Рабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев




Скачать 255.34 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев
Дата публикации27.07.2013
Размер255.34 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Психология > Рабочая программа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Психолого-педагогический факультет

Кафедра «Коррекционной педагогики»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

__________________Г.А.Папуткова

«___»_____________20___г.

рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.Б.2.9 Дефектология


Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психология и педагогика начального образования
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, 4 года

Н. Новгород

2012

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование, утвержденного «22» марта2010г., номер государственной регистрации 17037.

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование, профилю подготовки «Психология и педагогика начального образования», утвержденного «__» _____________г.

  3. Примерных программ психолого-педагогических дисциплин в образовательной области «Психолого-педагогическое образование» (УГС 050000).


Рабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол № 3 от «19»_ноября 2012 г.


Разработчик: к.психол.н. В.А. Кудрявцев

СОГЛАСОВАНО

Зав.кафедрой

«Коррекционная педагогика»

_________________/С.Н. Каштановой/

«____»_______________201__г.


СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/_______________/

«____»_______________201__г.

  1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель ООП бакалавриата по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование по профилю «Психология и педагогика начального образования»: формирование у студентов комплекса общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, обеспечивающих высокое качество профессиональной готовности к решению профессиональных задач; воспитание гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств.

1.2. Задачи дисциплины

  1. Ознакомление студентов с основами теории дефектологии (специальной педагогики и психологии), ее понятийным аппаратом, научными основаниями, методологией.

  2. Формирование у студентов представления о безусловной ценности каждой личности, признания ее права на развитие и реализацию своих потенциальных возможностей, права на достойное место в социальном сообществе.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Дефектология» относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла.

Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: общая и экспериментальная психология, психология развития.

Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла: «специальная психология», «клиническая психология детей и подростков», «психолого-педагогическая диагностика» а также для последующего прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОПК-1 - способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;

ПКСПП-1 - способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;

ПКСПП-3 - способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа.

^ В результате изучения дисциплины студент должен:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

историю становления и развития дефектологии в России и других странах;

- принципы, средства, методы специальной педагогики и психологии;

- основные категории детей с нарушениями психического развития и

отклонениями в поведении;

- причины возникновения врожденных и приобретенных аномалий;

- основные категории дефектологии (дефект, коррекция, компенсация,

адаптация, реабилитация и др.)

Уметь:

определять соотношение первичного дефекта и вторичного нарушения;

- определять основные формы и методы коррекционно-педагогического воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья;

- выявлять особенности деятельности и затруднения в учебной деятельности школьников, намечать пути их преодоления;

- применять методы психолого-педагогического исследования, проводить эксперимент по выявленной проблеме;

- изучать интересы, склонности, способности школьников, их положительные качества и недостатки;

- проводить диагностику развития детей с учетом их недостатков и прогнозировать результаты коррекционно-педагогического воздействия;

- составлять психолого-педагогическую характеристику учащихся и готовить

материалы для ПМПК.

Владеть:

устанавливать контакт с учащимися, объяснять, доказывать, убеждать,

разрешать конфликты в образовательном процессе;

- применять методы психолого-педагогического исследования;

- вести беседу с учителями и родителями школьников, вовлекать их в

коррекционную работу; - использовать современные информационно-коммуникативные технологии;

- работать с дополнительной литературой, проводить исследовательскую

Деятельность

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы – 72 часа

Форма отчетности – ФПА без оценки (6 семестр).

Вид учебной работы

^ Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр 6

Общая трудоемкость дисциплины

2

72

72

Аудиторные занятия

36

36

в т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах

10

10

Лекции

18

18

Практические занятия

18

18

Самостоятельная работа

36

36

Вид итогового контроля

ФПА без оценки


^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практи-ческие занятия

Самостоя-тельная работа

    1. Раздел 1. Теоретико методологические основы и общие вопросы дефектологии.

6

6

12

24

    1. Принципы, технологии и методы дефектологии.

1

1

2

4

    1. Основные категории специальной педагогики.

1

1

2

4

    1. Основные категории специальной психологии

1

1

2

4

    1. История становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми.

1

1

2

4

    1. Дизонтогенез.

1

1

2

4

    1. Этиология отклоняющего развития.

1

1

2

4

Раздел 2. Частные направления дефектологии

8

8

16

32

    1. Психолого-педагогическое сопровождение при УО

2

2

2

6

    1. Психолого-педагогическое сопровождение при ЗПР

2

2

2

6

    1. Психолого-педагогическое сопровождение при патологии слуха

1

1

3

5

    1. Психолого-педагогическое сопровождение при патологии зрения

1

1

3

5

    1. Психолого-педагогическое сопровождение при патологии речи

1

1

3

5

    1. Психолого-педагогическое сопровождение при патологии ОДА

1

1

3

5

Раздел 3 Частная психопатология

4

4

8

16







    1. Социальная интеграция лиц с ОВЗ

2

2

4

8

    1. Перспективы развития специальной психологии и коррекционной педагогики.

2

2

4

8

    1. Итого:

18

18

36

72


^ 5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Теоретико методологические основы и общие вопросы дефектологии.

    1. Принципы, технологии и методы дефектологии.

Взаимосвязь дефектологии с другими отраслями научных знаний. Общая характеристика методов специальной психологии (методы исследования, методы профилактики, методы воздействия). Технологии и методы специальной педагогики (методы обучения, методы воспитания, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности). Теоретическое и практическое значение дефектологии. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины “Дефектология”.

    1. Основные категории специальной педагогики.

Понятийный аппарат: формирование, развитие, отклоняющееся развитие, коррекция, компенсация, реабилитация, коррекция развития, коррекция поведения, девиантное поведение, коррекционно-развивающее обучение, коррекционно-воспитательная работа, социально-педагогический патронаж, социально-педагогическая профилактика, дети с ограниченными возможностями, дети с особыми образовательными потребностями.

    1. Основные категории специальной психологии

Понятийный аппарат: норма, аномалия, отклонение, пограничные состояния, дизонтогенез, психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическая компенсация, психологическая реабилитация, психологическая адаптация, интеграция, социально-психологические условия, психическое развитие.

    1. История становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми.

Основные аспекты изучения проблемы отклонений в развитии и поведении: медико-клинический, психологический, педагогический, социологический. История развития дефектологии в западной Европе. Нетерпимое отношение к людям с психофизическими недостатками в эпоху античности и в период средневековья. Формирование гуманистических тенденций в философии и педагогике в эпоху Возрождения. Научные теории и пути их развития в дефектологии зарубежных стран. А.Я. Коменский, Ж-Ж. Руссо, Ф. Пинель, Ж-Э-Д. Эскироль, Э.Крепелин, Ж. Итар, И.Г. Песталоцци, М. Монтессори, Ч. Ломброзо, А. Бине, Т. Симон и др.). Становление российской дефектологической науки. Российские народные традиции гуманного отношения к убогим, нищим, юродивым. Политика государства в области социальной защиты детей с отклонениями в развитии. Научные теории отклоняющегося развития и поведения в трудах отечественных педагогов и психологов (Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, В.М. Бехтерев, Л..С. Выготский, П.П. Блонский, Г.П. Трошин, Н.Ф. Лазурский, М.С. Певзнер, Л.С. Славина и др.)

    1. Дизонтогенез.

Понятия “норма” и “аномалия” в психологическом и личностном развитии ребенка. Проблема “норма” – “аномалия” как междисциплинарная проблема. Статистическая норма. Функциональная или индивидуальная норма. Социальная норма. Групповая норма. Основные положения культурно – исторической теории о развитии психики ребенка. Л.С. Выготский об общности нормального и аномального развития детей. Критерии нормы. Анонимность. Признаки анонимности. Варианты психического дизоитогенеза. Условия нормального развития ребенка. Первичный дефект и вторичные нарушения.

Общие закономерности психического дизоитогенеза. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте. Возрастные и индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями. Психолого – педагогическая сущность коррекционно – педагогической деятельности организации и содержание работы ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия.

    1. Этиология отклоняющего развития.

Многофакторность отклоняющегося развития. Взаимное влияние патогенных факторов: биологических и психосоциальных. К биологическим относятся эндогенные (генетические) и экзогенные (средовые) факторы. Эндогенные причины: наследственные заболевания и хромосомные заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом. К экзогенным относятся: хронические заболевания родителей, инфекционные болезни, интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые, лекарственные и другие), различные травмы, конфликт по резус – фактору, несоблюдение санитарно – гигиенических норм, акушерско-гинекологические осложнения. Психосоциальные факторы: психическая депривация, нарушения привязанности и ситуации “сепарации”.

Виды психической депривации: сенсорная, материнская (эмоциональная), социальная. Типы привязанности: амбивалентный, замкнутый, устойчивый. Фазы “сепарации” – фаза “протеста”, фаза “отчаяния”, фаза отчуждения.

Классификация М.А. Власовой и М.С. Певзнер. Классификация В.В. Лебединского. Классификация О.А. Усановой. Классификация В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова.

Раздел 2. Частные направления дефектологии





    1. Психолого-педагогическое сопровождение при УО

Предмет, задачи олигофренопедагогики и олигофренопсихологии. Формы умственной отсталости: олигофрения и деменция.

Олигофрения (понятие, причины возникновения). Классификация умственной отсталости: качественная характеристика снижения интеллекта (Российская система) и количественная характеристика (международная система). Факторы, влияющие на развитие личности умственно отсталого ребенка: биологические и психосоциальные.

Особенности развития познавательной сферы умственно отсталых детей. Особенности эмоционально-волевой сферы. Клинико-психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной школы VIII типа.

Проблема обучения детей – олигофренов. Методы обучения в специальной школе. Социальная политика в отношении умственно отсталых лиц.

    1. Психолого-педагогическое сопровождение при ЗПР

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Особенности психики детей с ЗПР.

Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР. Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития в компенсирующих классах общеобразовательной школы. Отграничение понятий “умственная отсталость” и “задержка психического развития”. Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости и обучаемости ребенка. Проблемы и причины школьной неуспеваемости.

    1. Психолого-педагогическое сопровождение при патологии слуха

Предмет и задачи сурдопедагогики и сурдопсихологии. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей. Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей. Особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха. Дактильная и жестовая речь у слабослышащих детей.

Коррекционное обучение и воспитание детей с нарушением слуха в условиях специальной школы. Билингвистический подход в обучении глухих. Коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями слуха в массовой образовательной школе.

    1. Психолого-педагогическое сопровождение при патологии зрения

Предмет и задачи тифлопедагогики и тифлопсихологии. Виды нарушения зрения, их причины и последствия. Основные проблемы ранней диагностики сенсорных нарушений. Коррекция и компенсация нарушений зрения в условиях специальной (коррекционной) школы. Обучение слабовидящих детей в массовой образовательной школе. Проблема интеграции детей с особенностями сенсорного развития. Технические средства обучения детей с сенсорными нарушениями.

    1. Психолого-педагогическое сопровождение при патологии речи

Анатомо-физиологические механизмы речи. Предмет, задачи логопсихологии и логопедии. Причины речевых нарушений. Классификации речевых нарушений.

Нарушения речи у дошкольников. Общее недоразвитие речи. Нарушения речи у детей школьного возраста. Заикание. Особенности развития личности, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями. Психолого-педагогическая коррекция нарушений речи у школьников. Особенности логопедической работы при осложненных дефектах развития. Элементы психотерапии в работе логопеда. Клинико-психологическая и психолого-педагогическая классификация нарушений речи. Нарушения письменной речи: дисграфия и дислексия.

    1. Психолого-педагогическое сопровождение при патологии ОДА

Этиология и патогенез нарушений опорно-двигательного аппарата.

Врожденные и приобретенные нарушения опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич. Формы ДЦП. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП. Нарушения психики при ДЦП. Речевые нарушения при детском церебральном параличе. Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом.

^ Раздел 3. Современные проблемы дефектологии

    1. Социальная интеграция лиц с ОВЗ.

Сущность, условия и критерии социализации. Правовые основы социальной защиты инвалидов. Общество и люди с ограниченными возможностями.

Семья как институт социализации. Социально-психологическая реабилитация людей с ограниченными возможностями. Семья как фактор компенсации и декомпенсации ОВЗ.

Социальная и педагогическая интеграция. Этические основы специального психологического сопровождения. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями.

    1. Перспективы развития специальной психологии и коррекционной педагогики.

Междисциплинарные связи дефектологии (сурдопедагогика и сурдопсихология; тифлопедагогика и тифлопсихология; олигофренопедагогика и олигофренопсихология; логопедия и логопсихология и др.). Перспективы развития научного и прикладного аспекта современной дефектологии.
^ 5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

ОПК-1

+

+




ПКСПП-1



+

+

ПКСПП-3

+

+





^ 6. Образовательные технологии

На практических занятиях организуется практическая деятельность студентов, направленная на освоение ими общепрофессиональных умений аналитического и конструктивного характера.

Для этого используются активные методы обучения:

- работа с опорными конспектами;

- выполнение аналитических заданий (сопоставительный анализ технологий, определение их достоинств и недостатков);

- дискуссии;

- микропреподавание (проигрывание фрагментов занятий) с последующим его анализом;

- анализ конкретных ситуаций;

- моделирование различных аспектов профессиональной деятельности;

- защита творческих работ.

Предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельной работы во внеурочное время.

Темы занятий, проводимых в активных и интерактивных формах:

  1. Интерактивная беседа «О норме и «ненорме» по содержанию и форме»

  2. «Такие разные дети» (4)

  3. Семинар Перспективы развития дефектологии.

  4. Дефектология в лицах и судьбах


Всего: 10 часов
^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:

74 / К 689 Коррекционная педагогика: Учеб. пособие/ И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин и др.; Под ред. В. С. Кукушина. -3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: МарТ; Феникс, 2010. −352 с. — (Педагогическое образование). — Библиогр.: с. 343–347. — ISBN 5–241-00979–1.

74 / М 711 Мишина Г. А. Коррекционная и специальная педагогика: учеб. пособия для студентов: допущено М-вом образования и науки РФ/ Г. А. Мишина, Е. Н. Моргачева. — М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2007. −144 с. — (Профессиональное образование). — Библиогр. в конце гл. — ISBN 5-91-134-048–3.

88 / О-753 Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования: Допущено Мин. образования РФ/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, В. Г. Петрова и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. -5-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2008. −480 с. — (Среднее профессиональное образование). — Библиогр. в конце глав. — ISBN 5-76-95–4819-2.

^ 7.2. Дополнительная литература:

88 / К 787 Краузе М. П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. Учеб.-метод. объединением по спец. пед. образования: Пер. с нем./ М. П. Краузе; Предисл. Й. Фенглера. — М.: Академия, 2006. −200 с. — Библиогр.: с. 193–198. — ISBN 5-76-95–2655-6.

88 / П 692 Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов вузов: допущено М-вом образования РФ/ Под ред. И. В. Дубровиной. -4-е изд., перераб. и доп. — М.: Питер, 2007. — (Учеб. пособие). — Библиогр. в конце разд. — ISBN 5-94-723-870–9.

7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www.biblioclub.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

www.elibrary.ru

Научная электронная библиотека

www.ebiblioteka.ru

Универсальные базы данных изданий

^ Электронно-программные средства:

http://defectus.ru/ Дефектология для вас. Сайт предназначен для широкого круга пользователей – логопедов, дефектологов, учителей, администрации учреждений образования, родителей. Здесь можно найти нормативные документы; статьи по истории дефектологии; практические и наглядные материалы; теоретические материалы по сурдопедагогике, тифлопедагогике и олигофренопедагогике; презентации, тесты, развивающие игры и другие полезные материалы.

http://www.defectology.ru/ Дефектология. Он-лайн словарь дефектологических терминов.

http://www.osoboedetstvo.ru Особое детство. Сайт для родителей детей с нарушениями развития и специалистов. Представлена информационная база, содержащая законодательные и сопутствующие материалы по защите прав ребенка на образование и реабилитацию; библиографический аннотированный каталог книг, классифицированных по типам нарушений развития и видам терапии; страницы с личными историями детей; в разработке - информация об организациях и учреждениях.

http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Сайт для родителей, желающих узнать больше о своем ребенке. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными заболеваниями; общение в форуме.

^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории.

Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
^ 9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенций

Показатели сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

ОПК-1 способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения деятельности человека на различных возрастных ступенях

^ Знает: особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе

Умеет:

взаимодействовать с субъектами образовательного пространства и представителями различных социальных и нозологических групп с учётом психофизических особенностей

Владеет:


Творческая работа (Эссе)

Контрольные задания




ПКСПП-1 - способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;

Знает:

- основные категории детей с нарушениями психического развития и отклонениями в поведении;

- причины возникновения врожденных и приобретенных аномалий

- особенности детей с ОВЗ

Умеет:

- определять основные формы и методы коррекционно-педагогического воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья;

- выявлять особенности деятельности и затруднения в учебной деятельности школьников, намечать пути их преодоления;

- применять методы психолого-педагогического исследования, проводить эксперимент по выявленной проблеме;

- изучать интересы, склонности, способности школьников, их положительные качества и недостатки;

Владеет:

навыками эффективного применения полученных знаний о различных ОВЗ в процессе диагностической и коррекционной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья




Тест

Контрольные задания с психолого-педагогическим содержанием

ПКСПП-3 - способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа.

^ Знает:

- основные виды и формы дизонтогенеза;

- основные понятия специальной психологии и коррекционной педагогики

Умеет:

- анализировать документацию, эпикризы, медицинскую сопроводительную документацию;

- участвовать в профессиональных дискуссиях на предмет нормативности психофизического развития;

- организовывать профессиональную деятельность с учётом особенностей здоровья

Владеет:

- навыками работы с медицинской литературой, сбором первичного анамнеза у родителей и детей, а также навыками адекватного общения с больным и проблемным ребенком;

- способами анализа и прогнозирования конкретных педагогических ситуаций связанных с наличием у ребенка или его ближайших родственников ОВЗ.

Контрольные задания с психолого-педагогическим содержанием

Контрольные задания с психолого-педагогическим содержанием





Контрольные вопросы по курсу «Дефектология»

  1. Предмет и объект коррекционной педагогики.

  2. Основные задачи коррекционной педагогики.

  3. Место коррекционной педагогики среди психолого-педагогических наук.

  4. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими науками.

  5. Компенсация как ведущая категория коррекционной педагогики.

  6. Коррекционно-педагогическая деятельность.

  7. Элементы коррекционно-педагогической деятельности.

  8. Подходы к анализу проблемы “норма-отклонение” в развитии человека.

  9. Факторы риска в развитии ребенка.

  10. Причины нарушений личностного развития детей.

  11. Причины нарушений поведения детей.

  12. Классификация отклонений в развитии детей.

  13. Коррекционно-развивающее обучение.

  14. Компенсирующее обучение.

  15. Направления коррекционно-развивающей работы в классах компенсирующего обучения.

  16. Формы компенсирующего обучения.

  17. Характеристика детей с ЗПР.

  18. Типы ЗПР.

  19. Индивидуальный подход в коррекционно-развивающем обучении.

  20. Отклонение от нормы в поведении.

  21. Взаимосвязь педагогической запущенности, трудновоспитуемости и отклоняющегося поведения подростков.

  22. Причины и условия отклоняющегося поведения подростков.

  23. Причины девиантного поведения подростков.

  24. Роль социально-педагогических факторов в формировании отклоняющегося поведения подростков.

  25. Профилактика отклоняющегося поведения подростков.

  26. Основные направления превентивно-коррекционной работы с несовершеннолетними.

  27. Направления коррекционно-педагогической работы с подростками в учебно-воспитательном процессе.

  28. Методы педагогической коррекции.

  29. Педагогические приемы коррекции отклоняющегося поведения подростков.

  30. Организация коррекционно-педагогической деятельности в классах компенсирующего обучения.

  31. Организация коррекционно-педагогической деятельности в классах коррекционно-развивающего обучения.

  32. Деятельность психолого-медико-педагогической консультации.

  33. Что изучает сурдопедагогика.

  34. Структура государственной системы коррекции, поддержки и социальной защиты детей и подростков с проблемами в развитии.

  35. Причины, вызывающие возрастание числа детей с отклонениями в развитии.

  36. Теория Л.С.Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка.

  37. Первичные дефект и вторичные нарушения.

  38. Характеристика аномальных детей.

  39. Что изучает тифлопедагогика..

  40. В чем суть системного, комплексного подхода к изучению, обучению и воспитанию ребенка с отклонениями в развитии.

  41. Задачи психолого-медико-педагогической консультатции.

  42. Основные принципы коррекционного воздействия на детей с отклонениями в развитии.

  43. Основные виды нарушений развития ребенка.

  44. Какие виды работы с родителями детей с отклонениями в развитии используются в специальном образовательном учреждении.

  45. Что изучает олигофренопедагогика.

  46. Охарактеризуйте разные степени умственной отсталости.

  47. Коррекция как ведущая категория коррекционной педагогики.

  48. Отношение к аномальным детям в разных странах в разные исторические эпохи.

  49. Современная система образовательных учреждений в РФ для детей с отклонениями в развитии.

  50. Международные усилия в области решения проблем детской инвалидности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Патопсихология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Психопатология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум»...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconПрограмма по дисциплине «Финансы и кредит» принята на заседании кафедры...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconПрограмма по дисциплине «Рынок ценных бумаг» принята на заседании...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Финансовый анализ» принята на заседании...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа учебной практики принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики»
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница