Сервировка стола и правила поведения




Скачать 143.43 Kb.
НазваниеСервировка стола и правила поведения
Дата публикации27.11.2014
Размер143.43 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Право > Урок

Захарова Людмила Алексеевна


Паспорт мультимедийной разработки

1.Автор: Захарова Людмила Алексеевна

2. Образовательное учреждение (полностью, с указанием населенного

пункта, района, города). Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 поселка Паркового муниципального образования Тихорецкий район.

3.Должность: учитель технологии и кубановедения. 4. Предмет: технология. 5. Класс: 5 класс. 6.Тема: «Сервировка стола и правила поведения». 7.Тип: презентация. 8.Источник: (собственная разработка + Интернет-ресурсы, лицензионные образовательные программы) собственная разработка

«Сервировка стола и правила поведения».

^ 5 класс

Урок № 2 раздела « Кулинария»

курса «Технология».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 посёлка Паркового муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края.

Учитель технологии

высшей квалификационной категории

Захарова Людмила Алексеевна.

2012год.

Тема урока: Сервировка стола и правила поведения.

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся понятие о роли и месте салфетки как элемента столового белья . Пополнить знания о сервировке стола.

  2. Развивать навыки использования столового белья при сервировке стола. Отработать навыки использования и складывания салфетки.

  3. Воспитывать эстетические чувства.

  4. Познакомить с правилами этикета

План урока:

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация.

  3. Сообщения учащихся.

  4. Объяснение нового материала.

  5. Практическая работа “Приемы складывания салфетки”.

  6. Повторение.

  7. Подведение итогов урока.

Оборудование урока:

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийный проектор

  3. Скатерть белая – 1.

  4. Салфетки белые накрахмаленные – 4 штук.

  5. Набор для чайного стола: скатерть и 4 салфетки.

  6. Наборы для предварительной сервировки стола – 6 штук, состоящие из:

  • скатерть – 1;

  • подставка для салфеток бумажных с салфетками – 1;

  • тарелка закусочная – 4 штуки;

  • нож столовый – 4 штуки;

  • вилка столовая – 4 штуки;

  • фужер для воды – 4 штуки;

  • салфетка полотняная – 4 штуки;

  • стаканы с соком – 20 штук.

2.Актуализация

1. Вступительное слово учителя: Вы подрастаете, придет время и вам придется общаться с разными людьми, может, быть путешествовать а, значит, есть вне дома – в кафе, ресторанах. И, как порой не удобно себя чувствует человек, приглашенный, к примеру, в кафе, не зная назначения многих из разложенных пред ним приборов. Особенно если на одну персону приходится не одна вилка и нож, а две, а если три… и все разные – вот тут утрачивается чувство комфортности, и, возможно испорчен весь вечер. Да и дома, на званом вечере нелишне умело орудовать вилкой и ножом, правильно пользоваться салфеткой.

Хотя, вы можете и возразить, что можно обойтись и без ножа, и без салфетки. Но знаете ли, сейчас столько много вкусной еды, которую удобно есть при помощи ножа и вилки, а некоторые морепродукты и вовсе специальными приборами. Очень трудно порой сказать человеку, что он не умеет правильно и красиво есть. Такое замечание часто вызывает обиду. Поэтому лучше, если человек сам овладеет этой несложной наукой.

А сегодняшний урок пополнит ваши знания о том, как красиво и правильно накрыть стол, правильно есть и пить, как пользоваться столовыми приборами, как вести себя за столом. Ведь, как и в древние времена, красиво накрытый стол – гордость любой хозяйки. А как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? ( Выслушать мнения учащихся). Тема сегодняшнего урока “Сервировка стола и правила поведения”.

Чтобы комфортно чувствовать себя за столом, сервированным по всем правилам, эти правила надо знать и необходимо уметь их использовать, а также уметь накрывать стол, т.е. сервировать его по всем правилам.

^ 2. Целевые установки на урок.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с историей некоторых столовых приборов, правилами этикета, некоторыми приемами сервировки стола, научимся красиво оформлять его при помощи салфеток , и я надеюсь что полученные на уроки знания помогут вам в жизни.

^ 3. А начнем мы с Ваших сообщений: « Из истории столовых приборов» 1. «Появление вилки ножа и столовой ложке» С момента появления первых ножа и вилки столовым приборам пришлось отсидеться в подполье не один десяток столетий. Древние греки и римляне, рассуждая о природе искусства и выстраивая самые замысловатые философские системы, предпочитали, тем не менее, отправлять в рот куски пищи прямо руками. Что же касается вилки, то ее появление в католической Европе носило едва ли не еретический характер. Во многих странах вплоть до XVII века "дьявольское приспособление" было запрещено специальными указами папы. Но прошло время и на смену "человеку пожирающему" явился утонченный гурман, знающий толк не только в том, что есть, но и в том, как сделать это наиболее галантно. Изысканность манер и знание этикета становятся важнейшими качествами человека эпохи барокко. И теперь светское общество XVII века ринулось в пучину условностей и театральности поведения за столом. Одним из значительных событий стало появление на великосветских столах такого привычного для нас предмета как ложка. С узакониванием в обеденном меню супа ее появление стало просто необходимым. Ложка, остававшаяся все время в тени , проявляется теперь во всем своем великолепии. Прежний способ управляться с ней - просто зажав в кулаке - плохо сочетался с камзолами и длинными париками у мужчин, а также с длинными шлейфами женщин. Приблизительно с 1860 года правила хорошего тона предписывают обращаться с ложкой, удерживая ее при помощи трех пальцев. Мастера начинают изготовлять ложки с более широкими, плоскими ручками. Форма ложки не раз претерпевала самые неожиданные изменения. К примеру, в первой половине XVII века ручка ложки удлинилась в несколько раз. Так ей пришлось приспособиться к обыкновению человека носить сильно выступающие вперед жабо. Столовые ложки украшались с необычайной пышностью. Разнообразие форм рукояток (лотосо, жемчужнообразные, напоминающие ракушку, скрипку и т.д.) дополнялось рельефными изображениями аллегорических фигур, сложными эмблемами, орнаментами из цветочных и фруктовых пирамид. Очень популярными стали гарнитуры столовых приборов. Их преподносили в качестве подарка, заключающего в себе символическое значение, на основные праздники в жизни человека: рождение, крещение, бракосочетание и т.д. Со столовыми приборами связан, например, такой обычай того времени: молодожены должны были отведать свадебное блюдо одной ложкой в знак того, что теперь им придется расхлебывать жизненные проблемы сообща. Излюбленным способом украшения гарнитуров столовых приборов была игра на противопоставлении ножей и вилок. На их рукоятках изображали соответственно мужчин и женщин, бога Войны и богиню Любви, или монаха и монахиню. К концу XVII века практически во всех странах Европы столовый нож с острым концом уступил место ножу, имеющему закругленное лезвие. Связано это было с тем, что обычай накалывать куски пищи на кончик ножа, а затем отправлять их в рот ушел в прошлое. Эту роль стали выполнять теперь шило и вилка. В одних странах этот процесс совершился самопроизвольно, а во Франции потребовалось по такому случаю издать королевский указ. В 1669 году во время правления Людовика XIV, был обнародован вердикт, запрещающий ношение и использование столовых ножей с острым концом.

«^ Столовые приборы для чая и кофе» XVII век и в особенности XVIII благодаря открытию новых морских путей и новых земель стали временем появления и распространения дотоле неизвестных Европе продуктов: чай, кофе, какао. Их распространение привело к появлению новых центров духовной жизни: салонов, кофейных и чайных домов. Новые напитки потребовали подобающей им посуды и столовых приборов. Фарфор и перламутр были любимыми материалами. Секрет производства фарфора, которым раньше обладали лишь китайцы, Европа постигла лишь теперь и им увлеклась.

В Париже возникла Севрская мануфактура, а в Германии - Мейсенская. Каких только причудливых изделий они не выпускали! Тут были и сервизы в виде плодов и овощей - блюдо в виде виноградного листа, соусница - дыня, ваза - розовый куст с сидящей на нем бабочкой. Возникшая культура кофе и чаепития произвела на свет кофейные и чайные ложки, подобные по форме большим столовым, но вполовину короче. Во время размешивания сахара в чашке их полагалось нежно держать двумя пальцами. Скоро возникли новые обычаи, связанные с церемонией чаепития. Так, например, в наиболее "чаелюбивых" странах - Англии и США остановить гостеприимного хозяина, постоянно подливающего чай, можно было только одним способом - положить поперек чашки чайную ложку. К этому же времени относится появление первых сувенирных ложек. Во Фрисландии (область охватывающая часть Голландии и Северной Германии) впервые появились ложки, на которых были изображены не вымышленные псевдоантичные пейзажи и сцены, а наиболее живописные местные достопримечательности и значительные события. В Амстердаме сохранилась ложка, изготовитель которой увековечил необычайно суровую зиму 1675 года. В XIX веке такие сувениры заполнят все торговые лавки Европы. Специальные приспособления использовались для приготовления самого дорогого и экзотического напитка того времени - шоколада. Подобно поварам ацтеков, которые научили европейцев готовить шоколад, повара XVIII века перед подачей на стол взбивали этот напиток в высоких пузатых чанах до образования пены. Для этого использовался специальный прибор: венчик с тонкой круглой ручкой, по длине соответствующий размерам чана. В середине XVIII века разнообразие приборов, используемых за столом, вполне соответствовало прихотливым вкусам капризной эпохи рококо. "Жизнь - игра, жизнь - театр, жизнь - сон," - таков внутренний стержень культуры того времени. Повседневная необходимость принятия пищи превращается в живописную церемонию. Появляются хрупкие, изощренно изогнутые чайные ложки, и миниатюрные ложечки для сахара, украшенные перламутром, и воздушные ложечки для сливок, и десертные вилки для сладостей, и ножи для тортов, и специальные лопатки, при помощи которых сладкое раскладывали на тарелки, и прочая, и прочая.

«Экзотические и другие столовые приборы» Появляются специальные трезубцы для улиток и устриц, снабженные ножичками для открывания раковин. Неподдельное восхищение вызывают ложки для супа пользовавшиеся тогда особой популярностью. Они имели на конце особого рода щитки, с помощью которых отодвигали бороду от губ во время поднесения пищи ко рту. Модным и быстро распространившимся в аристократических кругах приспособлением явились серебряные "пики", которые устанавливались на столах и использовались для насаживания приготовленной дичи.

Культура рококо клонилась к закату. К середине XVIII века приторную эпоху рококо сменили строгие формы ампира. Французская послереволюционная буржуазия обратилась к образцам античности. "Простота и ясность" господствовали теперь во всех сферах культурной жизни общества. На столах высшего общества расположились теперь массивные ножи и вилки преимущественно из серебра, холодной и элегантной слоновой кости и черного дерева. В области декора изменения шли в следующем направлении. Ампир выпрямил кудрявые, гнутые линии, возвратил права четким, симметричным формам, упростил систему украшений. Изнеженно-женственные декоративные мотивы уступили место мужественным эмблемам скрещенных шпаг, знамен, а также львиным маскам и грифонам, заимствованным из римской культуры. Стремление взять из прошлого все самое лучшее приводило подчас к тому, что мастерство имитации достигало высочайшего уровня. Стилизованные столовые приборы едва можно отличить от оригиналов. В конце XVIII века вернулись из прошлого двузубые вилки. Они напоминают по форме средневековые приборы, поэтому их принято относить к так называемому неоготическому венскому стилю. XIX век открыл европейскому человеку первые радости туризма. В историю столовых приборов это событие вошло как время массового распространения сувенирных ложек, вилок, сахарниц и т.д. Около 1900 года в Европе и Северной Америке произведено громадное количество подобных изделий с гравюрами исторических и ландшафтных достопримечательностей, видами городов и эмблемами государств. Излюбленное украшение - портреты знаменитых людей. С начала XIX века в самых разных уголках Европы мастера своего дела ломали головы над разработками нового материала для изготовления ножей и вилок. На протяжении столетия были опробованы самые различные сплавы: серебра, железа, цинка, никеля, меди. Постепенно уходило в прошлое трудоемкое ручное производство. На место ремесленников, колдующих над клинками и трезубцами, приходят механические прессы, работающие от гальванических батарей. "Двадцатый век начинается", но это уже совсем другая история.

Вы познакомились как изменялись столовые приборы, как на это влияла мода и вкусы знати того времени. А теперь давайте познакомимся: С правилами сервировки стола и столового этикета.

Слайд 1



^ 4. Объяснение нового материала

1. Объяснение нового материала начинается с проблемного вопроса. – Какая, по вашему мнению, нам нужна посуда, при сервировке стола кухонная или столовая? (Ответ учащихся.) (столовая) Подумайте и ответьте, что вам еще понадобиться для сервировки стола?

Учащиеся называют – учитель записывает на доске: (возможные варианты и корректирует по необходимости)

  • тарелки;

  • ножи и вилки;

  • салфетки;

  • скатерть;

  • бокалы;

  • приборы со специями, вазы с цветами. А теперь ответьте - Что такое сервировка стола? (выслушиваем варианты ответов) Да ребята. Сервировка стола — это подготовка его к приему пищи, т.е. правильная, в определенном порядке, расстановка всех необходимых, соответствующих блюдам предметов — посуды, приборов, салфеток и др. Скажите, а какие требования необходимо соблюдать при сервировке стола? (выслушиваем варианты ответов) Итак ребята давайте сформулируем с вами необходимые требования и последовательность сервировки.

  • ^ НЕОБХОДИМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕРВИРОВКЕ СТОЛА.

  • 1. Соответствие мероприятию (обед, завтрак, праздничное мероприятие).

  • 2. Эстетичность.

  • 3. Тематическая направленность. (Новый год - снежинки и т.д.)

  • 4.  Задача сервирующих стол, создать хорошее настроение и усилить аппетит.

  • ^ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СЕРВИРОВКИ.

  • 1. Скатерть.

  • 2. Тарелки.

  • 3. Чашки, стеклянная посуда.

  • 4. Салфетки.

  • 5. Приборы со специями.

  • 6. Цветы.

А сейчас давайте с вами познакомимся с классификацией блюд.

Слайд 3 Слайд4



Знакомство с классификацией блюд, кухонной посудой и приспособлениями, столовыми приборами и посудой.

Слайд 5



Правила сервировки стола.

Слайд 6 Слайд7



Слайд 8 Слайд 9



^ Правила повседневной сервировки стола. К обеду стол сервируется следующим образом: расставляются мелкие тарелки, на них ставятся десертные тарелки или креманки и раскладываются столовые приборы. Если Вы будете пользоваться только ложкой и вилкой, они кладутся с правой стороны тарелки. Если Вам потребуется нож, тогда вилка кладется с левой стороны, а нож и ложка – с правой. Нож кладется острием в сторону тарелки, а не в сторону соседа по столу. Чайную ложку или десертную вилку кладут над мелкой тарелкой. Суп подают либо в глубокой тарелке, либо в специальном суповом горшочке. Суп всегда подают с правой стороны. Если на ужин подается салат и горячее блюдо, то сначала ставятся мелкие тарелки, а на них – десертные. Если для горячего блюда нужен нож, то вилка кладется с левой стороны, а нож – с правой. Если же нужна только вилка, а нож необходим только для смазывания хлеба маслом, то оба прибора кладут с правой стороны. Если Вы подаете на десерт компот, в котором есть фрукты с косточками, то креманка ставится на блюдце. Чайную ложку или десертную вилку кладут над тарелкой. Бумажную салфетку складывают по диагонали и помещают с левой стороны тарелки рядом с вилкой. Если кофе или чай подается в кофейнике, чашки с блюдцами расставляются заранее. Если же чай или кофе разливаются в чашки, то они подаются на подносе, вместе со стопкой блюдец. Тогда при подаче, на каждое блюдце кладется чайная ложка. Сахар на стол подают в сахарнице с чайной ложкой или специальными щипчиками. В молочнике можно подать молоко или сливки.

^ Слайд10 Слайд11



Сервировка праздничного стола.

Приборы, предназначенные для главного блюда, всегда располагаются непосредственно рядом с тарелкой. Вилка кладется с левой стороны, а нож – с правой, причем, если они гравированы, то гравировкой наверх. Если Вы подаете главное блюдо, суп и десерт, то столовая ложка располагается с правой стороны от тарелки, рядом с ножом для горячего блюда. С левой стороны кладется вилка для горячего блюда, ставится тарелочка для хлеба, на которую кладется хлебный нож. Десертные приборы раскладываются над тарелкой. Если после супа подается рыбное, а затем мясное блюдо, то справа около тарелки кладется мясной нож, рыбный нож и ложка, а слева – мясная и рыбная вилки. Если обед начинается с закуски, а суп является вторым блюдом, приборы располагаются следующим образом: с правой стороны кладется закусочный нож, столовая ложка и нож для горячего блюда. А с левой стороны закусочная и столовая вилки. Если перед супом подается два вида закуски, например, устрицы или улитки и мясная закуска или салат, то справа кладутся: вилочка для устриц, закусочный нож, столовая ложка и нож для горячего блюда. В этом случае слева должны лежать закусочная и столовая вилки. На закуску подается мясное блюдо, а в качестве главного блюда – рыбное, порядок сервировки - меняется: с правой стороны размещается закусочный нож, ложка и рыбный нож, а с левой стороны – вилки в соответствующей последовательности.

^ Слайд 12 Слайд13



А как вы думаете, что придает столу особую торжественность и нарядность? (выслушиваем варианты ответов)

Да ребята торжественность и нарядность праздничному столу в первую очередь придает скатерть безукоризненной чистоты, старательно выглаженная. Чтобы она не скользила и лежала ровно, под нее подкладывают тяжелую ткань. Благодаря ей также смягчается стук приборов. Края скатерти должны свисать с боков стола по 20-30 сантиметров.

Слайд 14



Скажите, а что еще кроме скатерти придает столу торжественность? (выслушиваем варианты ответов). Сервируя стол, не забудьте про салфетки. Искусно сложенные, они подчеркивают красоту праздничного стола. Ни в коем случае не используйте салфетку в качестве полотенца или носового платка! И не вытирайте ею посуду. Этим вы оскорбите хозяйку дома.

Слайд 15



^ Проблемное задание. Расположите этапы сервировки в правильной последовательности. Эта последовательность должна быть основана не просто на правилах, но и быть удобной.

^ Практическая работа «Складывание салфетки различными способами»

Слайд 16 -17 Инструкционно - технологическая карта. «Способы складывания салфеток»



Слайд 18



Сложите салфетки предложенными способами. Поставьте салфетку в закусочную тарелку перед собой. (Учащиеся складывают.)

– Теперь, мы готовы научиться правильно пользоваться салфеткой. Итак, приступаем! (Учитель садится перед учащимися на стул и демонстрирует выполнение правил пользования салфеткой).

Основное назначение салфетки состоит в том, чтобы предохранить костюм от попадания случайных капель, брызг, крошек.

Правило первое: Перед едой салфетку нужно аккуратно развернуть, сложить вдвое и положить изгибом к себе на колени.

– Выполняем!

Закладывать салфетку краем за воротник или за лацкан пиджака больше не принято: это неэстетично и неудобно.

Правило второе: Пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен.

– Выполняем!

Правило третье: Для обтирания губ салфетку берут с колен двумя руками, укорачивают путем перевертывания ее концов в ладони и, приложив середину к губам, промакивают их о верхнюю половину салфетки.

– Выполняем!

Вытирать губы путем скользящих движений по ним салфеткой некрасиво. Совершенно недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или полотенца для сильно испачканных рук.

Правило четвертое: По окончании еды салфетку не следует тщательно складывать, пытаясь придать первоначальный вид, а просто аккуратно положить справа от своей тарелки.

– Выполняем!

Не рекомендуется вешать салфетку на спинку стула или класть на его сиденье. Почему?

Давайте поговорим о правилах пользования столовыми приборами. И запомним основные правила.

Слайд 19 Слайд 20



А вот некоторые полезные советы

Слайд 21



Правила столового этикета

Слайд22:



Повторение. Подведение итогов

Викторина.

1. Назовите отличие скатерти и салфеток для чайного стола.

2. С какой целью подстилают фланелевую ткань под скатерть?

3. Почему, выходя из-за стола, нельзя класть салфетку на сиденье стула?

4. Как вы понимаете, что сервировка стола должна быть эстетичной?

5. Когда еда закончена, следует ли придавать салфетке первоначальный вид перед тем, как выйти из-за стола.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сервировка стола и правила поведения iconЗадача: ознакомление учащихся с историей чая
Зал украшен платками, на столах хохлома, гжель, дымковские игрушки и т д, сервировка стола, тульские самовары с горячим чаем

Сервировка стола и правила поведения iconКлассный час на тему: Правила поведения в школе
Цель урока: : объяснить детям правила поведения в раздевалке, столовой, библиотеке

Сервировка стола и правила поведения iconПриказ №2а от 12. 01 2012г Правила поведения учащихся
Правила устанавливают нормы поведения учеников в здании и на территории школы. Цель Правил — создание в школе нор­мативной рабочей...

Сервировка стола и правила поведения iconПравила поведения в школе
Задачи: Повторить правила поведения в школе. Активизировать творческую и познавательную деятельность учащихся

Сервировка стола и правила поведения iconПравила поведения учащихся мбоу «Вязовская сош»
Настоящие правила устанавливают порядок поведения обучающихся мбоу «Вязовская сош» (далее школа) на территории школы и во время проведения...

Сервировка стола и правила поведения iconПравила и нормы поведения в мбдоу детский сад №23 Золотой колосок
В каждом детском саду установлены свои нормы и правила поведения, но есть определенные, которые приняты во всех дошкольных учреждениях....

Сервировка стола и правила поведения iconПравила поведения на уроке и на перемене
Цель: способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения во время урока и перемены

Сервировка стола и правила поведения iconВнеклассное мероприятие для младших школьников «правила дорожные знать каждому положено!»
Цели: познакомиться с историей возникновения транспортных средств, видами автомобильного транспорта, повторить правила поведения...

Сервировка стола и правила поведения iconКлассный час в 1 классе Тема: Правила поведения на уроке и перемене
Цель: усвоение учащимися круга обязанностей и правил поведения во время уроков и перемен

Сервировка стола и правила поведения iconУрок: окружающий мир Класс: 2 Тема урока:"Мы зрители и пассажиры"
Цель. Повторить правила, изученные на предыдущем уроке; разобрать правила поведения в транспорте и в кинотеатре



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница