Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера»




НазваниеУчебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера»
страница1/36
Дата публикации06.07.2013
Размер6.06 Mb.
ТипУчебное пособие
www.lit-yaz.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
ОВЧАРОВА РАИСА ВИКТОРОВНА, доктор психологических наук, профессор

Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с. ISBN 5-89144-099-7

Учебно-методическое пособие по курсу «Практическая психология образования» для подготовки педагогов-пси­хологов (специальность — 024400) ориентирован на тех­нологические аспекты профессиональной деятельности психолога. Книга содержит следующие разделы: введение в специальность, технология основных направлений рабо­ты практического психолога, методика работы психолога с детьми разного возраста, технология психологической помощи детям группы риска; методика работы психолога с семьей и педагогическим коллективом учреждений образования.

Пособие содержит контрольные вопросы, темы семи­нарских занятий, задания для самостоятельной работы сту­дентов и слушателей курсов повышения квалификации, списки рекомендуемой литературы по каждой теме. Книга может быть использована психологами, учителями, соци­альными работниками и педагогами, руководителями уч­реждений образования.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Раздел I. Введение в специальность практического психолога

Глава 1. Стратегия психологической службы образования и основные направления работы практического психолога

1.1. Требования к личности психолога в системе образования

1.2. Примерные модели психолога и его профессиональной деятельности

1.3. Статусы практического психолога в системе образования

1.4. Организация работы практического психолога

1.5. Взаимодействие психолога и педагога в ситуации совместной деятельности

1.6. Содержание и формы работы психолога в учреждениях образования

1.7. Авторские модели психологической службы.....

1.8. Основные формы работы практического психолога..............................................................

Глава 2. Психодиагностика как основа практической деятельности психолога

2.1. Современное понятие психодиагностики

2.2. Процедуры и методы школьной психодиагностики

2.3. Получение психологической информации в работе психодиагноста и ее использование....

Глава 3. Психологическое консультирование в деятельности психолога образования

3.1. Общее представление о психологическом консультировании

3.2. Виды психологического консультирования, их специфика

3.3. Методика индивидуального психологического консультирования

Глава 4. Психокоррекция как направление деятельности психолога образования

4.1. Психологическая коррекция

4.2. Содержание и методы психокоррекционной работы

4.3. Специфика психокоррекционного процесса......

4.4. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками

Раздел II. Технология работы психолога с различными возрастными группами

Глава 1. Психологическая помощь детям дошкольного возраста...

1.1. Психологическое сопровождение естественного развития дошкольника

1.2. Коррекция аффективного поведения детей с помощью сюжетно-ролевых, режиссерских и творческих

игр

1.3. Коррекция межличностного взаимодействия в группах детского сада

Глава 2. Методика работы психолога с младшими школьниками

2.1. Младший школьник как объект психологической помощи

2.2. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе

2.3. Мотивация учения и адаптация ребенка в школе

2.4. Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников

2.5. Восстановление запущенного младшего школьника как субъекта учебной деятельности

2.6. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения

Глава 3. Технология работы психолога с подростками...

3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста

3.2. Технология психологической работы с подростками в школе

3.3. Групповая психотерапия подростков при акцентуациях характера

3.4. Социально-психологический тренинг для подростков, имеющих коммуникативные проблемы

3.5. Психологическая помощь подросткам-инвалидам

Глава 4. Методика решения психологических проблем учащихся старших классов

4.1. Юность и ее психологические проблемы

4.2. Новая парадигма профессиональной консультации старшеклассников

4.3. Программа «Лидерство»

4.4. Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению

4.5. Тренинг личностного роста

Раздел III. Методика работы школьного психолога с детьми «группы риска» и детьми, пострадав­шими от насилия

Глава 1. Психологическая помощь детям в случаях социально-педагогической запущенности

1.1. Социально-педагогическая запущенность у детей

1.2. Особенности личности социально и педагогически запущенного ребенка

1.3. Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей

1.4. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности учащихся.

Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков в аспекте деятельности практического психолога

2.1. Адаптивное и отклоняющееся поведение

2.2. Причины и факторы девиантного поведения; помощь детям и подросткам с девиантным поведением

2.3. Установление контакта с девиантными детьми

2.4. Диагностика девиантного поведения

Глава 3. Нарушения поведения, их профилактика и коррекция

3.1. Психология агрессивного поведения

3.2. Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы, направления, технология

3.3. Аутоагрессия и ее профилактика

3.4. Аддективное поведение как вид саморазрушения личности

3.5. Мишени психологической коррекции аддиктивного поведения

Глава 4. Технология психологической работы с детьми, пострадавшими от насилия

4.1. Дети и насилие. Основные понятия

4.2. Особенности оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия

4.3. Психодиагностическая и консультативная работа с детьми и подростками, пострадав­шими от насилия

4.4. Психотерапия и психопрофилактика насилия

Раздел IV. Методика работы психолога с семьями учащихся

Глава 1. Основные психологические концепции воспитания родителей и задачи психолога .

1.1. Что такое «воспитание родителей»?

1.2. Основные концепции и модели воспитания родителей

1.3. Диагностика семьи и семейного воспитания

Глава 2. Основы семейного консультирования

2.1. Модели помощи современной семье

2.2. Техника семейного консультирования

Глава 3. Основы коррекционной работы с семьей

3.1. Родительские коррекционные группы

3.2. Методика семейной психотерапии

3.3. Методика семейной психотерапии при акцентуациях характера у подростков

Раздел V. Методика работы психолога с педколлекти­вом образовательного учреждения

Глава 1. Педколлектив и педагоги в аспекте психологической помощи

1.1. Особенности педколлектива, его диагностика и пути развития

1.2. Психологический портрет педагога в аспекте психологической помощи

Глава 2. Методы психологической помощи педагогу в решении проблем психической саморегуля­ции и личностного роста

2.1. Педагог как личность и профессионал

2.2. Методы гармонизации внутреннего мира педагога

2.3. Методы самоактуализации педагога

2.4. Методы активизации личностных регуля­торов профессионального роста педагога

Глава 3. Психолог и педагогическая экспертиза профессиональной компетентности педагогов

3.1. Профессиональная компетентность педагога

3.2. Психологические аспекты педагогической экспертизы профессиональной компетентности педагога

3.3. Анализ конкретных видов работы педагога с детьми

Глава 4. Психологические методы повышения профес­сиональной эффективности педагога

4.1. Методы формирования индивидуального стиля педагогической деятельности и педагогического общения

4.2. Методы разрешения педагогических конфликтов

ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие практической психологии в системе образова­ния, создание психологического обеспечения учебно-вос­питательного процесса в учреждениях образования связаны с насущными потребностями школы и, прежде всего, не­обходимостью ее гуманизации в широком смысле этого слова. Обращенность к личности ребенка, его индивидуальности потребовала разработки профессиональных способов психо­логического сопровождения растущей и формирующей лич­ности. С созданием психологической службы в системе обра­зования появилась потребность в подготовке педагогов-пси­хологов, ориентированных в профессиональной деятельности на проблематику, связанную с обучением и воспитанием детей.

До настоящего времени специфика подготовки практи­ческих психологов для учреждений образования была тако­ва, что, получив профессиональную информацию, специа­листы не всегда оказывались вооруженными методами ее конкретного, практического использования. Академическая психологическая подготовка доминировала. Последнее свя­зано с отсутствием либо слабой разработкой методических вопросов психологии в практической психологии как науке и ее малым опытом как практической деятельности. Многие технологические подходы в работе с детьми и подростками заимствованы из зарубежной психологии без их достаточ­ной апробации и модификации к российским социокуль­турным условиям. Их описание разбросано по многочислен­ным источникам, что делает их малодоступными для сис­темного использования как студентами, так и будущими психологами.

На настоящий момент существует единственный россий­ский учебник (Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М: ТЦ «Сфера», 1998), которым могли бы пользоваться студенты психологических факульте­тов, изучая такие дисциплины специализации, как «Введе­ние в профессию психолога», «Организация психологичес­кой службы в системе образования», «Методические про­блемы психологии», «Психология девиантного поведения», «Психология семьи» и др. Кроме того, не решен вопрос с примерными учебными программами, ориентирующими пре­подавателей и студентов в этих дисциплинах.

Большие затруднения практикующих психологов связа­ны также с технологическими аспектами их деятельности. Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет пер­вую попытку комплексного решения рассматриваемой про­блемы. В нем прослеживается стремление автора описать тех­нологические аспекты практической работы психолога в системе образования, начиная с организации его труда, вза­имодействия с педколлективом и кончая конкретными ме­тодиками, применяемыми в работе с различными возраст­ными группами и в наиболее распространенных случаях. Технология практической деятельности психолога, представ­ленная в системе, дает начинающему специалисту целостную картину не только того, что делать, но и как делать. Учебное пособие апробировано автором на психологическом факуль­тете и в Центре переподготовки и повышения квалифика­ции работников образования Курганского государственного университета при чтении комплексного курса «Практическая психология образования».

Текст пособия снабжен необходимым методическим ап­паратом для студентов и преподавателей, включающим фраг­менты программы, изложенной в виде резюме в «Кратком содержании». Наименования отдельных параграфов и разде­лов соответствуют вопросам, рассматриваемым на учебных занятиях. В конце каждого параграфа имеются контрольные вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы.

Раздел I

^ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Глава 1

СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

^ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

1.1. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

С приходом психолога в систему образования связаны определенные социальные ожидания. Формализм, заорганизованность, нивелирование индивидуальностей, внешнее стимулирование деятельности и поведения детей — лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики и функциональ­ной психологии, сделавшие лицо школы малопривлекатель­ным для ее обитателей. Психология и психолог пришли в детский сад или школу, чтобы сделать их более гуманны­ми, способствующими личностному росту каждого ребен­ка, педагога и руководителя. Поэтому совершенно оправ­данно в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики.

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные спо­собности, быть проницательным, рассудительным, сво­бодомыслящим, скрупулезным аналитиком, эксперимен­татором.

2. Психолог социабелен, любит работать с людьми, радует­ся социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо за­поминает имена людей, любезен, тактичен, дипломати­чен в общении.

3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы лич­ности групповым интересам, совестливый, добросовест­ный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро ре­шает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Какие личностные проявления несовместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мыс­ли, неумение решать свои проблемы, излишняя затормо­женность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и чув­ство виновной ничтожности.

Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно най­ти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать как эталонные, ко­торые могут служить общим ориентиром.

Сегодня в школу пришли два типа психологов: интел­лектуальный и социабельный. К первому типу относятся рассудительные аналитики, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические навыки. Как прави­ло, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе Они не стремятся «снизойти» до практических забот шко­лы; к учителям и руководителям, прошедшим только пси­хологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходи­тельно. Думается, что эту категорию можно было стимули­ровать через создание на базе школ, где они работают, проблемных лабораторий, экспериментальных площадок. Это способствовало бы повышению мотивации психолога к оп­лодотворению его научных поисков.

Другая категория психологов относится к социальному типу. Это люди, чертами характера которых являются стрем­ление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека. Они нуждаются в контактах, решают пробле­мы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, об­ладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще всего встречается среди педагогов, пришедших на факультет практических психологов. Мотивами их пере­квалификации в большинстве случаев являются социальные мотивы, реже — неудовлетворенность педагогической дея­тельностью.

Ниже (табл. 1) приводится психограмма профессии пси­холога1.

Качества и навыки, которые рекомендуют развивать к себе японским школьникам, ориентированным на профессию психолога: логичность и независимость мышления, груп­повая работа, лидерство, межличностное общение, точность, изобретательность, внимательное отношение к людям.

Психограмма профессии (психолог)

Таблица 1

No

п/п

Личностные особенности, профессиональные умения


1

Внимание стремление понять позицию других

2

Дружелюбие, общительность

3

Способность стать лидером

4

Вежливость, обходительность

5

Руководство здравым смыслом, следование предписаниям

6

Жизнерадостность

7

Терпеливость, упорство

8

Большое чувство ответственности

9

Способность выполнять работу, полную разнообразия

10

Энтузиазм в трудовой деятельности

11

Тщательность действий

12

Схватывание новых идей, самостоятельность суждений

13

Аккуратность и последовательность в работе

14

Способность к планированию своего будущего

15

Способность к устным высказываниям

16

Хорошая память

17

Способность обучать других

18

Умение заботиться о больных

19

Умение заботиться о посторонних

^ Общие принципы и правила работы психолога

1. Профессиональная деятельность практического психолога характеризуется особой ответственностью перед клиента­ми, обследуемыми, испытуемыми.

2. В работе с клиентами психолог руководствуется принци­пом честности и искренности.

3. Работа практического психолога направлена на достиже­ние исключительно гуманных целей, предполагающих сня­тие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого человека.

4. Психолог строит свою работу на основе безусловного ува­жения достоинства и неприкосновенности личности, со­блюдает и активно защищает основополагающие челове­ческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека

5. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в вы­боре психодиагностических и психокоррекционных ме­тодов, а также в своих выводах и рекомендациях.

6. Психолог не должен принимать участие в том, что ка­ким-то образом ограничивает человеческую свободу и развитие, физическую и психологическую неприкосно­венность. Наиболее тяжким нарушением профессиональ­ной этики является его личное содействие или непос­редственное участие в делах, наносящих вред человеку.

7. Психолог обязан информировать тех, кому он подчи­нен, а также свои профессиональные объединения о за­меченных им нарушениях прав человека другими лица­ми, о случаях негуманного обращения с людьми.

8. Психолог обязан оказывать только те услуги, для кото­рых он имеет необходимое образование и квалифика­цию.

9. В случаях вынужденного применения психодиагности­ческих или психокоррекционных (психотерапевтических) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, пси­холог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях

10. Психолог не имеет права передавать психодиагностичес­кие, психокоррекционные и психотерапевтические ме­тодики для пользования некомпетентным лицам.

11. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия про­фессионально не подготовленными людьми, предупреж­дать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

12. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обсле­дование и консультирование клиента по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-пси­хологической или судебно-психологической эксперти­зы, определенных законом

13. Данные индивидуального психологического обследова­ния психолог имеет право сообщать или передавать тре­тьим лицам лишь при согласии на это самих клиентов

14. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, админис­трации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку,

15. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распростране­ния, психологи обязаны предупреждать людей о воз­можных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетент­ным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологи­ческую помощь.

16. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб людям.

17. Психолог не может давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.

18. Если обследование ребенка или психологическое вме­шательство осуществляется по требованиям другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и др., психолог должен известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

19. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о клиентах, с которыми он работает.

20. Принцип не нанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому какой-либо вред его здоровью, состоянию или социаль­ному положению. Выполнение принципа регламентиру­ют правила отношения психолога с испытуемым, заказ­чиком и выбора адекватных методов исследования и об­щения.

21. Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здо­ровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкрет­ным согласованным задачам психологического исследо­вания.

22. Правило предупреждения неадекватных действий заказ­чика относительно испытуемого. Психолог таким обра­зом формулирует свои рекомендации, организует хра­нение, использование и презентацию результатов ис­следования, чтобы исключить их. применение вне тех

задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком, чтобы не ухудшить положение испытуемо­го. Психолог информирует испытуемого о характере пе­редаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

23. Принцип компетентности психолога требует от психо­лога браться за решение только тех вопросов, по кото­рым он профессионально осведомлен и для решения ко­торых владеет практическими методами работы и наде­лен соответствующими правами и полномочиями. Выполнение принципа обеспечивается правилами, рег­ламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым и результатами исследования.

24. Правило сотрудничества психолога и заказчика обязы­вает психолога уведомить заказчика о реальных возмож­ностях психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов о пределах своей компетентности и границе своих возможностей. Психолог должен сооб­щить заказчику о принципах и правилах психологичес­кой деятельности и получить согласие заказчика руко­водствоваться ими при использовании методов и средств психологического характера.

25. Правило профессионального общения психолога и ис­пытуемого предполагает владение методами психодиаг­ностической беседы, наблюдения и воздействия на та­ком уровне, который позволял бы максимально эффек­тивно решать поставленную задачу и поддерживать \ испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворе­ния от общения с психологом, Выполнять психологичес­кую работу с больным клиентом психолог может толь­ко по согласованию с лечащим врачом или при наличии у него специализации по медицинской психологии.

26. Правило обоснованности результатов исследования обя­зывает психолога формулировать результаты исследова­ния в терминах и понятиях, принятых в психологичес­кой науке, подтверждать свои выводы предъявлением первичных материалов исследования и данными математико-статистической обработки.

27. Принцип беспристрастности психолога не допускает пред­взятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического ха­рактера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление ни производил он своим ви­дом, юридическим или социальным статусом, какое бы ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламенти­рующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.

28. Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, полученный психологом в про­цессе его работы с испытуемым на основе доверитель­ных отношений, не подлежит сознательному или слу­чайному разглашению вне согласованных условий и дол­жен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип реали­зуется в том случае, если процесс обмена психологичес­кой информацией регламентируется соответствующими правилами.

29 Правило кодирования сведений психологического харак­тера обязывает психолога на всех материалах психологи­ческого характера использовать не имена и фамилии ис­пытуемых, а их коды. Документ-дешифратор заполняет­ся в единственном экземпляре и хранится у психолога в недоступном для посторонних лиц месте.

30. Правило контролируемого хранения сведений психоло­гического характера предусматривает предварительное со­гласование с заказчиком списка лиц, получающих дос­туп к материалам, место и условия их хранения, сроки хранения и уничтожения.

31. Правило корректного использования сведений психоло­гического характера позволяет психологу достичь согла­шения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать. Не­обходимо создать условия для выполнения этого согла­шения. Сведения психологического характера об испы­туемом ни в коем случае не должны подлежать открыто­му обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

32. Принцип осведомленного согласия требует, чтобы пси­холог, заказчик и испытуемый были извещены об эти­ческих принципах и правилах психологической деятель­ности, ее целях, средствах и предполагаемых результа­тах и принимали в ней добровольное участие. Практическая психология как профессиональная деятель­ность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому обостряет до предела проблему обоснованности воздействия одного человека на другого, границу профессиональных возможностей психолога.

Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практической этики, является осуществление профессио­нального долга. Профессиональный долг требует от психо­лога действия, практическая этика определяет глубину воз­действия на другого человека, а профессия диктует приня­тие ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимы­ми профессиональными средствами (Абрамова Г.С, 1997).

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на пережива­нии чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

Это делает профессию психолога одним из немногих ви­дов социальной активности, где обобщенные идеи о ценно­сти человека предельно конкретизируются и персонифици­руются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими про­фессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает, выполняя тем самым важную со­циальную задачу.

^ 1.2. ПРИМЕРНЫЕ МОДЕЛИ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Следует отметить, что ожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гу­манизации педагогического процесса. Разным учреждениям образования и педколлективам нужны разные психологи. Детский сад и школа с нарушенной системой взаимоотно­шений видит в практическом психологе помощника в «борь­бе» с «трудными» педагогами и «трудными» детьми, ожида­ет от него карательных санкций. Такие коллеги будут очень разочарованы, если психолог вдруг займет позицию защит­ника и опекуна.

Учреждение с низким уровнем воспитания и образования попытается переложить на психолога ответственность за свою педагогическую несостоятельность, предоставляя ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начи­нающие психологи поддаются соблазну самоутверждения и начинают проводить педсоветы, выступать на общешколь­ных .родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы, вместо учителей — уроки (если параллельно являются специалистами по какому-то предмету) и т.д. Однако ни одному психологу не удается решить проблему учителя, который плохо учит, воспита­теля, который не работает с группой, директора, не уме­ющего управлять коллективом. И снова приходит разоча­рование в психологе, прямое недовольство им: «не пони­мает», «не умеет».

Вариантов ожиданий такое множество, что, пожалуй, не стоит перечислять все допустимые их сочетания. Просто надо понимать, что помимо субъективных есть и объективные требования к статусу школьного психолога. Но ведь после­днее, скажете вы, всегда преломляется через первые. Как же быть начинающему специалисту? На наш взгляд, во всех вариантах субъективных подходов к статусу психолога пред­ставляются рациональными такие требования:

— формирование адекватных ожиданий педколлектива че­рез полное его ознакомление с правами, обязаннос­тями, основными направлениями и формами работы психолога, стратегией психологической службы;

— диагностическое общение психолога со всеми катего­риями воспитателей и воспитанников, предполагаю­щее эмпатию, безоценочное отношение, личностное поведение, позицию партнерства и опору на положи­тельное в личности;

— сотрудничество и взаимодействие с педагогами в определении общих позиций, школьных планов и программ, их реализации, анализе результатов дея­тельности.

Для подготовки практических психологов и их профес­сионального самосовершенствования нужна примерная мо­дель практического психолога системы образования, в ко­торой были бы указаны необходимые знания, умения и профессионально важные качества (ПВК). Если принять во внимание направленность деятельности психолога, можно выделить самого психолога как субъекта этой деятельнос­ти и основные объекты его воздействия: дети (воспитан­ники детского сада и учащиеся), педагоги, педагогичес­кий процесс.

Для психолога — субъекта психологической службы об­разования очень важно знать свои личностные особенности, способности, возможности, сильные и слабые стороны, спо­собы компенсации недостатков.

Он должен уметь регулировать свои эмоциональные со­стояния; мобилизовать свои психологические функции (па­мять, внимание, мышление), осуществлять поиск и анализ необходимой научной, социальной, учебной и профессио­нальной информации, тренировать профессионально важ­ные качества. Наконец, как субъект деятельности должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально важ­ные качества. Это интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума, рефлексивность); социабельность (эмпатия, потребность в социальных контактах и социальном одобрении, коммуникабельность). Очень важ­ным нам представляется сочетание потребности в достиже­ниях, силы «Я» и самокритичности, эмоциональной устой­чивости и оптимизма.

Работая с детьми, психолог должен знать их возрастные и типологические особенности; иметь представление о ди­намике, развития личности в онтогенезе, соотношении вос­питания, обучения и развития, взаимодействии обучаемос­ти и обученности школьников. Ему придется сталкиваться с отклонениями в развитии, поведении, умении и общении учащихся, для распознания которых психолог должен знать психологию этих процессов и явлений. Поскольку развитие ребенка во многом предопределяется условиями семейного воспитания, психологу важно ориентироваться в психоло­гии семьи и семейного воспитания. Выявляя влияние детс­кого коллектива на формирующуюся личность, психолог обязательно будет опираться на знание социально-психоло­гических особенностей детского коллектива и неформаль­ных групп. Следует также подчеркнуть роль субъектно-субъектных отношений в работе психолога с учащимися. Для того чтобы помочь ребенку, надо, чтобы он сам захотел что-то изменить в себе, научился каким-то способам самопозна­ния, самовоспитания и самообразования. Это означает, что психолог должен иметь представление о психологических закономерностях названных процессов и т.д.

В работе с детьми особую роль играют следующие про­фессиональные умения: организационные, коммуникатив­ные, психодиагностические, возрастно-индивидуального и семейного консультирования, прогнозирование вариантов развития, психопрофилактики и психокоррекции. Общение психолога с названной категорией требует эмпатии по от­ношению к детям, доброжелательности, внимательности и наблюдательности, большой выдержки, терпения, настой­чивости. Все эти профессионально важные качества должны неизменно сочетаться с педагогической интуицией и опти­мизмом психолога.

Не менее сложна и вторая основная категория, с кото­рой работает школьный психолог, — родители. О специфи­ке этой работы мы расскажем в следующих параграфах.

Что должен знать психолог, работая с педагогами? Прежде всего психологию педагога и педагогической деятельности, профессиограммы и психограммы педагогов различных про­филей, психологию обучения и воспитания, психологичес­кие особенности педколлектива, психологические основы педагогического общения. Работая с педагогами, очень важ­но придать общим коммуникативным, организационным, психодиагностическим, психопрофилактическим и психо-коррекционным умениям особый, щадящий самолюбие и профессиональный опыт педагогов характер. Этому в боль­шей степени будут способствовать такие профессионально важные качества психолога, как дипломатичность, такт, стремление понять коллегу, чувство эмпатии, самооблада­ние, внимательность, дружелюбие, высокая профессиональ­ная компетентность и широкий кругозор.

Специалисту следует изучить психологию учебной и вос­питательной деятельности; вникнуть в психологическую характеристику учебных предметов и специфики их препо­давания, видов, методов, средств и форм обучения. Его уме­ния в этой области связаны с организацией педагогически целесообразного и психологически оправданного общения в системе «педагог — ребенок», «ребенок — группа (класс)»; психологическим анализом воспитательно-образовательно­го процесса с точки зрения его гуманности и развивающего характера; планированием, прогнозированием и моделиро­ванием педагогической системы детского сада и школы как развивающей и развивающейся.

В этой работе ему потребуются критичность, независи­мость, нестандартность мышления и здравый смысл, вос­приимчивость, чувство новизны и способность выполнять разнообразную деятельность, энтузиазм, аккуратность и пос­ледовательность, терпеливость и упорство, способность обу­чать других и подчинять себе, чувство ответственности.

Таким образом, сложность и многоаспектность деятель­ности практического психолога в системе образования делает его работу значимой и напряженной, а к личности са­мого специалиста предъявляет высокие и разнообразные требования.

Специфика деятельности практического психолога оп­ределяется ее предметом — индивидуальностью человека. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность. В этом смысле воз­никает множество проблем, связанных с социальным ста­тусом профессии психолога, а также критериями оцен­ки эффективности его работы, уровня квалификации.

Специалисты выделяют десять основных качеств ква­лифицированного психолога, которые существенно отли­чают его профессиональную деятельность от работы не­квалифицированных психологов (Аллеи Е. и др., 1987):

I. ^ Цели психологической помощи. Квалифицированный пси­холог ориентирует клиента в его целях, дает возмож­ность человеку найти максимально возможное число вариантов поведения; рассматривает цели своего кли­ента и его цели как потенциальную продуктивность личности, как новые возможности человека.

^ 2. Отклики или реакции психолога в ситуации профессио­нальной деятельности.

Квалифицированный психолог может найти множе­ство реакций — вербальных и невербальных — на ши­рокий спектр ситуаций и проблем. Реагируя на ситуа­цию клиента, он избегает оценочных суждений по по­воду действий клиента.

3. ^ Мировоззрение (концепция) практического психолога. Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на ин­дивидуальность человека, понимает невозможность этого процесса в рамках одной концепции и поэтому стремится понять и использовать в работе различные подходы.

4. ^ Культурная продуктивность практического психолога Квалифицированный психолог способен к выработке множества мыслей, слов, моделей поведения в своей культуре и обладает культурной эмпатией, что позво­ляет ему присоединиться к миру клиента и идти вме­сте с ним по пути решения проблемы.

5. Конфиденциальность в работе квалифицированного пси­холога есть всегда. Он четко разграничивает заказчи­ка, клиента и пользователя психологической инфор­мации и понимает меру ответственности.

6. Ограничения в деятельности. Квалифицированный пси­холог постоянно рефлексирует на содержание своей про­фессиональной деятельности и реально оценивает свои возможности и ограничения.

7. Межличностное влияние. Квалифицированный психолог понимает, что его реакция влияет на клиента и наобо­рот. Он осознает это влияние и специально выделяет его различными способами.

8. Человеческое достоинство в работе квалифицированно­го психолога является самоценностью.

9. Обобщенная теория в работе квалифицированного пси­холога служит основой для создания собственной кон­цепции психологической помощи.

10. ^ Отношение к обобщенной теории квалифицированного психолога характеризуется тем, что он рассматривает те­орию как отражение реальности и способ мышления. Обобщенная модель профессиональной деятельности ква­лифицированного психолога определяется его рефлек­сией на обобщенную теорию, отношением к профессии и рефлексией на содержание «Я-концепции»: обобщен­ная теория — «Я-психолог» — «Я-концепция». У неква­лифицированного психолога содержание взаимодействия с клиентом определяется отношением к профессии и содержанием «Я-концепции» психолога: «Я-психолог» — «Я-концепция»2.

^ 1.3. СТАТУС ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Профессиональные позиции, установки и в целом со­держание профессиональной деятельности психолога во мно­гом определяются его статусом.

Наиболее благоприятной представляется ситуация, когда специалист занимается своей работой, являясь практическим психологом, принимает эпизодическое участие в преподава­нии спецпредметов (психология, основы выбора профессии). Всю свою энергию и рабочее время он отдает психологичес­ким задачам. Как психолог он может взглянуть на педагоги­ческий процесс со стороны. Ему как заинтересованному лицу больше доверяют учащиеся и родители. Тем не менее в этой ситуации наблюдается определенная настороженность со сто­роны педагогов. Если психолог не имеет педагогического опы­та, недостаточное знание школьных проблем очень затрудня­ет его адаптацию. Как правило, слаба его методическая подготовленность, не хватает жизненного опыта. В таких случа­ях необходим тесный контакт с учителями, открытыми к психологии, всегда ищущими путь к ребенку.

При возвращении бывшего педагога, окончившего спец­факультет, в родной коллектив в новом качестве, новой профессиональной роли адаптация часто тормозится из-за сложившихся ранее стереотипов отношений и соответству­ющих им социальных ожиданий. Большие перемены в лич­ностных установках и статусе специалиста иногда вступают в противоречие со стереотипами. Психолог пытается наделе доказать правильность своих новых установок — берет часть учебной нагрузки, не понимая, что состояние ролевой неопределенности мешает его становлению в новом статусе. Совмещение должностей — дело очень трудное и порой не­посильное для начинающего специалиста. Поэтому такой пси­холог, хотя и может лично участвовать в анализе педагоги­ческого процесса, зная его «изнутри», делает это эпизоди­чески, только в случае крайней необходимости. Психолог в большей степени зависим от коллег и администрации, и самое главное — слабо и медленно входит в новый статус.

Еще более невыгодно положение начинающего специа­листа, когда его назначают на административную или пе­дагогическую должность и «догружают» половиной ставки психолога. В этой ситуации он должен в полном объеме вести основную работу. В его деятельности доминируют пе­дагогические установки и стереотипы поведения, которые он пытался преодолевать во время обучения. Катастрофи­ческая нехватка времени на психологическую работу не дает возможности совершенствовать профессиональную компетентность психолога. В практической работе он огра­ничивается эпизодическим консультированием, психоло­гической пропагандой и подготовкой административных мероприятий.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconУчебное пособие для студентов и преподавателей Творческий
Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей — М.: Тц...

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconОсновы управленческой деятельности учебное пособие Москва
Учебное пособие рассчитано на студентов технических вузов, обучающихся по специальностям направления «Информационная безопасность»,...

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconУчебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов и всех интере­сующихся философской проблематикой

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconУчебное пособие для самостоятельной работы студентов заочного отделения...
Учебное пособие предназначено для для самостоятельной работы студентов заочного отделения неязыков специальностей вузов, ранее изучавших...

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconПрактикум л. И. Губарева о. М. Мизирева т. М. Чурилова экология человека...
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями...

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconУчебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов...
Учебное пособие рекомендовано для студентов всех факультетов неязыковых вузов. Предназначено для самостоятельной работы на начальном...

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconМгу им. М. В. Ломоносова и Гуманитарном институте. Для студентов,...
Ш95 Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. с. 277

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconУчебное пособие для вузов
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по психологии и социальной педагогике. В...

Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» iconМедицинская информатика
Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов медицинских вузов



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница