Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.




Скачать 221.98 Kb.
НазваниеРабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.
Дата публикации12.09.2014
Размер221.98 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Право > Рабочая программа
Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н.Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Предусматривается выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

9 кл.- второй этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса ( расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей девятиклассников.

^ Основная идея программы. Программа нацелена на формирование у учащихся 9 класса гражданского сознания посредством знакомства с основами гражданской жизни и формами ее регуляции. Это дает возможность учащимся понять закономерности функционирования современного общества, узнать свои права и обязанности, гаранты их осуществления.

^ Актуальность курса( в связи с происходящими в обществе изменениями) чрезвычайно велика. Во-первых, общедемократические ценности (защита прав человека, мирное решение конфликтов, поиск компромиссов и др.) должны гармонично сочетаться с традициями отечественной культуры и не восприниматься как нечто навязанное и иноземное. Во- вторых, необходимо в рамках курса «обществознание» совместить понятия «россиянин», «гражданин Российского государства» с чувством малой родины, края, где человек родился, со знанием местных обычаев и обрядов; показать принципиальную непротиворечивость таких понятий, как «гражданин России» и «гражданин мира». В-третьих, в данной программе предоставляется возможность обратиться к знаниям учащихся по другим предметам (литература, история, география и др.), проследить межкурсовые и межпредметные связи, актуализировать всю совокупность уже полученных знаний. Это позволит сформировать системные знания учащихся. В-четвертых, в последнее время вполне обоснованно все больше уделяется внимание темам патриотизма и гражданственности в их соединении с общепризнанными демократическими нормами гражданского образования. Именно подобные проблемы станут содержательным стержнем данного курса. Таким образом, представляется очень актуальным в различных аспектах (политическом, национальном, учебно-методическом, воспитательном и т.д.) ведение курса «обществознание» в школе.

^ Новизна и специфика представляемой программы курса «Обществознание» состоит в следующем:

- обращается внимание на то, что универсальные ценности и тенденции развития современного мира должны в полной мере опираться на исторический опыт России, ее народы;

- прослеживаются и учитываются межпредметные связи, дается соотнесение программных тем курса с вопросами других предметов гуманитарного цикла;

- уделяется значительное внимание темам патриотизма и гражданственности применительно к международной и российским традициям;

- включаются основные темы федерального минимума в области обществознания, принятые Министерством образования РФ.

^ Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

-Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- Освоение уровня функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; об основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; Механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; Правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Для реализации намеченных целей ставятся следующие задачи:

- изложение материала в логике основных разделов обязательного минимума содержания курса обществознания;

- принятия учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей;

- изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности;

- создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной общеобразовательной школе;

- преодоление раздробленности и узкой специализации курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием.

^ Формы и методы обучения.

Для реализации данной программы предполагается использование широкого спектра методических приемов.

  1. Пассивные, или методы линейного воздействия.

- лекция;

- изучение документа;

- опрос по пройденному материалу.

2. Активные, или методы кругового воздействия.

- дискуссии;

- круглые столы;

- различные беседы (эвристические, сократические и т.п.);

3. Интерактивные.

- ролевые и деловые игры;

- дебаты;

- проектная деятельность;

- обсуждение альтернативных решений;
^ Место предмета в базисном плане.

Федеральный базисный план для образовательных учреждений отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в 9 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории, литературы, экономической географии. Изучение истории дает возможность глубже познакомиться с правовыми документами разных времен и народов. В истории древнего мира изучаются законы Хаммурапи, законы Ману и законы 12 таблиц, а также библейские заповеди-законы; материал средневековья позволяет подробнее рассмотреть Салическую Правду, Судебники 1457 и 1550 гг. , а история нового и новейшего времени соприкасается с правовыми вопросами при характеристике Кодекса Наполеона, конституций США и Франции, Основных законов Российской империи 1906 года, Советских конституций, Конституции РФ и т.д. Соотношению права и морали посвящены сюжеты многих литературных произведений Л.Н. Толстой. «После бала» и др.). В курсе истории зарубежных стран учащиеся рассматривают XX в. учащиеся рассматривают рабочее движение в различных странах мира, принятие социальных законов, регулирование государством трудовых отношений (закон Вагнера, закон Тафта-Хартли и др.) Курс отечественной истории знакомит учащихся со становлением и развитием российской государственности, с порядком взаимоотношений центра и регионов, опытом губернских реформ Петра I и Екатерины II, с историей вхождения в состав России других земель, спецификой управления ими. Особую актуальность приобретают проблемы национальных отношений и опыта их решений в мировой и отечественной практике. Также рассматриваются на уроках истории вопросы становления и развития конституционных порядков. Например, материал о деятельности М.М. Сперанского. Многие произведения литературы ставят в центр сюжета власть и политику, пытаясь с помощью художественных приемов поставить и решить серьезные нравственные вопросы, связанные с этой сферой общественной жизни (Ф.М.Достоевский «Бесы», вольнолюбивые стихи А.С. Пушкина и др.). В курсе истории значительное место отводится вопросам избирательного законодательства и участию граждан в политической жизни страны ( например, выборы управляющих в древних Афинах и Древнем Риме, Жизнь средневековых европейских городских коммун, современные избирательные системы зарубежных стран и России и т.п.). Проблема участия человека в политической жизни ставится и в произведениях литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир» и др.).

^ Сроки реализации программы: 2012-2013 учебный год.

В результате изучения обществознания ученик должен:

Знать, понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

Уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- Объяснять взаимосвязи изученных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение детей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;

-самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);

Учитывая  социально- экономическую  ситуацию  и специфику  образования  в нашей  школе мы  выделили  следующие  предпочтительные  компетенции, которыми  должны вооружить  ученика 9 класса:

·  политические и социальные компетенции – способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении структур самоуправления;

·  межкультурная компетенция, толерантность  - умение жить в многокультурном обществе, уважать людей других национальностей, вероисповеданий, языков, уметь препятствовать климату нетерпимости;

· компетентность в области владения устным языком, коммуникативность – умение свободно, доступно,  логично,  доказательно  излагать свои  мысли, терпимость к чужой точке зрения, умение слушать и слышать;

·  информационная компетентность -  владение новыми технологиями, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ  информации и рекламе.

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

-первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

^ Критерии оценивания.

Оценка «5» за теоретический вопрос ставится в том случае, если он раскрыт глубоко, полно и всесторонне, показана актуальность проблемы, её значимость для современной эпохи, анализируются материалы учебной, научной, художественной, публицистической литературы, рекомендованной министерством образования по данной теме, присутствуют различные точки зрения и собственные выводы, обобщения.

^ Оценка «4» вопрос в целом раскрыт, но автор ограничился лишь общими рассуждениями и недостаточно использовал конкретный материал, допустил одну принципиальную ошибку в именах, терминах, датах или они практически не фигурируют в тексте. Кроме того материал излагается не совсем четко, логика изложения нарушена, выводы не убедительны.

^ Оценка «3» вопрос раскрыт частично, ответ поверхностный, неубедительный, много неточностей, часть материала выходит за рамки предполагаемого вопроса, имеется до трех ошибок, связанных с датами, именами, терминами.

^ Оценка «2» ответ предельно слаб, была сделана попытка дать ответ, обнаруживается множество ошибок, материал выходит за рамки предполагаемой темы.


.054

Учебно-тематический план.


п/п

Разделы, темы

Количество

часов по теме

1

Тема I. Гражданин. Государство. Право.

5 часов

2

Тема II. Права человека и гражданина.

17 часов

3

Тема III. Личность и мораль.

9 часов

4

Уроки обобщения и повторения

3 часа




Всего

34 часа


^ Календарно-тематический план.

п/п

Содержание

Дата

Форма работы,

ИКТ

Форма

контроля

Корректи

Ровка плана

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Ф

А

К

Т





Тема 1. Гражданин. Государство. Право. 5 часов
















1.

Роль права в жизни человека, общества, государства.

1



Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач, ИКТ

Фронтальный опрос




2

Право выше власти

2




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач, ИКТ

Фронтальный опрос, карточки с заданиями, тестирование




3

Правовое государство: основные признаки.

3




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач, ИКТ


Фронтальный опрос, карточки с заданиями, тестирование





4,5

Конституция России.

4,5



Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач, ИКТ, работа с текстом Конституции РФ



Фронтальный опрос, карточки с заданиями, тестирование

Творческая работа: "







Тема 2. Права человека и гражданина. 17 часов.
















6

Гражданин человек свободный и ответственный

6




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач, ИКТ

Фронтальный опрос, карточки с заданиями, тестирование




7,8

Всеобщая декларация прав человека.

7,8




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач, ИКТ, работа с текстом Всеобщей Декларации прав человека


Фронтальный опрос, карточки с заданиями, тестирование




9

Международное гуманитарное право.

9




Лекция, решение проблемных задач, ИКТ, запись в тетрадь краткого конспекта

Карточки с заданиями, тестирование




10,11

Частная и публичная жизнь человека

10, 11




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач.

Фронтальный опрос, карточки с заданиями, тестирование




12

Наши права

12




решение проблемных задач, ИКТ, работа в группах

Составление презентации




13,14

Труд и собственность

13,

14




Беседа, работа с текстом закона о труде, решение проблемных задач, ИКТ

Фронтальный опрос, карточки с заданиями, тестирование, составление презентации




15

Духовная жизнь

15




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач, ИКТ

Фронтальный опрос, тестирование




16

Свобода совести

16




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач, ИКТ

карточки с заданиями, тестирование




17

Правовые основы брака и семьи.

17




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач, ИКТ

Составление презентации, тестирование




18

Домашнее строительство

18




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач, ИКТ

Тестирование, фронтальный опрос




19

Социальные права человека

19




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач, ИКТ

Тестирование, карточки, фронтальный опрос




20

Гражданские и политические свободы

20




Беседа, работа с текстом гражданского кодекса, решение проблемных задач, ИКТ, ролевая игра «выборы в лесную думу»

Тестирование, карточки с заданиями




21

Право на образование

21




Беседа, работа с текстом закона об образовании, решение проблемных задач, ИКТ

Фронтальный опрос, тестирование презентации учащихся




22

Обобщение по теме. Круглый стол

«Что значит быть гражданином?»

22




Круглый стол

«Что значит быть гражданином?»

Карточки с вопросами







Тема 3. Личность и мораль. 9 часов
















23

Личность и моральная ответственность.

23




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач, ИКТ

Фронтальный опрос, доклады учащихся, мини сочинение




24

Что такое мораль?

24




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач, ИКТ

Тестирование, фронтальный опрос




25

Добро и зло

25




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач, ИКТ

Сочинение, фронтальный опрос, презентации учащихся




26

Роль морали в жизни человека и общества

26




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач, ИКТ

фронтальный опрос, презентации учащихся, карточки с заданиями




27

Долг и совесть

27




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач, ИКТ

фронтальный опрос, презентации учащихся, карточки с заданиями




28,29

Нравственные основы Любви, брака и семьи.

28,

29




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач,

презентации учащихся, карточки с заданиями




30

Нравственная культура

30




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач,

Фронтальный опрос, карточки с заданиями, тестирование




31

Человек становится личностью

31




Беседа, работа с текстом учебника, решение проблемных задач,

презентации учащихся, карточки с заданиями




32-34

Уроки повторения и обобщения изученного 3 часа

32-34




Решение проблемных задач, карточки с заданиями, работа с текстами документов, игры, викторины, ИКТ

Карточки с заданиями, кроссворды, тестирование, презентации





^ Содержание тем учебного курса.

Тема 1. Гражданин. Государство. Право.

Роль права в жизни человека, общества, государства.

Право выше власти.

Правовое государство: основные признаки.

Конституция России.

^ Тема 2. Права человека и гражданина.

Гражданин – человек свободный и ответственный.

Всеобщая декларация прав человека.

Международное гуманитарное право.

Частная и публичная жизнь человека.

Наши права.

Труд и собственность.

Духовная жизнь.

Свобода совести.

Правовые основы брака и семьи.

Домашнее строительство.

Социальные права человека.

Гражданские и политические свободы.

Право на образование.

«Гражданином быть обязан» Обобщение темы.

^ Тема 3. Личность и мораль.

Личность и моральная ответственность.

Что такое мораль?

Добро и зло.

Роль морали в жизни человека и общества.

Долг и совесть.

Нравственные основы любви, брака и семьи.

Нравственная культура.

Человек становится личностью.

Уроки обобщения и повторения.

Контроль знаний проводится в форме тестирования по темам:

1. Право и политика.

2. Права человека и гражданина.

3. Личность и мораль.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса, обучающихся по данной программе.

Рабочая программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций у учащихся. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- владеть такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

Выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки

Объектов;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей

личности с учетом мнения других людей, в том числе для

корректировки собственного поведения в окружающей среде,

выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,

экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современ-

ной жизни, формулирование своей точки зрения.

^ Перечень учебно-методического обеспечения.

Введение в обществознание: 8-9 классы/ Под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2007;

Конституция РФ.

Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2005.

Компакт-диск «Обществознание». Практикум. ООО «Марис», 2004.

Компакт-Диск. Шпаргалки для старшеклассников «обществознание». «Новая школа», 2008.

Дополнительная литература:

А.Ф. Никитин. Обществознание. Учебник для 8 класса. М. «Дрофа» 2007

Справочник школьника. Обществознание. Под ред. Профессора В.В. Барабанова, профессора В.Г. Зарубина. М. АСТ Астрель. 2009.

Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме. Москва.: АСТ Астрель, 2008.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе:...
Авторской программы основного общего образования по истории России А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной 2008 г

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. iconРабочая программа мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
«Искусство» для 8 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего...

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. iconПояснительная записка Образовательная программа основного общего...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. iconРабочая программа предмет обществознание для 6 класса (базовый уровень)
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы...

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. iconРабочая программа мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
«Изобразительное искусство» для 7 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного...

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. iconРабочая программа мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
«Изобразительное искусство» для 6 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного...

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. iconПояснительная записка рабочая программа по английскому языку в 6...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом мо РФ об утверждении федерального...

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной...

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. iconРабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры...
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2012 г

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 5 класса...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 год)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница