Литература по курсу 7 А. Основная литература 7




Скачать 239.17 Kb.
НазваниеЛитература по курсу 7 А. Основная литература 7
Дата публикации11.08.2013
Размер239.17 Kb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Психология > Литература
Частное образовательное учреждение

Высшего профессионального образованиЯ

«Восточно-Европейский Институт Психоанализа»
Утверждено

Ученым советом ВЕИП

«4» октября 2010 г.

Протокол №3

Председатель

Ректор ЧОУВПО «ВЕИП», профессор

______________________ Решетников М.М.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЕТСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
Специальность 030301 - Психология


Автор УМК – к.псих.н. Ломоносова Наталья Сергеевна

Санкт – Петербург

2010

СОДЕРЖАНИЕ:

^ 1.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 3

1.1 Цели и задачи курса 3

1.2 Содержание дисциплины 3

А. по видам учебных занятий 3

Б. По темам и разделам курса 4

В. По времени проведения курса 7

Г. Текст лекций 7

1.3 Учебно-методическое обеспечение дисциплины 7

1.3.1 Литература по курсу 7

А. Основная литература 7

Б. Дополнительная литература 8

1.3.2 Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п. 9

А. Видеозаписи: 9

Б. Компьютерные программы 10

В. Интернет-ресурсы 10

Г. Поисковая система 10

1.3.3 Активные методы обучения 11

1.3.4. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля 11

2.Методические указания преподавателю 11

3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы 11

3.1.Список вопросов для подготовки к зачету 12

4. Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля 13

ПРИЛОЖЕНИЯ 14

1.Планы семинарских и практических занятий 14

2. Глоссарий 16
^


1.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Цели и задачи курса



Курс интегрированной учебной дисциплины «Детская психодиагностика» органично связан с курсом «Психодиагностика», «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология» и др. Курс основан на понимании значимости роли психодиагностики в структуре профессиональной деятельности практического психолога.

Рассмотрение методического аспекта ориентирует практических психологов на необходимость анализа используемых диагностических средств с точки зрения их содержательной и возрастной валидности, надежности и стандартизированности, на изучение правил и особенностей организации и проведения психодиагностического обследования, критериев выбора психодиагностических средств.

Цели курса: ознакомление студентов с теоретической базой и практикой психодиагностики развития детей.

Задачи:

  • углубление знаний студентов в области психодиагностики во взаимосвязи с задачами обеспечения практической психологической работы с детьми,

  • формирование навыков психологического и педагогического изучения развития детей;

  • формирование умения составления психодиагностического комплекса для детей различных возрастов

.
^

1.2 Содержание дисциплины

А. по видам учебных занятий





Номер

тема

Аудиторные занятия

Сам.работа

Всего

1

Введение в детскую психодиагностику

6


6

12

2

История детской психодиагностики

6

6

12

3

Психодиагностика младенчества

6

6

12

4

Психодиагностика детей раннего возраста

6

8

14

5

Психодиагностика детей дошкольного возраста

8

8

16

6

Диагностика готовности к школе

6


8

14

7

Психодиагностика младших школьников

8

8

16

8

Психодиагностика подростков

8

8

16

9

Психодиагностика старших школьников

6

6

12




Контроль самостоятельной работы

4




4




итого

64

64

128

^

Б. По темам и разделам курса



Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ДЕТСКУЮ ПСИХОДИАГНОСТИКУ
Предмет, задачи детской психодиагностики. Взаимосвязь с психологией развития и общей теорией психодиагностики. Задачи психодиагностики на разных возрастных этапах (младенцы и дети раннего возраста, младшие дошкольники, старшие дошкольники, младшие школьники, подростки, старшие школьники).
^ Тема 2. ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Возрастная психология Древней Греции. Подход к психическому развитию детей в период эллинизма. Психологические аспекты обучения и воспитания детей в период средневековья. Вопросы психологического развития детей в эпоху Возрождения. Исследования психологического развития детей в Новое время. Выделение детской психологии в самостоятельную область психологической науки. Стенли Холл и его концепция педологии. Основные теории детского развития первой трети XX в.

Становление отечественной детской психологии. Формирование и развитие советской детской психологии. Развитие отечественной детской психологии в 50–60-е годы.
^ Тема 3. ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Пренатальное развитие. Психологический аспект рождения. Новорожденность.

Общепсихологическая характеристика младенчества. Границы возраста. Социальная ситуация развития. Комплекс оживления и его значение. Развитие сенсорики и моторики в младенчестве. Основное психическое новообразование в младенчестве. Развитие форм общения младенца. Госпитализм. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте. Особенности эмоциональной сферы младенца.

Кризис первого года жизни.

Оценочные шкалы развития как основной метод диагностики развития младенцев. Наблюдение за ребенком и последующее сопоставление полученных данных с возрастными нормами развития. Таблицы развития Гезелла (1947). Шкала развития младенцев Бейли Шкала развития Д. Лешли.
^ Тема 4. ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Социальная ситуация развития и основные новообразования раннего детства. Формирование предметной деятельности. Развитие речи и активного говорения. Развитие восприятия, памяти, мышления, воображения. Развитие навыков общения с детьми и взрослыми. Формирование элементов нравственного поведения. Эмоциональная жизнь ребенка.

Кризис 3 лет

Ж.Пиаже: экспериментальные методики для оценки свойств детского мышления. Шкала интеллекта ребенка Р. Кеттелл (от 2 до 30 месяцев). Система оценки возрастного развития детей раннего возраста группы специалистов по раннему детству (С. Провинс, Дж. Эриксон, С. Уотер и др.).
^ Тема 5. ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Социальная ситуация развития на протяжении дошкольного возраста. Игра и другие виды деятельности дошкольников. Общение со взрослыми и сверстниками. Развитие восприятия и мышления ребенка. Развитие памяти, воображения, внимания. Опосредованное поведение. Психосексуальная идентификация. Развитие личности дошкольника.

Исследование познавательной сферы дошкольника (зрительная память, произвольное запоминание, опосредованное запоминание, наглядно-действенное мышление, зрительно-пространственная ориентировка, логическое мышление). Исследование развития речи (беседа, пересказ любимой сказки, сочинение сказки по картинке, сочинение – рассказ по последовательным картинкам, свободное сочинение сказки).

Исследование эмоционально-нравственной сферы дошкольника (диагностика страхов, тревожности, диагностика типов восприятия детьми эмоциональных состояний человека, диагностика когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов нравственного сознания).

Изучение детско-родительских отношений – САТ (детский вариант ТАТ), проективная методика «семья животных».
^ Тема 6. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
Кризис 6-7 лет: причины появления, симптоматика, особенности протекания, структура кризиса, новообразования. Психологическое значение кризиса 6-7 лет.

Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе. Структура психологической готовности к обучению.

Сформированность предпосылок к учебной деятельности. Произвольность (А. Н. Леонтьев). Внутренняя позиция школьника (Л. И. Божович). Зрелость мотивационно-смысловой сферы психики (Д. Б. Эльконин). Способность к дифференциации и уровень развития речи (Х. Бройер). Обучаемость (М. Н. Костикова). Общение (Е. Е. Кравцова). Комплекс учебно-важных качеств (В. Д. Шадриков, Н. В. Нижегородцева). Мотивация (Н. И. Гуткина).
^ Тема 7. ПСИХОДИАГНОСТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Становление учебной мотивации и формирование учебной деятельности как ведущей. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем школьном возрасте. Развитие личности младшего школьника. Формирование мотивационно-потребностной сферы. Начальные формы рефлексии. Формирование самооценки. Особенности формирования нравственности у младших школьников. Социальная жизнь в младшем школьном возрасте: общение с учителями и сверстниками.

Исследование самооценки и уровня притязаний младшего школьника. Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей школьника.

Использование графических методов для исследования аффективной сферы. Исследование эмоционально-нравственного развития (диагностика школьной тревожности, когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов нравственного сознания).

Диагностика детско-родительских отношений – методика Р.Жиля, рисунок семьи, методика И.М.Марковской «Взаимодействие взрослый-ребенок (ВВР)».
^ Тема 8. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОДРОСТКОВ
Общепсихологическая характеристика отрочества. Исследования подросткового периода в психологии. Диалектика «детского» и «взрослого» в отрочестве. Границы возраста. Подростковый кризис. Ведущая деятельность в подростковом возрасте. Общение со взрослыми и ровесниками. Развитие познавательной сферы. Формирование элементов теоретического мышления и системы интеллектуальных интересов. Особенности личности подростка. Становление самосознания. Психосексуальное развитие. Становление Я-идентичности.

Исследование познавательной сферы. Исследование эмоциональной сферы личности подростков (тревожности, агрессивности, депрессии, социальной фрустрированности, адаптированности и эмоциональной устойчивости). Диагностика акцентуаций характера Личко.

Изучение детско-родительских отношений – методики ADOR, ДРОП.
^ Тема 9. ПСИХОДИАГНОСТИКА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Юность в контексте жизненного пути личности. Границы возраста. Развитие интеллектуальной сферы. Эмоциональное развитие. Особенности развития личности. Формирование устойчивого самосознания и образа «Я». Осознание себя во времени. Социальная активность в юношеском возрасте. Юношеский мир и мир взрослых. Любовь, чувство принадлежности, поиски интимности. Профориентация.

Исследование мотивационной сферы. Диагностика акцентуаций характера (по Эйдемиллеру). Исследование эмоциональной сферы (нервно-психического напряжения, астении, субдепрессии, тревожности).

Профориентационные методики – Е. А. Климов, Д. Голланд, Голомшток.

«Опросник родительского отношения» А.Я.Варги, В.В.Столина, «Анализ Семейных Взаимоотношений» (АСВ), Э.Г. Эйдемиллера, опросник «Измерение родительских установок и реакций (PARY), П. Шефера.

^

В. По времени проведения курса



Курс «Детская психодиагностика» читается студентам 4 курса в течение осеннего семестра.

Г. Текст лекций



Текст лекций представлен в приложении.

1.3 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

^

1.3.1 Литература по курсу

А. Основная литература





  1. Детская практическая психология – под ред. Марцинковская Т. Д. - М. «Гардарики», 2004.

  2. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М. Академия, 2006.

  3. Смирнова Е. О. Детская психология. Изд. «Интер», 2009.



^

Б. Дополнительная литература





  1. Архипова И.А. Лучшие тесты самодиагностики личности старшеклассников и студентов – СПб, «Наука и техника», 2009.

  2. Белобрыкина О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте – СПб, «Речь», 2006.

  3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб, 2005.

  4. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет – М., «Мозаика-Синтез», 2009.

  5. Давидо Р. Откройте внутренний мир ребенка по его рисункам – Минск, «Попурри», 2008.

  6. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. – СПб.: «Речь», 2002. – 176 с.

  7. Ермолаева М. В., Ерофеева И. Г. «Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника» - РАО, 2006.

  8. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка» - СПб, «Речь», 2010.

  9. Ильина М. Н. «Психологическая оценка интеллекта у детей» СПб, «Питер», 2006.

  10. Истратова О. Н. «Психологическое тестирование детей от 0 до 10 лет» - М., «Феникс», 2008.

  11. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5 – 9 лет / С. В. Коваленко. – М.: Эксмо, 2004. – 240 с.

  12. Круглова Н. Ф. «Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника» - М., МПСИ, 2004.

  13. Павлова Т.Л. «Диагностика мышления младшего школьника» - М, «ТЦ Сфера», 2006.

  14. Пашнев Б. П. Психодиагностика: практикум школьного психолога – М., «Феникс», 2010.

  15. Плотников С. Г. «Диагностика профессиональных склонностей, тревожности и направленности подростков» - М., НИПКиПРО, 2006.

  16. Подольский А. И. Диагностика подростковой депрессивности / А. И. Подольский, О. А. Идобаева, П. Хейманс. – СПб.: Питер, 2004. – 202 с. (Серия «Учебное пособие»).

  17. Потапчук А. А. Диагностика развития ребенка – СПб, «Речь, 2007.

  18. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы) / Н. С. Пряжников. – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. (Серия «Педагогика. Психология. Управление.»).

  19. Психологическая диагностика учебник для вузов/ под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. СПб, 2005.

  20. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты – М., «АСТ», 2007.

  21. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М.: «Владос», 1996. – 529 с.

  22. Ромицына Е. Е. «Методика «Многомерное оценивание детской тревожности» - СПб, «Речь», 2006.

  23. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / М. Ю. Савченко под научн. редакцией Л. Ф. Обуховой. – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. (Серия «Педагогика. Психология. Управление.»).

  24. Семаго Н. Я., Семаго М. М. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка: дошкольный и младший школьный возраст» - М., «Айрис-Пресс», 2007.

  25. Сильвер Р. «Рисуночные тесты. Как узнать самое важное о вашем ребенке» - М., «Прайм-Еврознак», 2009.

  26. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В. «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет»: Методическое пособие для практических психологов Изд. 2-е, испр., доп – М., «Детство-Пресс», 2005.

  27. Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Резенкова Ю. А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» -М., «Просвещение», 2007.

  28. Ускова Г. А. «Психолого-педагогическая диагностика младших школьников» - М., «Академический проект», 2004.

  29. Филиппова Ю. В. Детская психодиагностика – Ярославль, Институт «Открытое общество», 2003.

  30. Хозиева М. В. Практикум по возрастно - психологическому консультированию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.В. Хозиева. – М.: «Академия», 2002. – 320 с.

  31. Шевердина Н. А. Тестирование будущих первоклашек / Н. А. Шевердина, Л. Л. Сушинскас / Серия «Психологический практикум». – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2004 – 288 с.



^

1.3.2 Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.




А. Видеозаписи:





  1. Конформизм у детей

http://www.youtube.com/watch?v=ZDymnf9t0Cc&feature=related


  1. Ориентация на эгоизм-коллективизм

http://www.youtube.com/watch?v=LPt8FOwBAOg&feature=related

  1. Игрушки для детей от 0 до 1 года

http://www.youtube.com/watch?v=smQ4ZY2qleM


  1. Занятия по методике Монтессори в центре раннего развития для детей 2-3 лет

http://www.youtube.com/watch?v=J9xth8rl7rg&feature=related


  1. Особенности развития детей от 1 до 3 лет

http://www.youtube.com/watch?v=jwcnywS3HZ4&feature=related


  1. Развитие моторики у детей 3-5 лет

http://www.youtube.com/watch?v=RUDbyGBa5os


  1. психология детской игры (лекция)

http://www.youtube.com/watch?v=Q-kJjvwRAhk


  1. учебная деятельность младших школьников

http://www.youtube.com/watch?v=OZqxbbZ-J1s


  1. подростковый кризис (лекция)

http://www.youtube.com/watch?v=QMqgUBLExw4&feature=channel

^

Б. Компьютерные программы





  1. Экспертная система «Лонгитюд»

  2. ЭДК (экспериментально-диагностический комплекс).



В. Интернет-ресурсы





  1. Эффектон - информация о психодиагностических методиках (описание методик исследования внимания, мышления, речи и т.д.)

http://www.effecton.ru/index.html


  1. YugZone – информация о методиках исследования и развития памяти

http://www.yugzone.ru/memory_software.htm


  1. «Все о психоанализе» информационный портал – он-лайн тестирование (16 PF, Тест Леонгарда-Шмишека и др.)

http://www.psychoanalyse.ru/test/test_online.html

^

Г. Поисковая система



Компендиум психодиагностических методик России

1.3.3 Активные методы обучения



К активным методам обучения можно отнести семинарские и практические занятия по данному курсу. В приложениях приводятся планы семинарских и практических занятий (см. приложение).

^

1.3.4. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля



Для проведения занятий по курсу необходимо оснащение кабинета компьютером для ознакомления с компьютерной программой «Лонгитюд», ЭДК, доступом в интернет, а также множительная техника, позволяющая обеспечить студентов раздаточным иллюстративным материалом.

  1. ^

    Методические указания преподавателю



Преподавание курса «Детская психодиагностика» предполагает использование таких организационных форм обучения как лекции, семинары и практические занятия. Обучение - групповое.

Следует учитывать, что курс носит практико-ориентированную направленность. В связи с этим особенно важно формировать у студентов навыки проведения психодиагностического исследования.

При изучении данного курса необходимо учитывать, что он является интегративной дисциплиной, объединяя в себе 2 отрасли психологии возрастную психологию и психодиагностику. Поэтому каждое занятие целесообразно начинать с теоретической информации о возрастных особенностях того периода развития, который будет изучаться на данном занятии, затем – переходить к рассмотрению вопросов, связанных с психологической диагностикой детей данного возраста.

При ознакомлении студентов с психодиагностическими методиками следует помнить, что не все из них могут быть проведены и проанализированы непосредственно студентами на занятии, т.к. уровень развития студентов значительно отличается от детей младших возрастных категорий. Поэтому рекомендуется использовать для анализа бланки методик, заполненные детьми.

  1. ^

    Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы



Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Детская психодиагностика» имеет важное значение для эффективного усвоения изучаемого материала. Часть времени, отведенного в учебном плане на самостоятельную работу студентов, посвящается знакомству с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах института и города. Вниманию студентов предлагается список основной и дополнительной литературы. Рекомендуется систематическое знакомство со статьями в периодической печати, журналах «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология образования», «Психологическая газета», использование Internet.

Для подготовки к семинарским занятиям предлагается ряд вопросов. Подготовка к семинарским занятиям осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы с указанием страниц для составления докладов, схем ответов. Для успешной сдачи зачета и экзамена необходимо изучить теоретическую часть, овладеть практическими навыками психодиагностического исследования с учетом возрастных особенностей детей и уметь продемонстрировать полученные навыки.

^

3.1.Список вопросов для подготовки к зачету





  1. Предмет и объект детской психодиагностики.

  2. Задачи психодиагностики на разных возрастных этапах развития ребенка

  3. Методы детской психодиагностики.

  4. История развития детской психодиагностики за рубежом.

  5. История развития детской психодиагностики в России.

  6. Использование графических методов в детской психодиагностике

  7. Возможности и ограничения применения вербальных методов в детской психодиагностике.

  8. Использование метода эксперимента в детской психодиагностике.

  9. Использование метода наблюдения в детской психодиагностике.

  10. Психологическая диагностика детей на этапе новорожденности.

  11. Психологическая диагностика детей на этапе младенчества.

  12. Психологическая диагностика детей на этапе раннего детства.

  13. Психологическая диагностика детей на этапе младшего дошкольного возраста.

  14. Психологическая диагностика детей на этапе старшего дошкольного возраста.

  15. Психологическая диагностика готовности к школьному обучению.

  16. Психологическая диагностика детей младшего школьного возраста.

  17. Психологическая диагностика младших подростков.

  18. Психологическая диагностика старших подростков.

  19. Исследование детского коллектива.

  20. Исследование детско-родительских отношений


^

4. Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля




4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:


В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:

знать:

  • - основные этапы развития человека на этапе детства;

  • - историю становления детской психодиагностики;

  • - основные методы детской психодиагностики; ·

  • - принципы организации экспериментального исследования детей;

уметь:

  • планировать и проводить экспериментальное психологическое исследование детей разного возраста,

  • обрабатывать результаты, полученные в ходе исследования;

  • интерпретировать полученные данные, делать выводы на основании результатов

  • представлять результаты эмпирического исследования в различных формах (вербальная, табличная, графическая)

владеть навыками:

  • организации и проведения эмпирического психологического исследования для детей разных возрастов,

  • статистической обработки эмпирических данных;

  • интерпретации полученных результатов;

  • составления отчета по результатам проведения психологического исследования


^

4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний



Формы промежуточного контроля знаний — обучающий контроль в виде написания письменных работ.

Формы итогового контроля знаний — зачет.
^

4.3. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций


Промежуточные аттестации проводится в форме составления отчета о выполнении практической работы (проведение, анализ результатов методик) по каждой изучаемой теме.

К итоговой аттестации студент должен выполнить теоретические самостоятельные работы, и предоставить отчеты по всем психодиагностическим методикам, рассматриваемым в курсе.

Итоговая аттестация (зачет) проводится в виде письменных ответов на тестовые вопросы по всему курсу (список тестовых вопросов приведен ранее).

^

ПРИЛОЖЕНИЯ




  1. Планы семинарских и практических занятий



Семинарское занятие по теме «История детской психодиагностики»

Тема семинара «Подход к проблеме психического развития детей в основных психологических школах»

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Исследования психического развития детей в гештальтпсихологии

  2. Исследования познавательного развития в русле генетической психологии.

  3. Подход к психическому развитию как к научению в школе бихевиоризма.

  4. Психоаналитическая концепция детского развития.

  5. Подход к психическому развитию в гуманистической психологии.


Практическое занятие по теме «Психодиагностика детей младенческого возраста»

План работы:

  1. Психологическая характеристика младенчества.

  2. Анализ результатов применения методик: Таблицы развития Гезелла. Шкала развития мледенцев Бейли. Шкала развития Д. Лешли.


Практическое занятие по теме «Психодиагностика детей раннего возраста»

План работы:

  1. Психологическая характеристика раннего детства.

  2. Анализ результатов применения методик: Ж.Пиаже: экспериментальные методики для оценки свойств детского мышления. Шкала интеллекта ребенка Р. Кеттелл (от 2 до 30 месяцев).


Практическое занятие по теме «Психодиагностика детей дошкольного возраста»

План работы:

  1. Психологическая характеристика дошкольного возраста.

  2. Анализ результатов применения методик: Ж.Пиаже: экспериментальные методики для оценки свойств детского мышления. Шкала интеллекта ребенка Р. Кеттелл (от 2 до 30 месяцев).


Практическое занятие по теме «Психодиагностика готовности к школе»

План работы:

  1. Понятие «психологическая готовность к школьному обучению».

  2. Анализ результатов применения различных методик, направленных на определение готовности к школьному обучению.


Практическое занятие по теме «Психодиагностика младших школьников»

План работы:

  1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

  2. Анализ результатов применения различных методик, направленных на изучение личности и познавательной сферы детей младшего школьного возраста.


Практическое занятие по теме «Психодиагностика подростков»

План работы:

  1. Психологическая характеристика подросткового возраста.

  2. Анализ результатов применения различных методик, направленных на изучение личности и познавательной сферы подростков. Акцентуации характера.


Практическое занятие по теме «Психодиагностика подростков»

План работы:

  1. Психологическая характеристика подросткового возраста.

  2. Анализ результатов применения различных методик, направленных на изучение личности и познавательной сферы подростков. Акцентуации характера.


Практическое занятие по теме «Профориентационные методики»

План работы:

  1. Психологическая характеристика старших школьников.

  2. Анализ результатов применения различных методик, направленных на определение профессиональных интересов школьников (Голланд, Климов, Голомшток).



2. Глоссарий



^ Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера, проявляемая в избирательной уязвимости человека по отношению к определенным ситуациям и стимулам.

^ Батареи специальных способностей – группы тестов, измеряющих относительно независимые особенности индивидов, в совокупности способствующие успешному осуществлению определенной деятельности.

Беседа – метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.

Валидность – комплексная характеристика, включающая сведения о пригодности методики для измерения того, для чего она создана, и информацию о том, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

^ Вербально-коммуникативные методы – группа способов получения психологической информации на основе речевого (устного или письменного) общения.

Выборка – множество испытуемых, выбранных для участия в исследовании с помощью определенной процедуры (чаще – рандомизации) из генеральной совокупности.

^ Генеральная совокупность – множество объектов, эквивалентных по конечному множеству свойств.

Диагноз психологический – результат диагностического обследования, психологическое заключение, направленное на описание и интерпретацию индивидуально-психологических особенностей человека.

^ Диагностика межличностных отношений – диагностика, направленная на выявление стихийно складывающихся неформальных отношений внутри группы.

Достижения мотивация – одна из разновидностей мотивации, связанная с потребностью индивида добиваться успехов в деятельности и избегать неудач.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, проявляющихся в различных сферах практической и теоретической деятельности.

Интроспекция – метод исследования и познания человеком своих мыслей, образов, чувств, переживаний и других аспектов собственной активности.

Конфиденциальность – одна из этических норм работы психодиагноста, обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого.

Метод наблюдения – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования.

Креативность – особый вид способностей, проявляемых в успешной творческой деятельности.

Наблюдение – целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие.

Надежность – точность психодиагностических измерений, а также стабильность и устойчивость их результатов по отношению к действию различных посторонних факторов.

Опрос – специальный способ целенаправленного получения первичной информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые вопросы.

Опросник – стандартизированная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов.

^ Проективная техника – группа методик, предназначенных для диагностики личности. Существенным признаком для таких методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д.

^ Психологическая диагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а так же об использовании этих методов в практических целях.

^ Психологическая готовность к школьному обучению – комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

Социометрия – метод изучения структуры группы путем взаимных оценок, которые дают члены группы друг другу по разнообразным критериям.

^ Тест психологический – стандартизированная система вопросов или заданий, позволяющая обнаружить и измерить уровень развития различных психологических характеристик человека.

^ Тестирование психологическое – метод измерения и оценки психологических характеристик с помощью специальных методик, именуемых тестами.

Тесты достижений – тесты, направленные на оценку усвоения испытуемым конкретных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате определенного курса обучения или тренировки.

Тесты интеллекта – особый класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач.

Тесты креативности – тесты, направленные на выявление некоторых факторов творческих достижений, относящиеся к таким параметрам мышления как гибкость, беглость, оригинальность, изобретательность.

Тесты способностей – тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях: математике, технике, литературе, в разнообразных видах художественной деятельности.

^ Тесты профессиональных способностей – тесты, выявляющие индивидуально-психологические особенности, способствующие успешному выполнению определенных видов деятельности.

Черта личности (диспозиция) – внутренняя, относительно устойчивая предрасположенность индивида к определенному поведению в определенном классе ситуаций, складывающаяся в силу определенных потребностей, мотивов, интересов, склонностей, установок.

Эксперимент – эмпирический метод, при котором исследователь сам вызывает интересующие его явления и изменяет условия их протекания с целью установления причин возникновения этих явлений и закономерностей их развития.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература по курсу 7 А. Основная литература 7 iconЛитература к курсу "философия" основная литература
Введение в философию: Учебное пособие/под ред. И. Т. Фролова и др. М.: Республика, 2005

Литература по курсу 7 А. Основная литература 7 iconЛитература по курсу Основная
Борковский В. И., Кузнецов Я. С. Историческая грамматика русского языка. 2-е изд. М., 1965

Литература по курсу 7 А. Основная литература 7 iconРабочая программа Примак Людмилы Владимировны первая квалификационная...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Авторы: В. Я....

Литература по курсу 7 А. Основная литература 7 iconПояснительная записка рабочая программа по учебному курсу «Литература»
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов...

Литература по курсу 7 А. Основная литература 7 iconЛитература Основная
Минералова И. Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма. – М., 2003

Литература по курсу 7 А. Основная литература 7 iconЛитература Основная
Минералов Ю. И., Минералова И. Г. Русская литература ХХ века (первая треть). – М., 2004

Литература по курсу 7 А. Основная литература 7 iconТематическое планирование по курсу «Литература» Класс
«Литература» и программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией Ахметзянова М. Г. Базовый уровень....

Литература по курсу 7 А. Основная литература 7 iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература:...
Автор программы: Пожидаева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания...

Литература по курсу 7 А. Основная литература 7 iconЛитература Курдюмова Т. Ф. Литература 6 кл. Дрофа Курдюмова Т. Ф....
Неменская Л. А. Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство 1кл. Просвещение

Литература по курсу 7 А. Основная литература 7 iconЛитература: Основная литература
Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие /М. А. Гончаров. М.: Кнорус, 2010. – 480 с



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница