Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности




Скачать 104.34 Kb.
НазваниеРазвитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности
Дата публикации23.05.2014
Размер104.34 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Право > Документы
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль.

• особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко,

• понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами; душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении воспитатели проводят, начиная с младших групп. Она заключается в следующем:

Воспитатели побуждают детей к общению (игра “Кто мы такие?”, “Назови мне свое имя”), сказка-потешка “Кисонька-Мурысонька”, “Лошадка”; А. Барто, “Прогулка по лесу”.

Учат детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных).

Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где давали понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).

Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание, после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра “Ворон и воронята” (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают).

Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.).

В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем:

Продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение “Сеня в лесу встретил лесу”, “Веселый оркестр” Закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, игровое упражнение “Представьте себе”, ролевой театр “Под грибом”, “Дом и ворота” и др. ).

Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение “Художница-осень”, мини-сценка “Еж-чистюля”, “Аист длинноногий”, “Лиса и журавль”, инсценировка стихотворения А. Тараскиной “Воробей”).

Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра “Угадай, чей голосок”, “Веселые превращения”).

Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка “Хозяйка и кот”, “Собака и кошка”).

В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка “Вежливые слова”, мини – сценка “Брусничка”, театрализованные игры “Листопад”, “Кто колечко найдет”). Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля “Мыльная сказка”, инсценировка “На базаре”, “В гостях у Мойдодыра”, спектакль по сказке К. И. Чуковского “Муха-цокотуха”, “Двенадцать месяцев”, в кукольном театре “Петушок – голосистое горлышко”). Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок.

В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекались к режиссерской работе, развивались навыки без конфликтного общения.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально- эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

• единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;

• насыщение этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием;

• постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

• наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

• совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, о ребенок легко определяет их характер, эмоциональное состояние: Лиса — хитрая, Волк — злой и т.д.

Сказки служат для детей первым уроком нравственности морали, по которым живут люди. В них добро всегда поедает зло. Это настраивает ребенка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и зыки общественного поведения.

Работа над театрализацией сказки способствует развитию коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, витию просодической стороны речи, ее выразительности. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится центрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх.

Особое внимание в работе с детьми по театрализованной деятельности необходимо уделять взаимодействию с семьей. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности в программе «Из детства — в отрочество» представлены .по двум направлениям: для педагогов и родителей.

В семье:

• Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.

• Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

• Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

• Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.

• Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т. п.

Родители не должны находиться в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они также привлекаются к работе над театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно совместно с детьми они посещают театры и музеи, читают произведения и просматривают видеофильмы, рекомендованные по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное — учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

Таким образом, работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях.

Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. Приведем примеры упражнений на развитие интонационной выразительности речи:

Логопед заранее распределяет роли и обыгрывает с детьми характеры персонажей. Каждый персонаж получает шапочку-маску. Логопед. В огороде Помидор. Взгромоздился на забор. Притворяется, негодник. Будто сам он огородник. Дети идут по кругу, взявшись за руки. В середине круга стоит, напыжившись, Помидор. Дети. Ай-ай-ай, Помидор! Стыд тебе и позор! Дети стоят лицом в круг, стыдят Помидора. Логопед. Возмутилась тетя Репа... Репа. Это глупо и нелепо! Дети. Ай-ай-ай, Помидор! Стыд тебе и позор!…

Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!

А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и… читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!

«Аты-баты, шли солдаты»

(модель И. Бодраченко по народной потешке)

Аты-баты, Дети маршируют.

Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове - «отдают честь».

Аты-баты, Маршируют.

На базар. Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар».

Аты-баты, Маршируют.

Что купили? Разводят руки в стороны - вопросительная интонация - «спросить ручками».

Аты-баты, Маршируют.

Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны -

«я самовар».

Аты-баты, Маршируют.

Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация.

Аты-баты, Маршируют.

Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег».

Аты-баты, Маршируют.

Заходите: слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой - пригласительный жест, ласковая интонация.

Выпьем чаю: раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце».

Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над «блюдцем» держат «чашечку».

Считалка «Мы сидели на печи»

Мы сидели на печи: слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра - «сидят на печке».

Ели булки: выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони булку».

Калачи: выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач».

Бабка Ежка прилетела: расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе -

«ветерок от полета».

Все бараночки поела: соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки - «бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки».

Нам остался лишь батон: вытягивают руки перед собой - «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе.

Кто не съел: кладут обе руки на живот.

Тот вышел вон!: выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход».


Речевая игра «Как у бабушки Наташи»

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.

Ели вкусную мы кашу: соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.

Каша пшенная с дымком: над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя».

Каша пшенная с дымком: повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка», с левой - «дымок».

С хлебом: выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону,

внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».

С маслом: левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».

С молоком: соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук - «кружка».

Взяли мы большие ложки: сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны - две «ложки».

Съели все до самой крошки!: попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.

Вот какая каша: снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим справа и слева.

У бабушки Наташи!: снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят

по-старушечьи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности iconПроекта
Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с тнр посредством театрализованной деятельности

Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности icon«Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида 2 категории города Алейска Алтайского...

Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности iconТема собрания: «Развитие речи младших дошкольников»
Развитие выразительности речи. Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях...

Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности iconРазвитие интонационной выразительности речи дошкольника
Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная...

Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности iconМетодические рекомендации по развитию выразительности речи у детей,...
Анализ литературных источников по проблеме формирования выразительности речи у дошкольников

Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности iconОзнакомление с творчеством А. С. Пушкина посредством театрализованной деятельности
Воспитатель высшей квалификационной категории гбдоу детский сад №20 Кировского района Санкт-Петербурга

Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности iconКонспект музыкального интегрированного занятия для детей подготовительной...
Развитие эмоциональной сферы детей посредством музыкально-театрализованной деятельности. Дать детям представление об изобразительных...

Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности iconТема: «Средства выразительности устной речи»
Цель: Формирование навыков культуры общения через овладение средствами выразительности устной речи

Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
«Красную речь красно и слушать» по развитию интонационной выразительности речи у детей 4-7 лет с онр посредством использования устного...

Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности iconМетодическая разработка Активизация словаря детей младшего дошкольного...
Пояснительная записка



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница