Урок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи




Скачать 59.11 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи
Дата публикации31.08.2014
Размер59.11 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Право > Урок
Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Форма урока: деловая игра.

Цели урока:

учащиеся должны знать: общие сведения об имени прилагательном как части речи, обычаи и традиции чаепития разных народов мира.

уметь определять разряды имён прилагательных, их морфологические и  синтаксические признаки, правильно писать окончания прилагательных, целенаправленно использовать в речи имена  прилагательные.

Оборудование: отрывки из художественных произведений, словарь иностранных слов,
различные сорта чая, самовар, чайная посуда.

Приёмы работы: работа с художественными текстами, устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ ,,трудных” слов, сообщения учащихся, творческая работа, выборочный диктант, синтаксический разбор предложения.

Ход урока

1.  Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.
- Только вчера мы закрыли страничку фольклора, а сегодня наш урок вновь начинается именно с неё. Разгадывание загадок – одно из ваших любимых занятий, и сейчас я предлагаю разгадать одну из них.

Его сперва китайцы пили,
Вслед индейцы подхватили
Моду пить напиток этот –
И пошёл гулять по свету!
После к немцам корабли
Это зелье привезли…..
Нынче на Руси народ
Сей напиток шибко пьёт.

О чём идёт речь?
Ученик: О чае.
Учитель: Сегодня я предлагаю вам стать участниками несколько необычного проекта - ,,чайного”. Ведь чайный напиток является повседневным дополнением к нашим трапезам. О пользе чая слышали многие, но мало кто знает, в чём заключается эта польза. Широкий ассортимент сортов и типов чая на прилавках наших магазинов часто затрудняет решение проблемы: какому виду чая отдать предпочтение. Поэтому одна из главных задач проекта – популяризация чая.
Представим, что наша классная комната – это Институт чаеведения .

Каждому из вас было предложено стать участником одной из двух групп. Каждая группа осветит ряд вопросов, относящихся к чайной теме.
А теперь послушайте стихотворение:

Чай горячий, ароматный
И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет,
Силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит!
С удивлением школьный мир
Славит добрый эликсир!

За счёт чего создаётся такое яркое описание этого замечательного напитка?
Как называются эти слова?
Ученик: Имена прилагательные.
(На доске записывается число и тема урока)
Учитель: Для чего в речи нужны имена прилагательные?
Ученик: Имена прилагательные дают полную информацию о предметах, текст становится выразительным.
Учитель: Все ли возможности прилагательных раскрыты в этом стихотворении?
Ученик: Нет.
Учитель: Приведите примеры из известных вам произведений, подтверждающих богатство значений прилагательных. (Каждая группа предлагает свой вариант, а другие группы указывают, откуда взяты строки, и выписывают из текстов имена прилагательные).
1-я группа

Смеркалось; на столе блистая
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струёю
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал.
(А.С. Пушкин ,,Евгений Онегин”)

2-я группа

,,Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу”.
(М.Ю. Лермонтов ,,Герои нашего времени”

Учитель: Расскажите, что вам известно об имени прилагательном как части речи.
(Ученик рассказывает правило об имени прилагательном как части речи, раскрывая общеграмматическое значение, морфологические, синтаксические признаки)
Учитель: Назовите правила и орфограммы по данной теме.
Ученики:Разряды имён прилагательных, степени сравнения прилагательных, правописание НЕ с прилагательными, буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, Н – НН в суффиксах прилагательных, дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим и закрепим следующие правила: определение разрядов имён прилагательных, морфологических и синтаксических признаков, правописание падежных окончаний прилагательных.
Определите разряд имён прилагательных, выписанных из художественных произведений.
Ученики:Вечерний (отн.), китайский (отн.), лёгкий (кач.), Ольгиной (прит.), тёмною (кач.), душистый (кач.), чугунный (отн.), единственная (кач.), дорогой (кач.), чайного (отн.), молодой (кач.), православному (отн.), немецкий (отн.), жидкий (кач.), детский (отн.), сочный (кач.), густой (кач.), душистый (кач.), янтарною (кач.).
Учитель: Расскажите правило о разрядах имён прилагательных.
(Ученик делает вывод по данному правилу)
Имя прилагательное!

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов знать мы все должны:

Солнечное лето. Праздничная ель.

Вкусные конфеты. Машенькин портфель.

Вопросы для первой группы:

Что означает слово ,,чай” и каково его происхождение?

Как выглядит чайное растение?

Как появился чай в России?

Выступление первой группы.
Проверка задания.
Молодой листочек (м.р., им. п., ед.ч.), чайный куст (м.р., им. п., ед.ч.), на скудных почвах (п.п.,  
мн.ч.), тропическую жару (ж.р., в.п., ед.ч.), с чайным кустарником (м.р., т.п., ед.ч.).
В это же время, когда учащиеся определяют морфологические признаки, на доске выполняется морфологический разбор прилагательного ЧАЙНОГО.
Учитель: В чём особенность определения морфологических признаков имён прилагательных?
Ученик: Морфологические признаки имёни прилагательного определяются по имени существительному, к которому оно относится.
Учитель: А вот какую интересную информацию добыли участники второй группы.

Вопросы для второй группы:

Есть ли в чае витамины? Если есть, то какие и как они влияют на организм человека

Можно ли чай использовать как лекарство? Если можно,то какие недуги излечиваются

Выступление второй группы.
Проверка задания (по группам).
Учитель: Какова синтаксическая функция имён прилагательных?
Ученик: Имена прилагательные в тексте являются определениями, могут выполнять функцию  
сказуемого.
Учитель: А теперь вам необходимо
прослушать текст, определить основную мысль, используя имена прилагательные, озаглавить его.
Вопросы учащимся предлагались заранее.

Чем отличается листовой чай от гранулированного?

Что такое байховый чай?

Что означает слово ,,купаж”?
Учитель: В программе предусмотрено тестирование чая.
Оказывается, человек, посвятивший свою жизнь определению качеств чая, называется ТИТЕСТЕРОМ.
Словарная работа.
Титестер - ,,ти” – чай, ,,тестер” – исследующий.
Чтобы стать титестером, необходимо иметь природный талант, который встречается реже, чем талант певца или художника. Кроме таланта, надо обладать обширными знаниями таких дисциплин, как биология, ботаника, биохимия, физика, экономика (особенно экономика чайной торговли).
Профессия титестера требует от человека многих жертв. Он не должен курить, употреблять спиртные напитки, обязан воздерживаться от пищи с ярко выраженным ароматом: солений, копченостей, пряных трав и даже сладостей. Титестер не имеет права пользоваться духами, ароматизированной зубной пастой, душистым туалетным мылом. Руки он моет только специальным чайным мылом.
Титестер обязан беречь свое здоровье: ведь обычный насморк у титестера — это событие, которое лишает его возможности работать, а чайная компания понесет большие убытки.
Тестирование чая — сложный и разнообразный процесс.

Я приглашаю по одному представителю от каждой группы на время стать титестерами. (На отдельном столе располагаются различные заваренные сорта чая. Участникам предлагается продегустировать чай и заполнить протокол, состоящий из следующих пунктов: аромат, вкус, цвет, крепость, интенсивность настоя, прозрачность).

Пока участники дегустируют чай, мы с вами совершим путешествие ,,По странам и континентам”

Как используют чайный напиток в других странах?

Каковы традиции чаепития в этих странах?

А правда, что в России внесли много новшества?
Учитель: Выписать из текста предложение (на доске), выполнить синтаксический разбор.
Чаепитие на Руси – это признак хорошего тона, а задушевный застольный разговор за чаем – национальная черта, особенность России.
Выступление титестеров.
Учитель: Особенности этого замечательного напитка (чая) помогли нам понять чудесные слова. Какие?
Ученик: Имена прилагательные: чудесный, ароматный, янтарный, вкусный, чёрный, зелёный…..
(Этимологическая страничка, заполненная по ходу урока: чай, типсы, флешь, вегетация, купаж, байховый, титестер)
Учитель: Подходит к завершению наш урок. Какие правила мы с вами сегодня повторили по теме: ,,Имя прилагательное как часть речи?”
Ученик: Разряды имён прилагательных, морфологические и синтаксические признаки прилагательных, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Учитель: Я хочу поблагодарить всех участников, которые подготовили интересный и познавательный материал, за совместную работу и приятное общение.  Надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, приобретут практическую значимость. Главную задачу (популяризацию чая) нам удалось выполнить.
Помимо загадок у русского народа есть ещё и мудрые изречения. ,,Чай человеку подать – уважение оказать!”.

Вот и я хочу оказать уважение всем присутствующим и пригласить к нашему столу.

Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
Подведение итогов

Рефлексия. На листе нарисован пьедестал, состоящий из трёх ступеней. Поставьте ваш автограф на той ступени пьедестала, которая будет соответствовать нашему уроку.

Задание на дом: написать сочинение по теме: ,,Реклама продуктов питания”

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи iconУрок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе...
Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя существительное», формирование орфографического навыка и пунктуационной...

Урок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи iconУрок по русскому языку. 5 класс. Тема «Имя прилагательное как часть речи»
Цель: Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки

Урок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи iconИсследование по русскому языку. Тема: Имя прилагательное, как часть...
Цели: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном как части речи

Урок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи iconЗадачи: проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи»
Оборудование урока: мультивидеопроектор, видеофильм, карточки, тексты сказок; изображение сказочной героини, художницы Имя Прилагательное,...

Урок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи

Урок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи iconУрок по русскому языку: «Имя прилагательное»

Урок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи iconУрок по русскому языку в 4 классе по теме: Классный И. В. Бояркина
Оборудование: интерактивная доска, ж. «Початкове навчання та виховання», лютий, 2008р., «Нетрадиционные уроки в нач школе» (1 – 4...

Урок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи iconУрок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном. В своей речи мы используем слова. С их помощью мы называем:...

Урок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи iconТема: Имя существительное как часть речи
Повторить и закрепить знания, полученные в 5 классе по теме «Имя существительное»

Урок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи iconУрок русского языка в 4 классе Тема: Имя прилагательное как часть речи
Рада, что у вас хорошее настроение. А вот ёлочка грустит, скоро праздник, а на ней нет украшений. Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница