Курс История государства и права зарубежных стран Тема государство и право в новое время л 27




Скачать 315.75 Kb.
НазваниеКурс История государства и права зарубежных стран Тема государство и право в новое время л 27
страница1/3
Дата публикации01.07.2013
Размер315.75 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Право > Документы
  1   2   3
МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курс

История государства и права зарубежных стран


Тема 5. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В НОВОЕ ВРЕМЯ


Л 27. Германия в Новое время

План лекции:
1. Германия накануне объединения
2. Возникновение Германской империи

и развитие права

МОСКВА 2006

  1. Германия накануне объединения


Мечта Наполеона о создании мировой империи в подражание древним покорителям народов и стран к началу века воплотилась в военные предприятия на Европейском континенте, в результа­те чего в 1805 г. он создает из покоренных германских княжеств Германскую конфедерацию, а затем так называемый Рейнский союз из 39 государств, в котором берет на себя роль протектора. Французский император ведал внешними делами Союза, имел право объявления войны и мира от его имени и осуществлял выс­шее военное руководство. В 1806 г. было объявлено о прекраще­нии существования Священной римской империи германской на­ции, а ее император Франц II Габсбург отказался от общегерман­ской короны.

Так закончилась история тысячелетнего существования держа­вы, в создании которой принимали участие ^ Карл Великий, Оттон I Великий, Карл V и др. В этой империи насчитывалось более 300 государств, в большинстве своем малоземельных и малочислен­ных. Среди них выделялись несколько крупных княжеств: Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг, а также Австрия — наиболее обширное из этих государств, чья территория включала в себя зем­ли поляков, хорватов, словенцев, чехов, венгров и итальянцев. К моменту вторжения Наполеона все свидетельствовало, по харак­теристике французского императора, об упадке, "столь сильном, что федеративная связь не доставляла никому надежного обеспе­чения, а для сильных была средством разногласия и раздоров".

Наполеон Бонапарт пришел на эти земли не только завоева­телем, но и реформатором. Он отменил здесь крепостное право, феодальные привилегии и ввел в действие Гражданский кодекс 1804 г. Из вольных городов он оставил всего пять, остальные рас­пределил между наиболее сильными государствами, чем положил начало территориальным конфликтам и переделам, которые про­должались после распада Рейнского союза в 1813 г.

Военное поражение Франции позволило образовать на бывшей территории Священной римской империи так называемый Германский союз (1814 г.), состоящий всего из 34 государств и несколько вольных городов — Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любека. Главенство в Союзе принадлежало Австрии. Его связующим уч­реждением стал Союзный сейм, состоящий из уполномоченных от 34 государств и четырех вольных городов. Для принятия решения требовалось согласие всех уполномоченных, которые, однако, дей­ствовали по инструкциям своих правителей и правительств. В боль­шинстве государств господствовал княжеский абсолютизм, но в некоторых, входивших в свое время в Рейнский союз, были при­няты октроированные (дарованные правителями) конституции (Вюртемберг, Ганновер, Бавария и еще девять государств).

Следующим важным шагом на пути воссоединения стало образование в 1834 г. Таможенного союза, в состав которого вошли Бавария, Пруссия и еще 16 германских государств. Лидирующее положение в этом Союзе заняла Пруссия. Она стала претендовать на роль объединяющей силы во всей Германии и таким образом выступила соперницей Австрии.

Королевство Бранденбург-Пруссия возникло под началом Фридриха-Вильгельма I (1701—1740), современника и собеседника Петра I, грозного военного противника Швеции и Франции (1733— 1735 гг.). При нем была заложена централизованная бюрократичес­кая иерархия, введено деление подданных на солдат, чиновников и покорных обывателей. Сменивший его Фридрих II Великий (1740—1786) зарекомендовал себя защитником немецкой свободы от императорской (австрийской) власти, попечителем Вольтера, за­щитником на словах свободы печати и претендовал на прозвание королем-философом.. При нем прусский абсолютизм приобрел черты военно-полицейского государства со всеобщим обязательным обра­зованием.

Дворянство провозглашалось людьми высшей расы, крепост­ные считались пребывающими в подчинении у дворян — офицеров и чиновников. В 1763 г. вышел королевский указ о сельских школах, вводивший обязательное посещение деревенских школ, но денег на это выделено не было. На должность учителей были назначены солдаты-инвалиды с окладом в виде пенсии. Фрид­рих II пытался таким образом перестроить средневековую монар­хию в культурное администрируемое государство своего времени, в котором "король — первый слуга народа" и т. д.

В трактате "Анти-Макиавелли" (1740 г.), отредактированном Вольтером, он (в отличие от наставлений флорентийца Макиавел­ли) усмотрел обязанности государя в поддержании законов, в при­нятии решений по справедливости, в энергичнейшем сопротивле­нии падению нравов, в защите государства от врагов. Он считал возможным наказывать тюремным заключением за избиение кре­стьян их господами. Идеальное государство представлялось ему организацией, в которой правитель действует продуманно, вся по­литика государства, его финансы и военное дело нацелены на до­стижение одной цели — укрепление государства и его могущества.

Фридрих II в своих реформаторских планах выступал за "не­зависимость и добродетельность" судей, за обновление законода­тельства в патриотическом немецком духе. Именно при нем была начата и долгое время велась работа над Общим земским законом прусских провинций, введенным в действие в 1794 г. Весьма пер­спективным оказался также созданный по его инициативе анти­австрийский Союз князей (1785 г.). При нем королевство почти уд­воилось территориально за счет Силезии (1740—1745 гг.) и раздела Польши (1772 г.).

Прусский просвещенный абсолютизм, таким образом, больше напоминал "просвещенный деспотизм", поскольку на практике был "смесью деспотизма, бюрократизма, феодализма" (К. Маркс).

В период наполеоновского нашествия Пруссия едва не прекра­тила своего независимого существования, сохранив его лишь бла­годаря заступничеству российского императора Александра I. На­полеону пришлось довольствоваться наложением большой контри­буции и размещением 150-тысячного войска. Иностранное присутствие не помешало прусскому правителю провести ряд важных реформ.

В 1807—1810 гг. в Пруссии производится отмена крепостного права. В 1806—1808 гг. под руководством Штейна проводится рефор­ма государственного управления, в результате которой вместо ста­родавних и плохо управляемых "коллегий" времен Фридриха-Виль­гельма I учреждаются министерства по делам военным, иностран­ным, финансовым, внутренним и юстиции. Совет министров стал возглавлять канцлер. В городах были организованы учреждения местного самоуправления (муниципальные советы), избираемые ограниченным числом наиболее состоятельных налогоплательщиков. В 1813—1815 гг. проведена военная реформа, которая ввела всеоб­щую воинскую повинность. Все эти реформы имели далеко идущие последствия в деле воссоединения Германии под началом Пруссии. В 1848 г. ряд европейских государств переживает период ре­волюционных выступлений, повлекших за собой перемены консти­туционного характера. После февральской революции во Франции следует нарастание социальной напряженности в Берлине (март 1848 г.), Вене и Праге. В Пруссии король был принужден к упраз­днению феодальных судов над крестьянами, распространению ком­петенции судов присяжных на политические преступления и к выборам в учредительный ландтаг с последующей конституцион­ной реформой 1849 г. Правители других немецких государств были вынуждены согласиться на созыв Учредительного собрания пред­ставителей всех германских государств для выработки конституции единой Германии. Эти представители собрались во Франкфурте-на-Майне, однако работа их закончилась весьма скромным результатом — выработкой конституции, которая поначалу оста­лась только на бумаге.

В этой обстановке прусский король Фридрих-Вильгельм IV выступил с новой реформаторской инициативой и даровал своим подданным конституцию — Конституционную хартию Пруссии от 31 января 1850 г. Высшие органы власти, согласно Хартии, состо­яли из короля, министров, двухпалатного парламента, Верховного суда. Представительные учреждения и администрация местных органов власти — общин, уездов, округов и провинций — регули­ровались специальными законами.

Законодательная власть осуществлялась совместно королем и обеими палатами. При этом "согласие короля и обеих палат необ­ходимо для каждого закона" (ст. 62). Право законодательной ини­циативы принадлежало королю и каждой из палат. Законопроек­ты, отвергнутые одной из палат или королем, не могли быть вновь внесены в течение той же сессии. Вначале верхняя палата — Палата господ — наполовину избиралась, наполовину назнача­лась, но после 1853 г. она уже целиком формировалась назначениями короля — "наследственно или пожизненно" (принцы крови, князья и другие представители сословия господ).

Вторая палата — Палата депутатов ландтага — состояла из 350 членов, избираемых выборщиками трех курий. Избиратели в куриях должны были отвечать ряду требований: достичь 25-лет­него возраста, уплачивать государственный налог определенно­го размера. (Каждая курия представляла налогоплательщиков, выплачивающих треть налогов, но различие между ними состо­яло в том, что первые две курии выплачивали наибольшее ко­личество разных налогов, и поэтому их представительство было обеспечено от гораздо меньшего числа избирателей, чем у тре­тьей курии.)

Во втором разделе конституции, озаглавленном "О правах пруссаков", были перечислены многие либерально-демократичес­кие положения о "гражданско-политических правах" пруссака: равенство перед законом, неприкосновенность личности, жилища, переписки. Здесь же было записано, что гражданская смерть и наказание конфискацией не могут применяться. Пользование ре­лигиозной свободой "не должно стоять в противоречии с граждан­скими и гражданско-политическими обязанностями". В другой ста­тье уточнялось в этой связи, что "христианская религия служит основой для тех государственных учреждений, которые представ­ляют религиозный характер, без ущерба, однако, свободе рели­гии..." О свободе науки и ее преподавания говорилось, как и в проекте франкфуртской конституции 1849 г., в нескольких статьях. Так, в ст. 22 было записано: "Право преподавать, основывать и руководить учебными заведениями свободно для каждого, если он докажет подлежащим государственным учреждениям свою нрав­ственную, научную и техническую способность".

Судебная власть осуществлялась от имени короля. Судьи счи­тались независимыми — "не подчиняющимися другой власти, кро­ме закона" (ст. 86). Они назначались на должность пожизненно королем и от его имени, могли быть смещены или временно от­странены от должности лишь на основании судебного решения и по причинам, установленным законом.

Исполнительная власть принадлежала одному королю. Он осу­ществлял высшее командование армией и назначал на высшие военные должности. Министры могли быть привлечены к ответ­ственности по обвинению в нарушении конституции, в подкупе или измене. Члены обеих палат и все государственные чиновники при­носили присягу верности конституции и повиновения королю и клялись честью соблюдать конституцию. Армия присягала королю и не присягала соблюдению конституции. В 1851 г. был принят Закон об осадном положении, который предоставлял королю и центральной власти фактически бесконтрольные властные полномочия, что дало основание К. Марксу назвать этот закон "насто­ящей конституцией" страны.

Конституционная хартия Пруссии 1850 г. была заимствована в некоторых структурных частях разработчиками Конституции Японии 1889 г. и оказала определенное влияние на выработку Основных законов Российской империи начала XX столетия.


  1. ^ Возникновение Германской империи

и развитие права
Объединение Германии на основе признаваемой всеми государ­ствами конституции (Франкфуртская конституция от 20 марта 1849 г.) или объединение под началом одного из крупнейших государств (Ав­стрия, Пруссия) стало к середине века довольно сложной дилеммой в Союзе германских государств, вобравшем в себя одну империю (Ав­стрия), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария. Ганновер, Вюртемберг), десятки герцогств и княжеств, вольные города.

Германия по Франкфуртской конституции представляла собой федерацию земель во главе с императором, который должен был присягать делу охраны "империи и прав немецкого народа, а импер­скую конституцию соблюдать точно и добросовестно". Такую присягу приносит не только император, но и каждый имперский чиновник. Конституция объявляла об упразднении сословий, неприкосновен­ности личности, равенстве перед законом, отдельных свободах.

Парламент (рейхстаг) состоял из двух палат — Палаты госу­дарств, избираемой на шесть лет и заполняемой по принципу нерав­ного представительства (40 депутатов от Пруссии, 38 — от Австрии, 18 — от Баварии, 10 — от Саксонии, два от Гамбурга и по одному от большинства герцогств и княжеств), и Палаты народа (нижней пала­ты), которая избиралась на три года. Отдельные немецкие государства имели свою конституцию, правительство, чиновную иерархию.

Планировалось также создание Имперского суда с возложе­нием на него разбирательства жалоб отдельных государств, раз­ногласий между палатами, а также политических и частноправо­вых разногласий между государствами. Судебная власть признава­лась только за государством, родовые суды упразднялись и про­возглашалось, что "все равны перед судом" (§ 176).

Всякий немец, говорилось в ст. 159, имеет право обращать­ся с письменными прошениями и жалобами к правительству, к на­родным представителям и рейхстагу. Для возбуждения судебного преследования против государственного чиновника за действие по службе "не требовалось предварительного согласия начальства" (§ 160). Последнее положение повторено и в Конституции 1871 г.

Оба монарха, которым собрание предложило корону импера­тора, отказались от нее. Король прусский заметил в этой связи, что корона дается "милостью Божией" и не может быть делом со­брания. Ее принятие принесло бы "величайшее несчастье своим привкусом революции 1848 года".

После того как Франкфуртская конституция осталась бездей­ствующим проектом, а самих делегатов национального (учреди­тельного) собрания разогнало правительство Вюртемберга, на пер­вый план выдвинулся другой путь объединения — через создание малой федерации германских государств, группирующихся вокруг Австрии или Пруссии. Наибольшим успехом увенчались усилия Пруссии, в чем выдающуюся роль сыграл канцлер Прусского ко­ролевства, одаренный дипломат и политик князь Отто фон Бис­марк (1815—1898). Его ближайшими шагами стали меры по уско­ренному экономическому росту, затем война с Данией за включе­ние Шлезвига и Голштинии в Германский союз. Наиболее благо­приятные условия сложились в 50—60-е гг. Бисмарк в этот пери­од берет курс на личное руководство политикой Пруссии, и в осо­бенности на реорганизацию армии. Все это делалось с дальним прицелом — перехватить главенство в Союзе у Австрии и воссоз­дать Германию под главенством Пруссии.

Курс Бисмарка на милитаризацию вначале не встретил под­держки в палате депутатов. В одной из своих речей 1862 г. в ланд­таге Бисмарк, с присущей ему прямотой, заявил: "Великие вопросы века разрешаются не речами и не решениями большинства в пар­ламенте, а железом и кровью. Пруссия должна держать свои силы наготове, в ожидании благоприятного момента, который несколь­ко раз был упущен". Военные приготовления были продолжены, и это оказалось ненапрасным: Пруссия с большим успехом провела войну против Австрии (1866 г.) и против Франции (1870 г.).

Сразу же после победы над Австрией был образован Северо­германский союз, в который вошли все северные, ряд западных и южных немецких государств и который обеспечивался экономичес­кой и военной мощью Пруссии. В 1867 г. был изготовлен проект конституции для Северо-германского союза. В нем были воспроиз­ведены многие положения Франкфуртской конституции 1849 г., в том числе гражданские и политические свободы. Прусскому королю была вручена должность президента и вся полнота исполнительной власти, концентрировавшейся в руках канцлера, ответственного только перед королем.

После победы над Францией и коронования германского импе­ратора в Версальском дворце была подготовлена и введена в дей­ствие Конституция Германской империи от 16 апреля 1871 г. Она представляла собой конституцию федерации 22 монархий и трех вольных городов (Любек, Гамбург, Бремен) при общем главенстве Пруссии, которой было предоставлено 17 из 58 голосов в Союзном совете (бундесрате), тогда как для приостановки движения како­го-либо законопроекта достаточно было всего 14 голосов. Главой империи стал король Пруссии — самого большого из объединив­шихся государств (свыше половины всей территории и 60% насе­ления). Он был главнокомандующим вооруженными силами, назна­чал всех высших имперских чиновников, включая главу правитель­ства — канцлера. Он же назначал делегатов в верхнюю палату.

Нижняя палата именовалась по традиции рейхстагом, изби­ралась на три года (после 1887 г. — на пять лет), обладала мало­значительными законодательными полномочиями и не имела ника­кого влияния и контроля над министрами и "руководящим мини­стром" — канцлером. Сам император был склонен к упразднению всеобщего избирательного права для мужчин и ликвидации пар­ламента на том основании, что они слишком напоминают порож­дение французской революции, которая была "преступлением против Бога и людей".

Основными чертами германской союзной империи можно считать следующие:

• все участники союза были монархиями, а не республиками;

• монархическая власть нелегко поддается ограничениям, хотя в конституции было записано, что имперские законы имеют преимущество перед законами областными и что "надзору импе­рии и ее законодательству принадлежит общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство" (ст. 4 в ред. 1873 г., принятая после троекратного, начиная с 1871 г., об­суждения полномочий законодательного собрания империи);

• монархическая организация сохраняла крайнюю неравно­мерность могущества отдельных государств и привела к тому, что империя была оформлена как договорный союз. В преамбуле в свя­зи с этим говорилось, что прусский король от имени Северо-гер­манского союза и еще ряд монархов заключают "вечный союз для защиты союзной территории и применяемого на ее протяжении права, а также для обеспечения благосостояния немецкого наро­да. Этот союз будет именоваться Германской империей".

Первым имперским кодексом стал Уголовный кодекс 1871 г, составленный под большим влиянием французского кодекса. Он состоял из трех основных частей. В первой давалось разграничение преступлений, проступков и полицейских нарушений, во второй излагались положения о стадиях преступления, о соуча­стии, о смягчающих и отягчающих вину обстоятельствах. Третья часть излагала статьи, квалифицирующие отдельные виды пре­ступлений, и представляла собой особенную часть Кодекса.

Наибольшее число статей относилось к характеристике госу­дарственных преступлений (оскорбление императора и местных государей, призывы к неподчинению властям и др.). Особую разно­видность составляют в Кодексе преступления против общественно­го порядка (основание тайных обществ, незаконное противодей­ствие применению законов).

Наказания предусматривались разнообразные и нацелены были в основном на устрашение: смертная казнь, заключение в работный дом, тюремное заключение, помещение в крепость, арест, ограничение в правах, штраф.

Уголовно-процессуальный кодекс был принят в 1877 г. и стал важным дополнением карательного кодекса, вводя принцип состязательности сторон, свободной оценки доказательств, независимо­сти следственного судьи от прокурора и допуск адвоката на ста­дии предварительного следствия. В том же 1877 г. был введен Гражданско-процессуальный кодекс — очень объемный и детали­зированный. И только работа над гражданским кодексом растяну­лась почти на четверть века, закончившись в 1896 г.

Законодательство империи этого периода отмечено выработ­кой и принятием одного из первых законов, нацеленных на дис­криминацию и жесткую подконтрольность одного из массовых по­литических движений, организуемого и направляемого социалис­тическими партиями. Закон чаще всего упоминается как "исклю­чительный закон против социалистов" 1878 г., хотя на самом деле он носит иное название.

В Германии возникает одна из первых социалистических партий — Рабочая партия
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс История государства и права зарубежных стран Тема государство и право в новое время л 27 iconКурс: История государства и права зарубежных стран Тема государство и право в новое время
Таким образом, привычное название "Англия" связано не с одной, а с несколькими истори­ческими группами населения, различными по своему...

Курс История государства и права зарубежных стран Тема государство и право в новое время л 27 iconКурс История государства и права зарубежных стран Тема государство...
Вслед за рядом не вполне удавшихся стабилизационных акций это­го режима наступил черед режима личной власти с опорой на силу штыков...

Курс История государства и права зарубежных стран Тема государство и право в новое время л 27 iconКурс: История государства и права зарубежных стран Тема Государство...
К этому времени во Франции в результате территориальной раздробленно­сти государственная власть была буквально расщеплена 5-между...

Курс История государства и права зарубежных стран Тема государство и право в новое время л 27 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»
Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» призвана дать студентам знания, которые позволят им

Курс История государства и права зарубежных стран Тема государство и право в новое время л 27 iconКурс: История государства и права зарубежных стран Тема Государства...
Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Еще в III тысячелетии до н э здесь существовали крупные города — центры ремесленного...

Курс История государства и права зарубежных стран Тема государство и право в новое время л 27 iconРабочая программа учебной дисциплины история государства и права...
Учебно-методический комплекс предназначен для удобной организации студентом самостоятельной работы по изучению истории государства...

Курс История государства и права зарубежных стран Тема государство и право в новое время л 27 iconРабочая программа учебной дисциплины история государства и права...
Учебно-методический комплекс предназначен для удобной организации студентом самостоятельной работы по изучению истории государства...

Курс История государства и права зарубежных стран Тема государство и право в новое время л 27 iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы Для студентов
Контрольная работа предназначена для углубления и расширения знаний по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»....

Курс История государства и права зарубежных стран Тема государство и право в новое время л 27 iconИстория права и государства зарубежных стран
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

Курс История государства и права зарубежных стран Тема государство и право в новое время л 27 iconКурс: Римское право Введение. Лекция Роль римского права в истории...
Термином "римское право" обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации от основания Рима...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница