Мотивация власти в выборе карьеры и жизненного пути




Скачать 70.35 Kb.
НазваниеМотивация власти в выборе карьеры и жизненного пути
Дата публикации15.06.2013
Размер70.35 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Психология > Документы
Мотивация власти в выборе карьеры и жизненного пути

Су Дан (Китай), Пивоварник И.М.
В современных социально-политических условиях мотивацию власти можно рассматривать как одну из самых главных движущих сил развития целого общества, и отдельного человека, в частности. Феномен власти и неравенство ее распределения между людьми, социальными группами и государственными институтами с давних времен порождали столько объяснений, обоснований и сомнений, сколько едва ли вызывало какое-либо другое явление. Как свидетельствуют исследования [1, 2, 3, 4 и др.] власть делает человека более агрессивным, в большинстве случаев актуализируясь на себе. Анализируя проблему мотивации в целом, необходимо отметить, что мотивы – это побудительная причина, повод к какому либо действию. А мотивация это уже система внутренних факторов, управляющая поведением человека, определяющая его направленность, организованность. Таким образом, власть – это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. А мотивация власти – это совокупность стремлений человека получить влияние на индивидуумов или группы людей с помощью средств власти. Потребность во власти может быть обусловлена разными ценностными и карьерными ориентациями.

Первые попытки изучения потребности во власти были предприняты еще античными учеными (Платон, и др.), а затем продолжены в работах Т. Гоббса, М.Вебера, Р.Даля и многих других. Одними из наиболее известных теорий мотивации власти являются концепции, принадлежащие А.Адлеру, Е.Фромму, К.Хорни. Обобщая результаты многих исследований [1-4 и др.] можно выделить шесть источники или средства власти:

1. Власть вознаграждения – это возможность вознаграждать других, удовлетворяя их потребности.

2. Власть принуждения (наказания) – это соответственно, возможность принуждать или наказывать кого-либо.

3. Нормативная – соблюдение определенных правил поведения.

4. Власть эталона – стремление одного субъекта походить на другой.

5. Власть эксперта, ее сила зависит от того, какие знания, навыки, способности субъект приписывает другому.

6. Информационная власть – это когда один субъект власти владеет информацией, с помощью которого может побуждать другого предусмотреть последствия своего поведения [2].

Без преувеличения можно сказать, что во всех сферах жизни система ценностей является тем фундаментом, на котором все основано. Система ценностей, как известно, зависит от сознания человека. Для одного в системе ценностей существует только набор конкретных, материальных вещей: еда, одежда, жилье, деньги. Другой в своей жизни руководствуется только духовными ценностями. М. Рокич, в своей модели ценностных ориентаций, выделяет инструментальные и терминальные ценности. Инструментальные это личностные черты, которыми должен обладать человек, а терминальные это то, к чему нужно стремиться, имея определенные инструментальные ценности [1].

Также немало важно для изучения мотивации власти в выборе карьеры и жизненного пути учитывать карьерные ориентации, среди которых выделяют: 1. Профессиональная компетентность: главным является способности и таланты в определенной области. 2. Менеджмент: интеграция усилий других людей, ответственность за результат. 3. Автономия: освобождение от организационных правил, предписаний и органичений.4. Стабильность места работы: карьера в такой ориентации, обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках. 5. Стабильность места жительства: данные люди связывают себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая свои сбережения в дом. 6. Служение: ценности: работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше. 7. Вызов: конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач.8. Интеграция стилей жизни: интеграция различных сторон образа жизни. 9. Предпринимательство: стремление создавать что-то новое, преодоление препятствий [1].

Принимая во внимание все вышеизложенное, в нашем исследовании была поставлена цель: изучить уровень проявления мотивации власти во взаимосвязи с ценностными ориентациями в карьере и личности. Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методики: методика «Мотив власти», методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич), методика «Якоря карьеры» (Э.Шейна). Методика «мотив власти» позволяет определить какого уровня власти хочет добиться личность (низкий, ниже среднего, средний, высокий). Методика ценностные ориентации диагностирует направленности ценностей личности, и выделяет среди них: терминальные (конкретные, абстрактные, профессиональной самореализации) и инструментальные ценности (этические, общения, дела, индивидуалистические, конформистские, альтруистические, самоутверждения, принятия других). Методика «Якоря карьеры» позволяет проанализировать тот механизм карьеры, который необходим данной личности. В исследовании принимали участие студенты третьего курса Института психологии Государственного учреждения «Пивдэноукраинский национальный педагогический университет имени К.Д.Ушинского». Всего выборка составила 24 испытуемых.

Анализируя полученные данные по трем методикам каждый уровень власти, был соотнесен с карьерной ориентацией и ценностями, что позволило констатировать следующее: при высоком уровне мотивации власти больше всего удовлетворенны абстрактные ценности и менее всего альтруистские (рис.1.). С нашей точки зрения, это можно объяснить их нереализованностью в жизни. Альтруистические ценности: терпимость, чуткость, данный контингент выборки удовлетворил индивидуалистические и конформистские ценности и ему необходимо удовлетворить альтруистические, также можно сказать, что испытуемые заинтересованы жизнью других людей. Абстрактные ценности это жизненная мудрость, красота природы и искусства, любовь, познание, развитие, свобода, счастье других, творчество, уверенность в себе, это противоположные ценности конкретным. Данная ситуация может свидетельствовать о том, что испытуемые еще не определились со своими желаниями, не наметили свой жизненный путь, поэтому их мысли и носят расплывчатый, философский характер. Также при высоком уровне мотивации власти менее всего удовлетворенна карьерная ориентация – стабильность работы, испытуемые данной выборки хотят быть защищенными, работая в такой организации, которая обеспечит определенный срок службы, хорошую репутацию, заботится о своих сотрудниках. И большее всего удовлетворенна: автономия, менеджмент, вызов, здесь присутствуют попытки брать ответственность за результат, независимость, освобождение от правил, конкуренцию, победу над другими.
Рис. 1. Высокий уровень мотивации власти испытуемых
Для испытуемых с уровнем мотивации власти ниже среднего характерна нереализованность в таких карьерных ориентациях: служение, компетентность, для данных личностей характерна работа с людьми, служение человечеству, помощь людям в определенной области, в которой имеются способности и таланты; стабильность работы, что можно объяснить незащищенность и не уверенностью в собственных силах (рис. 2).
Рис. 2.Ниже среднего уровень мотивации власти.
В свою очередь, у испытуемых со средним уровнем мотивации власти можно отметить наибольшую удовлетворенность конкретных ценностей, что может свидетельствовать о том, что испытуемые знают чего хотят и идут к этому, а менее всего индивидуальные и конформистские, так как в них минимум эгоизма и приспособленческих потребностей (рис.3). Рассматривая ценностные ориентации в карьерном плане можно констатировать, что менее удовлетворенны потребности в стабильности работы и больше всего в служении и профессиональной компетентности, люди ориентированы на работу с людьми, продолжение в открытии талантов в той области, в которой имеют больше способностей, а также их волнует, что они должны, как им кажется, работать в той организации, которая предполагает хорошую репутации и подобные блага.
Рис. 3. Средний уровень мотивации власти.
Таким образом, обобщая все вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

  1. Показано, что в современных социально-политических условиях мотивацию власти рассматривать как одну из самых главных движущих сил развития целого общества, и отдельного человека, в частности.

  2. Уточнено, что власть – это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. А мотивация власти – это совокупность стремлений человека получить влияние на индивидуумы или группы людей с помощью средств власти. Потребность во власти может быть обусловлена разными ценностными и карьерными ориентациями.

  3. Проведено эмпирическое изучение проблемы мотивации власти в выборе карьеры и жизненного пути, которое позволило получить такие результаты:

  4. Среди испытуемых данной выборки низкого уровня мотивации власти выявлено не было.

  5. При высоком уровне мотивации власти больше всего удовлетворенны абстрактные ценности, а также такие карьерные ценности как автономия, менеджмент, вызов, здесь присутствуют попытки ответственности за результат, независимость, освобождение от правил, конкуренция, победа над другими. В то же время менее всего удовлетворенна карьерная ориентация и альтруистские ценности.

  6. Для испытуемых с уровнем мотивации власти ниже среднего характерна недостача реализации таких карьерных ориентаций: служение, компетентность, для данных личностей характерна работа с людьми, служение человечеству, помощь людям в определенной области, в которой имеются способности и таланты; стабильность работы.

  7. У испытуемых со средним уровнем мотивации власти можно отметить наибольшую удовлетворенность конкретных ценностей, а менее всего индивидуальные и конформистские. Рассматривая ценностные ориентации в карьерном плане можно констатировать, что менее удовлетворенны потребности в стабильности работы и больше всего в служении и профессиональной компетентности.


Литература:

  1. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании / Д.А.Леонтьев // Психологическое обозрение, №1. – 1998. – С. 15-26.

  2. Занюк С.С. Психологія мотивації / С.С.Занюк. – К.: Либідь, 2002. – 304 с.

  3. Маслоу А. Самоактуализация / А.Маслоу // Психология личности. Тексты. – М.: Наука, 1982. – С. 110.

  4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х.Хекхаузен. – Спб.: Питер, 2006.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мотивация власти в выборе карьеры и жизненного пути iconЛюбой вступительный экзамен представляет собой стрессовую ситуацию...
Высокой личной значимости будущего поступления в учреждение профессионального образования – Обучение связывается с выбором жизненного...

Мотивация власти в выборе карьеры и жизненного пути iconДиплом по психологии Отражение построения индивидуального жизненного...
Отражение построения индивидуального жизненного пути в портфолио учеников 8-9 классов

Мотивация власти в выборе карьеры и жизненного пути iconТеоритические основы деловой карьеры
...

Мотивация власти в выборе карьеры и жизненного пути iconЗадачи: Познакомить воспитанников с основными вехами жизненного пути...
Задачи: Познакомить воспитанников с основными вехами жизненного пути Абая, дать общее представление о его творчестве и значении для...

Мотивация власти в выборе карьеры и жизненного пути iconДетское творчество как проекция жизненного пути
Куруленко Э. А., доктор культурологии, профессор, ректор фгбоу впо «Самарская государственная академия культуры и искусств»

Мотивация власти в выборе карьеры и жизненного пути iconКнига «Мотивация и деятельность»
Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — Спб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

Мотивация власти в выборе карьеры и жизненного пути iconАгентская программа ПриватБанка 1-3 стр. Вступление, мотивация вы стоите на пути к успеху !
Хотите ли вы начать новую карьеру или просто увеличить свой доход, возможности агентского бизнеса помогут вам достичь цели

Мотивация власти в выборе карьеры и жизненного пути icon© Ю. А. Разинов в статье рассматривается символика перекрестка в...
В статье рассматривается символика перекрестка в его связи со структурой жизненного мира. В качестве эйдоса перекрестка рассматривается...

Мотивация власти в выборе карьеры и жизненного пути iconУрок лекция с элементами беседы и творческой работы
Хiх века, систематизировать знания учащихся понятия теории “чистого искусства”, познакомить детей с биографией А. А. Фета, показать...

Мотивация власти в выборе карьеры и жизненного пути iconПсихология власти
Трехмерная структура носителей власти. Система отношений носителей власти в политической психологии



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница