Программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений «Физическая культура»




Скачать 201.2 Kb.
НазваниеПрограмма составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений «Физическая культура»
Дата публикации22.10.2014
Размер201.2 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Право > Программа
c:\users\завуч\desktop\внеурочка по фгос 13-14\программы\здоровейка 1.tif


Чтобы быть здоровым,

нужны собственные усилия – постоянные,

и значит заменить их нельзя

Н. Амосов.

Пояснительная записка.
Программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» автор Лях В.И. 1-4 класс, М.: «Просвещение», 2011 г.

Программа рассчитана на учащихся 1-х классов. Включает в себя 5 основных тем. Продолжительность занятий – не более 40 минут. Данная программа рассчитана на 17,5 ч. в год (0,5 часа в неделю).
^ Цель программы - формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • сформировать у детей установку на жизнь как высшую ценность,

  • научить бережному отношению к себе и своему здоровью,

  • научить, применять знания и умения для сохранения и укрепления здоровья


Организация внеурочной деятельности учащихся в кружке основывается на следующих принципах:

- добровольности участия детей;

- научности;

- доступности;

- сознательности и активности;

- наглядности;

- доступности;

- связи теории с практикой;

- индивидуального подхода к учащимся

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.) необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержание занятий наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта.

С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение. Для этой цели на занятиях проводится психотренинг.

Под руководством учителя дети учатся снимать усталость, раздражительность, недовольство и т. п.

Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы и ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Основными формами подачи материала могут быть разными: игра – путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита и т. п.

В начале занятия учитель дает детям необходимую информацию из области анатомии, гигиены, физиологии.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведение индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т. д. В одной беседе могут быть затронуто одно или несколько направлений.

На этих занятиях учитель использует различные формы фантазирования. В процессе игры дети учатся видеть в одном и том же явлении плохие и хорошие для их здоровья стороны. Эти игры «Хорошо – плохо» дают возможность постепенно подвести ребенка к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои жизненные задачи.

Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т. д. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укреплении позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т. д.

На этих занятиях оценок нет. И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, нельзя реагировать отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность, неуверенность в себе, рождает неискренность.
^ Перспективный план



Тема

Количество часов

всего

теория

игры

экскурсии



Введение

1

1

-

-



Подвижные игры

4




4

-



Экскурсия в музей города

1

-

-

1



Режим дня

2

1

1

-



Коррекция физических развитий

4

1

3

-



Мои глаза

3

1

2






Мои зубы

2,5

1

1,5






ИТОГО

17,5

5

11,5

1



Дата



Тема урока

Содержание урока

(ученик должен знать)

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуника

тивные

УУД

Личностные

УУД

Введение 1ч.





1

«Именной паровозик».


Уметь знакомиться друг с другом, помочь учащимся быть ближе друг к другу, уметь создать обстановку психологического комфорта.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению




2

Поход в музей города. «Волшебный мир предметов»

Учить правильно распределять время и соблюдать режим дня.

Определять назначение утренней зарядки, физкульт¬минуток, их роль и значение в организации здоровье-сберегающей жизнедеятельности

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Режим дня 2 ч.
















3

«Плохо – хорошо»

Учить правильно распределять время и соблюдать режим дня.

Определять назначение утренней зарядки, физкультминуток, их роль и значение в организации здоровье-сберегающей жизнедеятельности

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению




4

«Плохо – хорошо»

Подвижные игры 4 ч.




5

«Карлики и великаны

Формировать представления о влиянии занятий подвижными играми и физическими упражнениями на телосложение человека;

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению




6

«Жмурки с колокольчиком»




7

«Лягушки»




8

«Поймай хвост дракона»

Моя осанка 4ч.




9

Правила для поддержания правильной осанки.


Упражнения для осанки; на внимания; логическое мышления. Психогемнастика. Правила для поддержания правильной осанки.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению




10

Моя осанка




11

Моя осанка




12

Моя осанка

Мои глаза 3ч.




13

Мои глаза.

Загадка.


Знать понятие об органах зрения. Выполнять гимнастику для глаз. Проводить наблюдение. Выучить правила бережного отношения к зрению и применять их.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению




14

Правила бережного отношения к зрению:





15

«Полезно – вредно».

Мои зубы 2,5ч.




16

Чтобы мне здоровым стать, надо очень много знать.


Уметь правильно чистить зубы. Пройти обследование у стоматолога.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению




17

Сам себе я помогу – свои зубы сберегу.



^ Краткое описание занятий
Тема 1. Введение.
Игра «Именной паровозик».
Дети встают в круг лицом к центру.

-Для игры нам нужен паровозик. Что делает паровозик во время движения? Пыхтит, гудит, поскрипывает, двигается. Кто может изобразить паровозик?

Дети имитируют движение паровозика на месте. Из участников игры выбирается ведущий-паровозик. Он движется по кругу, пока не остановится около одного из игроков.

- Привет, - говорит паровоз, - я Петя!

- Привет, Петя! Я Таня!

Паровоз приветствует Таня, попеременно поднимая правую и левую руку и выкрикивая: «Таня! Таня!» Все дети повторяют: «Таня!» После этого Таня берет Петю за талию, изображая прицепной вагон, и они оба двигаются по кругу в поисках нового знакомства.

-Привет, я Петя!

-Я Таня!

-Привет, а я Вадим!

^ Игра «Твое имя».
Буду называть разные имена. Те дети, чье имя я назову, будут выбегать ко мне и становится в кружок. Согласны?

Учитель называет имена до тех пор, пока все дети не выбегут к нему. В кругу проводится любая хороводная игра, например «Карусели», со словами:

Еле-еле-еле-еле закружились карусели,

А потом, потом, потом побежали все бегом.
^ Игра «Ласковушки» (с мячом).

Бросаем мяч друг другу, называя ласковым именем того, кому кидаем мяч.
Психогимнастика.

Продолжая знакомство, дети по очереди представляют себя:

- Меня зовут…

- Когда я вырасту, меня будут звать…

- Я люблю, когда меня называют…
^ Игра «Выбери друга».

Цель: способствовать созданию дружеской атмосферы в коллективе учащихся.

Раз, два, три, четыре, пять

«В пары» мы хотим играть

Надо только нам узнать

Кого кто будет выбирать.

Содержание: Ученики садятся в круг, лицом к центру. Число участников – четное.

Задание: 1. Без движений руками, без жестов, слов, только глазами, найти себе пару взглядом, «договориться» и по сигналу поменяться местами. (Одно перемещение).

2. То же задание, но выполнить три перемещения.

После игры беседа с учениками:

- Ребята, вам понравилась игра? Что не получалось? А что делать, если место занято другим учеником?

(Вопросы должны способствовать снятию ситуации конфликта, которая могла между участниками возникнуть).
Тема 2.

Режим дня.

Игра «плохо – хорошо»

(по гигиене сна).

Хорошо:

1. Мыть ноги, руки, принимать душ.

2. Чистить зубы.

3. Проветривать комнату.

4. Гулять на свежем воздухе.

5. Спать на жесткой постели, на спине.

Плохо:

1. Перед сном много пить, есть.

2. Смотреть страшные фильмы.

3. Слушать громкую музыку.

4. Физически напрягаться.

5. Играть в шумные игры.

Информация.

Потребность во сне у людей различная в разном возрасте.

Детям 6-8 лет рекомендуется спать 11-11,5 часа, ложиться спать в 20-21 час. Но главное – самочувствие: если человек встает после сна бодрым, не испытывает сонливости, значит, продолжительность сна достаточная. Человек спит треть жизни, около 25 лет.

Тема 3

Моя осанка.

Это интересно!

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Правила для поддержания правильной осанки.

1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

4. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

5. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

6. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

7. Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

8. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

^ Упражнения для осанки.

1. Поставьте правую ногу вперед и слегка согните ее. Руки переведите на пояс и прогнитесь. Прыжками меняйте положение ног. Делайте это упражнение как можно быстрее в течение 20-30 секунд. Походите по комнате, глубоко подышите и постарайтесь расслабить мышцы.

2. Сядьте на стул, согните ноги. Поднимите руки вверх, прогнитесь и сделайте глубокий вдох. Опустите руки и выдохните воздух. Повторите упражнение 6-8 раз.

3. «Дровосек». Возьмите двумя руками «топор», поднимите его над головой, одновременно легко и глубоко вдохните, и с коротким полным выдохом через рот сделайте быстрый наклон вперед, опуская руки вниз (удар топором). Выпрямитесь, поднимая руки (вдохнув), и снова наклон и удар топора о полено – с восклицанием «раз»!

4. «Самолет». Руки в стороны – в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед, левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет. (и.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны; 1 – поворот вправо, 1 – и.п., 3 – поворот влево, 4 – и.п. и т. д.)

5. «Мельница». Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает. Раз, два, три, четыре – завертелась, закружилась. (И.П. – наклон вперед, руки в стороны; 1 – рукой правой коснуться пола, левая рука назад в сторону, 2 – смена положения рук.

6. «Насос». А теперь насос включаем, воду из реки качаем. Влево – раз, вправо – два. Потекла ручьем вода. Раз, два, три, четыре (повторить счет 3 раза), хорошо мы потрудились. (И.п. – стойка ноги врозь. 1 – наклон влево, правая рука скользит вверх вдоль туловища; 2 – и.п.; 3 – наклон вправо, движение левой руки.)


Психогимнастика.

1. Осанка и мое настроение. Предлагаем детям с помощью мимики и осанки изобразить уверенного в себе человека; трусливого; веселого; получившего двойку.

2. Игра «Восковая палочка»

Ученик стоит внутри круга и падает назад, ничего не боится, потому что друзья его поддержат, не дадут упасть.
Тема 4.

Мои глаза.

Загадка.

Два братца через дорогу живут, друг друга не видят.

(Глаза).

«Гимнастика для глаз»

Если глаза устали, выполните такие упражнения:

1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.

- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

- Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

Мои глаза.

Загадка.

Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, что вредно. (Рисунки):

1. Читать лежа;

2. Смотреть на яркий свет;

3. Смотреть близко телевизор;

4. Оберегать глаз от ударов;

5. Промывать по утрам глаза;

6. Тереть глаза грязными руками;

7. Читать при хорошем освещении.
Правила бережного отношения к зрению:

1. Умываться по утрам.

2. Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.

3. Сидеть не ближе 3м от телевизора.

4. Не читать лежа.

5. Не читать в транспорте.

6. Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.

7. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

8.Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.

9. Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).

10. Делать гимнастику для глаз.

11. Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

Если вы носите очки.

1. Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться.

2. Берегите свои «вторые» глаза.

3. Храните их в футляре.

4. Не кладите стеклами вниз.

5. Регулярно мойте теплой водой с мылом.

6. Снимайте во время занятий спортом.
Тема 5.

Мои зубы.

Загадки.

1. Полон хлевец белых овец. (Зубы).

2. Тридцать два веселых друга,

Уцепившись, друг за друга,

Вверх и вниз несутся в спешке,

Хлеб едят, грызут орешки.

Фантазирование. Рисование.

1. Сделаем макет Зубика. Наш зубик здоров, он улыбается. А каким будет больной зуб? (Можно предложить детям либо нарисовать больной зуб, либо описать его.)

2. Нарисуйте зуб – Замок, в котором поселилась Зубная Боль.

- Где будет вход в Замок? (Это дырочка.)

- Что нужно сделать, чтобы Зубная Боль не попала в Замок? (Закрасить дырочку, как будто заделать вход.) Зуб перестанет болеть.

- Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу).

Практикум «Чистка зубов».

(Все дети выполняют порядок чистки зубов.)

1. Зубная щетка располагается вдоль линий десен. Движения зубной щетки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.

2. Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щетки – снизу вверх.

3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щетки – вперед назад.

4. Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.

5. Не забудьте почистить язык.

Разучивание стихотворения:

Как поел, почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раза на прием.

И тогда улыбки свет

Охранишь на много лет!

Упражнения на развитие мышления и слуха.

1. У Бабы Яги всегда были проблемы с зубами. К тому же она женщина неграмотная и просит посоветовать ей, как правильно сказать:

У рыбей нет зубей;

У рыбов нет зубов;

У рыб нет зуб?

2. Выберите те продукты, которые полезны для зубов: морковка, конфета, орех, яблоко, творог, сахар.

Психогимнастика.

Вам необходимо посетить зубного врача, а чувство страха мешает это сделать. Найдите положительные моменты в этой ситуации: «Я храбрый, у меня будут красивые зубы, я познакомлюсь с доктором…».
^ Чтобы мне здоровым стать, надо очень много знать.

Здоровье человека зависит от его привычек, от усилий по его укреплению.

Перед вами в «Дневничках» тест «Куда ты идешь». Ответив на все вопросы и подсчитав очки, вы узнаете, что вас ждет в будущем: здоровая долгая жизнь или вечные хвори и хождения по аптекам.

- Ответьте на вопросы теста и подсчитай очки.

1. Как часто ты моешь руки: Очки

- около 20 раз в день…………………………………………………0

- только перед едой и после туалета………………………………...5

- когда сильно испачкал…………………………………………….20

2. Сколько раз ты чистишь зубы:

- 2 раза (утром и вечером)…………………………………………...0

- 1 раз………………………………………………………………….5

- вообще не чищу……………………………………………………15

3. Как часто ты моешь ноги:

- каждый вечер перед сном…………………………………………..0

- когда заставит мама………………………………………………..10

- только когда купаюсь целиком…………………………………...20

4. Как часто ты делаешь зарядку:

- ежедневно……………………………………………………………0

- когда заставят родители……………………………………………15

- никогда………………………………………………………………20

5. Как часто ты простужаешься:

- 1 раз в 2 года…………………………………………………………0

- 1 раз в год……………………………………………………………5

- несколько раз в год…………………………………………………15

6. Как часто ты ешь сладости:

- по праздникам и воскресеньям…………………………………..…0

- почти каждый день……………………………………………..…..20

- когда я захочу……………………………………………………....30

7. Как часто ты плачешь:

- не могу вспомнить, когда это было в последний раз……..………0

- пару раз в неделю……………………………………………..……15

- почти каждый день…………………………………………..……..25

8. От чего ты плачешь:

- от боли……………………………………………………………….0

- от обиды……………………………………………………………..10

- от злости……………………………………………………………..20

9. Сколько ты гуляешь:

- ежедневно от 1,5 до 2 часов…………………………………………0

- ежедневно, но меньше часа………………………………..……….10

- иногда по выходным………………………………………..………20

10. Когда ты ложишься спать:

- в 21-21.30……………………………………………………..………0

- после 22 часов………………………………………………….……10

- после 24 часов…………………………………………………….....35

11. Соответствует ли твой вес росту и возрасту:

- соответствует или чуть меньше…………………………………….0

- немного больше……………………………………………………..10

- значительно превышает норму…………………………………….30
12. Сколько времени ты проводишь у телевизора:

- не больше 1,5 часов, часто с перерывами………………………….0

- более 3 часов…………………………………………………………10

- смотрю все, что нравится и сколько хочется……..………………..30

13. Сколько времени ты тратишь на уроки:

- около 1,5 часов……………………………………………………….0

- почти 2 часа…………………………………………………………..15

- больше 3 часов……………………………………………………….30

14. Можешь ли ты взбежать на 5-й этаж:

- с легкостью……………………………………………………………0

- под конец устаю………………………………………………………15

- с трудом……………………………………………………………….25

- не могу………………………………………………………………...35

15. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок:

- да……………………………………………………………………….0

-нет……………………………………………………………………….5

…………………………………………………………………………………………

Теперь займемся подсчетом:

Если набралось от 0 до 20 очков – ты в полном порядке!

От 20 до 70 очков – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока не поздно бороться!

От 70 до 110 – ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!

От 110 и выше – можешь не считать! Как ты еще не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды!

^ Методическое обеспечение программы.
Программа предусматривает использование следующих форм  работы:

  • игровой – использование игры в качестве изучения новой темы и применение на практике

  • фронтальной - подача материала всему коллективу учеников

  • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

  • групповой -  когда  учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность

Общее количество часов поделено на теоретические и практические занятия: 22 часа отведено на теорию и 44 часа на практические занятия.

Каждое занятие включает четыре этапа:

  1. Информация (краткое изложение теоретических сведений).

  2. Фантазирование.

  3. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

  4. Психогимнастика

При проведении занятий используются демонстрационные таблицы, видеозаписи, содержание Интернет – ресурсов образовательных порталов.

Список литературы:


  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008 год.

  2. Детская энциклопедия «Хочу все знать».

  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.

  4. Ковалько В.И. «Здоровье - сберегающие технологии в начальной школе» М.:ВАКО, 2009

  5. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы)- М.: Эксмо, 2009 – 512 с. – (Мастер-класс для учителя).

  6. К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений / авт.-сост. В.Ф.Феоктистова, Л.В. Плиева – Волгоград: Учитель, 2010

  7. Мельничук В. М. «Дневничок-здоровячок» - 3-е изд., Новосибирск, 2009

  8. Лях В.И. программа для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» М.: Просвещение, 2011

  9. О. Москаленко Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2010

  10. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» М.:ВАКО, 2008 – Мастерская учителя.

  11. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А «Тридцать уроков здоровья для первоклассников» Мет. Пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» iconРабочая программа составлена на основефедерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основефедерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на...

Программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» iconРабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на...

Программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы...
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой....

Программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» iconРабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для...
Рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений» авторы-составители...

Программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» iconРабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для...
Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов под редакцией И. Н. Сухих. – М.,...

Программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» iconПрограмма по физической культуре для обучающихся V-IX классов общеобразовательных...
Дована экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания...

Программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./ Под ред. В. Я. Коровиной. 6-е изд., переработанное...

Программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./ Под ред. В. Я. Коровиной. 6-е изд., переработанное...

Программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» iconДаниловой Г. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура
Представленная программа по мировой художественной культуре для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного...

Программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В. Я. М: Просвещение,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница