Программа Е. Д. Критской Тема урока «Любить, молиться, петь – святое назначение»




Скачать 69.47 Kb.
НазваниеПрограмма Е. Д. Критской Тема урока «Любить, молиться, петь – святое назначение»
Дата публикации22.10.2014
Размер69.47 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Право > Программа




Урок музыки. 5 класс (программа Е.Д. Критской)

Тема урока «Любить, молиться, петь – святое назначение»

ЗАДАЧИ:

1. Выявить связи между музыкой и изобразительным искусством.

2. Раскрыть отношение композиторов и художников к духовным образам древнерусского искусства.

3. Развивать интонационно-слуховой опыт учащихся.

Ход урока:

Звучит песня «Мой духовный сад».

Учитель:

- какие чувства вы испытали?

- что удивило?

- что заставило задуматься?

- что затронуло душу?

- Что такое духовный сад? Какой он в песне? (запущен, заросли тропы, дух в лености, душа растеряла драгоценности, нет чудесных роз, нет смирения, сгибли лилии, усталый дух в нищете изныл)

- Это вымысел автора или реальность (эти проблемы актуальны в наши дни?) А возможно преобразить этот сад? Как?

^ Обратите внимание на текст на доске «Святое назначение…»

Как вы его понимаете?

В чем святое назначение человека? Что может разрушить черствость, безнравственность? Сегодня на уроке мы проверим наши версии,

попробуем в течение урока ответить на эти вопросы.

^ На уроке мы выполняем различные роли, какие?

(слушателя, исполнителя, композитора).

Я уверена, что с ролью юных композиторов мы точно справимся.

Что будем сочинять? (из предлагаемого списка дети выбирают и аргументируют)

  • Симфония

  • Кантата

  • Песня

  • Опера

  • Балет

Учитель читает стихи (можно раздать текст).

Какой будет наша песня? Опираемся на средства музыкальной выразительности.

Темп – быстрый, медленный

Лад – мажор, минор

^ Динамика – громко, тихо

Регистр – низкий, средний, высокий

Мелодия

Сочиняем мелодию и сравниваем с оригиналом.

Исполнение песни Екатерины Пастернак «Песенка про ангелов». Разучивание.

Ангелы – это … продолжите предложение

Ангелы – это чистые, безгрешные, бестелесные и потому невидимые духи, бессмертные, как наши души. Они наделены умом, волей, могуществом. Каждому человеку Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо охраняет его во всю его земную жизнь от бед, напастей, предостерегает от грехов, он невидим, но всегда рядом.

Иоанн Златоуст говорил, что молитва – дело ангельское. А знаменитый поэт 19 века П.Вяземский так обращается к своему ангелу-хранителю:

«Научи меня молиться,

Добрый ангел, научи!

^ Уст твоих благоуханьем

Чувства черствые смягчи!»

К кому чаще всего обращаем свои молитвы? (ответы детей)

Каждый православный христианин чаще всего обращает свою молитву к Божьей Матери, Пресвятой Богородице.

Она следит за нами и покрывает нас невидимым Покровом от всякой беды напасти.

« Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Этот тропарь « Богородице Дево!» исполняется во время всенощной (вечерней) службы.

Тропарь – это короткое молитвенное песнопение выражающее суть праздника.

Тропарь « Богородице Дево!» - это радостная песнь в честь Девы Марии.

Архангел Гавриил приветствует Богородицу в день Благовещения – сообщает ей весть о будущем материнстве. Тропарь Рахманинова (слушание).

^ Богородице Дево, радуйся!

Благодатная Мария, Господь с Тобою;

Благословенна ты среди женщин,

И благословен плод Твоего чрева (то есть рожденный Тобою),

^ Потому что Ты родила Спасителя наших душ.

Я предлагаю вам исполнить тропарь «Богородице Дево» (мы обращаемся к Деве Марии, а на церковнославянском языке обращаются в звательном падеже: Богородице)

Исполнение тропаря

Что такое знаменный распев?

Ответ найти в учебнике.

Знаменный распев – основной вид древнерусского церковного пения (напевы записывались особыми безлинейными знаками – знаменами или крюками)

^ Как звучит тропарь? Сдержанно, спокойно, мерное движение ритма, мелодия развивается в узком диапазоне по соседним ступеням, приглушенные, пастельные тона создают величественный образ.

^ Необычайная она! Сверх сил!

Не обвиняй меня пока! Забыл!

Благословенна ты! Велел сказать –

Благословенна ты! А дальше глядь

Такая ровная… Постой: меж жен

Благословенна ты…А дальше звон

Такой ликующий…Дитя услышь:

Благословенна ты! А дальше тишь.

М.Цветаева

В исполнении квартета «Духовная весна» звучит песнопение «Неувядаемый цвет».

Работа с учебником и выступление группы детей (рассказывают о истории иконы «Покрова Пресвятой Богородицы»)

Еще при жизни Девы Марии святой апостол и евангелист Лука, очень образованный человек, врач по профессии, знал языки, писал книги, запечатлел образ Богоматери. Увидев свое изображение, Богоматерь произнесла «Пусть будет с ним благодать Сына Моего и Моя». Слово «благодать» означает милость, помощь. С тех пор эти слова вспоминают всегда, когда люди поклоняются образу Богоматери. Очень скоро иконы Богоматери (икона – с греческого языка «эйкон» означает «образ») прославились как чудотворные, и описание этих удивительных событий хранится в летописях. Вот одно их них.

В царствование греческого императора Льва Философа (886-911) город Константинополь окружили сарацины. Жители Константинополя собрались во Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы с омофором, то есть большим головным покрывалом и частица пояса Пресвятой Девы. Христиане со слезами молились Господу и Пречистой Деве Марии, прося помощи и заступления от врагов.

В храме были блаженный Андрей и его ученик Епифаний. В четвертом часу ночи святой Андрей увидел идущую по воздуху Пречистую Деву. Богородица сияла небесным светом и была окружена сонмом ангелов и святых. Святой Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Склонившись, Божия Матерь начала со слезами молиться за христиан об избавлении от вражеского нашествия. Подойдя к престолу, Она сняла с головы Свое покрывало и распростерла его над всеми стоящим в храме народом, держала его с великой торжественностью Своими пречистыми руками.

Так святые Андрей и Епифаний удостоились созерцать молящуюся Богоматерь и блистающий Ее покров.

Заступничеством Пречистой Девы враг был отогнан от стен Константинополя. Во Влахернском храме сохранилась память о дивном явлении там Богоматери. В России праздник Покрова Божией Матери был установлен в12 веке стараниями святого князя Андрея Боголюбского. Вблизи города Владимира был построен храм Покрова. Другой известный собор в честь Покрова Божией Матери (храм Василия Блаженного) расположен в центре Москвы, на Красной площади.

В день Покрова Пресвятой Богородицы Святая Церковь молит Небесную. Царицу покрыть всех православный христиан «омофором милости» Своей.

Учитель:

Композиция иконы «Покрова Пресвятой Богородицы» делится на две части.

В верхней части изображены небесные силы и Богородица, в нижней – Роман Сладкопевец – византийский поэт и певец. Он поет мелодии, дарованные ему свыше самой Богоматерью, которая невидимо присутствует в храме, простирая надо всеми свой покров. Романа Сладкопевца окружает народ, который подхватывает припев, как это было принято в старинном церковном пении.

В сознании верующих испокон веков образ Богоматери – Девы Марии связан с идеей неизменного заступничества.

Заступничество и помощь Божей Матери нашли отражение во многочисленных иконах:

  • Владимирская икона Божей Матери

  • Неупиваемая чаша

  • Утоли мои печали

  • Казанская икона Божей Матери

  • Заступница усердная и другие

А так же в творчестве многих поэтов и композиторов.

Голубою ризою одета,

Благостно - лучистая лицом,

^ Ты века сияешь, Матерь Света,

Под Твоим торжественным венцом.
Сколько позабытых поколений

Шли к Тебе с любовью и тоской,

Сколько душ в жару своих молений

Обретали радость и покой…

Я касаюсь робкими устами

Тонкого иконного стекла –

И душа, пронзенная грехами

Хоть на миг становится светла.
Эти слезы, сердцу дорогие,

Песнопенья, слово и цветы –

И душа Тебе, Пречистая Мария,

Образ вековечный красоты.

Какая песня могла бы прозвучать, не выбиваясь из общего контекста урока?

(«Под небом голубым» в обработке Б.Гребенщикова)

Сегодня на уроке звучала духовная музыка, которая является самым древним пластом и насчитывает тысячелетний период своего развития с момента принятия христианства на Руси.

^ Звучало много различных произведений, а что их роднит?

В каком саду вы чувствовали себя лучше? Почему?
Вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока

В чем видим святое назначение?

Любить… Молиться… Петь…

Обратите внимание на голубей. Если вы бывали в храме, то видели, как много вокруг голубей. Эта птица часто употребляется в священном писании. Выразите свое назначение, закончив фразу «Любить. Молиться. Петь. Святое назначение…

Звучит музыка Кикты «Фрески…»

Закончив задание, дети зачитывают и размещают голубей на доске.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа Е. Д. Критской Тема урока «Любить, молиться, петь – святое назначение» iconПлан-конспект урока по литературе в 11 классе Тема урока: «Какое...
Тема урока: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А. П. Чехова

Программа Е. Д. Критской Тема урока «Любить, молиться, петь – святое назначение» iconК. Г. Паустовский "Теплый хлеб". "Тема греха и его искупления"
Объявление темы и цели урока. Знакомство с эпиграфом урока. Напомнить учащимся о том, что такое эпиграф и его назначение

Программа Е. Д. Критской Тема урока «Любить, молиться, петь – святое назначение» iconТема урока: «Царит гармония оркестра» 4 класс
«Музыка 4 класс», авторского коллектива Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной

Программа Е. Д. Критской Тема урока «Любить, молиться, петь – святое назначение» iconО конкурсе чтецов «Мне ль тебе, Дагестан мой былинный, не молиться, тебя ль не любить…»
Расула Гамзатова, популяризации дагестанских народных обычаев и традиций среди школьников, расширения читательского кругозора детей,...

Программа Е. Д. Критской Тема урока «Любить, молиться, петь – святое назначение» iconУрока краеведения. Тема: «Давайте Гатчину любить!». 2 класс
Обобщить знания, умения и навыки, полученные учащимися за первый год обучения краеведению

Программа Е. Д. Критской Тема урока «Любить, молиться, петь – святое назначение» iconСценарий вечера «Любить природу значит любить Родину»
Фильм «Любить природу – значит любить Родину». ( небольшой рассказ о доо «Хозяин Мещеры» – 5 мин.)

Программа Е. Д. Критской Тема урока «Любить, молиться, петь – святое назначение» iconЭлизабет Гилберт Есть, молиться, любить
К тридцати годам у Элизабет Гилберт было все, чего может желать современная, образованная, амбициозная женщина — муж, загородный...

Программа Е. Д. Критской Тема урока «Любить, молиться, петь – святое назначение» iconПрограмма Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой Тема: Вербное воскресенье
Создать условия для восприятия и исполнения музыкального образа света и благодати через исполнение песен А. Гречанинова и Р. Глиера...

Программа Е. Д. Критской Тема урока «Любить, молиться, петь – святое назначение» iconПлан-конспект урока Информационный блок «Коллекция авторских уроков»...
...

Программа Е. Д. Критской Тема урока «Любить, молиться, петь – святое назначение» iconКто это сей кипарис?
В чем состоит назначение поэта? И, вообще, существует ли оно, это назначение? Слово какое казенное вывернулось – «назначение!», и...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница