Сценарий классного часа для 10-11 классов «Мир. Прогресс. Права человека.»




Скачать 98.33 Kb.
НазваниеСценарий классного часа для 10-11 классов «Мир. Прогресс. Права человека.»
Дата публикации28.10.2014
Размер98.33 Kb.
ТипСценарий
www.lit-yaz.ru > Право > Сценарий
Сценарий классного часа для 10-11 классов «Мир. Прогресс. Права человека.» — тема Нобелевской лекции А.Д.Сахарова

Цели классного часа:

1. Познакомить обучающихся с деятельностью академика А.Д.Сахарова;

показать актуальность основных положений Нобелевской речи; выяснить,

какие мысли Сахарова близки и понятны ребятам.

2. Способствовать воспитанию в обучающихся честности, порядочности, патриотизма, формированию гуманистического мировоззрения, идеалов гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса, отношения к нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития человеческого сообщества; гражданственности, любви к Родине, политической и правовой культуры.

Предварительная подготовка: знакомство обучающихся с биографией А.Д.Сахарова, текстом Нобелевской речи, Всеобщей Декларацией о правах человека.

Участники: обучающиеся 10-11 классов.

Ход классного часа.

Звучит стихотворение Лидии Чуковской (в исполнении подготовленной ученицы)

А.Д.С. [Андрею Дмитриевичу Сахарову]

Голубоглазое молчанье,

Мощь одинокой тишины.

И расстоянье, расстоянье,

Которым мы разделены.

Как от земли и до луны.

Заговорил — и прозвучали

Слова отваги и печали.

И не хватало, не хватало

Лишь мученического венца.

И время, вот оно, настало

Для мученического конца.

Сегодня-завтра он наступит,

Очей угаснет синева.

И вот когда бессмертье вступит

В свои законные права.

1976

Учитель: — Добрый день, уважаемые участники дискуссии. Этот классный час мы посвятим удивительному человеку, который при жизни вызывал уважение, восхищение у одних, и страх и ненависть — у других. Речь пойдет об академике, лауреате Нобелевской премии Андрее Дмитриевиче Сахарове, и большее внимание мы уделим его Нобелевской речи. В ходе нашей дискуссии попытаемся понять, в чем же секрет величайшего ученого, гуманиста, и почему человек, необычайно талантливый, порядочный, был в такой немилости у власти. В ваших размышлениях вам помогут ваши знания по истории, обществознанию, ваша гражданская позиция.

- Готовясь к дискуссии, вы должны были познакомиться с биографией А.Д.Сахарова. Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями.

(Рассказы ребят о тех моментах биографии Сахарова, которые запомнились им больше всего: семья, образование, годы Великой Отечественной войны, научная деятельность, создание водородной бомбы, защита репрессированных, протест против ввода советских войск в Афганистан)

- Теперь давайте попробуем ответить на вопрос: что в деятельности Сахарова вызывало у властей такое неприятие?

(Ответы ребят: в стране, где свобода мышления в принципе не могла существовать, одно название статьи «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» могло, мягко говоря, насторожить «властителей дум». Не говоря уже о той борьбе, которую вел академик против испытаний ядерного оружия. И защита репрессированных, конечно, тоже была не в пользу Сахарова.)

- Скажите, пожалуйста, как вы объясните поддержку Сахаровым бойкотирования Московской олимпиады?

(Ответы ребят: история олимпийского движения – ответ на этот вопрос. Еще в Древней Греции во время проведения Олимпийских игр прекращались все войны. Как же может проходить олимпиада в стране, ведущей войну?)

- А теперь перейдем к самому главному – деятельности Андрея Дмитриевича как защитника прав человека. Вы уже знаете, что в 1970 году Сахаров вместе с друзьями основал Комитет по правам человека, и еще вы знаете, что 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека, Приняв это решение исторического значения, Ассамблея обратилась с призывом ко всем государствам — членам Организации — обнародовать текст Декларации и сделать все возможное для «ее распространения, оглашения и разъяснения, главным образом в школах и других учебных заведениях, без различия, основанного на политическом статусе стран или территорий». Почему же, спустя 22 года после принятия международной декларации, у нас в стране возникает необходимость создания Комитета по правам человека?

(Ответы ребят: идеологическая ситуация в СССР, диссидентство, преследование властями «инакомыслящих» — все факты, говорящие о грубом нарушении прав человека).

- В 1975 году »за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства» Андрей Дмитриевич Сахаров был удостоен звания лауреата Нобелевской премии Мира. «Это явилось огромной честью для меня, признанием заслуг всего правозащитного движения в СССР.» (А.Д. Сахаров, «Автобиография») Речь А.Д Сахарова на Нобелевской лекции «Мир. Прогресс. Права человека.» — следующая и основная тема нашей дискуссии. Давайте остановимся на основных ее положениях.

(Рассказы ребят. Как сказал сам академик,

«Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими.». Еще в 1968 году в работе

« Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе»

Андрей Дмитриевич рассмотрел угрозы человечеству, связанные с его разобщенностью, противостоянием социалистической и капиталистической систем: ядерная война, голод, экологические и демографические катаклизмы, дегуманизация общества, расизм, национализм, диктаторские террористические режимы. В демократизации и демилитаризации общества, утверждении интеллектуальной свободы, социальном и научно-техническом прогрессе, ведущих к сближению двух систем, Сахаров видел альтернативу гибели человечества. Став одним из создателей водородной бомбы, гуманист Сахаров увидел, насколько опасно такого рода открытия в обществе, ведущим принципом которого является сила – сила, направленная на уничтожение человечества. «Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав.» Андрей Дмитриевич говорит о последствиях научно-технического прогресса, ведущих к уничтожению людей, а не к облегчению их жизни. Прошло тридцать с лишним лет с момента его выступления, но все мысли Сахарова не потеряли актуальности. Конечно, многое изменилось и у нас в стране, и в международных отношениях: нет того идеологического противостояния, и свободнее мы стали намного, но проблем у человечества не убавилось. Далеко не всегда достижения науки направлены во благо, а об оружии, которым владеет сейчас человек и которое служит для уничтожения человека человеком, и говорить не приходится: оно все совершеннее и совершеннее, это очень страшно. Но не только о физическом уничтожении говорит академик.

«…в развитых странах люди сталкиваются с очень серьезными проблемами. Среди них — тяжелые последствия неумеренной урбанизации, потеря социальной и психологической устойчивости общества, непрерывная изнуряющая гонка моды и сверхпроизводства, бешеный, безумный темп жизни и ее изменений, рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв все большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально-этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни. На этом фоне возникают многочисленные уродливые явления — рост преступности, алкоголизма, наркомании, терроризма и т.п. Надвигающееся истощение ресурсов Земли, угроза перенаселения, многократно углубленные международными политическими и социальными проблемами, начинают все сильней давить на жизнь также и в развитых странах, лишая (или угрожая лишить) многих людей ставших уже привычными изобилия, удобства и комфорта.»

Учитель: – У некоторых, кто не знаком с речью Сахарова, сейчас, наверное, может возникнуть вопрос о целесообразности научно-технического прогресса. Что вы можете сказать по этому поводу?

(Ответы: Сахаров ни в коем случае не выступал против развития науки, в том числе и разработок в ядерной физике. Проблема в том, чтобы все открытия были направлены в «мирное русло», облегчали жизнь, быт человека,

«…в действительности все главные стороны прогресса тесно связаны между собой, ни одну из них нельзя отменить, не рискуя разрушить все здание цивилизации; прогресс неделим. Но особую роль в механизме прогресса играют интеллектуальные, духовные факторы.»

«Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума.» — вот что должны постоянно помнить люди.)

Учитель: –Еще одна тема лекции – люди, лишенные свободы из-за своих убеждений. Невозможно остаться равнодушным к огромному списку фамилий «узников», как называет их Андрей Дмитриевич, — вспоминаются узники концлагерей. И это в «свободной стране», в мирное время! Вам, нынешним, это непросто понять: лишиться свободы из-за своих взглядов. Сейчас, когда любой артист может пародировать президента страны, когда есть такие проекты на ТВ, как «Мультличности». Но это было, и очень отрадно, что несмотря на море проблем, которыми мы «владеем» и по сей день, есть все-таки светлые моменты. Я, конечно, не о возможности выражаться пародийно о власти, а о более серьезных вещах.

- Сейчас наступил момент, который я жду с нетерпением. Готовясь к классному часу, я нашла стихи и песни священника отца Сергия Киселева. Одна из них породила ряд вопросов, ответы на которые я хотела бы услышать от вас: что воспринимаем мы под свободой? Правами?

Что такое настоящая свобода?

Давайте послушаем эту песню.

(Звучит песня «О правах человека», текст песни проецируется на экран)

I

Все плоды демократий века

Испытал на себе народ,

Во главе их — права человека,

А обязанности — не в счет.

И у каждого прав тех — море,

Это грешной души разгул,

Ну, а совесть имущим — горе,

Впору им кричать: «Караул!».

II

Узы совести в наших душах

Укрощают греховный пыл,

Вспышки похоти стыд потушит,

Если кто про честь позабыл.

Чувство долга еще, терпимость -

Эти путы спасут не раз,

Что же будет, скажи на милость,

Коль от уз тех избавить нас?

III

Если кто-то с благой надеждой

Сумасшедших решит спасать,

И смирительные одежды

Станет с буйных больных срывать,

Он «прозреет» минутой позже,

Той «свободы» плоды вкусив,

Ну а нас, милосердный Боже,

От спасителей тех спаси.

IV

Всем от Бога дано нам право

Его чадами снова стать

И наследовать царство Славы,

Здесь посеять, а там пожать,

Но мы ищем другого, то есть:

Чтобы грех узаконить свой,

Чтоб умолкла навеки совесть,

Чтоб бессовестным стал покой.

V

Чтоб на шею другим садиться,

И не в поте лица хлеб есть,

Жить по-свински и не стыдиться

Да без чести иметь бы честь.

Чтоб законы давали право

В беззакониях жить всегда,

Чтоб рекою текла отрава

Узаконенного блуда.

VI

И потомство безбожно гробя,

После блудных своих затей,

Убивают еще в утробе

Не родившихся в мир детей.

Правовую державу строя,

Беззащитных лишили прав,

Их убийство закон покроет,

Лишь на свалке им место дав.

VII

Нет любви в материнском сердце,

И оно не рождает слез,

Растерзали своих младенцев,

За которых страдал Христос.

Ну — воистину — кровопийцы,

Только лица, как у людей,

Но не матери, то — убийцы

Нерожденных своих детей.

VIII

Выше нету любви на свете,

Чем за ближнего жизнь отдать,

А роднее, чем наши дети,

Человеков не отыскать.

Ну, а тут ради жизни личной

Чтоб себя не пускать в напряг,

Для комфорта, за просто так

Четвертуется третий лишний,

Словно он наш заклятый враг.

IX

Нас права привели к свободе

И подняли народ с колен,

Их, поднявшихся, звать в народе

Бизнес-леди и бизнесмен.

Может, кто-то и жил по чести,

Но таких не высок полет,

Только тот, кто избрал бесчестье,

Сможет круто пойти на взлет.

X

Это значит: торгуй, чем хочешь,

Только совесть продай сперва,

Да и тело в цене уж очень

И качает свои права.

Наше право — жить жизнью лживой,

Всей душою деньгам служа -

Так за ломаный грош наживы

Продается теперь душа.

XI

Вот такие права нам дали –

Истреблять на земле свой род,

Чтоб мы пили, блудили, лгали

И пускали себя в расход.

Чтоб смогли до скотов скатиться,

Став зверями на двух ногах,

И свободой своей гордиться,

Человечьи имея лица

При звериных своих правах.

17 августа 2003 г. Cергий Киселев, священник.

Учитель: — Пожалуйста, выскажите свою точку зрения: что заставило Сергия Киселева написать такие горькие строки?

(Ответы ребят: моральное состояние современного общества еще очень далеко от совершенства. К сожалению, прогресс не спасает от духовного обнищания. Прошло, как уже сказали, почти три десятка лет после выступления Сахарова, а социальные болезни никуда не делись. Ужасают цифры, свидетельствующие о росте наркомании, проституции, преступности. Количество брошенных детей растет, и «нерожденных» тоже. Мы много добились, но и много еще надо сделать.)

Учитель: — Да, можно много говорить о свободе, о правах, но они ни к чему не приведут, если каждый человек не осознает: «…будущее непредсказуемо и неопределенно, оно творится всеми нами – шаг за шагом в нашем бесконечно сложном взаимодействии… Свобода выбора остается за человеком.» (А.Д.Сахаров) А что мы выберем? Ответ – за вами, молодыми.

Очень надеюсь, что все услышанное и сказанное сегодня не пройдет мимо ваших душ. И в одном уверена точно: жизнь, деятельность, личность академика, лауреата Нобелевской премии Андрея Дмитриевича Сахарова никого из вас не оставит равнодушным.

- В заключение нашей встречи хочу еще раз попросить «поработать» сердцем, душой. Предлагаю вашему вниманию плакаты, связанные одной темой: права человека. Эта коллекция из 69 приглашающих к размышлению рисунков, иллюстрирующих значимость Всеобщей декларации прав человека и важность борьбы за права человека и его неотъемлемые свободы.

Рисунки были предоставлены ведущими художниками более чем из 30 стран всех регионов мира. Некоторые рисунки уже были экспонированы на выставке в Вене (Австрия) по случаю Всемирной конференции по правам человека в 1993 году, в то время как другие произведения были созданы специально для этой выставки. Выставка экспонировалась в штаб-квартире ООН с 10 декабря 2007 года по 17 января 2008 года.

Я предлагаю вашему вниманию несколько из них. Посмотрите, поразмышляйте и поделитесь своими мыслями.

(Ответы ребят впечатления, мысли, навеянные рисунками.)

- Учитель: — В рамки одного классного часа невозможно, конечно, вместить то огромное, что стоит за именем Андрея Дмитриевича Сахарова. Рассказ о нем мы начали со стихотворения Лидии Чуковской, и закончить я его тоже хочу ее словами:

«Андрей Дмитриевич Сахаров — это, конечно, имя необычайное. И я сейчас постараюсь сказать, как я его вижу. Как я его помню… его голос, его слова, его облик? Как его определить? Определить Сахарова в двух-трех словах? Как определить Сахарова? Я нашла эти определения у Пастернака. Их два.

Не потрясенья и перевороты

Для новой жизни очищают путь,

А откровенья, бури и щедроты

Души воспламененной чьей-нибудь.

И:

Жребий завиден. Я жил и отдал

Душу свою за други своя.

У Пастернака это говорит лейтенант Шмидт перед казнью. Но и Шмидт был вынужден к восстанию, он его не подымал. А Андрей Дмитриевич вообще не проповедовал никаких восстаний. И тем не менее он имел полную возможность и полное право сказать о себе: «Жребий завиден. Я жил и отдал душу свою за други своя».

Лучше не скажешь: «Я жил и отдал душу за други своя»

Учитель: — Спасибо всем за внимание, до новых, не менее интересных и нужных размышлений!

Использованные Интернет – ресурсы:

1.http://www.un.org/russian/events/humanrights/2007/udhr.shtml

2.www.un.org/russian/cyberschoolbus/

3. http://www.sakharov-center.ru/sakharov/

4.http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/saharov.html

5. http://adsakharov.narod.ru/Sakharov_picture_tour/ADS_LKCh.htm

6.http://www.chukfamily.ru/Lidia/Publ/sakharov.htm

7. http://visualrian.ru/images/item/145693

8. http://www.bing.com/images/search?q=%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be+%d0%90.%d0%94.%d0%a1%d0%b0%d1%85%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0&qpvt=%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be+%d0%90.%d0%94.%d0%a1%d0%b0%d1%85%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0&FORM=IGRE

9. http://sakharov-archive.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий классного часа для 10-11 классов «Мир. Прогресс. Права человека.» iconМетодика подготовки и проведения классного часа Сценарий классного часа
Методическая разработка представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и...

Сценарий классного часа для 10-11 классов «Мир. Прогресс. Права человека.» iconСценарий классного часа для учащихся 10 класса «доброта в нас и вокруг нас»
Сформировать понятие доброты как одного из главнейших нравственных качеств человека

Сценарий классного часа для 10-11 классов «Мир. Прогресс. Права человека.» iconСценарий классного часа для обучающихся 5-х классов «Путешествие по Городам-героям»
Цель: используя игровые методы и приёмы, расширить знания детей о Великой Отечественной войне, её героях

Сценарий классного часа для 10-11 классов «Мир. Прогресс. Права человека.» iconКлассный час для учащихся 6-8 классов Тема природы в творчестве русских...
Данный материал можно использовать как сценарий классного часа (с акцентом на воспитательных задачах)

Сценарий классного часа для 10-11 классов «Мир. Прогресс. Права человека.» iconСценарий классного часа для старших классов
Цель: показать глобальный характер проблемы алкоголя и никотина; доказать пагубность этих дурных привычек; формировать отрицательное...

Сценарий классного часа для 10-11 классов «Мир. Прогресс. Права человека.» iconСценарий классного часа «Толерантность спасёт мир»
Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения

Сценарий классного часа для 10-11 классов «Мир. Прогресс. Права человека.» iconКлассный час: «Ещё раз про…»
В подростковый период пробуждается интерес к проблемам внутренней жизни человека. Сценарий классного часа позволяет организовать...

Сценарий классного часа для 10-11 классов «Мир. Прогресс. Права человека.» iconСценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас"
Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни

Сценарий классного часа для 10-11 классов «Мир. Прогресс. Права человека.» iconТомской области областное государственное учреждение «региональный центр развития образования»
«Открытый мир. За права человека». На областной этап Всероссийского конкурса «Открытый мир. За права человека» поступили конкурсные...

Сценарий классного часа для 10-11 классов «Мир. Прогресс. Права человека.» iconРабочая программа учебного курса права для 11 класса составлена учителем...
Программа предназначена для изучения курса права в 11 классе социально-экономического профиля на профильном уровне. Программа рассчитана...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница