Власть волость




Скачать 66.83 Kb.
НазваниеВласть волость
Дата публикации01.12.2014
Размер66.83 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Право > Документы



/home/server26/lit-yaz.ru/pars_docs/refs/98/97278/97278.doc

ВЛАСТЬ - ВОЛОСТЬ
Власть - могущество - господство - право - собственность. Мера власти - мера владения собой и минимизации несодействия с иными.
1.

Греч.: dynamis - сила; Др.-в.-нем.: gi-walt, нем.:ge-walt - сила, господство; литов.:valscius - волость; латыш.:valsts - государство; др.-рус.- волость - область, территория, государство, власть; ст.-слав.- власть, сила, могущество, господство, право управления; словен.:last, lasti - владение, собственность; словац., чеш.:vlast - родина; сербохорв.- власт; польск.:wlosc; болг.- власт - власть; блр. - волосць; укр.- волость. [1; 5 с. 88]

2.

2.1. Власть - господство - Господь - Родина - система - порядок - закон - государство - право, правление, правитель, правительство - владычество - властелин, властитель - могущество - сила - воля, повеление - влияние - солидарность - ответственность.

2.2. Насилие - давление - принуждение - повиновение.

2.3. Престол - трон - корона - скипетр - держава.

2.4. Приказ - указ - команда - постановление - правосудие - управление.

2.5. Аппарат - министерство - орган - полиция - милиция - представитель - начальник - администрация.

2.6. Внушение - гипноз - телепатия - медитация.

2.7. Болезни власти: диктатура - тирания - анархия - охлократия.

3.

3.1. Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены.

Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

Посл. апостола Павла к Римлянам, 13, 1-2.

3.2. Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена власть и поручены дела государства.

Плутарх. Наставления о государственных делах, с.587.

3.3. Власть или деятельность в государстве никогда не должна проявляться и действовать в бесформенном неограниченном виде, т.е. по принципу множества и массы.

Гегель. Философия духа, с.362.

3.4. Только свободный человек, избавившийся от власти авторитета - власти, несущей не только угрозу, но и защиту,- может правильно понять окружающий мир и свою роль в этом мире.

Э. Фромм. Психоанализ и религия, с.230.

4.

^ 4.1. ВЛАСТЬ, ЛИДЕРСТВО КАК ИСКУССТВО МИНИМИЗАЦИИ НАСИЛИЯ

Почти каждое могучее философско-религиозное учение, верование вынуждено было, борясь за своё самовыражение, развитие, отрицать и разрушать власть системы, на смену которой оно приходило.

Так, пришедшие на смену античной культуре, христианство и др. не похоронили ли на многие века разнообразие плодов египетско-греко-римской культуры?

Не повторила ли эту же трагическую ошибку наука, разрывая цепи религиозной несвободы интеллектуального познания?

Любят ли, понимают ли сегодняшнюю философию столь же сильно, живо, как древнюю? В какой мере подлинные шедевры сегодняшнего искусства влияют на стиль и тип жизни социума, его наиболее культурную, элитарную часть?

Вглядимся в семантическое гнездо, характеризующее образ (физионоию) технократизируемого человечества: рациональность, полезность, польза - накопительство - комфорт - потребление - вещизм - рассудочность - формализация, объективизация, обездушивание культуры - тотализация - успех - научность - логистика.

И сегодня не является ли труднейшей и важнейшей проблемой человечества увеличение доверия и накопление опыта согласованных взаимодействий разных типов знания?

Когда же это начнется?

Не тогда ли, когда каждый человек, каждая система власти действительно предпочтёт внешнему лидерству власть над самим собой и над сердцами людскими путем минимума насилия несодействия, путем гармонизации взаимодействий?

^ 4.2. ПРИТЧА О ТАБУ. БРИТВА ОККАМА

В стародавние времена один могучий властитель столь увлёкся наведением порядка в своей стране, что решил запретить всё лишнее. Отсекай лишнее, - внушал ему верховный жрец - и ты, солнце души моей, познаешь Бога - Истину.

На что же прежде всего следует наложить моё табу?

Верховный жрец, ненавидя придворного астролога-математика и желая уменьшить его влияние, убедил властелина запретить все действия арифметики, кроме сложения и вычитания.

Не напоминают ли многие научные и религиозно-философские запреты это табу? Не отстаивает ли традиционная наука объективность как единственный достоверный путь познания?

О подобном поведении многих философско-религиозных систем скажем словами великого французского поэта: "десяток или два единственных религий, всех сплошь ведущих в рай и всех, вводящих в грех" (Ш. Бодлер).

Если нас убеждают, что верить, познать Истину - Сущее можно только таким, единственным путём, то не похоже ли это на попытку заставить жить, пользуясь только прозой, поэзией или музыкой?

Это не логично, говорят желая доказать недостоверность, неистинность высказывания. При этом имеют в виду традиционную объективную (аристотелеву) логику. Но похожа ли логика жизни на объективную? Не является ли инструментарий логик столь же неисчерпаемым, как любой живой образ?

Принцип "отсекай лишнее" известен со времен средневековья как "бритва Оккама", толкуемый в современной научной методологии так: не умножай сущностей. Справедливости ради следует отметить, что в отличие от современной тенденции сужения принципа "бритвы Окама" в его исходном (Оккам Уильям, 1285-1349г.г.) варианте требовалось удалять из науки понятия, не сводимые к опытному и интуитивному знанию.

5.

^ 5.1. ВЛАСТЬ - ВЛАДЕТЬ - В ЛАДУ

Власть над самим собой

Выше власти над тремя мирами.

Восточная мудрость
Всех высших благ лишь тот достоин

Кто путь души своей постиг.

Е.Баратынский.

Известные этимологические характеристики термина "власть" не содержат такого понятия, как "лад, быть в ладу", "гармония".

Для познания в целом существенно выявление сильной сущностной связи понятий "власть, владеть" и "лад, гармония". Выявим фундаментальность этого критерия добротности, добротности и могущества власти.

Осознаем меру гармоничности как меру минимизации несоответствия сущности и её воплощения. При этом все болезни власти проявляются как несоответствия, отклонения от гармонии, лада внутри властвующей системы и в её взаимодействиях с внешним миром. Так, например, человек владеющий собой, но не живущий в ладу с собой, опасно болен.

Фундаментальный принцип гармоничной минимизации, являющийся, в сущности, мерой исцелённости, здоровья всякой власти, можно различить, например, в концепциях Гёте и Лейбница. Так, педагогический идеал Гёте - воспитание гармонически свободного человечества, достижение прекрасного равновесия (т.е. минимума несоответствия) всех ценных человеческих способностей. И природа в целом понималась Гёте как организм, в котором господствовала гармония меры и свободы (гармония меры - свободы на языке математики - минимум их несоответствия).

Лейбниц ввёл понятие предустановленной гармонии всех взаимодействий во Вселенной. При этом он исходит из отсутствия причинно-следственной связи (взаимодействия тела и души Лейбниц в пророческой интуиции воспринимает как резонансные, подобные резонансному взаимодействию двух часов в модели Гюйгенса) в таких взаимодействиях.

Если в часовой модели Гюйгенса, резонансный захват реализуется через основу (на которой эти часы смонтированы), то что является такой основой для гармоничного взаимодействия истинно властвующих, обладающих высшей мерой власти?

Не является ли этой универсальной мерой справедливый для всех природных систем принцип минимума несодействия?

^ 5.2. ВЗГЛЯД ОППОНЕНТА

"Известные этимологические характеристики термина "власть" не содержат такого понятия, как "лад, быть в ладу", "гармония". И это совершенно правильное наблюдение. Нельзя, разумеется, обольщаться фактической близостью таких слов, как "лад" и "владеть"; в противном случае нам пришлось бы говорить о родстве таких, к примеру, слов, как "вал" и "хвалить". Отсутствие этимологической связи (лад, владеть) можно констатировать в широком диапазоне:

Его определённо отрицает такой знаток языка, как Фасмер;

Даль располагает эти слова в разных смысловых гнёздах;

Е. Баратынский, чьи стихи использованы в качестве эпиграфа, никогда не допускавший употребления в одной строчке родственных по корню или смыслу слов, повторяющих друг друга, в одном из стихотворений пишет:

"Гармонии таинственная власть".

Между тем в статье говорится о синонимичности слов "лад" и "гармония". Если бы лад (гармония) и власть были синонимами, он бы их не поставил вместе.

Ссылка на Боратынского в статье 5.1. даётся потому, что, признавая отсутствие этимологической связи между разбираемыми словами, тем не менее говорится об их сущностной связи, это, однако, тоже является весьма сомнительным.

Куда убедительнее Боратынского о сомнительности этого свидетельствует тот факт, что Библия несколько сот раз употребляя слова "владеть", "власть" ни разу не пользуется словом "лад".

Древнерусские имена Володимир и Ладомир, одно из которых содержит идею власти, а другой - гармонии никогда не стояли в одном смысловом ряду.

Что же касается философской части статьи, то она безусловно интересна и, очевидно, содержит в себе нетривиальную идею о соотнесении власти и гармонии. Высказать такую мысль - несомненное право автора, хотя она (мысль), даже если признать её бесспорность, представляется утопической. И дело даже не в том, что никакая власть на земле (не касаясь власти Божественной) не обладала от века ни ладом, ни внутренней гармонией, хотя осознавала себя властью здоровой, но как раз зачастую именно отсутствие этих элементов в структуре власти и было угодно тем, кто под нею находился. Ещё греки задолго до Гёте, Лейбница и Гюйгенса вынашивали идеал калокагатии (гармоничной личности), однако весь хор истории свидетельствует о том, что понятия "власть" и "лад", "гармония" практически несовместимы, ибо идея владения, властвования далека от гармонии.

5.3. Зороастр и Пифагор: Развиваемые нашими учениями представления о живой мере (триединство - кватернер) не характеризует ли три сущностных лика Власти? Эти лики: Созидающий, Испытующе - Повреждающий, Исцеляюще - Сохраняющий. Лад, гармония, взаимодействия сущностных аспектов Власти, не характеризуют ли высшую её (власти) меру?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Власть волость icon«Капитализм невозможно спасти, он должен уйти с мировой сцены, уступив...
Каждый из них представляет или представлял действующую власть. Они являются одними и теми же ипостасями одно и той же силы под названием...

Власть волость iconИнтеллектуалы и власть
Фуко Мишель Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер с франц. С. Ч. Офертаса под общей...

Власть волость iconДжон Стюарт Милль о свободе
Правителю, по-настоящему подотчетному, должным образом смещаемому, можно доверить власть. Это будет власть народа, лишь сконцентрированная...

Власть волость iconМихаил юрьевич лермонтов
Лермонтова он находил необычайную глубину нравственного чувства, дух поиска истины. «Какие были силы у этого человека! говорил Толстой...

Власть волость iconДжордж Оруэлл Дни в Бирме «Скотское хозяйство. 1984. Дочь священника....
Один из главных героев «Дней в Бирме» старший судья у по Кин стремится к власти. Будучи ребенком, он увидел победный марш британцев...

Власть волость iconПоганенький у нас народ. Коварный просто страсть. Ему бы все наоборот...
Все деньги, что дает им власть, кладет в карман народ. На них потом гуляет всласть и ездит на курорт. При этом думает народ, что...

Власть волость iconБой в катакомбах. Катаев, "За власть Советов" см главу 57 части 2 романа
С. 39. Бой в катакомбах. Катаев, "За власть Советов" – см главу 57 части 2 романа

Власть волость iconЧто читать
Общественно-политическая жизнь края Государственная власть и управление в крае

Власть волость iconГосударство и власть
Борьба двух правд – государства и обыкновенного человека в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

Власть волость iconОтветы № Вопросы и задания
Дай название литературному источнику выражений: власть тьмы, в огонь и воду, знамение времени, камень преткновения



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница