Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Прежде всего, это ассоциируется, с тем, что семья и




НазваниеАктуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Прежде всего, это ассоциируется, с тем, что семья и
страница1/7
Дата публикации14.09.2014
Размер1.12 Mb.
ТипРеферат
www.lit-yaz.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Прежде всего, это ассоциируется, с тем, что семья и детский сад, являясь основными институтами социализации и воспитания дошкольника, не могут осуществлять данные процессы эффективно и оптимально для развития ребенка без сотрудничества и перманентного взаимодействия.

По мнению исследователей, общение педагогов и родителей в контексте организации такого взаимодействия, должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками детского сада, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких технологий работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Разностороннее конструктивное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально - педагогической системы детского сада.

Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на психическом, физическом и социальном здоровье ребенка. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Инициирование педагогами взаимодействия с семьей только по финансово - хозяйственным вопросам тормозит развитие разносторонних, конструктивных отношений, полезных всем участникам образовательного процесса.

Недооценка ресурсов семьи, неумение ими грамотно «распорядиться» сдерживает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое. Стремление педагогов дошкольного учреждения к изменению формы общения педагогов и родителей, несомненно, является положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Развитие национальной системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе. Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода на качественно новые содержание и технологии образовательного процесса, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общей стратегии действий по развитию личности ребенка, формированию общего образовательного пространства.

Организация образовательной среды при четком взаимодействии детского сада и семьи является своеобразным моделированием микросоциума. В этом случае совместная деятельность воспитателей с семьей выступает важнейшим фактором создания эффективной образовательной среды. Процесс организации образовательного пространства ребенка дошкольного возраста, как отмечает О.В. Артамонова, отличается личностно - ориентированным способом взаимодействия участников. Данные ценностные ориентиры обеспечивают развивающий характер среды, которая позволяет обмениваться информацией, опытом воспитания ребенка, вырабатывать общую программу действий, осваивать гуманистические и демократические принципы жизнедеятельности, выражающиеся в той или иной воспитательной позиции родителей и педагогов, их педагогической культуре.

Воспитатели совместно с другими специалистами выступают в роли организаторов нового культурно - образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья. Работа специалистов с семьей переносится в плоскость культурно - образовательной деятельности, которая содействует развитию самосознания родителей, совершенствует их педагогическую позицию. В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе дошкольных учреждений с семьей и соответствующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка, успешное вхождение его в новый социум.

Реформирование системы образования, вызванное социокультурными, политическими и экономическими изменениями, не обошло стороной начальное звено - дошкольное образование. Существенным образом изменилось отношение общества к семье как воспитательному институту. Пропаганда педагогических знаний, всеобуч родителей перешли в более качественную форму работы с микросредой - «открытое» (или партнерское) взаимодействие участников образовательного процесса. Исследования Е.П. Арнаутовой, Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Марковой подтверждают переход к «открытому» взаимодействию дошкольного учреждения и семьи. В связи с этим учеными изучались различные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи, специфика современной семьи, особенности детско-родительских отношений и методы коррекции, определялись наиболее эффективные формы работы (Е. П. Арнаутова, О. Л. Зверева, Л. М. Кларина, Р. К. Сережникова и др.).

Нормативным основанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй на современном этапе является то, что в обязательную часть Программы включается, взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

^ Объект исследования: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Предмет исследования: совершенствование процесса организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй на современном этапе.

^ Цель исследования: разработать программу организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй на современном этапе.

Для решения поставленной цели в данной дипломной работе ставились и решались следующие задачи:

1. Изучить психолого - педагогические и нормативные основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

2. Выделить организационно - педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

3. Провести анализ состояния взаимодействия с семьёй в практике МДОУ «Д/с №2 о.в.» г. Магнитогорска.

4. Разработать рекомендации по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Методологические основы:

1. Психолого - педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй в работах Арнаутовой Е.П., Гребенникова С.В., Дубровой В.П., Ивановой В.М., Каменского Я.А., Макаренко А.С., Низовой А.М, Песталоцци И.Г., Сухомлинского В.А., Роберта Оуэна, Харитоновой Н.П.

2. Положение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования о рассмотрение взаимодействия с семьёй как компонента образовательного процесса (п.2.11).

Методы:

1. Анализ психолого - педагогической литературы, нормативных документов.

2. Беседы, методы оценки количественных и качественных показателей, метод прогнозирования при разработке программы. Планирование подходов по совершенствованию взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

^ Теоретическая значимость: выделение организационно-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Практическая значимость: разработка программы организации и рекомендаций по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьёй на современном этапе.

^ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой педагог - гуманист И.Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление [5, с. 167].

В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.

После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества - общества нового типа. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование, прежде всего, гражданина советского государства. Показательно в связи с этим отношение руководителей дошкольного воспитания к концепции «свободного воспитания», согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Например, Д.А. Лазуркина призывала к борьбе со «свободным воспитанием», а воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать, как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со «старой семьей», которая рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания.

Так, оценивая воспитательные возможности школы, А.В. Луначарский подчеркивал, что она «как государственно - воспитательное учреждение должна раньше, чем социальная жизнь, пропитываться новым духом, она должна возвыситься над бытом, от нее должны исходить воспитательные силы. Школа должна выправить те искривления, которые дает ребенку жизнь». Вместе с тем он полагал, что желаемых результатов в воспитании можно получить лишь в объединении усилий школы, общественности и семьи при направляющей роли школы и ее влияния на семью.

Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества» [8, с. 78].

В дальнейшем - в 40 - 60-е годы, проблемы «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но основная тенденция - стремление подчинить семью влиянию дошкольного учреждения - сохранялась. Глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению. Семья, таким образом, как и ранее, рассматривалась не как субъект сотрудничества, а скорее как объект воздействия со стороны дошкольного учреждения. Так, например, в Уставе детского сада, утвержденном 15 декабря 1944г., говорилось: «Детский сад... должен служить примером правильного воспитания детей дошкольного возраста и оказывать помощь родителям в воспитании ребенка в семье», а во Временном положении о дошкольном детском учреждении, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР 8 марта 1960г., говорилось: «Дошкольное детское учреждение - ясли-сад - создается в интересах осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста».

Согласно прогнозам академика С.Г. Струмилина (1960), в будущем «каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит направления в детские сады с круглосуточным содержанием или детский дом, затем - в школу - интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь...».

Но такого мнения придерживались далеко не все ученые. Например, в 60 - 70-е годы XX в. годы большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы «школа – семья - общественность». В работах И. В. Гребенникова, А.М. Низовой, Г.И. Легенького, Н.П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: «педагогическое просвещение», «педагогическая пропаганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие семейного и общественного воспитания» и т.п. [8,с.78]. Изучалась эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям.

Педагогическая пропаганда - провозглашение и рекламирование педагогических средств, методов и форм педагогического воспитания и образования в широкие массы людей.

Педагогическое просвещение - практическое применение и теоретическая подкованность человека в вопросах современного воспитания и образования, умение передать подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.

В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них. Каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т.д. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Целью педагогического всеобуча было повышение педагогической культуры родителей [12, с. 89].

В 70-е годы под руководством Т. А. Марковой - заместителя директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР - организуется лаборатория семейного воспитания. Выявлялись типичные трудности, испытываемые родителями, наиболее существенные факторы, влияющие на формирование нравственных качеств у ребенка в семье (Д.Д. Бакиева, С.М. Гарбей, Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, М.И. Иззатова, В.М. Иванова, Н.А. Стародубова). Таким образом, авторами - специалистами были сделаны попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач нравственного воспитания. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность.

С точки зрения взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей, оказании помощи родителям представляют интерес данные, полученные В.И. Безлюдной в работе «Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками». Автор убедительно показывает, что ни семья, ни дошкольное учреждение не могут изолированно решить задачу преодоления отклонений ребенка в отношениях со сверстниками, которые связаны с условиями жизни и воспитания детей именно в семье.

Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из - за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, В.М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего от постановки воспитательно - образовательной работы в детском саду от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам [5,с.167].

Психологи, специалисты по ораторскому искусству констатируют, что устное выступление педагога, непосредственное общения с аудиторией имеют большие преимущества перед просмотром родителями телепередач и прослушиванием радиопередач, чтением книг (А.А. Леонтьев, Е.А. Ножин, Н.И. Мехонцев).

В ряде работ педагогов (Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, В.П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями само ценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами».

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей» [12,с.89]. Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества [1, с. 125].

Сотрудничество - это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С.Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1)взаимная связь двух явлений; 2)взаимная поддержка.

Таким образом, исследования 70-80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.

В 90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л.М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л.М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.

Итак, можно сделать вывод: педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.

В 40-60-е годы, проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению [1,c.125].

В 60-70-е годы XX в. годы большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания.

Исследования 70-80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.

В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности [10, с. 43].
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Прежде всего, это ассоциируется, с тем, что семья и iconАктуальность темы исследования определяется, прежде всего, обстоятельствами...
Глобализация современных социокультурных процессов с неизбежностью актуализирует проблемы взаимодействия, взаимовлияния различных...

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Прежде всего, это ассоциируется, с тем, что семья и iconУважаемые коллеги!
Российской Федерации 22 октября 2011 года в г. Иваново состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы...

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Прежде всего, это ассоциируется, с тем, что семья и icon«русской идеи» является одной из центральных тем в русской философии...
Актуальность исследования. Диссертационная работа посвящена русской идее в контексте отечественной культуры XIX века, анализу ее...

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Прежде всего, это ассоциируется, с тем, что семья и iconИсследование отношений в системе «семья школа дети»
Система общего образования проявляет зоны неудовлетворенности, и говорить о том, что она уже сложилась, — преждевременно. Проблемы...

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Прежде всего, это ассоциируется, с тем, что семья и iconМатеринства одна из древнейших и самых любимых тем в мировой культуре
Воспитание чувства любви к членам семьи (прежде всего, к матери), уважения к их возрасту и заслугам; осознание духовной ценности...

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Прежде всего, это ассоциируется, с тем, что семья и iconСценарий праздника к «День семьи, любви, и верности»
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители, дедушка и бабушки! Мы рады вас видеть на нашем празднике семьи, любви и верности. Как...

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Прежде всего, это ассоциируется, с тем, что семья и iconСценарий физкультурно-оздоровительный праздник «День семьи, любви и верности»
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители, дедушка и бабушки! Мы рады вас видеть на нашем празднике семьи, любви и верности. Как...

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Прежде всего, это ассоциируется, с тем, что семья и iconАктуальность темы исследований. На современном этапе развития нефтегазодобывающего...
Проблемы увеличения нефтеотдачи и вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ) нефти в настоящее время весьма актуальны,...

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Прежде всего, это ассоциируется, с тем, что семья и iconДополнительная образовательная программа внеурочной деятельности...
Актуальность программы: на современном этапе развития общества изучение родного края выступает как ведущий фактор воспитания патриотизма....

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Прежде всего, это ассоциируется, с тем, что семья и iconНа современном этапе развития общества, когда интенсивно расширяются...
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница