Программа формирования психологического здоровья младших школьников




Скачать 137.9 Kb.
НазваниеПрограмма формирования психологического здоровья младших школьников
Дата публикации16.06.2013
Размер137.9 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Психология > Программа



«Рассмотрено»
Руководитель МО

___________/__________./
Протокол №___ от «___»

__________20_____г.


«Согласовано»
Заместителем директора по УВР

МОУ «СОШ №___ »

______________/ _________.
___ от «__» 20_______г.


«Утверждено»
Руководитель МОУ «СОШ № _________»

_____________ / ____________./
Приказ № ___ от «__» 20____г.




Программа формирования психологического здоровья младших школьников



^ Педагога - психолога

_______________________________

( категория высшая)
для работы в «МОУ СОШ №_______»

на 20____ - 20____ учебный год
Автор:

Хухлаева О. В.
(модификация педагога-психолога МОУ «СОШ №____

________________.)

г.Саратов


Пояснительная записка
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач школьного психолога.

Обычные дети в младших классах школы вполне способны, если их только правильно обучать

и развивать, усваивать и более сложный материал, чем тот который дается по программе

обучения.

Цели данной программы: комплексное развитие детского интеллекта в нескольких различных направлениях:

- активное использование речи, как средства мышления;

- развитие наглядно-действенного, наглядно образного и словесно-логического мышления;

- развитие навыков общения, понимания чувств и эмоций окружающих людей, умения самовыражения.
Задачи:
- освоение навыков саморазвития личности детей, осознание ими своей индивидуальности;

- освоение умения активно общаться и передавать информацию;

- расширение сферы и содержания общения детей с окружающими людьми.
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, релаксацию, рефлексию по поводу данного занятия.

В ходе работы используются игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методики и сказко-терапия.

Занятия проводятся в течение учебного года, один раз в неделю по 40 минут в специально оборудованном кабинете психолога.




Разделы

/ цели

Темы занятий

Количество

часов

1 классы – 2010 – 2011 учебный год




1

Мои чувства

Цели:


- обучение умению распознать

свои чувства и чувства других

людей;

- ознакомление с эмоциями радости, страха, гнева;

- обучение пониманию и оценке чувств





  1. Знакомство. Введение в мир психологии.


2

  1. Радость. Что такое мимика?

1

  1. Радость. Как доставить радость

другому человеку.

1

  1. Жесты.

2

  1. Радость можно передать

прикосновением.

1

  1. Радость можно подарить взглядом.

1

  1. Страх.

1

  1. Страх и его относительность.

1

  1. Как справляться со страхом.

1

  1. Гнев, с какими чувствами он дружит.

1

  1. Может ли гнев принести пользу

1

  1. Разные чувства.

2

2

Чем отличаются люди друг от друга?

Цели:


- ознакомить детей с понятием «качества людей»;

- помочь исследовать свои качества, свои особенности;


13. Качества людей.


1

14. Люди отличаются своими

качествами

2

15. В каждом человеке есть свои темные и светлые качества.

1

3

Какой «Я»- какой «ты»?


Цели:

-научить детей видеть у себя различные положительные качества;

-учить находить положительные качества во всех людях;


16. Какой «Я»?


1

17. Какой «Ты»?

2

4

Трудности первоклассника


Цели:

- помочь детям справиться с проблемами

18. Трудности в школе и дома, на улице

1

19 .Школьные трудности.

2

20. Домашние трудности.

2

21. Итоговое занятие.

1


^ Всего часов:


28



2 классы – 2011 – 2012 учебный год


1

Я – фантазер


Цели: помочь детям осознать ценность умения фантазировать;

- развить креативные способности детей;

- развитие коммуникативных навыков


1. Я – второклассник.

2

2. Кого можно назвать фантазером?

1

3. Я умею фантазировать.

1

4. Мои сны.

1

5. Я умею сочинять.

1

6. Мои мечты.

2

7. Фантазии и ложь

2

2

Я и моя школа


Цели:

- помочь детям осознать особенности позиции ученика;

- предоставить возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя;

- помочь детям принять учителя таким какой он есть

8. Я и моя школа.

2

9. Что такое лень?

1

10. Я и мой учитель.

2

11. Как справиться с «немогучками»?

1

12. Мое настроение в школе.



1


3

Я и мои родители


Цели:

- помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями;

- обучить детей способам разрешения конфликтов в семье

  1. Я и мои родители.

2

  1. Я умею просить прощение.

1

  1. Почему родители наказывают детей?

1


4

Я и мои друзья


Цели:

- помочь детям осознать качества настоящего друга;

- подвести к осознанию собственного умения дружить

  1. Настоящий друг.

1

  1. Умею ли я дружить?

1

  1. Трудности в отношениях с друзьями.

2

  1. Ссора и драка.

1

5

Что такое сотрудничество?


Цели:

- развитие у детей коммуникативных навыков




  1. Что такое сотрудничество?

1

  1. Я умею понимать других.

1

  1. Я умею договариваться с людьми.

2

  1. Мы умеем действовать сообща

1

  1. Что такое коллективная работа?

2

  1. Итговое



1


^ Всего часов:


34

3 классы – 2012 – 2013 учебный год









1

Кто «Я»? Мои силы, мои возможности


Цели:

- помочь детям усвоить понятие «способности»;

- исследовать свои способности и возможности;

- помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость


  1. Мое лето.

2

  1. Кто «Я»?

1

  1. Какой «Я»? Большой или

маленький?

1

  1. Мои способности.

2

  1. Мой выбор, мой путь.

1

  1. Мой внутренний мир.

1

  1. Уникальность твоего и

уникальность моего внутреннего мира.

1

  1. Кого я могу впустить в свой

внутренний мир.

1

  1. Что значит верить?

2


2

Я расту, я изменяюсь


- помочь ребенку осознать возрастные изменения




  1. Мое детство.

2

  1. Я изменяюсь

1


3

Мое будущее


- осознание себя в будущем

- осознание ценности своего здоровья


12. Мое будущее

2

13. Моя будущая профессия

2

14. Хочу вырасти здоровым человеком!

2


4

Хочу вырасти интеллигентным человеком.


-Что для этого нужно?


15. Кто такой интеллигентный человек

1

16. Хочу вырасти интеллигентным человеком.

1

17. Что такое идеальное «Я».?

1

5

Хочу вырасти свободным человеком.


Что для этого нужно?

- подвести к осознанию своих прав и обязанностей

- обучить детей способам разрешения конфликтных ситуаций

- развитие коммуникативных навыков


18. Кто такой свободный человек?

1

19. Права и обязанности школьника.

1

20. Что такое «право на уважение»?

1

21. Права и обязанности.

2

22. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

2

23.Как разрешить конфликт мирным путем.

2

24. Итоговое

1

^ Всего часов:

34

4 классы – 2013 – 2014 учебный год









1


Создание атмосферы психологической безопасности, сплоченности группы.

  1. Знакомство

1


2

Внимание.


Тренировка произвольного внимания, продолжение работы над сплоченностью группы

  1. Практическая работа

1

  1. Методы исследования

2

  1. Приемы развития

2


3

Память.


тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти.

  1. Практическая работа

1

  1. Методы исследования

2

  1. Приемы развития

2


4

Дивергентное мышление


тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы.

  1. Практическая работа

1

  1. Методы исследования

1

  1. Приемы развития

2

5

Воображение.


тренировка воображения и способности фантазировать.

  1. Практическая работа

1

  1. Методы исследования

1

  1. Приемы развития

2

6

Конвергентное мышление

тренировка способности мыслить логически, приучение к стандартным мыслительным операциям


  1. Практическая работа

1

  1. Методы исследования

1

  1. Приемы развития

3

7

Коммуникативные навыки

- тренировка способности к совместной деятельности, сотрудничеству.

  1. Практическая работа

1

  1. Методы исследования

2

  1. Приемы развития

2




Дивергентное мышление

- тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы.

  1. Практическая работа

1

  1. Методы исследования

1

  1. Приемы развития

2




- закрепление положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности к взаимодействию в группе сверстников.
  1. Итоговое





1

^ Всего часов:

34


Инструментарий: альбомы для рисования, цветные карандаши ( фломастеры), листы ватмана, наборы карточек, мягкие игрушки, музыкальное сопровождение

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, аудио-видео проигрователи.

Литература:
1.Аверин А.В. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1998

2.Азарова Т.В., Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе.- М.: Издательство Генезис,2001.

3.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Питер ,2002

4.Кулагина В.Н., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., Творческий центр,2004.

5. Шнайдер Л.Б. Семейная психология. М., Академический проект,2005

6.Полухина О. Сказкотерапия: теория и практика.// Педагогика и психология.2002,№ 2

7. Хмельницкая О., Откуда берется школьная //Школьный психоло,№20,2005

8. А.Ф.Ануфриев., С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.: Издательство «Ось-89». 1999.

9. М.Н.ильина, Л.Г.Парамонова,Н.Я.головнева. Тесты для детей. Сбоник развивающих упражнений – СПб.: «Дельта»., 1997г..

10. Е.И.Рогов. Психология познания.-М.:Гуманист изд.центр Владос,2001

Диагностический инструментарий:
Корректурная проба –оценка продуктивности интеллектуальной деятельности и волевой готовности

Тест Кеэса. – исследование умственной работоспособности, сформированнности внутреннего плана действий

Карта наблюдения Стотта –выявление причин дезадаптации учащихся

Адаптация Александрова – карта наблюдений за комплексной адаптацией

Несуществующее животное – исследованиеактуального психического состояния и самооценки

Н.Г.Лусканова. анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся.

Э.Ф.Замбицявичине. Исследование словесно-логического мышления.

Методика рене жоля, детский вариант характерологическго опросника Г.Айзенка

Методика «Кинестетический рисунок семьи»

Люшер. Внутреннее стрессовое состояние



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа формирования психологического здоровья младших школьников iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Ием фгос − комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...

Программа формирования психологического здоровья младших школьников iconПрограмма по обучению грамоте
Умк «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...

Программа формирования психологического здоровья младших школьников iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Программа психологического сопровождения младших школьников с низким уровнем учебной мотивации

Программа формирования психологического здоровья младших школьников iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс «Начальная школа 21 века»
Л. А. Ефросинина М.: Вентана- граф, 2010. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...

Программа формирования психологического здоровья младших школьников icon-
Т. И. Баклановой (умк «Планета знаний») с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...

Программа формирования психологического здоровья младших школьников iconПояснительная записка «Развитие речи младших школьников». 3 класс...
Рабочая программа «Развитие речи младших школьников» для 3 класса на 2013- 29914 учебный год составлена на основе основной образовательной...

Программа формирования психологического здоровья младших школьников iconПрограмма самообразования учителя. «Создание условий для формирования...
...

Программа формирования психологического здоровья младших школьников iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс на 2011-2012 учебный год
Умк «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...

Программа формирования психологического здоровья младших школьников iconПрограмма социального тренинга для младших школьников «сотрудничество»
Ведущей деятельностью младших школьников является игра, поэтому программа состоит на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение...

Программа формирования психологического здоровья младших школьников iconСоликамска Наталья Николаевна Кузьминых Творческие проекты как средство...
Творческие проекты как средство формирования познавательной активности младших школьников



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница