Основы управленческой деятельности учебное пособие Москва




НазваниеОсновы управленческой деятельности учебное пособие Москва
страница1/21
Дата публикации29.06.2013
Размер3.41 Mb.
ТипУчебное пособие
www.lit-yaz.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


Высшее профессиональное образование

С.А. Русаков
ОСНОВЫ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие

Москва

Академия

2007

Аннотация
Учебное пособие «Основы управленческой деятельности» содержит базовые знания о теории социального управления: система управления организацией; принципы, методы и формы управления; функции управления: оценка обстановки, выработка и принятие решений, планирование, организация исполнения решений, контроль, оценка деятельности персонала; стили руководства; техника личной работы и становление в должности руководителя.

Учебное пособие рассчитано на студентов технических вузов, обучающихся по специальностям направления «Информационная безопасность», а также на студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент» (государственный образовательный стандрт 061100)

Предисловие
Студенты шутят: «Сдадим экзамен и забудем!». Вспоминая студенческие годы, многие считают, что такова судьба большинства изучаемых в вузах предметов. Что-то из того, что мучительно учили, так никогда и не пригодится в жизни.

Однако есть одна область жизни, к которой человек относится парадоксально. С одной стороны, каждый считает, что разбирается в этом чуть ли не с рожденья, а с другой, именно в этой области человеку никогда не хватает знаний, и приходится возвращаться к студенческим учебникам, покупать дорогие книги. Этому учатся всю жизнь: получают «второе высшее», проходят курсы повышения квалификации и переподготовки, МВА и прочее. Знания в этой области стоят очень дорого. Но они стоят того.

Эта область – управленческая деятельность. Все в мире пронизано управлением. Все управляется, и все – результат управления. Хорошее управление – хорошие результаты. Поэтому хорошие управленцы стоят дорого. А чтобы стать хорошим управленцем, нужно хорошо учиться этому.

Данное учебное пособие, ориентированное и на студенческую аудиторию, и на состоявшихся руководителей, представляет собой изложение основных, базовых знаний об управленческой деятельности. Это, своего рода, и философия, и арифметика управления одновременно.

Размышлять об управлении человек начал еще на заре цивилизации, но наукой эти размышления стали только в ХХ-м веке. Слишком сложен этот предмет для понимания человеком, и может сравниться по сложности с наукой о самом человеке – с психологией. Более того, в управленческой деятельности столько психологии, что приходится признать: управление – это еще одна наука о человеке.

Как и в психологии, изучая управленческую деятельность, ученые наплодили достаточное число научных школ. Каждая из них по-своему объясняет феномены управления. Оставаясь приверженцем только какой-то одной школы можно оказаться в ситуации, описанной в притче о четырех слепых, которые, ощупывая слона, пытались объяснить, что это такое. «Слон – это четыре столба!», - говорил приверженец одной научной школы…

Предлагаемое учебное пособие построено на такой точке зрения, которая позволяет понимать управление наиболее адекватно. Эта точка зрения называется «системным подходом». В основе такого подхода лежит представление о мире, состоящем из систем.

Всякая система состоит из частей, которые воздействуют друг на друга, становятся взаимосвязанными и взаимозависимыми, в результате чего вся эта совокупность становится единым целым и действует как самостоятельная единица.

В свою очередь, системный подход основан на положении о том, что воздействие одного объекта на другой, приводящее к изменению другого, - это и есть управление. В этом случае говорят, что первый управляет вторым. Управление лежит в основе систем, а из систем состоит мир. Вот в чем особенность системного подхода, который взят за основу в данном учебном пособии.

Управленческая деятельность – это деятельность человека, управляющего себе подобными. Управление людьми приводит к образованию социальных систем – групп, коллективов, организаций, стран. Такое управление получило название «социального управления». Управленческая деятельность изучается в рамках теории социального управления – науки, находящейся на стыке многих наук: теории управления и теории организации, психологии и социологии, кибернетики, информатики, а также множества других наук.

Управленческая деятельность шире, чем менеджмент – управление в предпринимательской деятельности, бизнесе. Поэтому и предпринимателям, и бизнесменам это учебное пособие может оказаться полезным. Как признак зрелости управленца можно считать его способность управлять вне зависимости от сферы деятельности: и промышленным предприятием, и торговой фирмой, и государственным учреждением, и церковным приходом, и воинской частью. Управленческая деятельность универсальна и применима во всех областях человеческой деятельности. Принципы, формы, методы и приемы управления одинаковы.

Вот, например, что говорится в государственном образовательном стандарте по поводу профессии менеджера: «Область деятельности менеджера – обеспечение рационального управления экономическими процессами, организация управления…Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности: управленческой, организационной». А вот что говорится в Боевом Уставе Сухопутных войск ВС РФ: «Управление подразделениями заключается в целенаправленной работе командира взвода (отделения, танка) по поддержанию боевой готовности, подготовке к бою и руководству взводом (отделением, танком) при выполнении поставленных задач. Основой управления является решение командира». Улавливаете разницу? Разницы нет. Сейчас в армии даже появился предмет обучения «военный менеджмент».

Учебное пособие составлено в учетом государственного образовательного стандарта по специальностям, имеющим отношение к управлению как в сфере частного предпринимательства, так и государственного управления. В основу учебного пособия положены материалы авторского курса подготовки руководящего состава органов государственного управления, преподаваемого в ряде московских вузов. Этот курс автор принял из рук своего наставника и учителя – заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора, генерал-майора в отставке Булыгина Юрия Емельяновича (1934 – 2006 гг.). Учебное пособие во многом отражает авторское видение и преемственность подходов Ю.Е. Булыгина, собственную интерпретацию существующих взглядов на феномен управления.

Учебное пособие состоит из семи глав, в которых отражены: основы теории социального управления, принципы, методы и формы управленческой деятельности, функции управления, приемы организации личной работы руководителя.

При изложении материалов автор счел целесообразным не делать построчные ссылки на использованные источники, приведя перечень литературы в конце учебного пособия. Это сделано в целях представления информации в более удобной для восприятия форме.

Автор с благодарностью признает заслуги рецензентов и редакторов в улучшении качества учебного пособия и увеличении степени его полезности для тех, кому нужны знания об управленческой деятельности.

Глава 1. Основные положения теории социального управления
1.1. Сущность и виды социального управления
Термин «управление» широко применяется в различных сферах человеческой жизни, однако не всегда понимается правильно. И на бытовом уровне, и среди руководителей, и в научных кругах важно понимать сущность управления.

Управление, в самом общем смысле, есть воздействие на кого (что)-либо с целью изменения (сохранения) его состояния, поведения или действия. Иными словами, при всем многообразии подходов к пониманию управления суть всякого управления сводится к управляющему воздействию.

Главная мысль состоит в том, что если нет управляющего воздействия руководителя, если нет результатов такого воздействия, если руководитель не умеет добиваться желаемых изменений в системе управления, то нет и управления, есть лишь умелая его имитация, манипулирование сознанием подчиненных и общественности. Интенсивность управляющего воздействия руководителя, хотя и отражает склад его характера, стиль руководства, естественно, не может быть величиной постоянной и меняется с изменением остроты и сложности производственной или управленческой ситуации.

В поиске ответов на эти вопросы следует иметь в виду установленную наукой управления закономерность: с ростом интенсивности управляющего воздействия результат его увеличивается лишь до определенного предела, после чего резко падает. Это важно иметь в виду при оценке деятельности любого органа управления, его сотрудников и особенно руководителей.

Социальное управление, в отличие от управления в биологических и технических системах, осуществляется в системе человеческих отношений и представляет собой воздействие на общество (как в целом, так и на отдельные слои, группы, коллективы, индивидуумы) с целью его упорядочения, сохранения или изменения качественной специфики, совершенствования и развития.

Изучением общих закономерностей социального управления занимается, главным образом, социология управления. Следует подчеркнуть два очень важных момента:

Во-первых, решающим для социального управления является не технический (использование различных машин и технических устройств) и не технологический (совершенствование технологии управления), а человеческий фактор. Изучение влияния человеческого фактора в социальном управлении  задача, прежде всего, психологии управления. Принципиально важен вывод: знание людей, их ценностных ориентаций, нравственных принципов, норм поведения в сфере труда, досуга, потребления, их жизненных планов, уровня знаний и информированности, характера трудовых и социальных навыков, установок и представлений о личностно значимых элементах жизни (социальной справедливости, правах и свободах человека, о его гражданском и профессиональном долге), других составляющих человеческого фактора – непременное условие успеха организаторской деятельности каждого руководителя.

Во-вторых, именно здесь, в социальной сфере управление приобретает характер определенного рода деятельности управленческой деятельности, что предопределяет необходимость деятельностного подхода к ее изучению, то есть выявления цели, средств, принципов, форм и методов этой деятельности. При этом управленческая деятельность рассматривается как часть более широкого понятия  служебной деятельности, призванной обслуживать производственную деятельность (производство определенных товаров и услуг), которая и определяет смысл создания и функционирования любой организации.

С учетом форм собственности и характера управляющего воздействия в социальном управлении можно выделить два основных его вида: а) государственное управление, осуществляемое государственными органами, и б) негосударственное управление, осуществляемое негосударственными органами (в частном секторе, в управлении кооперативными предприятиями, общественными. религиозными объединениями, движениями и т.п.). Такое деление достаточно условно, так как оба эти вида социального управления тесно связаны между собой: государство управляет деятельностью негосударственных организаций путем издания соответствующих нормативных актов и другими средствами управляющего воздействия, а негосударственные структуры (коммерческие банки, крупные финансово-промышленные корпорации, политические партии и движения и т.д.) оказывают существенное (а порою и определяющее) влияние на деятельность всех ветвей органов государственной власти и государственного управления.

При рассмотрении управленческой деятельности руководителя нельзя не учитывать специфику финансирования организации, границы правового поля руководителя в том или ином виде управления, правовую основу используемых средств управляющего воздействия и т.д. Но это задача соответствующих юридических, экономических и других научных дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку руководящих кадров, а в организационно-технологическом отношении такое деление не имеет существенного значения: скажем, для руководителя предприятия гораздо важнее объем выпускаемой продукции и численность его персонала, а не то, является ли оно частным или государственным. И в том, и в другом случае он обязан соблюдать законность, объективность и другие основополагающие принципы организаторской деятельности, использовать те же формы и методы их реализации.

Взаимодействие руководителя и подчиненных в процессе управления приводит к образованию социальной системы. В наиболее общем смысле система – это совокупность частей, взаимная связь между которыми приводит к образованию целого, свойства которого отличны от свойств составляющих его частей. Наличие связи между частями определяет взаимную обусловленность и взаимную зависимость. Любое изменение состояния или любое действие одной из частей приводит к определенным изменениям других частей и всей системы в целом. Системы являются образованиями, обладающими рядом особенных свойств, знание которых обеспечивает эффективное управление ими.

Понятие «система» является одним из главных в научном познании мира. Теория социального управления опирается на такие понятия как «организационная система», система управления, системный подход, системный анализ. Теория систем, понимающая систему как совокупность взаимосвязанных компонентов, решает задачу выведения законов, объясняющих возникновение, существование, функционирование и развитие систем различной природы (биологической, технической, социальной, социально-экономической и др.)

В теории систем используется определенный понятийный аппарат:

Элемент – простейшая неделимая часть системы, результат деления до уровня, при котором сохраняются свойства, определяющие природу данного объекта. Например, элементом любого вещества является его молекула.

Подсистема – часть системы, являющаяся относительно самостоятельной системой и выполняющая определенные функции.

^ Свойства системы – проявления системы, которые могут наблюдаться, исследоваться, описываться в качественных и измеряться в количественных показателях.

^ Структура системы – внутреннее строение, определяем взаимным расположением и соединением ее элементов между собой.

Связь – взаимная обусловленность состояния и поведения одного элемента от состояния и поведения другого элемента в системе. Связи характеризуют статику системы – то, какие элементы связаны между собой и как, а также динамику системы – как связь между элементами влияет на их состояние и состояние системы в целом.

Следует обратить внимание на то, что взаимная обусловленность состояния и поведения элементов системы не что иное, как их взаимное воздействие друг на друга. Следовательно, связь элементов системы – это отношения взаимного управления. Так, в отношениях руководителя и подчиненного действительно происходит взаимное управление друг другом, а также соответствующие такому управлению взаимные изменения поведения и действий в процессе управления.

Качественные характеристики систем описываются следующими показателями:

Состояние – совокупность существенных свойств, которыми система обладает на определенный момент времени. Например, по состоянию на сегодняшний день на предприятии имеется определенное количество персонала определенного уровня профессиональной подготовки.

Поведение – процесс изменения состояния системы. Описание поведения системы используется в случаях, когда неизвестны закономерности, причины изменений. Например, описание поведения студентов в перерывах между занятиями.

Равновесие – сохранение системой своего состояния в случае отсутствия внешнего воздействия, а также в случае постоянных или слабых воздействий.

Устойчивость – способность системы переходить в состояние равновесия после прекращения внешнего воздействия. Системы обладают устойчивостью до определенного предела силы внешнего воздействия. Например, выключение света в аудитории не вызывает прекращение лекции, а землетрясение прекращает занятия.

Состояние равновесия, в которое система способна возвращаться после прекращения внешнего воздействия, называется устойчивым состоянием равновесия. Возвращение системы в такое состояние может сопровождаться некоторыми колебаниями ее состояния. Например, в случае восстановления дружеских отношений после конфликта.

Развитие – направленное закономерное изменение системы. Развитие приводит к возникновению новых свойств системы или к переходу системы в новое качественное состояние.

Социальные системы состоят из ряда подсистем, являющихся относительно самостоятельными системами, решающих важные задачи в интересах обеспечения эффективного существования, функционирования и развития системы, в которую они входят. Во многих социальных системах, например, на промышленном предприятии, в коммерческой фирме или в какой-либо стране есть такие подсистемы как система безопасности, финансовая система или транспортная система. Самое важное место среди таких подсистем занимает система управления, предназначенная для управления всей системой. Система управления генерирует и передает управляющее воздействие объектам управления и воспринимает происходящие изменения в управляемых объектах.

Для изучения любой организации большое значение имеет анализ ее структуры. Наиболее общая модель системы управления организацией включает два основных элемента  субъект и объект управления, связанные между собой каналами прямой и обратной связи, по которым с помощью сил и средств управления осуществляется управленческое воздействие, в том числе воспринимается воздействие внешней и внутренней среды, обеспечивая тем самым функционирование (работоспособность) этой системы.

Субъект управленияуправляющий элемент (звено) системы управления, который генерирует процесс ее функционирования, оказывая управляющее воздействие на другие элементы данной системы. Роль субъекта в социальном управлении исполняют определенное лицо или группа лиц (органы управления, их подразделения), которые в силу данных им полномочий или имеющихся договоренностей могут и должны оказывать управляющее воздействие на другие элементы данной системы. И от того, кто и как управляет, в значительной мере зависит эффективность деятельности организации.

В зависимости от положения субъекта в той или иной системе управления различают два основных вида управленческой деятельности. Первый, который можно было бы назвать «управлением в индивидуальной деятельности» или «индивидуальным самоуправлением», является неотъемлемым компонентом самой производственной деятельности (скажем, планирование рабочих операций, контроль исправности используемых приборов и инструментов и т.п.). Такое управление, как правило, осуществляется самим субъектом производственной деятельности непосредственно в ходе решения стоящих перед ним задач ("отдельный скрипач сам управляет собой"). И даже руководитель, участвуя лично в производственном процессе, выступает в таком случае преимущественно как профессионал производственной деятельности (например, выполняя лично те или иные наиболее сложные рабочие операции или наиболее ответственные мероприятия), как обычный работник ("солист оркестра"), но не как администратор (“дирижер”).

Второй вид управленческой деятельности – управление как относительно самостоятельный вид служебной деятельности, появившееся в результате специализации труда и имеющее целью создание необходимых условий для совместной работы коллектива по решению общих задач ("оркестр нуждается в дирижере"). Поэтому данный вид управления называется иногда «управлением коллективом» или точнее «управлением коллективной деятельностью». Именно этот вид управления являтся предметом нашего рассмотрения.

Субъект такого управления может быть кооперативным (коллегия, совет, подразделение аппарата управления) и индивидуальным (руководитель или сотрудник органа управления). Виды субъектов управления деятельностью организации и их статус определяются разработанным положением об организации и, как правило, предполагает сочетание того и другого.

Важным элементом системы социального управления является его объект управляемый элемент (звено) данной системы, воспринимающий управляющее воздействие субъекта управления и, в свою очередь, оказывающий на него воздействие соответствующей реакцией. Под объектом в системе социального управления обычно понимается общество (как в целом, так и на отдельные слои, группы, коллективы, индивидуумы). Но, строго говоря, объектом такого управления является не общество как таковое в целом, не отдельные слои, группы, коллективы, индивидуумы, а их деятельность, ибо управлять можно только тем, что действует, изменяется, развивается. Например, говорить об управлении человеком также бессмысленно, как и говорить об управлении стоящим автомобилем. Можно говорить об управлении развитием человека как личности, его общественной, производственной или иной служебной деятельностью и т.п.

При этом в содержание объекта управления служебной деятельностью организации включаются не только производственные, но и другие, непосредственно связанные с ее обеспечением, виды служебной деятельности (информационная, аналитическая, кадровая и т.п.). Но следует иметь в виду, что управление производственной деятельностью имеет основополагающий характер по отношению к управлению служебной деятельностью, ибо направлено непосредственно на создание условий для достижения целей и практического решения задач, определяющих предназначение организации.

Для организаторской деятельности руководителя это означает, что все другие виды его управленческой деятельности должны рассматриваться не сами по себе, а в соотнесении с управлением производственной деятельностью, и оцениваться в зависимости от того, насколько они способствуют решению производственных задач. Это и обусловливает распределение усилий руководителя в сфере управленческой деятельности. Руководитель, который главным образом занимается решением пусть важных вопросов (подбор кадров, строительство и ремонт служебных помещений, обеспечение автотранспортом и пр.), выполняет представительские функции в ущерб управлению производственной деятельностью (а таких примеров немало), рано или поздно терпит крах – невысоко оценивается вышестоящим руководством и отторгается коллективом.

Основанием для выделения объектов управления той или иной системы являются: а) включенность органов, подразделений, сотрудников в штатную структуру данной системы управления; б) их относительная самостоятельность в решении служебных или производственных задач; в) наличие постоянно действующих каналов прямой и обратной связи с субъектом управления; г) обязательность восприятия управляющего воздействия субъекта управления и адекватного реагирования на него.

Осознание этих признаков как квалифицирующих при определении объектов управления позволяет получать ответы на целый ряд сугубо практических вопросов, возникающих нередко, особенно в сфере взаимодействия и координации деятельности органов и подразделений социального управления. Например, угрозы того или иного должностного лица органа государственного управления освободить от занимаемой должности руководителя, избранного акционерами (пайщиками) организации совершенно беспочвенны и прибегать к ним не следует. Всякая угроза в сфере социального управления должна быть правомерна и реализуема.

Основное правило распределения объектов управления – у каждого субъекта управления должен быть свой и только его объект (объекты) управления. Соответственно, у каждого объекта должен быть только один субъект управления, который единственно и может оказывать на него управляющее воздействие ("Принцип единоначалия Файоля"). Для совокупности операций, осуществляемых в процессе функционирования системы управления и преследующих одну и ту же цель, должны быть один руководитель и одна программа. Это – необходимое условие единства действия, координации сил, сложения усилий. Одновременное подчинение объекта управления двум и более субъектам хотя и возможно, но, в общем-то, нежелательно, так как нередко снижает эффективность управления, вносит диссонанс в организацию деятельности управляемого объекта и влечет за собой другие негативные последствия.

Нарушение этого правила при распределении объектов управления по горизонтали, по звеньям одного уровня управленческой системы, нередко приводит к параллелизму, то есть к одновременному выполнению одинаковых работ или функций по отношению к одним и тем же объектам, звеньям одного уровня управления. В результате, указания, поступающие из разных подразделений вышестоящего органа управления, зачастую противоречат друг другу.

Нарушение "Принципа Файоля" при распределении объектов управления по вертикали, ведет к дублированию, то есть к одновременному выполнению одинаковых работ или функций по отношению к одним и тем же объектам управления разными уровнями управления независимо друг от друга: подчас, то, что делается (должно делаться) нижестоящим органом управления, выполняется и вышестоящим.

С последствиями такого рода "управления", возникающими в результате дублирования, можно столкнуться, получая разноречивые, не согласованные между собой, а подчас и просто противоречивые указания из разных подразделений вышестоящего органа управления. Дублирование, как и параллелизм, вносит дезорганизацию в управление, размывает грани ответственности как субъектов, так и объектов управления, влечет за собой и другие негативные моменты.

Устранение паразитарных проявлений параллелизма и дублирования – один из путей совершенствования управленческой деятельности, которое включает:

точное определение объектов управления и распределения их между субъектами управления;

четкое определение функциональных обязанностей, прав и ответственности не только субъекта по отношению к объекту управления, но и объекта по отношению к субъекту или субъектам управления, особенно в случае возникновения управленческих коллизий;

использование института головного (основного, главного, старшего и т.п.) субъекта управления с определением его статуса, прав по отношению к соответствующим объектам и другим субъектам управления в тех случаях, когда наличие нескольких субъектов управления по отношению к одному и тому же объекту неизбежно. Принцип Саймона гласит: "Индивид может получать приказы от нескольких начальников, но в случае конфликта есть только один начальник, которому он, как предполагается, должен повиноваться";

применение и такого радикального, "хирургического" средства, как упразднение или исключение из числа субъектов управления тех звеньев управленческой системы, которые лишь дублируют другие, не принося никакой пользы.

Таковы наиболее характерные черты основных элементов системы социального управления. Но самым важным отличительным признаком любой деятельности является ее цель.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основы управленческой деятельности учебное пособие Москва iconУчебное пособие в 2-х частях Часть 2
Физиологические основы психической деятельности: Учебное пособие в 2-х частях. – Н. Новгород: вгипу, 2008. – Часть 2: Физиология...

Основы управленческой деятельности учебное пособие Москва iconУчебное пособие «Основы светской этики», толковый словарь, материалы...
Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу

Основы управленческой деятельности учебное пособие Москва iconФизиологические основы психической деятельности
Физиологические основы психической деятельности: Учебное пособие в 2-х частях. – Н. Новгород: вгипу, 2008. – Часть 1: Физиология...

Основы управленческой деятельности учебное пособие Москва iconУчебное пособие является составной частью общего курса «Психодиагностики»
Прыгин Г. С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: Умк «Психология»,...

Основы управленческой деятельности учебное пособие Москва iconПрограмма Учебное пособие Для студентов факультета журналистики Москва
Мода и журналистика: Программа, учебное пособие. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2002. – 38 с

Основы управленческой деятельности учебное пособие Москва iconУчебное пособие аспирантам москва 2003 А. Г. Войтов философия учебное пособие
Войтов А. Г. Философия: учебное пособие аспирантам. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 514 с

Основы управленческой деятельности учебное пособие Москва iconОрганизация управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения
Следовательно, определяется основополагающее направление организации управленческой деятельности на принципах сотрудничества и кооперации...

Основы управленческой деятельности учебное пособие Москва iconАнглийский язык: основы чтения, говорения, письма учебное пособие Хабаровск
Английский язык : основы чтения, говорения, письма : учебное пособие / Р. Р. Романов. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточ гос гуманит...

Основы управленческой деятельности учебное пособие Москва iconУчебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих пси­хологию. Оно может быть полезно и специалистам в области практи­ческой...

Основы управленческой деятельности учебное пособие Москва iconШнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов социально-психологи­ческих и психологических факультетов университетов, готовящих себя...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница