Учебно-методический комплекс риторика




НазваниеУчебно-методический комплекс риторика
страница1/10
Дата публикации11.08.2013
Размер1.41 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
www.lit-yaz.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Частное образовательное учреждение

Высшего профессионального образованиЯ

«Восточно-Европейский Институт Психоанализа»
Утверждаю

Первый проректор

к.псх.н. Муханова Н.А.

_______________________

«______»___________2012 г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
РИТОРИКА
Направление подготовки 030300 - Психология

Квалификация выпускника: бакалавр психологии

Составитель – Соколова Т.М., канд. филол. наук, доцент
Санкт – Петербург

2012
1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины - дать представление о месте, роли и значении риторики как важнейшего обучающего средства для обеспечения культуры речевого общения и как фактора речевого воздействия в процессе эффективной коммуникации. Знание основ риторики и владение её приёмами необходимо как в практической деятельности психолога-психоаналитика, так и в широком общекультурном отношении – чтобы сформировать не только понимание основных принципов современной теории о речевом воздействии, но и методическую базу для практического овладения богатством средств русского языка с целью повышения речевой компетенции как незаменимого инструмента организации человеческой деятельности.

Задачи:

  • раскрыть теоретико-методологические и этические принципы риторической
    деятельности при решении преимущественно практических, в том числе и профессиональных задач;

  • сформировать представление о специфике речевого взаимодействия в условиях как опосредованной коммуникации, так и непосредственного речевого контакта (в том числе публичного выступления и/или межличностного общения);

  • осуществлять формирование практических навыков и умений, обеспечивающих развитие риторических способностей студентов;

  • познакомить учащихся с многообразием методов и приёмов, повышающих эффективность речи, с многовековой историей их создания и практикой использования;

  • систематизировать и конкретизировать представления учащихся о выборе речевых средств применительно к разным ситуациям речевой деятельности (устная/письменная речь, монолог/диалог/полилог, деловая/неформальная обстановка, корректные приёмы ведения споров и дискуссий, ораторское красноречие, специфика деловой, научной и публицистической речи и т.п.) с позиций эффективности и оптимальности при организации взаимодействия личности в современном обществе.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО:

Курс «Риторика» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП (Б.1). Программа курса служит, с одной стороны, целям оптимизации общепрофессиональной подготовки психолога и ориентирована на расширение и уточнение его знаний в области речевой деятельности, которая помогает обнаруживать и дифференцировать психологические свойства личности, а с другой – способствует не только приобретению навыков культуры общения, но и повышению коммуникативного потенциала учащихся в целом, что увеличивает шансы выпускников в вопросах самореализации как на профессиональном поприще, так и шире – во взаимодействии с окружающими. Поэтому теоретические и практические аспекты данной дисциплины могут рассматриваться и как своего рода подспорье, источник фоновых и сопутствующих знаний, при освоении дисциплин части (Б.3), таких, например, как «Общая психология», «Психология личности», «Психодиагностика», «Педагогическая психология», «Основы консультативной психологии», «Основы патопсихологии», «Социальная психология» и др., а также дисциплин части (Б.1) «Педагогика», «Иностранный язык», «Профессиональная этика».

В свою очередь входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения курса «Риторика», формируются в практике школьного образования, а также в процессе изучения вузовских дисциплин цикла (Б.1) «Логика», «Культурология», «Философия».

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК- 5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-!2, ОК-13, ОК-14, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-22, ПК-23 (наименования даны в соответствии с ФГОС ВПО).

В результате изучения дисциплины «Риторика» студент должен:

ЗНАТЬ:

  • общие положения культуры русской речи как базы для овладения риторическими умениями и безупречного речевого поведения в целом;

  • основные закономерности и тенденции в развитии норм современного русского литературного языка как универсального средства коммуникации в различных сферах деятельности;

  • основные правила составления и оформления речевого произведения в устной и/или письменной форме, а также и соответствующие им важнейшие нормы (орфоэпические, лексико-грамматические, орфографические, пунктуационные и стилистические) современного русского литературного языка;

  • основополагающие принципы деловой риторики, присущие речевому общению в официальной обстановке;

  • принципиально важные особенности функциональных стилей русского языка, а также жанровое разнообразие официально-деловых, научных и публицистических текстов;

  • композиционные, этикетные и формально-лингвистические требования, предъявляемые к текстам книжных стилей речи (официально-деловому, научному и публицистическому);

  • сущность основных приёмов (методов) развёртывания текста/речи;

  • перечень разновидностей (роды и виды) ораторской речи;

  • основные этапы подготовки к публичному выступлению;

  • основные формально-логические законы, использующиеся в публичном споре;

  • принципы корректного ведения спора;

  • перечень изобразительно-выразительных средств ораторской речи;

  • основные положения методики совершенствования дикции, голосового аппарата и техники речи в целом;

  • терминологию, используемую в рамках учебного курса.

УМЕТЬ:

  • соотносить ситуацию общения с выбором оптимальных речевых средств для выражения смысла в соответствии с требованиями культуры речевого поведения;

  • дифференцировать тексты по стилям и жанрам;

  • терминологически правильно характеризовать любой текст с точки зрения его стилистической и жанровой принадлежности;

  • писать и говорить грамотно с точки зрения современных литературных норм;

  • обнаруживать и исправлять речевые и стилистические ошибки в обучающих текстах;

  • анализировать тексты книжных стилей, вычленяя в них характерные стилеобразующие речевые средства;

  • терминологически корректно квалифицировать стилеобразующие речевые средства применительно к конкретному тексту;

  • составлять план в качестве основы композиции собственного текста в соответствии с требованиями риторики;

  • создавать собственные устные и письменные тексты книжных стилей речи с соблюдением их жанровой специфики;

  • применять в процессе создания текста отдельные методы (приёмы) его развертывания;

  • пользоваться рекомендациями и справочными изданиями для самоподготовки и самокоррекции.



ВЛАДЕТЬ:


  • терминологией в пределах учебного курса риторики;

  • понятийным аппаратом риторики;

  • основными нормами современного русского литературного языка и русской речи в устной и письменной форме их реализации;

  • способностью дифференцировать тексты по стилям и жанрам на основе анализа специфических стилеобразующих элементов;

  • навыками составления плана развёрнутого текста и/или публичной речи;

  • навыками создания типового текста-документа с соблюдением стилистической и жанровой специфики;

навыками корректного использования формул речевого этикета для устной и письменной коммуникации в сфере официально-деловых контактов.
^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

А) Очное отделение

Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестры




2







^ Аудиторные занятия (всего)

35




35







В том числе:
















Лекции

16




16







Практические занятия (ПЗ)

16




16







КСР

1




1







Зачет по курсу

2




2









^ Самостоятельная работа (всего)

36




36







В том числе:
















1.Изучение разделов дисциплины по учебным

пособи пособиям

20




20







пособиям
















2.Выполнение письменных домашних работ

6




6







3.Подготовка к практическим занятиям

4




4







4.Подготовка к зачётному тесту

6




6







Вид промежуточной аттестации (зачет)
















Общая трудоемкость (часов) Зачетные единицы

72




72







2




2







^ 5. Содержание дисциплины и распределение его по разделам:

    1. Текстовая форма распределения содержания

      1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы риторики. Общие

вопросы риторики
^

5.1.1.1.Тема 1. Введение в риторику как науку о совершенной и

целесообразной публичной речи


Исторические корни дисциплины «Риторика». Понятие риторики. Предмет риторики.. Истоки европейской риторической традиции. Вклад философов и ораторов Древней Греции и Древнего Рима в формирование и развитие риторики как науки и искусства. Различные определения риторики (Платон, Аристотель, первые русские риторы 17-18 веков, М.В.Ломоносов, А.С.Никольский, А.Ф. Кони, Ю.М. Лотман, другие современные специалисты) и подходы к пониманию данного предмета (учение об эффективной публичной речи, учение о мысли и речи, учение о совершенной речи, учение о речевых коммуникациях, риторика как искусство, как средство воспитания и формирования личности, неориторика). Необходимость и значимость учебной дисциплины «Риторика» для успешной самореализации личности в различных ситуациях речевого взаимодействия и для достижения жизненных целей. Основные условия и принципы эффективной речевой коммуникации (потребность в общении, коммуникативная заинтересованность, настроенность на аудиторию, атмосфера доверия и открытости, принципы вежливости, кооперации, равной безопасности и т.п.)

Основные понятия и термины риторики: оратория, диалогика, ораторское искусство/красноречие/риторика, речевое воздействие и его способы, межличностное общение и его виды, коммуникативная позиция и коммуникативная грамотность, публичное выступление, ритор и его аудитория, вербальные и невербальные средства коммуникации, речевая агрессия, техника речи и т.п.

Соотношение риторики со смежными дисциплинами - филологией, лингвистикой текста, культурой речи, стилистикой, логикой, этикой и эстетикой, педагогикой, прагматикой, теорией коммуникации.

^ 5.1.1.2. Тема 2. Вопросы общей риторики

Предмет общей риторики. Законы и правила создания речевого произведения: виды речевой деятельности, структура речевого акта; адресант-адресат речи (говорящий/пишущий–слушающий/читающий); оратор - характер речи - аудитория. Типы аудитории. Требования к оратору. Этос, пафос, логос как этапы подготовки публичной речи. Классический риторический канон: изобретение речи (или инвенция), расположение (или диспозиция, то есть композиционное построение), словесное выражение (или элокуция), запоминание и исполнение речи. Вербальные и невербальные средства коммуникации.
Роды и виды ораторской речи. Основные роды: академическое, социально-политическое, судебное, богословско-церковное, социально-бытовое красноречие и их частные функциональные варианты (виды), реализуемые в конкретных условиях речевой коммуникации. А также парламентское, дипломатическое, лекционно-пропагандистское, полемическое красноречие и др. разновидности риторической деятельности.
Законы логики в ораторской речи. Основные законы логики, обеспечивающие стройность, определённость, обоснованность и непротиворечивость речевого развёртывания мыслительного содержания: закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего. Приёмы и способы доказательства: тезис, контртезис, доводы (аргументы), логическая связь между тезисом и доводами. Типичные случаи алогизма и риторических неудач: потеря тезиса, подмена тезиса.
Методы изложения содержания речи. Создание текста речи (устной или письменной) на основе использования некоторых конструктивных приёмов изложения, или методов. К их числу относятся: индуктивный, дедуктивный, исторический, концентрический, ступенчатый методы, также метод аналогии.
Типы аргументации. Виды аргументов. Оптимальное количество аргументов в споре. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации (эмоциональность, доступность, лаконизм, парадоксальность, ссылка на авторитеты, опережение возражений, опора на факты, наглядность, юмор).
Виды публичных споров, культура ведения спора. Публичный спор как тип убеждающей речи в условиях состязательности. К спорам такого рода относятся: дискуссия, диспут, дебаты, полемика. Разновидности споров по мотивам и целям, по характеру проблемы, по количеству участников, по наличию/отсутствию слушателей и форме проведения (устная/письменная). Тактика корректного ведения спора.

Неориторика: основные законы, принципы и правила классической риторики с точки зрения современной теории речевой деятельности в условиях массовой коммуникации.
^ 5.1.1.3.Тема 3. Техника речи. Тренировка речевого аппарата

Процессы речеобразования: респирация, фонация, артикуляция.

Дикция и приёмы её коррекции

Голос как элемент имиджа оратора. Высота и сила (громкость) звука, тембр. Способы тренировки голосового аппарата и дыхания.

Интонация и мелодика речи. Типы интонаций. Темп речи и паузы. Речевая «гимнастика».
^ 5.1.2.Раздел 2. Практические аспекты риторики. Вопросы частной риторики

5.1.2.1. Тема 1. Язык и речь; типы и формы речи

Общее и различное в связанных, но нетождественных понятиях языка (как общего фонда лингвистических единиц и правил их организации) и речи (как продукта речевой деятельности, требующего осознанного выбора средств из имеющегося общего фонда для выражения конкретного смысла).

Единицы языка и единицы речи. Говорение и слушание, письмо и чтение как виды речевой деятельности. Книжный и разговорный типы «языка-речи». Преимущественная закреплённость книжных типов за письменной формой и разговорного типа за устной формой речи.

Форма и тип речи; их влияние на особенности строя языка в устных и письменных текстах. Речевое общение, его структура и его основные единицы.
Жанры речевого взаимодействия: монолог, диалог и полилог.
^ 5.1.2.2.Тема 2. Понятия «культура речи» и «литературный русский язык».

Понятие «культура речи» и основные компоненты этого понятия. Общая характеристика нормативного, коммуникативного и этического компонентов понятия «культура речи». Речевой этикет, средства его выражения в русском языке и особенности его реализации в разных ситуациях общения. Понятие «социальные роли» и речевые способы их исполнения.

Литературный язык и его основные характеристики в системе национального русского языка. Литературный язык как высшая, образцовая форма развития национального языка. Понятие «носитель литературного языка». Сферы обязательной реализации литературного языка. Наличие двух форм существования литературного языка – устной и письменной (в отличие от нелитературных составляющих, где имеется только устная форма). Система норм, система стилей и богатство выразительных средств как главные признаки литературного языка.

Понятие «языковая норма» и типы норм в языке. Основная функция литературной нормы – обеспечение стабильности национального языка. Пять признаков литературной нормы. Вариантность и вариативность норм в языке. Изменение норм как естественный процесс развития языка. Явление «колебание» нормы, его причины и наличие случаев «колебания нормы» в современной литературной речи. Особенности функционирования литературных норм в устной и письменной формах русского языка. Источники информирования носителей языка о состоянии литературных норм. Кодификация литературных норм.
^ 5.1.2.3. Тема 3. Нормы русского литературного языка и речи. Произносительные нормы современного русского языка. Два вида произносительных норм – орфоэпические и акцентологические. Нормы произношения в области ударных и безударных гласных звуков. Закон редукции безударных гласных и случаи отступления от него. Нормы произношения согласных звуков в разных позициях, в том числе на месте буквосочетаний ЧН, ЧТ, СЧ, ТЧ, ЗДН, ЗЖ, ЖЖ и других, а также перед буквой Е (выбор мягкого или твёрдого вариантов в заимствованных словах). Проблема смешения Е и Ё, породившая новый тип произносительных ошибок.

Акцентология как раздел нормативной фонетики, регулирующий нормы словесного ударения. Особенности русского ударения и их влияние на соблюдение акцентологических правил. Сосуществование двух противонаправленных тенденций – к неподвижности и подвижности ударения в формах слова - объективная причина акцентологических трудностей.

Нормативное произношение заимствованных слов. Явление «колебания нормы» в сфере современной произносительной нормы.

Лексические нормы современного русского языка. Понятие «лексические нормы» и основные случаи их нарушения. Понятие «лексическое значение слова»; типы лексических значений. Группировки слов (синонимы, антонимы, паронимы, омонимы), так или иначе базирующиеся на соотношении значения слова и его буквенного состава. Учет сочетаемости слов как важный фактор соблюдения лексических норм. Устранение случаев плеоназма и тавтологии. Роль и место заимствованной лексики в русской речи с позиций речевой культуры. Типы заимствованной лексики (иноязычные слова и кальки; варваризмы, экзотизмы) и причины лексических заимствований.

Грамматические нормы современного русского языка. Два вида грамматических норм - морфологические и синтаксические. Основные трудности морфологического характера: правила определения грамматического рода несклоняемых существительных; образование формы множественного числа некоторых существительных, склонение некоторых существительных («носок», «рельс», «туфля», «кухня», «блюдце» и др.); склонение количественных и порядковых числительных, ограничения в употреблении собирательных числительных, а также слов «оба/обе»; склонение числительных «полтора/полторы» и «полтораста». Основные трудности синтаксического характера: нормы и правила формального и смыслового согласования сказуемого с подлежащим (условия для координации); особые случаи согласования приложений с определяемым словом и сказуемым; трудные случаи глагольного и предложного управления; правила употребления в речи деепричастных оборотов; правила трансформации прямой речи в косвенную речь.
Орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка. Орфография и пунктуация как разделы языкознания, регулирующие в литературном языке нормы правописания слов, словосочетаний и предложений. Корректировочная работа, направленная на поддержание навыков правописания, как необходимость.

Особые трудности орфографического характера касаются следующих тем – точное в буквенном отношении написание активно используемых заимствований (терминов, слов из общественно-политического лексикона и социально-экономической сферы), а также исконных слов с –Н- и -НН-; слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разной грамматической принадлежности; слитное, дефисное и раздельное написание наречий и сложных слов.

Коррекция норм пунктуации касается случаев обособления /не обособления оборотов речи (определительных, в том числе причастных, и деепричастных), правильного оформления однородных членов предложения, выделения запятыми обращений и вводных конструкций, мотивированного использования запятых, двоеточий, тире при отделении простых предложений в составе сложных, разнообразного оформления цитат.
^ 5.1.2.4.Тема 4.Стили и жанры речевых произведений; стилистические нормы Общая характеристика функциональных стилей современного русского языка. Что такое «стиль» применительно к языку и речи. Функциональные стили как разновидности литературного языка, предназначенные для реализации в той или иной определённой сфере деятельности при общении. Преимущественная закреплённость речевых средств (слов, фразеологизмов, грамматических единиц) за каждым из стилей.

Общая характеристика книжно-письменных (официально-делового, научного, публицистического) и устно-разговорного функциональных стилей.
Стилистические нормы современного русского языка и основные требования, предъявляемые к стилистическому оформлению текстов разной стилевой и жанровой принадлежности. Взаимодействие стилей и взаимопроникновение отдельных иностилевых черт в публицистические, научно-популярные, художественные и разговорные тексты.
Художественный стиль (ХС) и его место в стилистической системе русского языка. Своеобразие ХС, его предназначение и варианты реализации. Средства художественной выразительности (риторические фигуры и тропы).
Публицистический стиль (ПС). Сфера функционирования и предназначения ПС. Виды публичного общения и его специфика. Типы монологов и диалогов в СМИ. Разновидности ПС (официально-информационный, информационно-аналитический, газетно-научный, рекламный, репортажный и другие подстили). Тематика и жанры публицистики. Лингвистические характеристики ПС, особенности его реализации в устной и письменной форме. Наличие специфических иностилевых черт в текстах отдельных жанров. Мастерство публичного выступления.
Разговорный стиль (РС) и типичные ситуации его использования. Сферы функционирования и предназначения РС. Неформальное неофициальное общения как образец типичной ситуации для реализации РС. Влияние внеязыковых факторов на порождение устно-разговорной речи и на лексико-грамматический строй разговорного высказывания. Жанры устных и письменных разговорных текстов. Лингвистические характеристики разговорного текста и место невербально-ситуативного компонента в речевом акте. Соотношение общелитературных (кодифицированных) норм языка и разговорных норм в рамках литературного языка. Разговорная речь как источник динамических процессов в языке.
Научный стиль (НС) и типы научных текстов. Сфера функционирования и предназначения НС. Виды научного общения и его специфика. Типы научного монолога и диалогов. Разновидности НС (собственно научный, учебно-научный, технический, гуманитарный, научно-популярный подстили). Типы (первичные/вторичные) и жанры научных текстов, их композиционно-смысловая специфика. Лингвистические характеристики НС, особенности устной и письменной реализации НС.
^ 5.1.2.5. Тема 5. Деловая риторика

Официально-деловой стиль (ОДС) и язык документов. Сфера функционирования и предназначения официально-делового стиля (ОДС). Виды делового общения и его специфика. Разновидности ОДС (дипломатический, законодательный, административно-канцелярский и другие подстили). Жанры официально-деловых текстов. Лингвистические характеристики ОДС, особенности устной и письменной реализации ОДС. Речевой этикет в деловом общении. Деловое письмо и правила его оформления. Стилистические требования, предъявляемые к языку официально-деловых текстов разной жанровой принадлежности.

Деловое общение и его виды. Основы делового общения с учетом психологических характеристик партнёров. Презентация, беседа, переговоры, телефонное и e-mail общение с деловым партнёром. Национальная специфика деловой коммуникации.
Подготовка публичного выступления в разных жанрах. Информационное выступление, его виды и общие правила подготовки. Протокольно-этикетные выступления, их виды, особенности и требования к содержанию, композиции и исполнению. Правила построения рассказов о событии и о себе.
Оценка эффективности публичного выступления. Учёт разных факторов, влияющих на эффективность публичной речи, в том числе: факторов внешности, голоса, содержания речи, её языкового оформления, композиции, объёма речи и её адресата.
^ 5.2. Распределение разделов учебного курса по видам занятий:




Наименование раздела дисциплины

Лекц.


Практ. зан.,

Лаб. зан.

Семин

СРС


Все­го

1.

Теоретико-методологические основы риторики

8

6







18

32

2.

Практические аспекты риторики. Вопросы частной риторики

8

10







18

36

3.

ИТОГО

16

16







36

68


^ 6. Лабораторный практикум

Учебная дисциплина не предполагает проведение лабораторных практикумов.

  1. Примерные вопросы и задания для самостоятельной работы:

^ 7.1. Вопросы для самопроверки:

    1. Каковы цели и задачи риторики как учебной дисциплины?

    2. Какие суждения классиков науки Вы можете привести, говоря о значении языка в нашей жизни?

    3. Одинаковы ли по своему значению слова «оратор» и «ритор»?

    4. Какие дисциплины и почему являются «смежными» по отношению к риторике?

    5. Какое государственное устройство более всего способствует расцвету риторики как особого вида публичной деятельности?

    6. Назовите перечень необходимых условий для осуществления эффективной коммуникации.

    7. В чём смысл деления риторики на «общую» и «частную»?

    8. Какие вопросы стоят в центре внимания общей риторики?

    9. Какие роды и виды ораторской речи Вы знаете?

    10. Что такое «тема речи» и «общие места» ?

    11. Каковы традиционные части композиции речи?

    12. Каковы особенности каждого из методов развёртывания содержания речи?

    13. Чем отличаются разновидности споров (дискуссия, диспут, дебаты, полемика)?

    14. Что является основой убедительной речи?

    15. Опишите доказательство как логическую операцию.

    16. Каковы нечестные приёмы, применяемые в споре?

    17. В чём, на ваш взгляд, проявляется уважительное отношение оппонентов друг к другу?

    18. Какие конкретные виды и формы невербальных средств коммуникации (сигналов), которые являются значимыми для оратора, Вы знаете?

    19. Составные элементы техники речи.

    20. Охарактеризуйте основные качества профессионального речевого аппарата.

    21. Каким должен быть темп речи выступающего?

    22. Что общего и различного заключено в терминах ЯЗЫК - РЕЧЬ - СЛОВО?

    23. Охарактеризуйте каждый вид речевой деятельности.

    24. Чем устная речь отличается от письменной?

    25. Приведите примеры национальных особенностей речевого этикета.

    26. Понятие «культура речи» и его компоненты.

    27. В чём суть понятия «литературный язык»? Какие сферы человеческой деятельности он обслуживает?

    28. Какие нормы литературного языка Вы знаете и что понимается под выражением «варианты нормы»?

    29. Каковы основные причины нарушения акцентологических норм?

    30. В чем состоит лексическая культура говорящего /пишущего?

    31. В чем состоят ошибки, связанные с нарушением лексических норм?

    32. Какие ошибки в русской речи относятся к случаям нарушения морфологических норм?

    33. Как определить род несклоняемых существительных?

    34. В каких случаях нежелательно употреблять собирательные числительные (двое, трое и т.п.) в сочетании с существительными?

    35. Какие ошибки в русской речи относятся к случаям нарушения синтаксических норм?

    36. В каких грамматических условиях возможно употребление деепричастного оборота?

    37. Почему оратор должен безупречно владеть системой норм родного языка?

    38. Что такое «стиль речи»?

    39. Какие функциональные стили Вы знаете? В чём состоят языковые отличия между стилями?

    40. Почему художественный стиль занимает особое место и обычно не включается в перечень функциональных стилей?

    41. Какой принципиальной особенностью отличается публицистический стиль и текст публичного выступления?

    42. Какие фигуры речи Вы знаете?

    43. В чём отличие фигур речи от тропов?

    44. Охарактеризуйте 5-6 видов тропов и приведите примеры, иллюстрирующие эти тропы.

    45. В чем отличие повтора как средства выразительности от тавтологии?

    46. Языковые особенности разговорного стиля.

    47. В чём состоит специфика разговорной речи как средства коммуникации?

    48. Охарактеризуйте типы и жанры научных текстов.

    49. Какие жанры официально-деловых текстов Вы знаете?

    50. Каковы основные языковые особенности официально-деловых текстов?

    51. Правила оформления делового письма.

    52. Какие виды презентаций Вам известно?

    53. Сформулируйте основные правила делового разговора по телефону.

    54. Какова методика подготовки к деловым переговорам?

    55. Назовите отличительные черты делового общения, характерные для россиян.

    56. Что нужно знать оратору об аудитории?

    57. Критический анализ текста выступления.

    58. Какие природные дарования (способности) Вы считаете главными для хорошей речи и почему?

    59. Согласны ли Вы с классически выражением: «Поэтами рождаются – ораторами становятся»?

    60. Какие недостатки в речи наших современников кажутся Вам наиболее существенными? Каковы, по-вашему, причины такого положения?



^ 7.2. Задания для самостоятельной работы:

Для полноценного изучения и усвоения курса риторики учащимся в обязательном порядке предлагается выполнить на отметку во внеаудиторное время (в качестве домашних письменных работ) следующие три самостоятельные работы:

С А М О С Т О Я Т Е Л Ь Н А Я Р А Б О Т А № 1

по дисциплине «Риторика»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс риторика iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Контрольный экземпляр находится на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации

Учебно-методический комплекс риторика iconУчебно-методический комплекс специальность: 021100 «Юриспруденция»
Конституционное (государственное) право России. Учебно–методический комплекс/ Сост.: Гущин В. З. М., Мэпи. 2004. – с

Учебно-методический комплекс риторика iconУчебно-методический комплекс по теме: "Люби и знай родной свой край"
Учебно-методический комплекс предназначен для педагогов, работающих со старшими дошкольниками

Учебно-методический комплекс риторика iconУчебно-методический комплекс специальность: 021100 «юриспруденция»
Правовая информатика и информационные системы в юриспруденции: Учебно-методический комплекс/Сост.: Атаманюк В. М. – М.: Мэпи, 2004....

Учебно-методический комплекс риторика iconУчебно-методический комплекс составлен на основе: Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс риторика iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по творческим специальностям. Материалы составлены на основе...

Учебно-методический комплекс риторика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология»
Учебно-методический комплекс дисциплины преподавателя разработан : преподавателем Бассалыго О. В

Учебно-методический комплекс риторика iconУчебно-методический комплекс для специальности 080502 «Экономика...
Учебно-методический комплекс скорректирован в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Великий Новгород

Учебно-методический комплекс риторика iconУчебно-методический комплекс русский язык и культура речи
Учебно-методический комплекс подготовлен Дедяевым Ю. М., заведующим кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин,...

Учебно-методический комплекс риторика iconУчебно-методический комплекс теория этики направление 031400. 62 «Культурология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница