Исследования и изучить влияние особенностей воспитания в неполных семьях на психическое состояние младших школьников




Скачать 35.82 Kb.
НазваниеИсследования и изучить влияние особенностей воспитания в неполных семьях на психическое состояние младших школьников
Дата публикации17.06.2013
Размер35.82 Kb.
ТипАнализ
www.lit-yaz.ru > Психология > Анализ




Специфика воспитания подростков в неполных семьях
Пономарева И.С., Денисенко А.А.
Актуальность работы обусловлена тем, что в последние десятилетия в мире четко наметилась тенденция роста количества неполных семей, что является серьезным осложнением для полной реализации механизмов процесса социализации ребенка. В связи с этим, воспитание детей в неполной семье приобретает специфические особенности, выражающиеся в недостаточности внутрисемейного влияния, односторонней направленности воспитательного воздействия, отсутствии равновесия в родительских чувствах и выборе методов воспитания, возможности развития у ребенка комплекса неполноценности и отклонений в поведении, а также неудачном преодолении семейного конфликта (А. М. Демидов, В. И. Костив, З. Матейчек, В. А. Сысенко, В. Я. Титаренко, А. Г. Харчев, В. А. Юницкий и др.).

Учитывая актуальность данной проблемы, мы поставили перед собой цель – проанализировать доступную нам литературу по теме исследования и изучить влияние особенностей воспитания в неполных семьях на психическое состояние младших школьников.

Анализируя научную литературу, можно говорить о том, что семья представляет собой малую группу, сформированную на основе брачных отношений, объединяющая мужчину, женщину и их детей. Основное ее назначение – это удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Из этого вытекают основные функции семьи (Б.И. Кочубей, В. Сатир, Л.Б. Шнейдер и др.): репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха, между которыми существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

А.С. Макаренко ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под последней, семью без одного из родителей.

Среди неполных семей различают следующие разновидности: осиротевшую, внебрачную, разведенную. В тоже время, в зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи.

Известно, что воспитательные возможности в неполной семье ограничены, то есть затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений, что влечет за собой односторонний характер психического развития. В то же время дефицит мужского влияния часто обнаруживается в нарушении интеллектуальной сферы, идентификации мальчиков и девочек, общение с представителями противоположного пола, а также формируется избыточная привязанность к матери (В.М. Целуйко, Г. Фигдор и др.).

Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспи­танием ребенка занимается только мать, как правило, это негативно сказывается на его социализации. Однако не каждая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует о том, что неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Это связано с тем, что мать в процессе воспитания использует любовь, принятие ребенка, последовательность требований и контроля.

Исходя из цели работы, нами был организован эксперимент, при проведении которого мы использовали комплекс психодиагностических методик. В исследовании принимали участие 60 человек, из них 30 учащихся в возрасте 11 – 12 лет (16 девочек и 14 мальчиков) и их матери (15 из полной семьи и 15 из неполной).

Анализируя полученные результаты, нами установлены специфические различия в индивидуальных проявлениях между младшими подростками из неполных и полных семей. Так, подростки из неполных семей отличаются средним уровнем самооценки (73,3%), тревожности (53,3%) и агрессии (40,0%). А для подростков из полных семей характерны низкий уровень тревожности (80,0%), фрустрации (80,0%), агрессии (46,6%) и средний уровень ощущения одиночества (73,3%).

Установлено, что подростки из неполных семей маму считают самым значимым человеком (80,0%), также они высоко оценивают психологический климат в семье (73,3%), при этом 40,0% подростков проявляют эгоцентризм. В свою очередь подростки из полных семей оценивают значимость матери (73,3%), большинство из них удовлетворены психологическим климатом в семье (60,0%) и 66,6% человек склоны к эгоцентрическим чертам.

Отмечено, что матери из неполных семей в основном используют авторитарную гиперсоциализацию (46,6%), кооперацию (33,3%) и симбиоз (20,0%). В то время как матери из полных семей склонны к авторитарной гиперсоциализации (33,3%), кооперации (26,6%), симбиозу (20,0%) и такому стилю, как «маленький неудачник» (20,0%).

Основываясь на проведенном исследовании, можно полагать, что процесс воспитания детей из полных и неполных семей строится на одних и тех же принципах, при этом в неполных семьях детей контролируют больше, но это не мешает подросткам высоко оценивать психологический климат в семье. В то же время у некоторых детей из полных семей присутствует ощущение одиночества, что может быть связано с высокой их эгоцентричностью.

Таким образом, можно говорить о том, что имеющиеся в литературе мнения о негативном влиянии на развитие ребенка, воспитывающихся в неполных семьях, не нашло подтверждений в нашей работе. В связи с этим семьи с одним родителем можно отнести к нормальным семьям, так как их воспитательный потенциал также способствует успешной социализации подрастающей личности.

Литература

1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – СПб., 2001.

2. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М., 2003.

3. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. — М., 1995.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследования и изучить влияние особенностей воспитания в неполных семьях на психическое состояние младших школьников icon1. Теоретические основы проблемы коллективной творческой деятельности...
Экспериментальное изучение эффективности коллективного творческого дела как формы воспитания младших школьников 33

Исследования и изучить влияние особенностей воспитания в неполных семьях на психическое состояние младших школьников iconПсихолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом...
Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников

Исследования и изучить влияние особенностей воспитания в неполных семьях на психическое состояние младших школьников iconОрганизация внеурочной деятельности младших школьников по литературному...
Ьности по литературному краеведению в начальной школе. Результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что внеурочная...

Исследования и изучить влияние особенностей воспитания в неполных семьях на психическое состояние младших школьников iconИнтегрированный урок литературного чтения, музыки и трудового обучения
Цель: Показать учащимся влияние поэзии о природе на чувства, настроение и внутреннее состояние человека, отражение этих особенностей...

Исследования и изучить влияние особенностей воспитания в неполных семьях на психическое состояние младших школьников iconПрограмма духовно-нравственного воспитания младших школьников «улыбка»
...

Исследования и изучить влияние особенностей воспитания в неполных семьях на психическое состояние младших школьников iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
«Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей»

Исследования и изучить влияние особенностей воспитания в неполных семьях на психическое состояние младших школьников iconМатематика
Разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...

Исследования и изучить влияние особенностей воспитания в неполных семьях на психическое состояние младших школьников iconЧто такое поток?
Поток, или потоковое состояние (англ flow), — психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается,...

Исследования и изучить влияние особенностей воспитания в неполных семьях на психическое состояние младших школьников iconПояснительная записка. Статус документа
Программа конкретизирует содержание образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логику учебного...

Исследования и изучить влияние особенностей воспитания в неполных семьях на психическое состояние младших школьников iconРоссийской Федерации Департамент науки и профессионального образования...
Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников в процессе обучения



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница