Методические рекомендации по выполнению контрольно-проверочной работы




НазваниеМетодические рекомендации по выполнению контрольно-проверочной работы
страница1/6
Дата публикации07.10.2014
Размер0.94 Mb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ


ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ
Методические материалы для слушателей

отделения заочного обучения

по специальности 031001.65 – «Правоохранительная деятельность»

Вологда – 2013
История государства и права России: методические материалы для слушателей отделения заочного обучения, по специальности 031001.65 – «Правоохранительная деятельность». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2013. – 68 с.

Составители:

Брызгалова И.В. – преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, майор внутренней службы

Перебинос Ю.А. – доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, к.и.н., доцент, майор внутренней службы
Данные методические указания предназначены для подготовки к семинарским и практическим занятиям, а также для выполнения контрольно-проверочной работы по курсу «История государства и права России» слушателями ОЗО по специальности 031001.65 – «Правоохранительная деятельность».

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин 28 января 2013 г., протокол № 5


Вологодский институт права и экономики, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..4
^ Планы семинарских и практических занятий с

методическими рекомендациями…………………………………………..6
Методические рекомендации по выполнению

контрольно-проверочной работы…………………………………………29
Рекомендуемая литература………………………………………………...57
Примерный перечень вопросов к экзамену……………………………...63
Типовые задания к экзамену……………………………………………….66

ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «История государства и права России» входит в базовую часть профессионального цикла, изучается на первом курсе всех форм обучения. Приступая к изучению дисциплины, обучаемые должны иметь твердые познания по дисциплинам школьного курса: отечественной истории, обществознания и других социально-гуманитарных дисциплин. Слушатели должны знать основные этапы истории России, события и имена исторических деятелей, обладать навыками анализа исторического материала, уметь работать с учебной и научной литературой.

История государства и права России как дисциплина, изучающая становление и развитие институтов и отраслей отечественного права, является предшествующей для освоения учебных курсов основных отраслей современного российского права: конституционного (государственного), гражданского, уголовного, процессуального права и др.

Целью освоения дисциплины является формирование у слушателей теоретических знаний и научных представлений об истории становления и развития государственно-правовых институтов России.

Задачи освоения дисциплины:

- рассмотреть генезис российского государства и права, раскрыть содержание основных этапов их развития;

- представить эволюцию системы высших, центральных и местных органов управления;

- познакомить с основными законодательными памятниками в истории России;

- привить навыки работы с правовыми источниками

- сформировать навыки решения юридических задач.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

а) общекультурных (ОК): способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);

б) профессиональных (ПК): способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-5).

В результате изучения дисциплины слушатель должен:

- знать: роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни, основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, основные особенности становления и развития государства и права России; научные понятия и термины дисциплины, основные исторические типы и формы государства и права;

- уметь: систематизировать, обобщать, аргументировано излагать и оценивать историко-юридические проблемы российского государства и права; сопоставлять государственно-правовые явления в различные исторические периоды; самостоятельно работать с первоисточниками и научной литературой по государственно-правовой проблематике; оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

- владеть: методикой историко-юридического анализа для изучения государства и основных отраслей и институтов права, системным подходом к изучению истории государства и права России, юридической терминологией, навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; навыками разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права.

Программа по курсу «История государства и права России» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 031001.65 – «Правоохранительная деятельность» (воспитательно-правовая специализация). Преподаваемый курс по заочной форме обучения рассчитан на 216 часов, из них 22 часа отведено аудиторным занятиям, 194 часа выделено на внеаудиторную нагрузку. В рамках аудиторных занятий предусмотрены лекции (16 часов), семинары (2 часа) и практические занятия (4 часа).

В целях формирования указанных компетенций семинарские и практические занятия проводятся в активной и интерактивной форме. Используются следующие методы и формы работы: работа в малых группах, анализ первоисточников, решение задач-казусов с использованием законодательных памятников.

По итогам изучения курса во втором семестре предусмотрены формы контроля: контрольно-проверочная работа и экзамен.

Данные методические материалы включают:

1) планы семинарских и практических занятий с методическими рекомендациями;

2) методические рекомендации по выполнению контрольно-проверочной работы;

3) примерный перечень вопросов к экзамену;

4) типовые задания к экзамену.
^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С

МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
Тематическим планом по Истории государства и права России для слушателей отделения заочного обучения (специальность 31001.65 – «Правоохранительная деятельность») предусмотрено 3 групповых занятия: 1 – семинарское занятие, 2 – практических занятия.

^ Семинарские занятия являются важнейшим элементом учебного процесса. Они проводятся с целью закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Прежде чем готовиться к первому семинарскому занятию, необходимо ознакомиться с программой курса «История государства и права России», что позволит составить четкое представление о данной дисциплине и обратить внимание на связь отдельных вопросов между собой.

При подготовке к семинару следует сначала обратиться к вопросам и рекомендациям, которые содержит данное пособие к каждой конкретной теме, изучить конспект лекции и только потом приступить к подбору указанной учебной литературы. Работая с книгой, следует искать к нужным вопросам по предметному, алфавитному указателю или оглавлению. Обращайте внимание на литературу, указанную в сносках. Если в учебной литературе окажутся ссылки на те или иные статьи правовых документов, необходимо тут же ознакомиться с соответствующими документами и статьями. Прежде всего, следует изучить соответствующий раздел учебника, а затем приступить к конспектированию первоисточников. Делая выписки, не забудьте указать автора, название книги, номер страницы, с тем, чтобы на семинаре можно было сослаться на первоисточник. Работая с конспектом, выпишите вопросы, вызывающие затруднение, чтобы на семинарском занятии обсудить их.

На семинарском занятии допустимо пользоваться записями, сделанными на самоподготовке, так как эти знания получены самостоятельно. Пользоваться учебниками и конспектами лекций при ответе не разрешается.

При подготовке к семинару по вопросам, вызывающим определенные трудности, следует обращаться к преподавателю за индивидуальной консультацией.

Для углубленного изучения тем лекций и семинаров проводятся практические занятия, на которых ставятся главные задачи – сформировать у обучающихся навык аналитической работы с учебной и научной литературой, Интернет-ресурсами, нормативными правовыми актами; отработать умение «читать» и понимать юридические памятники прошлого, применять их положения к конкретным ситуациям. С этой целью в рамках практических занятий предполагается решение казусов (юридических задач) с привлечением соответствующих правовых документов, учебной и научной литературы; критический анализ нормативно-правовых актов и материалов дополнительной литературы; составление на их основе конспектов, сравнительных таблиц, схем, написание эссе и т.д.

Проведению практического занятия, как правило, предшествует подготовка теоретической части: рассмотрение слушателями учебных вопросов самостоятельно и их обсуждение на занятии. Далее на основе изученного теоретического материала следует выполнение различных практических заданий.
Темы семинарских и практических занятий
Тема 2.2. Развитие права в Древнерусском государстве

(IX–XIII вв.)

Семинарское занятие

Целью семинарского занятия является формирование целостных и взаимосвязанных представлений о возникновении и развитии древнерусского права, основных источниках права Древней Руси и отдельных отраслях права на примере «Русской Правды».

^ Вопросы для подготовки:

  1. Источники древнерусского права: обычай, международные договоры, церковные уставы, номоканон

  2. «Русская Правда» как кодекс древнерусского права: создание, редакции, особенности.

  3. Гражданское право по «Русской Правде».

  4. Уголовное право по «Русской Правде».

  5. Судебная система. Судебный процесс по «Русской Правде».

Основные понятия: источник права, обычное право (обычаи, традиции, ритуалы), церковные уставы, договоры Руси с Византией, «Русская Правда», Краткая редакция, Пространная редакция, Сокращенная редакция, «урок мостникам», «покон вирный», ордалии, видок, «продажа», «поток и разграбление», головничество, вирник, «поле», послухи, «заклич», «гонение следа», урок как вид наказания по «Русской Правде», «свод», «поличное», «дикая вира», «полувира».

Рекомендации для подготовки к занятию

В центре подготовки к первому вопросу теоретической части занятия должна стоять проблема источников древнерусского права. Следует иметь в виду, что на раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права (традиции и обычаи). С усилением роли государства все в большей мере возрастало значение законодательной деятельности князей, появлялись письменные правовые документы, более четко определяющие привилегии господствующих классов и защищавшие их интересы. Также к источникам права этого периода следует отнести договоры Руси с Византией (X в.), византийское законодательство, церковные уставы и судебную практику.

Наиболее интересным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм «Русская Правда». Характеристике данного правового памятника посвящен второй вопрос теоретической части. «Русская Правда» охватывает нормы, действовавшие в течение довольно большого периода – с IX по XV вв. В начальный период развития государства она была единственным правовым источником, но к XV веку регулировала только некоторые стороны общественных отношений. Таким образом, характеризуя «Русскую Правду», сначала лучше назвать три редакции этого источника, а затем подробно рассказать о каждой части.

При освещении третьего вопроса теоретической части необходимо охарактеризовать следующие институты и подотрасли гражданского права по «Русской Правде»: право собственности, обязательственное и договорное право, а также брачно-семейные и наследственные отношения.

Анализируя материалы по подготовке к четвертому вопросу, особое внимание нужно уделить понятию преступления, субъекту и объекту преступления, делению преступлений по степени опасности, различию между умышленным и неумышленным преступлением, институту соучастия. Важно также назвать виды преступлений и их конкретные составы. Отдельное внимание следует уделить институту наказания по «Русской Правде» - целям и видам наказаний, указав наиболее распространенные и суровые из них.

При подготовке к пятому вопросу требуется рассмотреть судебную систему Древнерусского государства, виды судов и организацию судебного процесса. Следует обратить внимание на характер и стадии судебного процесса по «Русской Правде», на доказательства, а также на роль суда в судебном заседании.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2012.

  2. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. – М.: Проспект, 2009.

  3. История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2007.

Сборники документов и хрестоматии:

  1. История государства и права России: Хрестоматия: В 3 ч. / сост. И.В. Брызгалова, Ю.А. Перебинос. – Ч. I (XI – XVIII вв.). - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

  2. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6-и тт. / Научн. консультант проекта Е.А. Скрипилев. Т. I. Начала формирования судебной власти / Отв. ред. Н.М. Золотухина. М., 2003.

  3. Отечественное законодательство XI – ХХ веков: Пособие для семинаров. Часть I (XI – XIX вв.) / под ред. проф. О.И. Чистякова. М., 2006.

  4. Российское законодательство IX–XX вв. / Под ред. О.И. Чистякова. Т. 1. М., 1984.

  5. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. – М., 2010.

Дополнительная литература:

  1. Агафонов А.В. О рецепции византийского законодательства в Киевской Руси // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2006. № 4.

  2. Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999.

  3. Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.

  4. Власов В.И., Гончаров Н.Ф. Организация розыска преступников в России в IX–XX вв. Ч. 1. Домодедово, 1997.

  5. Глушаченко С.Б., Виноградов А.М. Становление основ процессуального права и судебных доказательств в России IX - XVI вв. // История государства и права. 2009. № 9.

  6. Гончаров Д.Ю. Законодательство криминального цикла в X – XV вв. // Журнал российского права. 2011. № 7.

  7. Егоров В.С. История уголовного наказания в период становления российского права // Государство и право. 2006. № 5.

  8. Ефремова Н.Н. Традиция примирения в истории обычного права и законодательства России (дореволюционный период) // Государство и право. 2011. № 7.

  9. Исаев М.А. Толковый словарь древнерусских юридических терминов: От договоров с Византией до уставных грамот Московского государства. М., 2001.

  10. Карагодина Н.Г. Тычинин С.В. Обязательства вследствие причинения вреда чести и достоинству личности в законодательстве Древней Руси // История государства и права. 2010. № 3.

  11. Кудимов А.В. Шафиев М.М. Источники права Древней Руси // История государства и права. 2006. № 10.

  12. Кулыгин В.В. Становление русского уголовного права с древнейших времен до крещения Руси: историко-лингвистические аспекты // История государства и права. 2010. № 14.

  13. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Первый суд // Российская юстиция. 2005. № 3.

  14. Матиенко Т.Л. Генезис сыска в России (IX - XII вв.): заклич, свод, гонение следа // Журнал российского права. 2009. № 9.

  15. Матиенко Т.Л. К вопросу о становлении политического сыска в России (XI − XVIII вв.) // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2009. № 3.

  16. Мельников С.А. Наследственное право Древней Руси // Государство и право. 2010. № 5.

  17. Минникес И.В. Обычай как источник русского права: историко-правовой анализ // История государства и права. 2010. № 15.

  18. Молодов О.Б. Нормативные акты княжеской власти Древней Руси и регулирования государственно-церковных отношений (X – XIII вв.): Учебно-методическое пособие. Вологда, 2000.

  19. Мухаметшин А.Ф. Правовые основы раскрытия и пресечения преступлений на Руси (X – XVI вв.) // История государства и права. 2010 № 3.

  20. Омельянчук С.В. Расторжение христианского брака в Древней Руси // История государства и права. 2011. № 1.

  21. Оспенников Ю.В. О значении штрафа в 12 гривен в русском праве XII-XV вв. // История государства и права. 2006. № 4.

  22. Петров И.В. Государство и право Древней Руси. СПб., 2003.

  23. Погорецкий Н.А. «Русская Правда» о поиске преступников и доказывании их вины // История государства и права. 2004. № 3.

  24. Пожарская Ю.В. Особенности появления института нотариата в Древней Руси // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2011. № 5.

  25. Полубинский В.И. Сыск на Руси // Журнал российского права. 1997. № 11.

  26. Радченко К.Н Взаимодействие церкви и государства в сфере исполнения уголовных наказаний в истории России // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2011. № 1.

  27. Разбой и грабеж в древнем и средневековом праве // Уголовное право. 2001. № 2.

  28. Родионов К. С. Была ли в Договоре 911 г. Киевской Руси с Византией норма о выдаче? // Государство и право. 2006. № 3.

  29. Семенова О.П. Развитие семейно-брачных отношений в древнерусском государстве // История государства и права. 2006. № 11.

  30. Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. – М., 1956.

  31. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI-XIV вв. – М., 1979.

  32. Юшков С.В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение / под ред. В.А. Томсинова. М., 2010.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по выполнению контрольно-проверочной работы iconМетодические указания по выполнению контрольно-курсовой работы для...
Цели и задачи выполнения контрольно-курсовой работы

Методические рекомендации по выполнению контрольно-проверочной работы iconМетодические указания по выполнению контрольно-курсовой работы для...
Цели и задачи выполнения контрольно-курсовой работы

Методические рекомендации по выполнению контрольно-проверочной работы iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управленческие решения»
По специальности 080507. 65 «Менеджмент организации». Методические рекомендации включают примерные темы курсовых работ, структуру,...

Методические рекомендации по выполнению контрольно-проверочной работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление рисками»
Прохорова М. П. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление рисками» для студентов специальности...

Методические рекомендации по выполнению контрольно-проверочной работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Экономика организации»
Гарина Е. П. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Экономика организации». – Н. Новгород: вгипу,...

Методические рекомендации по выполнению контрольно-проверочной работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы Содержание контрольной работы
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности: 080507. 65 " Менеджмент организации" заочной формы обучения,...

Методические рекомендации по выполнению контрольно-проверочной работы iconМетодические рекомендации к выполнению контрольной работы Рязань 2011
В методических рекомендациях в соответствии с программой учебной дисциплины «Технология конструкционных материалов» изложены общие...

Методические рекомендации по выполнению контрольно-проверочной работы iconМетодические рекомендации к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент»
Методические рекомендации предназначены для студентов вгипу заочной, вечерней и дистанционной форм обучения, изучающих курс «Менеджмент»,...

Методические рекомендации по выполнению контрольно-проверочной работы iconПоложение Редакция Методические рекомендации по выполнению и организации...
Методические рекомендации по выполнению и организации защиты выпускной работы по программе мва

Методические рекомендации по выполнению контрольно-проверочной работы iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов...
Умарова Б. Х. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов всех специальностей по дисциплине «Русский...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница