Организация практических занятий




НазваниеОрганизация практических занятий
страница1/7
Дата публикации21.06.2013
Размер0.87 Mb.
ТипУчебное пособие
www.lit-yaz.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Е.В. КОНДРАТЮК
АНТРОПОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород

2006

ББК 28.71

К-64


К-64 Кондратюк Е.В. Антропология: организация практических занятий и самостоятельной работы студента: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. – 80 с.
Рецензенты:

Кандидат биологических наук, доцент Максимова Надежда Львовна (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет)

Кандидат медицинских наук Воропаев Алексей Алексеевич (Волжский государственный инженерно-педагогический университет)

Настоящее пособие содержит десять практических занятий, методические указания и задания для выполнения самостоятельных работ, вопросы для самоподготовки, некоторые дополнительные теоретические и справочные материалы по антропологии.

Учебное пособие предназначено для студентов Волжского государственного инженерно-педагогического университета, обучающихся по специальности 020400 «Психология».

© Е.В. Кондратюк, 2006

© ВГИПУ, 2006

Введение
Настоящее учебно-методическое пособие разработано для студентов специальности: 020400 «Психология» и предназначено для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Антропология».

Основная цель – помочь студенту овладеть необходимыми знаниями для будущей профессиональной деятельности, научить правильно их использовать для достижения наилучшего результата. Профессиональные навыки и необходимые знания могут быть получены не только на лекционных и практических занятиях, но и в результате самостоятельной работы, основанной на изучении теоретического материала и освоении необходимых практических умений. В этом случае обучение становится наиболее эффективным, так как происходит смещение акцентов в учебном процессе от простого накопления знаний к выработке навыков и умений их самостоятельного приобретения.

На практических занятиях рассматриваются и обсуждаются вопросы, изучаемые на основе лекций и в рекомендованной учебной литературе. Качество усвоения учебного материала контролируется при тестировании по изученной теме. При подготовке к практическим занятиям студент может использовать теоретический материал, приведённый в настоящем пособии по соответствующей теме. Этот же материал может быть использован для выполнения самостоятельной работы. Контрольные задания для самостоятельной работы разработаны таким образом, что студенту необходимо обязательно использовать знания, полученные на аудиторных занятиях. Для выполнения контрольных заданий не требуется применение какого-либо специального оборудования и специальных материалов. Все необходимые материалы и оборудование доступны для каждого студента.

В пособии представлены планы практических занятий, приводятся вопросы, рассматриваемые на практических занятиях, перечень учебной литературы, контрольные задания и рекомендации по их выполнению. В конце пособия приводятся вопросы для самоподготовки.

^ ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ И ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить учебную литературу из предложенного списка, разрешается использование другой учебной, справочной, научной и научно-популярной литературы для подготовки ответов на контрольные вопросы. Допускается использование публикаций в средствах массовой информации, сведений из сети Интернет с обязательной ссылкой на источник. Ответы на контрольные вопросы студент готовит в виде краткого сообщения (доклада), где освещает все аспекты поставленного вопроса.

Для успешной проработки вопроса необходимо, прежде всего, составить план ответа, определить главные направления, выделить ключевые понятия и слова, подобрать наглядные примеры; в заключение сделать вывод. Всем ключевым (и незнакомым) словам и понятиям необходимо дать определения с помощью словаря или найти эти определения в учебной литературе. Ответ может быть проиллюстрирован схемами, рисунками, диаграммами, графиками и т.д. Подготовка к демонстрации должна занимать минимум времени или идти параллельно с ответом.

Студент выполняет контрольные задания по каждой теме, используя текст лекции, учебную и справочную литературу и материалы настоящего учебно-методического пособия. Преподаватель контролирует выполнение заданий и проводит консультации по их выполнению. Отчёт о самостоятельной работе выполняется в письменном виде и сдаётся преподавателю. Оформление отчёта проводится в соответствии требованиями, приведёнными в приложении 1. В отчёте допускается использование схем, диаграмм, рисунков, не предусмотренных в требованиях по согласованию с преподавателем.

Студент также готовит реферат по одной из выбранных тем, который представляет на занятии и включает в отчёт о самостоятельной работе.

Занятие 1

Человек как представитель отряда приматов
Вопросы:
1. Подотряд полуобезьяны и подотряд человекоподобные высшие приматы.

2. Ископаемые низшие и высшие приматы.

3. Черты строения человека, общие с животными.

4. Отличие человека от приматов и представителей других видов мира животных (строение опорно-двигательного аппарата, мозга и т.д.).
В систематическом отношении современный человек относится к царству животных, подцарству многоклеточных, типу хордовых, подтипу позвоночных (черепных), классу млекопитающих (зверей), подклассу высших, или настоящих зверей, отряду приматов, подотряду узконосых обезьян, семейству людей, человеческой трибе, роду человек и виду человек разумный, подвид современныйHomo sapiens subspecies sapiens. Таким образом, видно, что человеческая «самость» проявляется только на самых низких уровнях иерархической системы – семейства, рода, и вида.

Животная природа человека известна уже с древности. В книге Екклесиаста сказано, что человек представляет сам по себе животное, так как умирает точно также, как и любое другое животное. Человек дышит и не имеет преимущества перед любым из них. Люди, не сведущие в биологии, считают себя «венцом творения», противопоставляют себя миру природы, это явление называется омфалоцентризмом (греч. – omphalos – пупок). Английский натуралист и защитник природы Дж. Даррелл говорит о человеке как о совершенном существе, ставит на одну ступень с Богом, а с другой стороны − сравнивает с рыжей крысой, так как человек, как и крыса, вносит хаос и разрушение в природу, нарушает её равновесие.

Конечно, нельзя возвеличивать человека, выносить его за «рамки» природы, так как могущество и совершенство человека призрачно, как миф. С другой стороны, нельзя принижать достоинств человека, его исключительные качества. Необходимо в этом случае определить золотую середину – человек совершенное творение природы, но ничем не лучше, но и не хуже других её созданий. Обладание разумом накладывает на него огромную ответственность за современное состояние природы, за её будущее и будущее человека.
Методические указания для подготовки к занятию
Ознакомьтесь с приведёнными схемами 1 и 2 и таблицей 2. Руководствуясь учебной литературой и приведёнными материалами, определите временные рамки существования предков современного человека. Определите и назовите современных представителей приматов, указанных в таблице 1, и место их обитания в современном мире. Сравните ареал распространения современных приматов разных видов и ареал обитания ископаемых приматов. Определите, каким образом шел процесс эволюции человека и обезьян и скорость этого процесса. Когда в процессе эволюции скорость означенных преобразований была наибольшей? Объясните, почему не все ископаемые приматы в настоящее время имеют современных представителей?
^ Задание для самостоятельной работы:
1. Определите следующие термины − обезьяны, полуобезьяны, приматы, тупайи, лемуры, бипедия, микросипиды, апидисы, антропосоциогенез, антропофагия, стадо, семья, традиционная семья, авторитарная семья, эгалитарная семья, нуклеарная семья, брак, род, племя, матриархат.

2. Заполните таблицу 1, сделайте вывод.

Таблица 1
^

Сходство и отличия человека от животных





Животные

Позвоночные

Млекопитающие

Приматы

Сходство













Отличия














Методические указания к выполнению работы:
1. Перед выполнением задания изучите теоретический материал в учебной литературе.

2. Для определения терминов и понятий пользуйтесь учебной литературой приведённой ниже, словарями, энциклопедиями.
Литература:

1. Алексеев В.П. От животных к человеку. Легенды, факты. наука. - М.: Сов. Россия, 1969.

2. Алексеев В.П. В поисках предков. Антропология и история. - М.: Сов. Россия, 1972.

3. Алексеев В.П. Историческая антропология. - М.: Высшая школа, 1979.

4. Алексеев В.П., Левин Н.А. Антропология. Для студентов университетов. - М.: Высшая школа, 1978.

5. Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. Биология с основами экологии: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. В.Н. Думбая. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. (серия «Высшее образование»).

6. Каменский А.А., Ким А.И. и др. Биология. Высшее образование. – М.: Слово: ЭКСМО, 2003.

7. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. уч. заведений. – М.: Высш. шк.; 2004.

8. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. - М.: Наука. 1970 (АН СССР. Отд. Общей биологии Моск. о-во испытателей природы. Секция антропологии),

9. Хасанова Г.Б. Антропология: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004.

10. Хомутов А.Е. Антропология. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.


СХЕМА 1

^ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЕЗЬЯН


Полуобезьяны

Обезьяны

Люди




Семейство долгопятов


Семейство лемуров

Широконосые

Узконосые

Семейство людей

Семейство игрунков

Семейство цепко-хвостов

Семейство мартышко-образных

Семейство гилобатид

Семейство понгид




Капуцины, ревуны

Макаки резус и другие виды, мандрилы, пави-аны, мартышки.

Азиатские Африканские

Современный человек

Гиббоны

Орангутанги

Гориллы

Шимпанзе




Кроманьонец




Палеоантропы
Архантропы (homo erectus)




Homo habiles

Австралопитеки

Дриопитеки
Низшие приматы Высшие приматы--------------------------------------------------------------

Отряд приматов

СХЕМА 2

^ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЕЗЬЯН

Павиан гиббон орангутанг горилла шимпанзе человек разумный

Кроманьонец (неоантроп)
Неандерталец

(палеоантроп древний человек)

Гигантопитек Мегантроп Австралопитек ? Питекантроп (архантроп)

(древнейший человек)

?

Мезопитек Удабнопитек Дриопитек Рамапитек

германский

Дриопитек Проконсул Дриопитек

пенджабский дарвиновский

Плиопитек Сивапитек

Дриопитек фонтановский

Проплиопитек

Апидиум Парапитек

Общий предок
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация практических занятий iconКондратюк е. В. Почвоведение организация практических занятий
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 013400 Менеджмент и маркетинг в природопользовании

Организация практических занятий iconМетодические указания к проведению практических занятий для студентов...
Методическая разработка содержит планы практических занятий, перечень вопросов для устного опроса студентов, а также практические...

Организация практических занятий iconТематический план лекционных занятий и cрс тематика практических занятий
Таблица контрольных заданий по квантовой оптике, строению атома и ядра

Организация практических занятий iconМетодические рекомендации для проведения практических занятий по...
Практика принятия решений в менеджменте. Методические рекомендации для проведения практических занятий по направлению подготовки...

Организация практических занятий iconМетодические указания для выполнения практических занятий по дисциплине...
Семахин Е. А. История экономических учений. Методические указания для выполнения практических занятий. Н. Новгород: вгипу, 2010....

Организация практических занятий iconМетодические указания по проведению практических занятий по дисциплине...
Сироткин Ф. П. Расчет параметров режимов сварки: Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине «Технология...

Организация практических занятий iconМетодические указания по проведению практических занятий по дисциплине...
Сироткин Ф. П. Расчет параметров режимов сварки: Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине «Технология...

Организация практических занятий iconУчебно-методическое пособие предназначено для проведения практических...
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по дисциплине «Английский язык по специальности», соответствует...

Организация практических занятий iconМетодические рекомендации для практических занятий студентов по дисциплине «Демография»
...

Организация практических занятий iconМетодические рекомендации для проведения практических занятий для...
Прохорова М. П. Риск-менеджмент: методические рекомендации для проведения практических занятий для специальности «Менеджмент организации»...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница