Методические рекомендации по изучению дисциплины управление персоналом для студентов




НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины управление персоналом для студентов
страница1/3
Дата публикации17.07.2013
Размер0.6 Mb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Волжский государственный инженерно-педагогический университет



Социально-экономический институт
Кафедра менеджмента

Методические рекомендации

по изучению дисциплины

управление персоналом

для студентов

Нижний Новгород

2009

ББК. 65.290.2

К – 84

Крупица В.В., Яшкова Е.В., Егоров Е.Е. Управление персоналом: Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов – ВГИПУ, 2009

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов предназначены для четкой организации деятельности студентов. Рекомендации включают основные материалы дисциплины (задания для практической работы, методические рекомендации по самостоятельной работе, рекомендации по подготовке контрольных работ по дисциплине, контрольный тест, вопросы для подготовки к экзамену) и пояснения по их выполнению, а также список литературных и других источников информации, необходимых при изучении дисциплины.

© ВГИПУ

© Крупица В.В.

© Яшкова Е.В.

© Егоров Е.Е.

^ 1. Общие рекомендации по изучению учебного курса

«Управление персоналом»
Изучение учебной дисциплины «Управление персоналом» имеет свои особенности, обусловленные как формой обучения студентов (очная, очно-заочная, заочная), ее местом в формировании профиля специалиста, так и времени освоения согласно рабочего плана. Эти и другие особенности ставят специфическую задачу перед студентами в изучении курса: в ограниченное время освоить теоретическую и практическую части учебной дисциплины в их единстве, подготовить письменную контрольную или курсовую работу, представить на экзамене необходимый объем и качественный уровень специальных знаний в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Изучению дисциплины должно предшествовать планирование затрат времени для усвоения всех ее разделов и тем, выполнения требуемой письменной работы. Каждый студент любой формы обучения должен четко представлять и фиксировать суточную структуру затрат своего времени: аудиторные занятия, самостоятельная работа по освоению учебного курса, производственная работа (для тех кто занят трудовой деятельностью), домашняя занятость, затраты связанные с поддержанием работоспособности (питание, сон, досуг).

В целом учебная и производственная нагрузка студента (включая аудиторную, самостоятельную работу) не должна превышать 12 часов. Для студентов, занятых производственной деятельностью из этого числа следует исключить время их непосредственной служебной работы. Оставшееся время (это около 4-5 часов) следует ежедневно отводить на самостоятельное изучение всех дисциплин, согласно учебного графика их прохождения в семестре. С учетом того, что курс «Управление персоналом», как правило, проводится в один семестр на его изучение ежедневно необходимо планировать около 1,5-2 часов в течении трех месяцев, что позволит выполнить норматив времени, установленный учебным планом на аудиторскую и самостоятельную работу.

В целях эффективного усвоения содержания учебного курса его изучения целесообразно начинать после обзорных лекций и соответствующих консультаций с ведущим педагогом кафедры, призванным помочь каждому студенту правильно организовать как использование бюджета его времени, так и методику освоения курса.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углублённым рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и социально-экономического обоснования эффективности мероприятий по совершенствованию технологии работы с персоналом организации. Кроме того, в течение семестра, по плану социально-экономического института и кафедры менеджмента, проводятся дополнительные индивидуальные и групповые консультации.

По материалам обзорных занятий каждый студент разрабатывает свой «сценарный» план изучения учебного курса по времени и по содержанию. Особое место в этом плане (около 40%) должно быть отведено изучению методологических основ курса (закономерности, принципы, методы, научные понятия), которые целесообразно проверять по учебному плану рекомендованному министерством образования РФ: Крупица В.В. Менеджмент персонала: организационно-экономические аспекты управления в профессиональном обучении. – Н. Новгород: ВГИПА, 2002.

После освоения разделов курса:

  • персонал в системе социального управления;

  • научные основы и принципы управления персоналом;

  • научный подход, методы, стили управления и руководства персоналом,

содержащихся в указанном учебном пособии, следует изучить основные направления работы с персоналом по его формированию, использованию, развитию и высвобождению.

Эти разделы курса рекомендуется изучать с использованием учебных пособий:

  • Веснин Н. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

  • Одегов Ю. Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник, - М.: Академический Проект, 2005.

Изучая особенности конкретных направлений работы с персоналом, следует обратить особое внимание на методику анализа процессов управления и социально-экономическую оценку эффективности их проведения. Эти материалы содержатся в учебном пособии рекомендованным учебно-методическим объединением по профессорско-педагогическому образованию: Крупица В. В., Егоров Е. Е Экономический анализ и оценка системы управления персоналом организации. – Н. Новгород: ВГИПУ. – 2007.

В содержании предлагаемого пособия материал структурирован таким образом, что студент может оперативно найти необходимые методические указания и рекомендации, примеры решения многих задач, связанных с эффективным управлением персоналом, обосновать свои предложения по совершенствованию анализируемой системы управления человеческим потенциалом организации.

Освоение учебного курса завершает выполнение контрольной или курсовой работы в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями кафедры менеджмента, содержащимися в учебно-методическом комплексе. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины.

Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Управление персоналом» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания (см. далее).
^ 2. Методические рекомендации по практическим занятиям

и контрольным работам (для заочников)
Методические рекомендации к основным формам учебного процесса, в том числе к практическим занятиям и контрольным работам изложены в учебно-методическом пособии рекомендованном учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию: Крупица В.В. Основная форма учебного процесса заочного обучения: организация, методика проведения: Учебно-методическое пособие для вузов. – Н. Новгород: ВГИПИ, 2000.

Спецификой заочного обучения является выполнение студентами письменных учебных заданий и контрольных работ. Практические занятия по отдельным темам учебного курса «Управление персоналом» проводятся согласно рабочей программе в период установочной сессии.

Важной формой помощи студентам-заочникам являются периодические консультации в межсессионный период, проводимые кафедрой менеджмента по наиболее сложным разделам учебного курса и различным аспектам выполнения письменных работ. Для этих целей на кафедре имеются семестровые графики дежурства преподавателей ведущих курс «Управление персоналом». Центральное место в формировании навыков самостоятельности в изучении учебного курса «Управление персоналом» отводится выполнению контрольной и курсовой работам, поэтому их содержанию, соблюдению сроков выполнения и представления в институт, качеству рецензирования уделяется особое внимание. Студент, не выполнивший к установленному сроку письменных контрольной и курсовой работ к экзамену по дисциплине не допускаются.
^ Практические занятия

В условиях заочного и очно-заочного (вечернего) обучения практические занятия являются логическим продолжением и дополнением лекционной формы учебной работы. Основная их цель состоит в углублении, закреплении и проверке знаний студентов по наиболее важным и сложным темам курса, изучении имеющегося практического опыта, форм и методов управления социально-экономическими процессами, в овладении различными методиками технико-экономическими расчетами, приемами работы с норма­тивными и другими документами. Организация практических занятий охватывает три основные этапа: подготовка к занятиям, проведение занятий и работа со студентами после занятия. Подготовка к занятиям предусматривает определение их тематики, разработку планов занятий, определение минимума обязательной для изуче­ния литературы, методических указаний, материалов для использования в процессе проведения занятия. Этими материалами кафедра обеспечивает студентов заочного обучения в период установочных сессий, а студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения – по ходу изучения учебных курсов.

К практическим занятиям преподаватели проводят вступительные консультации на установочных сессиях для студентов заочной формы обучения и по ходу текущих занятий – для студентов очно-заочной формы обучения. Во время консультации преподаватель определяет конкретную цель занятия, кратко характеризует (его содержание, знакомит студентов с вопросами темы, обращает их внимание на основные литературные источники, имеющийся опыт, которым располагает кафедра, указывает на особенности самостоятельной работы по подготовке студента к конкретному за­нятию.

Кроме групповых, преподаватель проводит с отдельными сту­дентами индивидуальные консультации.

Проведение практического занятия начинается кратким (5-7 мин.) вступительным словом преподавателя, в котором подчерки­вается значение рассматриваемой темы, ее особенности и место в системе учебного курса. На практическом занятии студенты под руководством преподавателя глубоко и всесторонне обсуждают вопросы темы. Для усиления активности студентов и закрепления их знаний преподаватель должен привлекать к участию в обсужде­нии вопросов возможно большее количество студентов. Это дости­гается постановкой дополнительных вопросов, направленных на раскрытие, детализацию различных аспектов основного вопроса, особенно практического опыта, сложных ситуаций.

После обсуждения каждого вопроса преподавателю целесооб­разно давать оценку выступлений, акцентировать внимание на наи­более существенных положениях, проблемах и возможных вариан­тах их решения. Особое внимание обращается на те вопросы, в которых речь идет о роли и значении опыта конкретных организа­ций в решении актуальных проблем управления. Преподаватель содействует тому, чтобы все студенты активно использовали мате­риалы, полученные в результате их самостоятельной работы в процессе подготовки к занятию, а также расчеты и выводы, сделан­ные при выполнении контрольных работ, других домашних заданий. Эти материалы могут привлекаться в процессе рассмотрения от­дельных вопросов плана или при обсуждении теоретической части темы. При этом целесообразно, чтобы отдельные студенты докла­дывали группе о сделанных ими выводах. Допущенные ошибки в выводах и заключениях следует исправлять и указывать на причи­ны их происхождения. Преподаватель может предложить студентам сделать в аудитории новые выводы или расчеты на основе приве­денных данных.

Большую пользу на практических занятиях приносит решение задач по методу конкретных ситуаций на основе первичных мате­риалов. Это касается особенно тех тем и разделов курса, в которых рассматриваются формы и методы управления, вопросы экономи­ческого анализа и т.п.

В конце занятия за глубину освоения материала, а также за хорошее выполнение индивидуальных заданий и умелое использо­вание привлеченных материалов преподаватель может поощрить отдельных студентов (выставить оценку в журнал, частично осво­бодить от зачета, учесть при проведении экзамена).

Чтобы обеспечить непрерывность обучения студента, препо­даватель проводит соответствующую работу и после занятия. В обязательном порядке он должен провести собеседование со сту­дентами, которые пропустили занятия, проверить их конспекты, правильность выполнения расчетов, установить степень усвоения учебного материала. Такого же внимания требуют и студенты, ко­торые во время занятий не показали достаточно глубоких знаний, допустили ошибки в расчетах. Индивидуальное собеседование ис­пользуется как одна из основных форм контроля за работой каждого студента по усвоению им соответствующего курса.
^ Контрольные работы

Контрольная работа является одной из важных форм учебного процесса на заочном факультете, выполняемая студентом самостоятельно в межсессионный период, свидетельствующая о его готовности отчитаться за учебный курс в период лабораторно-экзаменационной сессии.

Контрольная, работа всегда выступает как зачетная работа, степень и качество выполнения которой влияет на итоговую оценку по учебному курсу. В целом, контрольная рабо­та – это не что иное, как своеобразный письменный экзамен. По своему содержанию она состоит из ответов на ряд вопросов или содержит решение ряда практических задач. Сформулированные самостоятельно ответы на поставленные вопросы должны показать степень усвоения студентом узловых теоретических вопросов учебного курса, его понимание их содержания, взаимосвязей, практической значимости. Решения конкретных задач в контрольной работе должны базироваться на типовых методиках, свидетельствовать об умениях и навыках студентов в их применении.

Задачи должны решаться на материалах нормативных документах, законодательных актах, принципах действия общих и специфических законов и закономерностей управления персоналом.

Тематика контрольных работ, конкретные требования к их содержанию, объему, оформлению утверждаются кафедрой, доводятся до сведения студентов на установочной сессии, предшествующей экзаменационной.

Выполненные контрольные работы представляются в институт не позднее чем за 15 дней до начала экзаменационной сессии, где они регистрируются, передаются на кафедру и проверяются преподавателями в течение 7 дней. Проверенные работы студенты получают самостоятельно на кафедре.

Если в работе допущены ошибки, то в конце текста студент произ­водит исправления, вносит необходимые дополнения, на титульном листе делает пометку «исправлено» и отправляет ее на повторную проверку.

Зачет контрольных работ проводится преподавателями, веду­щими учебные курсы, в форме собеседования (устно или письменно) в период экзаменационной сессии до экзамена по учебному курсу оформлением зачетной ведомости.
^ 3. Методические рекомендации по самостоятельной работе
Важнейшей составной частью учебного процесса во всех формах обучения, основным методом изучения учебного курса, закрепления знаний, приобретенных на лекциях, семинарах, групповых и индивидуальных консультациях, собеседованиях, является самостоятельная работа. При всей зна­чимости различных форм учебного процесса конечный его результат все же, а решающей степени определяется рациональной системой самостоятельной работы студента. Дейст­вующие учебные планы предусматривают от 80 до 85 проц. времени на самостоятельную работу студен­тов.

Реально существующие и усиливающиеся противоречия меж­ду растущим объемом необходимого для изучения в рамках учеб­ного курса материала и ограниченным бюджетом времени на ауди­торную работу со студентами можно разрешить, прежде всего, че­рез повышение эффективности их самостоятельной работы. Это предполагает ее определенную организацию, управление и кон­троль со стороны преподавателей, кафедры, института.

Самостоятельная работа по учебному курсу: «Управление персоналом» является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом по специальности.

Целями самостоятельной работы студентов по учебному курсу «Управление персоналом» являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов в основных сферах управления и работы с персоналом;

  • развитие познавательных способностей и исследовательских навыков активности и умения находить и использовать нужную информацию по управлению персоналом из нормативной, правовой, справочной документации и специальной литературы;

  • формирование инновационного мышления в управлении человеческим капиталом, способностей к саморазвитию и самореализации личностного потенциала.

В качестве основных форм самостоятельной работы по учебному курсу «Управление персоналом» кафедрой предлагается углубленное изучение и конспектирование отдельных тем курса (по рекомендации преподавателя), самостоятельное выполнение рефератов, контрольной и курсовой работ по избранной теме, поиск и систематизация информации по основным направлениям управления и работы с персоналом. Объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу отражен в рабочей программе учебной дисциплине «Управление персоналом», где указаны разделы и тема курса для самостоятельного изучения, а также в общих рекомендациях по изучению дисциплины, где приведен примерный расчет затрат времени студента на самостоятельную работу по учебному курсу.

По поручению кафедры менеджмента преподаватель, ведущий учебный курс устанавливает для каждой специальности и специализации объем содержания учебной информации по каждой теме, выносимой на самостоятельную работу, а также определяет формы и методы контроля ее результатов.

Видами заданий для самостоятельной работы студентов по учебному курсу «Управление персоналом» могут быть:

  • для овладения знаниями по программе учебного курса: чтения текста (учебника, дополнительной литературы); конспектирование текста; структурно-логическое (графическое) изображение содержания отдельных тем; работа со словарями и справочниками; ознакомления с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; целевое использование компьютерной техники, интернета, аудио- и видеозаписей и др.);

  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом основных тем учебного курса (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответов на основные вопросы учебного курса; составление схем, таблиц для систематизации учебного материала; аналитическая обработка специального текста; подготовка сообщений и выступлений по конкретной теме управления персоналом; составление библиографии; тестирование и др.;

  • для формирования умений: решение задач и практических упражнений по образу; выполнение расчетно-практических и аналитических работ; решение ситуационных профессиональных задач; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и контрольных работ.

Виды заданий для самостоятельной работы по учебному курсу «Управление персоналом», их содержание и характер имеют вариантный и дифференцированный характер, учитывают специфику специальности, индивидуальные особенности студента. Организацию самостоятельной работы студентов по учебному курсу обеспечивают учебно-методический отдел университета, социально-экономический институт, кафедра менеджмента, преподаватели.

Основная роль в организации самостоятельной работы студентов по учебному курсу «Управление персоналом» отводится преподавателю кафедры менеджмента, который обязан:

  • ознакомить студентов с системой форм и методов обучения в вузе, научной организацией труда, методикой самостоятельной работы, критериями оценки качества ее выполнения;

  • довести до студентов цели, средства, трудоемкость, сроки выполнения, особенности контроля за их самостоятельной работы по учебному курсу;

  • дать необходимые консультации (групповые, индивидуальные) по методике организации самостоятельной работы с учетом специфики содержания учебного курса.

Организующим началом самостоятельной работы студента по учебному курсу является разработка им индивидуального плана, предусматривающего овладения специальными знаниями, их систематизацию и закрепление практическое использование в выполнении письменных контрольных работ, профессиональной деятельности.

Результаты выполнения индивидуального плана самостоятельной работы по учебному курсу «Управление персоналом» контролируются преподавателем в пределах времени, отведенного на аудиторные учебные занятия по дисциплине и самостоятельную работу студентов.

В качестве форм и методов контроля самостоятельной работы студентов могут быть использованы групповые занятия, индивидуальные собеседования, зачеты, тестирование, контрольные работы, защита рефератов и курсовых работ и др.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения учебного материала;

  • умение использовать теоретические знания при решении практических задач;

  • обоснованность, логичность и четкость изложения ответов по основным разделам учебного курса.


^ 4.4. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
4.1. Общие рекомендации по подготовке курсовой работы

Курсовая работа – составная часть учебного процесса в системе заочного обучения, важная форма самостоятельного исследования студентами современных проблем теории и практики управления различными сферами жизнедеятельности человека в усло­виях рыночных отношений. Курсовая работа обязательно должна содержать обоснованные предложения и рекомендации по совер­шенствованию системы управления в целом или отдельных ее элементов.

Учебно-методическими центрами по вопросам подготовки те­матик, методик выполнения курсовых работ, анализа их качества, защиты выступают кафедры вуза, ведущие учебные курсы, по которым в соответствии с учебным планом предусмотрено выполнение этого вида учебной работы.

Подготовка и защита курсовой работы является основным ме­тодом развития и формой проверки умения студента осуществлять самостоятельный научный анализ важнейших аспектов деятельно­сти фирм, организаций, предприятий, учреждений, их подразделе­ний, вырабатывать определенные предложения и рекомендации, определять наиболее целесообразные и эффективные средства Управления социально-экономическими процессами.

Кафедра определяет научного руководителя курсовой работы, который утверждает разработанные студентом план и график вы­полнения, а также объекты, на материалах которых выполняется работа. При необходимости планы курсовых работ обсуждаются на заседании кафедры.

Курсовая работа (объем ее может быть не более 50 страниц машинописного текста) должна содержать в себе следующие части:

  • вступление, в котором кратко обосновывается выбор темы, дается характеристика научно-практического значения проблемы, обзор общей и специальной литературы, определяется цель ис­следования, указываются объекты, на материалах которых вы­полняется курсовая работа;

  • две-три главы, в которых излагаются результаты исследо­вания;

  • заключение, содержащее выводы и практические рекомен­дации автора;

  • список использованной литературы;

  • приложение к работе.

Курсовая работа должна иметь соответствующее оформление: титульный лист, на котором указывается название вуза и кафедры, ведущей данную тему; фамилия и инициалы студента; тема курсо­вой работы; фамилия, инициалы, ученая степень и звание научного руководителя; дата написания и защиты курсовой работы. После титульного листа, на последующей странице помещается план, в котором указывается название глав, параграфов и соответствую­щие страницы текста.

Примерные образцы оформления курсовых работ должны экс­понироваться на каждой кафедре вуза. Законченная работа сдает­ся на рецензию научному руководителю (не позднее, чем за 7 дней до ее защиты), который в письменном виде определяет ее положи­тельные стороны, дает оценку внесенных студентом предложений и рекомендаций, отмечает недостатки рецензируемой работы, дела­ет вывод о возможности рекомендовать ее к защите. В случае от­рицательного вывода рецензента студент дорабатывает курсовую работу и после второй рецензии представляет ее к защите. Воз­можные разногласия студента и научного руководителя по отрица­тельным выводам и оценки курсовой работы разрешаются заведующим кафедрой, который принимает решение о ее защите. За­щита курсовых работ проводится на заседаниях создаваемых для этого на кафедрах специализированных комиссий.

Кафедра по окончанию защит курсовых работ ежегодно обоб­щает практику их подготовки, руководства, эффективности дейст­вующих методик с принятием решений о направлении в соответст­вующие организации ценных выводов и предложений, представ­ляющих научно-теоретический и практический интерес; поощрения авторов лучших работ; рекомендациях по их опубликованию; вне­сению изменений в действующие тематики, методики и т.п.

Если курсовая работа оценена «неудовлетворительно», студент в намеченный кафедрой срок переделывает ее и защищает в установленном порядке. Повторная защита одной и той же работы с целью получения более высокой оценки не допускается.

Курсовые работы, как правило, выполняются на втором и стар­ших курсах. При этом они несколько различаются между собой по уровню предъявляемых к ним требований: чем старше курс, тем весомее по идее должна быть творческая, самостоятельная сторо­на студенческой работы. Чтобы обойти возможную остроту таких требований, а также, чтобы облегчить будущую работу студента, целесообразно рекомендовать ему изначально планировать курсовые работы как возможные части его предстоящей дипломной работы.

Методические советы и требования, касающиеся курсовых ра­бот по конкретным учебным курсам, разрабатываются соответст­вующими кафедрами на основе общевузовского положения о кур­совой работе и общих методических указаний по ее выполнению (см. Приложение 1).

1.1. Цели курсовой работы

Написание и защита курсовой работы, наряду с экзаменом, является завершающим этапом изучения дисциплины «Управление персоналом», а также важным звеном в подготовке к предстоящему дипломному проектированию. Она является углубленным, логически законченным научным исследованием конкретной проблемы с выработкой собственных оценок и рекомендаций. Курсовая работа имеет целью:

  • обобщение, закрепление и углубление теоретических знаний в области управления персоналом организаций;

  • выработку навыков в применении теоретических знаний в практике управления персоналом;

  • выяснение способности студента самостоятельно делать профессиональный анализ, научно обоснованные выводы и рекомендации по актуальным проблемам управления персоналом.

В процессе выполнения курсовой работы студент должен продемонстрировать:

  • высокий уровень общей управленческой подготовки;

  • умение работать с информацией (как с научно-методической литературой, так и с нормативными документами);

  • личный творческий потенциал.

Курсовая работа является научным исследованием студента, на основании которого делается вывод о его способностях сдать экзамен по дисциплине «Управление персоналом» и готовности к самостоятельной работе над предстоящим дипломным проектом.

1.2. Порядок выполнения работы

Рекомендуется следующий порядок выполнения курсовой работы:

  1. Выбор темы курсовой работы и организации, на базе которой будет
    проводиться исследование.

  2. Изучение и отбор опубликованных материалов по теме.

  3. Разработка плана курсовой работы.

  4. Утверждение темы и плана научным руководителем.

  5. Исследование практического состояния изучаемого объекта.

  6. Анализ результатов и выработка рекомендаций по совершенствованию
    объекта.

  7. Оформление работы и предоставление ее на кафедру.

  8. Проверка работы научным руководителем.

  9. Защита курсовой работы.

1.3. Отбор необходимой информации

Осмысление темы требует начального чтения справочного и ознакомительного материала для накопления некоторого объема знаний перед постановкой вопросов.

Прежде всего, необходимо составить план, который покажет, как автор собирается работать над темой. Целесообразно уяснить основные аспекты выбранной темы, которые могут стать заголовками соответствующих разделов работы, затем расположить их в определенном рациональном и логическом порядке и после этого написать под заголовками, какая информация потребуется по каждому из разделов темы.

Существует два основных источника информации:

  1. Полевые работы. Информация поступает «из первых рук» в ходе непосредственного общения с персоналом той организации, которая является объектом наблюдения для автора исследования. Этот способ получения информации подразумевает тщательную подготовку и планирование предстоящего общения (составить план, продумать вопросы и способы фиксации полученной информации).

  2. Опубликованные материалы. Это, прежде всего научная литература - книги, сборники научных трудов, специализированные газеты и журналы и т.п. В ее поиске поможет использование библиографических справочников, обзоров материалов, опубликованных в последних номерах специализированных журналов, а также обращение к периодическим каталогам библиотек на выпускаемой литературе. Работа с научной литературой предполагает конспектирование отдельных фрагментов текста, поскольку при оформлении курсовой работы необходимо будет делать ссылки для подтверждения используемых в исследовании фактов, цифр и других материалов. Подготовка курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом» предполагает обязательное обращение к экономико-управленческой литературе. Самые последние сведения о разработках в области управления можно найти в ежемесячных журналах «Управление персоналом», «Кадры» и др.

Информация может быть представлена несколькими способами:

  1. В виде текста;

  2. В графическом виде (графики, диаграммы, схемы, рисунки).

Комбинация различных способов представления информации позволит сделать работу более интересной и емкой.

1.4. Требования к представлению информации и оформлению работы

Курсовая работа представляется исключительно в компьютерном варианте и оформляется на бумаге формата А4 (292x210мм) в виде отпечатанного через 1,5 интервала текста на одной стороне листа. Рекомендуется использование шрифта Times New Roman, размер «14». Выравнивание по ширине. Текст должен быть ограничен установленными полями: левое – 30 мм. правое – 10 мм. верхнее – 15 мм, и нижнее – 20 мм.

Общий объем курсовой работы с введением и заключением (без списка литературы и приложений) должен составить не менее 40 и не более 60 страниц печатного текста (увеличение, равно как и уменьшение, объема негативно влияет на общее представление о курсовой работе).

При оформлении заголовков курсовой работы следует учитывать следующие требования:

  • заголовки глав печатаются в центре страницы прописными буквами, параграфов – строчными (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовков не ставится;

  • расстояние между текстом и заголовком должно быть увеличено дополнительным интервалом;

  • заголовки глав начинаются с нового листа, заголовки параграфов – на том же листе, где заканчивается предыдущий параграф.

При нумерации страниц, глав, параграфов, рисунков, схем, таблиц, графиков, форм необходимо учитывать следующее:

  • номер на странице курсовой работы проставляется (кроме титульного листа) посередине верхнего поля листа арабскими цифрами без слов «страница» и знаков препинания. Титульный лист включается в общую нумерацию;

  • главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами, например:

1.Глава

1.1. Параграф

1.1.1 .Пункт

1.1.1.1 .Подпункт

  • рисунки, схемы, графики, расположенные на одной или нескольких страницах в тексте, входят в общую нумерацию страниц курсовой работы, они имеют сквозную нумерацию и обозначаются словом «Рис.», после которого ставится арабскими цифрами номер и заголовок, поясняющий их содержание. Например, «Рис. 2. Схема управления организацией».

  • номер таблицы проставляется после слова «Таблица», помещенного в правом верхнем углу листа перед ее тематическим заголовком, который выравнивается посередине. Если таблица расположена на двух и более страницах, то слово «Таблица», ее номер и заголовок указываются только на первой странице, а на всех последующих пишут слово «Продолжение» или «Окончание» и повторяют нумерацию таблицы;

  • формулы номеруются последовательно в пределах всей курсовой работы. Номер проставляется справа от формулы на одном и том же уровне в круглых скобках. Каждый рисунок, схема, график, таблица должны иметь заголовок, отражающий в краткой форме их содержание, и помещаться в основной части курсовой работы на той же странице, где делается первая ссылка на них, или на следующей странице. Этот материал должен быть удобно расположен с точки зрения его обзора без поворота курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке. Формат схем, рисунков, графиков не должен превышать стандартного листа А4.

Табличные и графические материалы должны отражать важнейшие итоговые результаты проведенного анализа, быть доступными для восприятия, наглядно иллюстрировать глубину и ценность исследования. Приветствуется использование дополняющих форм представления материала (например, таблиц и диаграмм, таблиц и графиков и т.д.).

Материалы справочного и нормативного характера, содержащие промежуточные расчеты, первичные исходные данные, результаты проводимых наблюдений, а также материалы, занимающие страницу и более, помещаются в раздел «Приложения».

На цитируемые или упоминаемые в курсовой работе монографии, статьи, материалы необходимо делать библиографические ссылки. ^ Перепечатка текста без ссылок на соответствующие источники не допускается.

Существует несколько способов расстановки ссылок, однако в курсовой работе предлагается выбор одного из двух вариантов:

Вариант 1. Подстрочные ссылки, т.е. вынесенные из текста вниз страницы. При подстрочных ссылках для связи их с текстом используются знаки сносок в виде звездочки (*) или цифры (1). Если ссылок более четырех на одной странице, то целесообразней использовать цифры, а не звездочки. Знак сноски следует располагать в том месте, где по смыслу заканчивается мысль автора.

Например:

В тексте:

Одним из основных свойств организации является синергетичность1 ... В сноске:

_______________________

1. Громкова М.Т. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. С.31.

При повторных ссылках на источник полное описание источника дается только при первой сноске. В следующих сносках вместо заглавия приводится условное обозначение «Указ. соч.», но указывается автор и страница цитируемого текста. Если несколько ссылок на один и тот же источник приводится на одной странице работы, то в сносках пишется там же и номер страницы, на которую делается ссылка (если эта страница не содержится в предыдущей сноске).

Например:

  1. Громкова М.Т. Указ. соч. с.28.

  2. Там же. С.32.

  3. Там же.


Вариант 2. Затекстовые ссылки, т.е. связанные со списком литературы, помещенным после текста работы. Они применяются, когда в работе приходится оперировать большим количеством источников литературы. В данном случае ссылки строго связаны со списком литературы, приводимом в работе. В тексте в квадратных скобках указывается только порядковый номер, под которым нужное издание стоит в списке литературы, и страницу, на которой расположен цитируемый текст (или приводимое в работе положение).

Например:

«Использование в работе с персоналом экономических методов управления связано прежде всего...» [14, с.456]

Недопустимо переписывание литературных источников без кавычек и сносок, указывающих на их авторов.
1.5. Защита курсовой работы

Законченная курсовая работа подписывается автором и передается на рецензирование преподавателю, после чего, перед экзаменом по курсу «Управление персоналом», происходит ее защита на кафедре с оценкой по четырехбалльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Студенты, получившие неудовлетворительную оценку по курсовой работе, к экзамену по курсу «Управление персоналом» не допускаются. Разрешение на доработку незащищенной курсовой работы и ее повторную защиту дает заведующий кафедрой менеджмента.

Курсовые работы после их защиты передаются на кафедру менеджмента, где они регистрируются и хранятся в течение установленного периода.

4.2. Методические указания по выполнению курсовой работы

2.1.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины управление персоналом для студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов предназначены...
Федосеев А. И. Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте: Методические рекомендации по изучению дисциплины...

Методические рекомендации по изучению дисциплины управление персоналом для студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов предназначены...
«Управление персоналом и организационное поведение», как правило, проводится в один семестр на его изучение ежедневно необходимо...

Методические рекомендации по изучению дисциплины управление персоналом для студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины теория организации для студентов
Лазутина А. Л. Теория организации: Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов – вгипу, 2011

Методические рекомендации по изучению дисциплины управление персоналом для студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13 «История русской литературы»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13 «История русской литературы» для студентов, обучающихся по специальности...

Методические рекомендации по изучению дисциплины управление персоналом для студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов Н. Новгород
Описание последовательностей действий студентов в изучении дисциплины

Методические рекомендации по изучению дисциплины управление персоналом для студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теплотехника» подготовлены...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по заочной и дистанционной форме обучения

Методические рекомендации по изучению дисциплины управление персоналом для студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100....

Методические рекомендации по изучению дисциплины управление персоналом для студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины управление персоналом для студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины управление персоналом для студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Европейский...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Европейский Север в 20 в для студентов, обучающихся по специальности 050401....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница