Методическая разработка урока истории «Ложь и правда Смутного времени»




Скачать 128.15 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока истории «Ложь и правда Смутного времени»
Дата публикации05.10.2014
Размер128.15 Kb.
ТипМетодическая разработка
www.lit-yaz.ru > Право > Методическая разработка

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 96 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

140316 Московская область, Егорьевский район д.Старое

Тел. 8(49640)60-243 Факс. Тел. 8(49640)60-243

Преподаватель: О.В.Расторгуева

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ИСТОРИИ

«Ложь и правда Смутного времени»

2013 г.


Цель образовательная:

Повторить и обобщить знания по теме «Смутное время».

Цель развивающая:

Развитие психических процессов – внимания и памяти, развитие речи обучающихся.

Цель воспитательная:

Воспитание патриотизма, гордости за свой народ, спасший страну во время Смуты, воспитание представления, что нарушение нравственных норм может привести к социальным катаклизмам.
Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Введение

4 ноября 2012 г. наша страна отметила 400-летний юбилей освобождения Москвы от польских интервентов, в марте 2013 исполняется 400лет с того момента, как был избран первый царь из династии Романовых. Его избрание означало окончание Смуты. Смутное время – один из самых тяжелых периодов в нашей истории. Конечно, Смута была вызвана в первую очередь экономическими причинами, но не только. Цель нашего сегодняшнего мероприятия - показать, что нарушение моральных норм может привести к страшным последствиям и для человека и для государства.( Слайд 1)

  1. Смутное время – это период, когда само существование русского государства было под угрозой. Сохранить страну, свою цивилизацию удалось, вернувшись к нравственным нормам.

Смута – это разлад между народом и властью, смятение, восстание.

( В.И. Даль)

«Пресечение династии ,есть, конечно ,несчастье в истории государства, нигде ,однако, оно не сопровождалось такими разрушительными последствиями, как у нас». ( В.О. Ключевский)


  1. Вопросы обучающимся:

  1. Скажите, какая династия прекратила свое существование в 1598 году?

  2. Кто последний царь из этой династии?

  3. Назовите даты правления этого царя?

  4. Кто стал править после Федора Ивановича?

  5. Каким образом Борис Годунов пришел к власти?(Слайд 2)

5.Просмотр отрывка из кинофильма « Борис Годунов»(Слайд 3)

6. Итак, Борис Годунов начал царствовать, но везде представлялась ему измена, во всех боярах видел он изменщиков, замышлявших против него заговоры. И подозрительнее всех казались ему бояре Романовы. Они были более близкими родственниками представителям угасшей династии чем он.

Родственник царя Семен Годунов придумал средство: он подкупил казначея Романовых, велел ему спрятать в их кладовой мешок с кореньями, потом донести на них, что Романовы готовятся отравить Годунова. По этому доносу бояре Романовы были арестованы, отправлены в ссылку, многие из нее не вернулись. Казалось бы, Годунов может быть спокоен, но - нет.

Один из учащихся читает стихотворение:

На земском соборе был избран Борис

Бояре, дворяне ему поклялись,

Правителем добрым он быть обещал

Венчался на царство – рубаху порвал

«Не будет впредь нищих», - Борис говорит

Однако поверить народ не спешит.

Чтоб править Борису никто не мешал

Он скоро Романовых в ссылку сослал.

Не рады бояре, не верит народ

Как кара царю – наступил недород.

Холодное лето и дождик все льет

И нет урожая, и голод идет.
Страшный голод начала 17 века – главная экономическая причина Смуты. Но были и неэкономические причины: ложь, зависть, корысть, предательство. Голод вел к народному недовольству. Все сильнее становились слухи, что сын Ивана Грозного царевич Дмитрий не погиб в 1591 году, а чудесным образом спасся, а значит он истинный царь, а не Годунов .(Слайд 40

7.Вопросы обучающимся:

  1. Скажите, что вам известно о Лжедмитрии Первом?

  2. Какие есть версии по поводу личности самозванца?

  3. Кто оказал ему материальную поддержку в его авантюре?

  4. Что вам известно о Марине Мнишек?

  5. Когда самозванец вошел в Москву? ( Слайд 5)

  6. Какова судьба Бориса Годунова и его семьи?(Слайд 6)

Почти целый год Россией правил самозванец, авантюрист. И этому немало способствовало то, что мать настоящего царевича Дмитрия – Мария( в монашестве Марфа) признала его своим сыном.
^ 8.Сообщение обучающегося.

Возникла необходимость в некоей публичной акции, которая убедила бы всех в подлинности Дмитрия. Остановились на встрече с мнимой матерью – Марфой Нагой.

Исключительно важная встреча «матери» с «сыном» состоялась 18 июля в подмосковном селе Тайнинском. Поглазеть на нее собрались тысячи любопытствующих. Они с умилением увидели, как почтительный «сын» спешился около подъезжавшей кареты с «матерью», как со слезами и рыданиями бросился в ее объятия, как та покрыла поцелуями его склоненную голову… Потом оба вошли в приготовленный заранее шатер и пробыли в нем некоторое время.

Наедине «родственники» наконец-то смогли разглядеть друг друга и подтвердили, что согласны выполнять принятые на себя обязательства: Марфа будет играть роль матери самозванца, а он – почтительного, любящего и заботливого сына. Это означало, что даже в кремлевском монастыре инокиня будет находиться на положении царицы: иметь роскошно убранные покои, пищу с царской кухни, множество слуг, кареты, лошадей, собственные земельные владения и достаточно средств на любые прихоти.

(отрывок из книги « Смута на Руси»Л.Е.Морозова)

У Марины Цветаевой есть строки:

Сама инокиня признала сына,

Как же ты для нас – не тот?

^ 9.Вопросы обучающимся:

  1. Как вы думаете, почему Марфа так поступила?

  2. Какие последствия имела эта ложь? ( Слайд 7)


В мае 1606 в Москву с огромной свитой приехала Марина Мнишек. Она в значительной степени способствовала падению самозванца. ( Слайд 8)

^ 10.Вопрос обучающимся:

1.Что вам известно о свержении самозванца?( Слайд 9)

2. Кто сыграл главную роль в заговоре против Лжедмитрия?

3. Когда он был свергнут? ( Слайд10)

4. Назовите даты правления В.И. Шуйского? ( Слайд 11)

5. Назовите даты восстания под предводительством И.И. Болотникова?

С большим трудом Шуйскому удалось одержать победу над войском И.И Болотникова. В октябре 1607 года в Туле восставшие сдались при условии сохранении им жизни. Но царь не сдержал свое слово – Болотникова ослепили ,а потом утопили.

^ 11.Вопросы обучающимся:

1)Как характеризует царя Шуйского нарушение данного им слова?

2) Почему восстание Болотникова называют гражданской войной?( Слайд 12)
Разгром войска Болотникова не привел к окончанию гражданской войны. Появляется новой самозванец – Лжедмитрий Второй. (Слайд 13)

Марина Мнишек в нем « признает» своего мужа. Это еще одна ложь, еще одно лжесвидетельство, которых так много было в это время. Лжедмитрий Второй встал лагерем у с. Тушино, в народе его прозвали

« тушинским вором». В конце 1608 г. казалось, что дни правления Шуйского сочтены. Он не мог почти ни на кого положиться, так как многие представители знати то клялись в верности ему, то бежали в Тушино и там целовали крест Лжедмитрию второму. В народе таких перебежчиков называли « перелетами». Писатель 17 века Аврамий Палицин говорил о них:

( один из учащихся зачитывает):

«И разделились надвое все человеки, все стали мыслить о себе лукаво: если будет взята мать городов – Москва, то там отцы наши и братья, родичи и друзья – они нас защитят и помогут. Если же мы одолеем, то будем им защитниками… Каждый выше своей меры хотел жалование и, получив в пять и даже десять раз больше положенного, отъезжал в Тушино. Там целовал крест Тушинскому вору и у него получал жалование. Взяв, снова возвращался в Москву и у царя Василия вновь воспринимал больше прежнего почести, дары и имения. Многие так метались не раз, не два, а пять и десять раз.»

^ 12.Вопросы обучающимся:

  1. Как можно охарактеризовать таких людей?

  2. К чему приводило такое поведение Московской элиты? (Слайд 14)

Полной противоположностью действиям бояр была героическая оборона Троице-Сергиевой лавры.

В этой труднейшей ситуации Шуйский лихорадочно искал выход и нашел его.

^ 13.Вопросы обучающимся:

  1. Какой выход нашел Шуйский?

  2. Как был осуществлен этот план?

  3. Кого царь направил к шведам?

  4. Как вы думаете, почему В.Шуйский не выбрал для этой миссии более близких родственников?

Скопин- Шуйский вместе со шведскими наемниками подошел к Москве и Тушинский лагерь распался. Под праздничный перезвон колоколов 12марта 1610 года Скопин -Шуйский торжественно въехал в город. Тысяча москвичей его радостно приветствовали. Зависть к успехам племянника точила душу царя Василия и его брата Дмитрия. И они придумали как от него избавиться. (Слайд 15)

^ 14.Сообщение обучающегося.

Москвичи наслаждались свободой и активно устраивали всевозможные праздники. Самым желанным гостем на них был Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. В начале апреля сестра царицы – Екатерина родила мальчика. По случаю его крестин в доме Воротынского был устроен пир. Крестным отцом младенца был приглашен Скопин, крестной матерью – жена Дмитрия Шуйского – Екатерина Григорьевна. В конце празднества кума, по обычаю, поднесла куму перепивальную чашу с вином. Отведав его, молодой богатырь Скопин почувствовал себя плохо. Слуги отвезли его домой, но там состояние ухудшилось. Вызвали докторов, но они ничем не могли помочь умирающему князю. Всем стало ясно, что полководец отравлен, и отрава была в перепивальной чаше. Однако, доказать в то время это было не возможно. Через несколько дней мучений полководец скончался. Вся Москва горевала о потере. Только в царском дворе печаль была показной. Царь Василий решил, что без Скопина его престолу ничто не угрожает. Но оказалось, что защищать трон от Лжедмитрия Второго и поляков стало некому. (отрывок из книги Л.Морозовой и А.Демкина «Дворцовые тайны»)
^ 15.Вопросы обучающимся:

1) Скажите, какие качества царь Василий Шуйский проявил в данном случае? (Слайд 16)

2) Назовите дату битвы у села Клушино.

3) Чем закончилась эта битва?

4) Какова дальнейшая судьба царя Василия Шуйского?

5) В чьи руки перешла власть?

6) Кому бояре предложили престол? ( Слайд 17)

7) Все ли были согласны с решением предложить престол принцу Владиславу?( Слайд 18)

8) Кто стоял во главе первого ополчения?

9) Какова судьба П.Ляпунова?

10) Как его гибель сказалась на освободительном движении?

11) Какова была позиция патриарха Гермогена?( Слайд19)
И так, бояре впустили в Москву отряд Жолкевского. Поляки сразу стали вести себя как захватчики. Но в других городах многие не хотели поступать по примеру семибоярщины.


^ 16. Сообщение обучающегося об обороне Смоленска

С 21 сентября 1609 года по 3 июня 1611года армия польского короля Сигизмунда осаждала Смоленск. За время осады успело рухнуть Московское государство: в 1610году Василий Шуйский был свергнут с престола, бояре для защиты Москвы от Лжедмитрия впустили в нее польское войско гетмана Жолкевского и отправили в стан Сигизмунда посольство, чтобы просить у него сына, королевича Владислава, на русский трон. Сигизмунд соглашается. Но требует от послов Смоленск. Послы передают его слова смолянам.

Над Смоленском не было уже верховной власти, церковь разрешила всех от клятвы верности низложенному царю, смоляне с крепостных стен видели пленного Шуйского в королевском лагере на пути в Варшаву – некому было «казнить их казнью» за сдачу города. Многие русские города признали Владислава царем, и поляки на этом основании называли жителей Смоленска изменниками. Все знали, что Смоленск – ключ к Москве, но зачем хранить ключ, когда сбит замок? К тому же город в течение года выдержал осаду, горел от раскаленных польских ядер, страдал из-за отсутствия соли и был поражен каким-то поветрием. Но Смоленск ответил королю: «Нет!» Перед русским посольством во главе с митрополитом Филаретом смоленские представители, дети боярские и дворяне, разъясняли, что хотя поляки в город и войдут, но важно, чтобы их, смолян, в том вины не было. Поэтому они решили: «Хотя в Смоленске наши матери и жены, и дети погибнут, только бы на том стоять, чтобы польских и литовских людей в Смоленск не пустить».

Потом был приступ. Поляки, взорвав башню и часть стены, трижды вламывались в город и трижды откатывались назад. Потом вновь перешли к правильной осаде, днем и ночью засыпали Смоленск ядрами. Потом снова приступали к крепости, снова отступали, снова долбили ее стены и башни из пушек, снова вели подкопы и взрывали укрепления. Так в течение еще одного нескончаемого года. К лету 1611 года число жителей сократилось с 80 до 8 тысяч душ, а оставшиеся в живых дошли до последней степени телесного и душевного изнурения. Когда 3 июля королевская артиллерия, сосредоточив весь свой огонь на свежеотстроенном участке стены, разрушила его полностью и войско Сигизмунда вошло наконец в город через пролом, оно не встретило больше сопротивления: те смоляне, кому невмоготу было видеть над Скавронской башней польское знамя, заперлись в соборной церкви Богородицы и взорвали под собой пороховые погреба. Другим уже все было безразлично: безучастно смотрели они на входящих победителей. Сигизмунду передали ответ пленного смоленского воеводы Шеина на вопрос о том, кто советовал ему и помогал так долго держаться:

« Никто особенно, никто не хотел сдаваться» .Никто не упрекнул бы Сигизмунда, если бы он предал пленных мечу6 не было капитуляции, не было условий сдачи, никто не просил о милости. Но король не захотел омрачать бойней радость победы и разрешил всем, кто не хочет перейти на королевскую службу, оставив оружие, покинуть Смоленск. Ушли все, кто еще мог идти. Опустив головы, не сказав слова благодарности за дарованные жизни. Пошли на восток по истерзанной Смутой земле. Они еще не знали, что пролитая кровь, смерть товарищей, гибель семей не были бессмысленной жертвой. Защитникам Смоленска мысли не могло прийти о том, что истинными победителями остались они. Однако это было именно так. Польская и литовская шляхта, истомленная долгой осадой, сразу же после взятия города разошлась по домам, несмотря на все уговоры короля. Сигизмунд с одними наемниками был не в состоянии продвинуться вглубь России и оказать существенную помощь засевшему в Москве польскому войску. Он был вынужден вернуться в Варшаву. В России начинается народное движение за освобождение Москвы и восстановление Московского государства. Нужно было время, чтобы оно разрослось и набрало силу. Верный Смоленск и послужил ему, сам того не ведая, надежным щитом.

(отрывок из книги «Связь времен»)

О подвиге города Смоленска писал в 17 веке неизвестный Московский дьяк: «Подивимся великому городу нашему Смоленску, который противостоит Западу. Как в нем наши же братья православные христиане обороняются, терпят всякие невзгоды и лишения, но крепко стоят за православную веру, за святые Божии церкви». Слайд 20)

В другой грамоте этот же автор призывает: «Мужайтесь и вооружайтесь! Держите между собой совет, как бы от врагов избавиться. Время, время пришло! Бог наставит вас и подаст помощь».(Слайд 21)
^ 17. Вопросы обучающимся

  1. В каком городе формируется второе ополчение?

  2. Кто стоит во главе его?

Просмотр отрывка из фильма « Минин и Пожарский» - призыв Минина (слайд 22)

Просмотр отрывка из фильма «Минин и Пожарский» - освобождение Москвы (слайд 23)

В январе 1613года на земском соборе царем был избран Михаил Романов. Его избрание положило конец Смуте.

^ 18. Вопросы обучающимся:

  1. Благодаря чему удалось спасти русское государство в период Смуты?

  2. Как вы думаете, какие уроки из периода начала 17 века – из Смутного времени должны мы извлечь?

  3. Заведующий кафедрой истории МГУ Николай Борисов считает, что причиной Смуты стали «Потеря политической элитой чувства реальности, жажда наживы, власти». Согласны ли вы с этим утверждением?

^ Обучающийся читает стихотворение:

Смута – деревни заброшены,

Разрушены города.

Снегом стоят запорошены храмы,

А в них – пустота.

Звери бродят голодные,

Где было жилище людей.

Одна другую сменяют

Тени лживых царей.

Ложь породила Смуту,

Зависть, интриги, смерть.

Ложь разрушает душу

Одно лишь спасение есть.

Правда – лекарство от Смуты.

Правда от Смуты спасет.

В одном шаге от бездны

Она удержит народ.

(Слайд 24)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Ключевский В.О. Русская история. – М.: Олма, 2009

  2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях. – М.: Эксмо, 2009

  3. Морозова Л.Е. Смута на Руси. Выбор пути. – М.: Аст-пресс книга, 2007

  4. Морозова Л.Е., Демкин А.В. Дворцовые тайны. М.: Аст-пресс книга, 2005

  5. Нестеров Ф.В. Связь времен. - М.: Молодая гвардия. 1984

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока истории «Ложь и правда Смутного времени» iconУрокам по истории России XVII-XVIII века 7 класс. Тема «Смутное время»
Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных...

Методическая разработка урока истории «Ложь и правда Смутного времени» iconПлан-конспект классного часа. 3 класс. «Правда и ложь»
Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности,...

Методическая разработка урока истории «Ложь и правда Смутного времени» iconУрок истории в 7 классе на тему «На пути к империи» Методическая...
...

Методическая разработка урока истории «Ложь и правда Смутного времени» iconМетодическая разработка урока истории Тема
Формирование чувства уважения и гордости к истории России путем акцентирования внимания на событиях 1812 года

Методическая разработка урока истории «Ложь и правда Смутного времени» iconМетодическая разработка урока по английскому языку "Tea Party"
Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Святого Валентина стр. 5

Методическая разработка урока истории «Ложь и правда Смутного времени» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература»
Данная методическая разработка составлена для проведения урока по дисциплине «Литература» (тема «Литературные течения поэзии русского...

Методическая разработка урока истории «Ложь и правда Смутного времени» iconМетодическая разработка урока по истории России XX века (11 класс)
Способствовать осознанию учащимися необходимости задуматься над проблемами исторических корней, нравственных ценностей, выбора и...

Методическая разработка урока истории «Ложь и правда Смутного времени» iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...

Методическая разработка урока истории «Ложь и правда Смутного времени» iconРазработка урока по географии по теме "Гидросфера"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М

Методическая разработка урока истории «Ложь и правда Смутного времени» iconРазработка урока по географии по теме "Экологические проблемы в биосфере"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница