с грушевым вареньем»
Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная...

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей iconКонспект классного часа «День народного единства»
Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная...

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей iconЗвучит запись песни Д. Тухманова «Россия». На сцену выходят ведущие
Гкоу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница