Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология»




НазваниеУчебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология»
страница1/34
Дата публикации13.06.2013
Размер3.41 Mb.
ТипУчебное пособие
www.lit-yaz.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34



А. Н. ФОМИНОВА, Т. Л. ШАБАНОВА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
2-е издание, переработанное и дополненное
Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений


Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

Учебное пособие, 2-е изд., перераб., дополн.– 2013.
В пособии рассматриваются история возникновения, развития, современное состояние педагогической психологии, наиболее известные современные зарубежные и отечественные теории обучения и научения, а также актуальные проблемы психологии воспитания и психологические аспекты педагогической деятельности.

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология».
Рецензенты:

Вачков И.В., д-р психол. наук, профессор (Московский городской психолого-педагогический университет)

^ Тарабакина Л.В., д-р психол. наук, профессор (Московский педагогический государственный университет)

© Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.

Содержание


ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 6

1.1. Краткий исторический очерк становления педагогической психологии 6

1.2. Предмет, задачи, актуальные проблемы современной педагогической психологии 18

1.3. Методы исследования в педагогической психологии 20

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 25

ЛИТЕРАТУРА 26

^ Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ 27

2.1.Сущность понятия обучения. Актуальные проблемы современного школьного обучения 27

2.2. Обучение как условие развития. Гипотеза Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития 31

2.3. Развитие идей Л.С. Выготского в современных теориях развивающего обучения 40

2.3.1. Развивающее обучение Л.В. Занкова 40

2.3.2. Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 43

2.3.3.Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина 53

2.4. Современные направления обучения 61

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 85

ЛИТЕРАТУРА 89

^ Глава 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 91

3.1. Психологическая сущность и структура учебной деятельности 91

3.2. Вводно-мотивационный компонент учебной деятельности 95

3.3. Операционально – познавательный компонент учебной деятельности (учебные задачи и учебные действия) 105

3.4.Рефлексивно-оценочный компонент учебной деятельности (учебные действия контроля и оценки) 113

3.5. Проблема неуспеваемости учащихся в процессе учебной деятельности 123

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 131

ЛИТЕРАТУРА 131

^ Глава 4. НАУЧЕНИЕ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ 134

4.1. Сущность научения и его виды 134

4.2. Современные зарубежные теории научения 136

4.3. Руководство научением. Роль подкрепления и наказания в научении 152

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 163

ЛИТЕРАТУРА 164

^ Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ 165

5.1. Многообразие представлений о процессе воспитания 165

5.2. Психологические аспекты воспитания 169

5.2.1. Процесс воспитания и социализация личности ребенка 169

5.2.2. Процесс воспитания и формирование личности ребенка 173

5.2.3. Взаимосвязь воспитания и обучения 176

5.3. Структура воспитательного процесса 177

5.3.1.Цели и содержание воспитания 177

5.3.2. Методы и средства воспитания 180

5.3.3. Особенности организации семейного воспитания 184

5.3.4. Достигнутые результаты в процессе воспитания 189

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 193

ЛИТЕРАТУРА 194

^ Глава 6. ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ 196

6.1. Предмет и направления исследования психологии учителя 196

6.2. Личность учителя как условие эффективного обучения 200

6.2.1. Педагогическая направленность. Типы педагогических центраций личности учителя по А.Б. Орлову 200

6.2.2. Профессиональное педагогическое самосознание. Я-концепция учителя 206

6.2.3. Педагогические способности 219

6.2.4. Педагогическая компетентность 226

6.3. Педагогическая деятельность 234

6.3.1. Общая характеристика и структура педагогической деятельности 234

6.3.2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности 239

6.4. Педагогическое общение 242

6.4.1. Понятие и функции педагогического общения 242

6.4.2 Педагогическая коммуникация 245

6.4.3. Социальная педагогическая перцепция 251

6.4.4. Взаимодействие и влияние в педагогической общении 256

6.4.5. Условия эффективного педагогического общения 261

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 265

ЛИТЕРАТУРА 268

ПРИЛОЖЕНИЯ 270

Приложение I. Принципы формирования научных понятий (А.В. Усова,1984) 270

Приложение II. Основы психологического анализа урока 272

Приложение III. Выявление дезадаптации ребенка в школе с помощью карты наблюдения Д. Стотта 275

Приложение IV. Школьный тест умственного развития (ШТУР) (К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова, 1990) 285

Приложение V. Коррекционная программа к методике ШТУР 308

Приложение VI. Способы и приемы самовоспитания 316

Приложение VII. Методика оценки работы учителя (МОРУ) (Дж. Хэссард и др., 1987; адаптация Л.М. Митиной и А.М. Раевского, 1990) 321

Приложение VIII. Анализ речевого взаимодействия на уроке, по Н.Фландерсу (1961) 330

Приложение IX. Опросник «Стиль общения педагога» (СТОП), разработанный на кафедре общей психологии Нижегородского государственного педагогического университета Соколовым И.М., 1987 337

Сведения об авторах 347


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconУчебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных...
Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психо­логии Московского государственного университета

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconЮридическая психология. Учебное пособие
Учебное пособие подготовлено выдающимся российским психологом-правоведом профессором Юрием Валентиновичем Чуфаровским в соответствии...

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconЭмоции и чувства
Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических...

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconУчебно-методическое пособие предназначено для проведения практических...
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по дисциплине «Английский язык по специальности», соответствует...

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., Гуманитарный...
Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений....

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., Гуманитарный...
Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений....

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconПрактикум л. И. Губарева о. М. Мизирева т. М. Чурилова экология человека...
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями...

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconУчебное пособие составитель Лауреат Государственной премии Российской...
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавате­лей высших юридических и исторических учебных заведений, для...

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008
Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, работников органов государственной власти...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница