Психология




НазваниеПсихология
страница1/36
Дата публикации11.07.2013
Размер5.56 Mb.
ТипКнига
www.lit-yaz.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
В. А. Крутецкий

ПСИХОЛОГИЯ





Допущено Министерством просвещения СССР

в качестве учебника

для учащихся педагогических училищ

МОСКВА

«ПРОСВЕЩЕНИЕ»

1989
ББК 88

К84

Рецензенты:

1. Доктор психологических наук, профессор П. А. Просецкий.

2. Преподаватель Истринского педагогического училища Л. К. Кикоин.

Крутецкий Вадим Андреевич
ПСИХОЛОГИЯ
Редактор С. Д. Крекова. Художник В. В. Кошмин

Художественный редактор Е. Л. Сеорина

Технические редакторы Л. Е. Пухова, Н. А, Киселева. Корректор Т. Ф. Алексина.

ИБ JVs 3583

Сдано в набор 16.04.79. Подписано к печати 24.12.79. Формат 60x90/16. Бум. типограф. № 2. Гарн. обыкн. нов. Печать высокая с фотополимерных форм. Усл. печ. л. 22,0. Уч.-изд. л. 24,45. Тираж 257 000 экз. Завда 96. Цена 80 коп. Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41. Саратовский ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Росглавполиграфпрома Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговля. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
Крутецкий В. А.

К84 Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Книга написана в соответствии с программой курса педагогии в педагогических училищах.

В учебнике раскрыты общие вопросы психологии, рассмотрены закономерности пси­хических процессов, психической деятельности, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности, освещены вопросы возрастной и педагогической психологии, содержится материал для проведения практических работ.

К 60602 — 305 _з_80 4308022100 103(03) – 80 ББК 88 15

Издательство «Просвещение», 1980 г.

Содержание

^ ОТ АВТОРА 7

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 8

Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ 8

§ 1. Общее понятие о психике и психологии 8

§ 2. Материалистическое понимание психики. 10

§ 3. Значение и задачи психологии 14

§ 4. Методы психологии 15

Глава II. МОЗГ И ПСИХИКА 24

§ 1. Строение нервной системы 24

§ 2. Кора больших полушарий мозга 27

§ 3. Работа нервной системы человека 30

Глава III. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ 37

§ 1. Развитие психики в животном мире 37

§ 2. Сознание человека и его общественная природа 41

Раздел второй. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 45

Глава IV. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ И ПУТЯХ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ 45

§ 1. Понятие о личности 45

§ 2. Общественная природа личности и ее формирование 46

§ 3. Направленность личности 49

§ 4. Личность и коллектив 51

Глава V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 54

§ 1. Понятие о деятельности 54

§ 2. Структура деятельности 55

§ 3. Виды деятельности 56

§ 4. Умения и навыки человека 60

§ 5. Привычки 64

Глава VI. ВНИМАНИЕ 67

§ 1. Внимание и его физиологические основы 67

§ 2. Виды и свойства внимания 70

§ 3. Развитие и воспитание внимания школьников 76

Раздел третий. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ 80

Глава VII. ОЩУЩЕНИЕ 80

§ 1. Понятие об ощущении 80

§ 2. Анализаторы как органы ощущений 80

§ 3. Виды ощущений 82

§ 4. Общие закономерности ощущений 86

§ 5. Развитие ощущений 87

Глава VIII. ВОСПРИЯТИЕ 90

§ 1. Восприятие и его физиологические основы 90

§ 2. Основные особенности восприятия 91

§ 3. Развитие восприятия и наблюдательности у детей 94

Глава IX.ПАМЯТЬ 97

§ 1. Память и ее значение 97

§ 2. Физиологические основы памяти 98

§ 3. Процессы памяти 99

§4. Виды памяти 101

§ 5. Запоминание и условия его эффективности 105

§ 6. Забывание и борьба с ним 109

§ 7. Индивидуальные особенности памяти 111

§ 8. Развитие памяти у детей 112

Глава X. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 115

§ 1. Понятие о мышлении 115

§ 2. Речь и ее функция 117

§ 3. Операции мышления 118

§ 4. Основные формы мышления 120

§ 5. Индивидуальные особенности мышления человека 122

§ 6. Виды речи 124

§ 7. Развитие мышления и речи у детей 126

Г л а в а XI. ВООБРАЖЕНИЕ 130

§ 1. Понятие о воображении 130

§ 2. Виды воображения 131

§ 3. Развитие воображения у детей 135

Глава XII. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА 137

§ 1. Общее понятие об эмоциях и чувствах 137

§ 2. Особенности эмоций 139

§ 3. Виды чувств 143

§ 4. Развитие эмоций и чувств у детей 145

Глава XIII. ВОЛЯ 147

§ 1. Общее понятие о воле 147

§ 2. Анализ волевого действия 149

§ 3. Волевые качества личности 151

§ 4, Развитие и воспитание воли у детей 153

Раздел пятый. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 156

Глава XIV. ТЕМПЕРАМЕНТ 156

§ 1. Понятие о темпераменте 156

§ 2. Физиологические основы темперамента 157

§ 3. Характеристика темпераментов 159

§ 4. Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе 161

Глава XV. ХАРАКТЕР 164

§ 1. Понятие о характере 164

§ 2. Черты характера 166

§ 3. Формирование характера и пути его воспитания 169

Глава XVI. СПОСОБНОСТИ 172

§ 1. Понятие о способностях и их природе 172

§ 2. Виды способностей 175

§ 3. Способности и личность 177

§ 4. Условия развития способностей у детей 178

Раздел шестой. ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 182

Глава XVII. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ 182

§ 1. Общие закономерности психического развития 182

§ 2. Понятие возраста и возрастных особенностей 184

Глава XVIII. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 186

§ 1. Развитие ребенка в раннем и преддошкольном возрасте 186

§ 2. Развитие ребенка в дошкольном возрасте 187

§ 3. Готовность ребенка к обучению в школе 188

Глава XIX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 191

§ 1. Общая характеристика возраста 191

§ 2. Учебная деятельность младшего школьника 192

§ 3. Особенности развития познавательных процессов 194

§ 4. Формирование личности в младшем школьном возрасте 197

Глава XX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА И СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА 202

§ 1. Общая характеристика подросткового возраста 202

§ 2. Учебная деятельность и труд подростка 203

§ 3. Формирование личности в подростковом возрасте 205

§ 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и общения 208

§ 5. Интересы и способности подростков 210

§ 6. Некоторые психологические особенности старшего школьника 211

§ 7. Трудовая деятельность и выбор профессии старшими школьниками 213

Раздел седьмой. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 216

Глава XXI. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 216

§ 1. Учение и era закономерности 216

§ 2. Формирование у школьников научных понятий 219

§ 3. Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления 222

§ 4. Индивидуализация обучения 224

Глава XXII. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ 227

§ 1. Общие закономерности формирования личности школьника 227

§ 2. Психологические основы воспитательного воздействия 230

§ 3. Роль коллектива в процессе воспитания 235

§ 4. Психологические основы воспитательного воздействия труда 237

§ 5. Индивидуальный подход в воспитании 240

Глава ХХIII. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УЧИТЕЛЯ 244

§ 1. Личность советского учителя 244

§ 2. Педагогические способности 245

^ НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 249

Примерная программа изучения учащихся 249

Общие сведения об учащемся 249

Направленность личности учащегося 250

Воля и характер учащегося 250

Психолого-педагогическая характеристика 251

Программа изучения ученического коллектива (III класс) 252

ЛИТЕРАТУРА 253
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология iconУчебно-методический комплекс риторика
Б. 3), таких, например, как «Общая психология», «Психология личности», «Психодиагностика», «Педагогическая психология», «Основы консультативной...

Психология iconОчное отделение
Дополнительная специализация: практическая психология, психология управления, юридическая психология

Психология iconПсихология
Ф91 Консультативная психология: теория и практика. Учеб метод пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». –...

Психология iconПрограмма 3-й Всероссийской научной конференции «психология индивидуальности»
«Психология. Журнал Высшей школы экономики», «Вопросы психологии», «Культурно-историческая психология», «Мир психологии»

Психология iconЛитература Европы (произведения) (хл) 10 Психология 11 Общая психология...
Конструкции средств транспорта. Принципы конструирования. Общая компоновка (расположение). Узлы и детали 6

Психология iconЗакономерности
Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1 возрастная психология; 2 психология развития;...

Психология iconЕ. Е. Вахромов Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации
Задачи гуманистической психологии = Идейные истоки: К. Левин = К. Гольдштейн = Г. Оллпорт = Академическая психология = Бихевиоризм...

Психология iconУчебной литературы по дисциплине педагогическая психология основная...
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб пособие для студ высш учеб заведений / сост. И. В. Дубровина и др. – 4-е...

Психология iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
«Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Психология iconУчебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология»...
Рецензенты: заведующий кафедрой психологии начальной школы Гргу им. Я. Купалы, кандидат психологических наук, доцент П. Р. Галузо;...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница