Городской округ Ревда
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей»
Структурное подразделение детский клуб «Радуга»
УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ Номинация конкурса: учебное занятие по формированию толерантного отношения учащихся друг к другу. Составитель:
Пашкова Анастасия Анатольевна
Педагог – организатор,
педагог доп. Образования
Дата рождения:
25.03.1985.
Место проведения: МКОУ ДОД «ЦДОД» СПДК «Радуга», объединение «Дети и право».
Возраст учащихся: младший школьный возраст.
Длительность занятия: 45 минут.
Тема: «Урок толерантности»
Цель: Сформировать у учащихся представление о том, что люди любой национальности имеют право на счастье, о том, что люди имеют равные права, закрепленные в статьях Всеобщей Декларации прав человека.
Задачи:
1.Познакомить детей с понятием «Толерантность»;
2. Развивать чувство уважения к любому народу, воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.
Учебно-методическое обеспечение занятия:
Учебник «Ваши права» (Декларация прав человека)
Словарь иностранных слов
Рисунок эмблемы толерантности
№ п/п
| Раздел занятия
| Содержание раздела
| Регламент
| Примечание
| I
| Орг. момент
| Подготовка детей к занятию,
| 2 мин.
| У каждого должен быть карандаш красного цвета и желтого, бланк для анкеты, клей.
| II
| 1.Вступительная беседа
2.Беседа с детьми
3.Ответы детей.
| Ход занятия: Педагог: Сегодня я наше занятие хочу начать со стихотворения С.Маршака «Всемирный хоровод».
Стихи для ребят Всех народов и стран: Для абиссинцев И англичан, Для испанских детей И для русских, Шведских, Турецких, немецких, Французских Негров, чья родина – Африки берег; Для краснокожих Обеих Америк. Для желтокожих, Которым вставать надо, Когда мы ложимся в кровать, Для эскимосов, Что в стужу и снег Лезут В мешок меховой На ночлег; Из тропических стран, Где на деревьях Не счесть обезьян; Для ребятишек Одетых и голых – Тех, что живут В городах и селах... Весь этот шумный, Задорный народ Пусть соберется В один хоровод. Север планеты Пусть встретится с Югом, Запад – с Востоком, А дети – друг с другом!
- О чем это стихотворение?
- А почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи должны жить дружно?
- Я сейчас покажу иллюстрацию из нашего учебника и вы мне скажите, о чем идет речь (Приложение 1). Давайте вспомним, что значит относится друг к другу по-братски?
-А подходит ли данный рисунок к стихотворению С.Маршака?
|
|
| III
| 1.Постановка учебной задачи:
2.Анкетирование
3.Работа с понятиями
4. Вопросы к учащимся
5.Работа с литературой
| Педагог: Ребята, сегодня наше занятие будет посвящено понятию «толерантность». В конце занятия вы попытаетесь сами дать определение этому слову.
Для того чтобы понять значение слова «толерантность», сначала надо выполнить некоторые задания.
В вашей школе учатся разные ребята: стройные и не очень, высокие и маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Но иногда мы почему-то посмеиваемся друг над другом. Почему? Никто не говорит, что вам надо любить всех. Все люди имеют право, право жить достойно на планете Земля, не страдать от презрения и оскорбления. Быть толерантным – значит уважать других людей со всеми их физическими и другими различиями. Толерантность позволяет нам в нашем сердце оставить больше места для друзей.
Мы проведем с вами тест. Он позволит определить, насколько вы толерантны.
Перед вами лежат бланки для анкеты. Вы возле каждой цифры, ставите кружок КРАСНОГО цвета – если согласны с первым высказыванием, ЖЕЛТЫЙ кружок – если согласны со вторым высказыванием.
Коля плохо одет…
Красный – это не важно
Желтый – ты подсмеиваешься над ним;
Цвет кожи у Алеши отличается от твоего…
Красный – ты стремишься лучше узнать его, он тебе интересен
Желтый – ты говоришь ему обидные слова, указывая на его цвет кожи;
Пожилая женщина медленно идет…
Красный – ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать
Желтый – ты помогаешь ей и придерживаешь дверь;
Ты мальчик (девочка), тебя ставят рядом с девочкой (мальчиком)…
Красный – ты обижаешь девочку (мальчика), говоря ей о том, что все девочки (мальчики) никто
Желтый – ты пытаешься подружиться с ней (с ним);
На твоих глазах на кого – то нападают…
Красный – ты пытаешься защитить его…
Желтый – ты сделаешь вид, что ничего не замечаешь. А теперь посчитайте красные кружки. Если у вас:
^ – ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.
До 4 кружков красного цвета – ты не очень толерантен, однако ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 3 кружков красного цвета – Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым, сделав над собой работу над ошибками!
Определение «толерантность» в разных языках имеет некоторое различие:
- во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мериться с существованием чего-либо, кого-либо).
Какое из определений вы считаете наиболее важным?
Почему на ваш взгляд, в разных странах определение различны?
А что же общего у этих определений?
Сейчас, ребята, давайте обратимся к словарю иностранных слов и найдем определение слову «толерантный человек».
Ну и, конечно, посмотрим в наш учебник и отметим статьи Декларации прав человека, которые относятся к толерантности (Приложение 2).
Ребята, вы со мной согласитесь, что любая статья из Декларации прав человека подходит к нашей теме?
|
|
| IV
| 1.Творческая работа
2.Обсуждение
3.Результат работы
| «Эмблема толерантности»
Для этого задания вам нужно разделиться на 2 команды. Сейчас вы попытаетесь собрать эмблему толерантности. Эмблема будет в форме цветка. Как вы заметили слово толерантность, будет сердцевиной цветка. А лепестки – это слова определения к этому слову. У вас на столе много подписей для лепестков, нужно выбрать всего 8, но более подходящих для определения толерантности (Приложение3).
-Уважение мнения и прав других
- Доброжелательность
- Желание что-либо делать вместе (сотрудничество)
- Уважение человеческого достоинства
- Чуткость, милосердие
- Сострадание
- Прощение
- Принятие другого таким, каким он есть
- Жестокость
- Неуважение
- Эгоизм
- Нетерпимость
- Пренебрежение
- Зависть
- Равнодушие
- Агрессивность
Какие лепестки выбрали обе группы?
Что общего у обеих групп?
Что оставим?
Вот у вас получился цветок – эмблема толерантности.
|
|
| V
| 1.Подведение итогов
2.Вывод
| Завершая наше занятие, я хотела бы спросить у вас, кто понял, что такое толерантность?
Толерантность - означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера.
|
|
| VI
| Рефлексия
| Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!
|
|
| VII
| Общий вывод
| Ребята, ваш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопо-нимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2





ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Уважение мнения и прав других
| Эгоизм
| Нетерпимость
| Принятие другого таким, каким он есть
| Пренебрежение
| Зависть
| Сострадание
| Желание что-либо делать вместе (сотрудничество)
| Равнодушие
| Неуважение
| Чуткость, милосердие
| Доброжелательность
| Агрессивность
| Жестокость
| Уважение человеческого достоинства
| Прощение
| |