«Непризнанные государства»




Скачать 476.51 Kb.
Название«Непризнанные государства»
страница1/4
Дата публикации14.06.2013
Размер476.51 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Право > Документы
  1   2   3   4

Территории проблемного суверенитета





05.01.2007 



Версия для печати



^ Артур Цуциев






«Непризнанные государства» - привычное явление на реальной политической карте мира, - карте, где цветовая штриховка территории государств отражала бы реальную протяженность их действенного суверенитета. Но на привычных картах мира мы не найдем Тамил-Элама или Сомалиленда, Турецкой республики Северного Кипра или Приднестровской Молдавской республики, Республики Китай или, теперь уже точно, [оккупированной] Республики Сербской Крайны.

В настоящей статье мы попробуем кратко рассмотреть (1) некоторые аспекты международного политико-правового «фона», на котором существуют сегодня непризнанные государства и (2) то, как динамичная система международного права и правоприменения делает потребными те или иные политические стратегии в урегулировании сецессионистских конфликтов.

 ^ Непризнанные государства как понятие и проблема.

 «Непризнанными» называют государства, обладающие двумя основными характеристиками:

(а) Фактический суверенитет: иначе говоря, это политико-территориальные образования, обладающие ключевыми атрибутами государства и, прежде всего, способностью к эффективному и обычно «внутренне легитимированному» контролю над [хотя бы основной] территорией; в данном контексте «внутренней легитимацией» можно назвать процедурно и правозначно закрепленную волю некой политически определенной и достаточной части населения («народа», «нации»);

(б) отсутствие внешней легитимации суверенитета: то есть отсутствие признания в качестве независимого государства и права/ возможностей вступать в соответствующие сношения с другими государствами. У подавляющего большинства непризнанных государств существует претензия на «полновесный», т.е. признанный другими государствами суверенитет. 

Непризнанные государства называют иногда «самопровозглашенными», что, как верно отмечено экспертами, не отражает специфики этих образований[1], но отражает именно процедурный акт «внутренней легитимации», то есть некую конституирующую образование политическую волю («народа», «нации», политической элиты – не обязательно местной), которая не получает внешнеполитической санкции со стороны хотя критически минимальной группы государств. Отсутствие признания не удаляет соответствующие образования с реальной политической карты, из контекста реальных межгосударственных отношений или из портфеля проблем, стоящих перед международными организациями и международным правом. Напротив, эти образования составляют одну из главных забот на всех этажах политики – мировой, региональной, национальной, местной.

Я бы добавил к двум важнейшим атрибутам непризнанных государства еще один очевидный признак, который влечет за собой возникновение целого ряда соответствующих правовых и политических вопросов. Непризнанные государства всегда расположены на территории, которая рассматривается международным сообществом[2] и каким-либо из признанных государств как часть территории последнего, поле его суверенитета. Таковое государство называется «родительским» или «материнским» (parent-state), отражая процесс «отпочкования» от него непризнанного образования. Но не всегда «отпочкование» очевидно в юридическом и историческом смысле. Иногда лучше подходят термины государство-носитель или государство-претендент, которые мы и будем употреблять, чтобы зафиксировать эту признанную правомочной претензию. Иначе говоря, существует:

(в) наличие признанного международным сообществом права некоего государства-претендента на поглощение или «реинтеграцию» соответствующей территории (неявно - это легитимация претензии на уничтожение непризнанного государства).

Стоит обратить внимание, что, несмотря на обычное признание международным сообществом территорий непризнанных государств частью государств признанных, статус рассматриваемых образований сохраняется как ожидающий «итогового определения» (т.е. в значительной мере признается и инерциализируется его неопределенность). Возникает, скажем так, феномен «упорядоченного беспорядка». Многие непризнанные государства так или иначе оказываются встроены в систему реальных международных отношений. Отсутствие «признанного статуса» есть тоже статус – территории с «проблемным» суверенитетом. По крайней мере, в таком статусе зачастую ограничивается суверенитет государства-претендента на осуществление всего спектра государственных прерогатив (в частности, возможности в одностороннем порядке определять искомый итоговый статус территории непризнанного образования).

В чем состоит «проблема» или «проблемы» непризнанных государств? Некий общий перечень проблем мы сгруппируем по трем основным категориям, которые соответствуют трем основным характеристикам непризнанных государств:

(а) [Суверенитет] - проблема самоопределения; формы самоопределения (внутреннее, внешнее); в чем состоит «право на самоопределение»; кто может выступать субъектом самоопределения и именоваться «нацией»; чем «нация» отличается от «народа»; каковы могут быть «модальности» суверенитета, которые позволяют совместить интересы государства-носителя и непризнанного государства.

(б) [Признание или непризнание] – каковы критерии признания новых государств; как артикулировать ситуации фактически состоявшейся сецессии и возникновения нового государства; как обосновать признание сецессии тогда, когда действующее международное право этому препятствует.

(в) [Подвешенность внутри «чужих границ»] – какие методы реинтеграции/ аннексии со стороны признанного государства-претендента считать законными и оправданными; каковы критерии блокирования таких попыток и основания для международной интервенции; каковы формы участия третьих стран/ международного сообщества в преодолении «статусной подвешенности» непризнанных государств.

И проблема-резюме, связанная с общим восприятием и, отчасти, реальным функционированием непризнанных государств как вызовов не только международному политико-правовому порядку, но региональной и даже мировой безопасности:

(г) [Международные правопорядок и безопасность] – какие существуют формы (подходы) национального или международного реагирования на имманентный риск эскалации конфликтов между непризнанными государствами и государствами-носителями; существует ли универсальный алгоритм в действиях международного сообщества в том, как возможно интегрировать уникальные, прецедентные решения в общую стабилизирующую функцию международного права и правоприменения; какие решения должны применяться в ситуациях «серых зон», «черных дыр», «криминальных очагов» «таможенных прорех» и т.д. и т.п.

^ Карта непризнанных государств и не только.

Семейство непризнанных имеет сложный состав и включает, по ряду существенных характеристик, не только de facto государства, но фактически отделившиеся или отделенные от государств-носителей образования, которые управляются внешней администрацией и не обладают собственным суверенитетом. Кроме того, ряд непризнанных государств не имеет каких-либо определенных границ, или зона фактического распространения их юрисдикции не совпадает с заявленными границами. Все эти образования могут быть названы «территориями альтернативного/ блокирующего суверенитета», чтобы подчеркнуть один важный аспект их существования – все они выступают как политический институт, нейтрализующий полноту суверенитета государства-носителя/ претендента.

Суверенитет непризнанных государств всегда имеет «адресованный», обращенный к государствам-претендентам характер, и потому их концептуальная конструкция, равно как и перспективы урегулирования, зависят от того, как уже возникший механизм «властного противовеса» может быть вмонтирован в какую-либо более объемную и легитимную конструкцию власти, нежели само «непризнанное государство» или даже его государство-носитель?

Прежде чем кратко рассмотреть некоторые из этих проблем в применении к случаям на постсоветском пространстве упомянем наиболее важные примеры непризнанных государств и территорий альтернативного/ блокирующего суверенитета в современном мире.

 · ^ Республика Китай, территория которой после 1949 года и поныне ограничена островом Тайвань. Правительство Республики Китай продолжает признаваться в качестве легитимного правительства всего Китая 24 государствами и Ватиканом. Тайвань сохраняет фактически полновесные межгосударственные отношения с большинством стран мира через систему своих экономических и культурных представительств, которые играют роль фактических посольств Республики Китай в этих странах. Население – этнические китайцы (главным образом - ханьцы).
 
· Тамил-Элам, самопровозглашенное государство в международно-признанных границах Шри Ланки (охватывает значительную часть севера Цейлона). Тамил-Элам не признан ни одним государством и находится в состоянии периодически возобновляющейся войны с центральным правительством государства-носителя. Пользуется поддержкой мировой тамильской диаспоры. Население – тамилы (преобладающее население государства-носителя – сингалы).

· ^ Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК) занимает северную треть острова Кипр. Провозглашена как независимое государство в 1983 году на территории, совпадающей с пределами турецкой оккупации острова (оккупация была осуществлена в 1974 году в «упреждение» угрозы фактической инкорпорации острова в состав Греции). ТРСК отделена от остальной территории Республики Кипр т.н. «зеленой линией», которая контролируется разъединяющими силами ООН. ТРСК признана Турецкой республикой и через нее осуществляет легальную торговлю с зарубежными странами. В 2004 году территория ТРСК – как международно-признанная часть Республики Кипр – де юре вошла в состав Евросоюза, оставаясь фактически вне его. При вхождении в Евросоюз в обеих частях Кипра был проведен референдум, на котором была осуществлена попытка реинтеграции страны по т.н. «плану Аннана». По этому плану предполагалось [вос]создание на федеративных началах единого кипрского государства, состоящего из двух конституирующих частей – турецкой и греческой. Греческая часть Кипра отвергла большинством голосов модель и условия реинтеграции страны по данному плану, не желая легализовывать имущественные и демографические последствия войны, приведшей к разделу острова.

·  Косово, ныне территория под управлением ООН и международной оккупацией, находящаяся в пределах международно-признанных границ Сербии. В 1999 году Косово было фактически изъято из юрисдикции/ суверенитета Югославии с помощью ввода международных сил и установления внешней администрации, (что выступило следствием массовых гуманитарных «издержек» ударов югославской армии по «социальной базе» Армии освобождения Косово). Население – албанцы (более 90%), остальные – сербы, цыгане.

·  ^ Автономный (Иракский) Курдистан, фактически независимое государство в Северном Ираке (1991-2003), существовавшее приопределенных военных гарантиях извне и реинтегрированное ныне в состав оккупированного международное коалицией Ирака. Возвращение курдского автономного региона в состав Ирака оказалось возможным только в ходе разгрома унитарного Ирака силами международной коалиции и серьезных политических и конституционных изменений государства-носителя. Пользовалось и пользуется поддержкой мировой курдской диаспоры.

 Теперь мы обратимся к «нашим» случаям.

·  ^ Нагорно-Карабахская республика, юридически непризнанное (в т.ч. и Арменией) государство в международных границах Азербайджана. Провозглашено в 1991 году в ходе параллельно развивающихся процессов внешнего самоопределения Азербайджанской ССР (в отношении СССР) и Нагорно-Карабахской автономной области (в отношении самой Азербайджанской ССР). Фактический статус НКР как независимого от Азербайджана государства обеспечен победой карабахских армян в кровопролитной войне 1991-1994 гг. Территория НКР и «пояс безопасности» (районы собственно Азербайджана, оккупированные силами НКР) отделены от Азербайджана линией прекращения огня, которая находится под международным мониторингом. НКР осуществляет внешнеполитические связи через Армению и мировую армянскую диаспору. Существует переговорный процесс под эгидой т.н. Минской группы.

· ^ Приднестровская Молдавская Республика, непризнанное государство в международных границах Молдовы со смешанным русско-украинско-молдавским населением. Находится в левобережной по Днестру части бывшей Молдавской ССР плюс частично г.Бендеры. Провозглашено как независимое образование в ответ на угрозу включения Молдовы в состав Румынии и в ходе вооруженного конфликта, инициированного центральными властями Молдовы. ПМР и Молдова вовлечены в переговорный процесс с международным участием/ посредничеством.

·  ^ Республика Абхазия, провозглашена как независимое государство в 1992 году в ходе войны, начатой вооруженными силами тогдашнего центрального правительства Грузии («Госсовет») против автономной республики, находящейся юридически в составе Грузии. С 1994 года действует соглашение о прекращении огня, в соответствии с которым в зоне соприкосновения/ разъединения сторон в конфликте размещены Коллективные силы по поддержанию мира (под эгидой СНГ). Под контролем Грузии остается часть территории Абхазии (Верхняя Кодори). Абхазия имеет развитые экономические и культурные связи с Россией, в том числе на уровне отдельных субъектов РФ Южного федерального округа. Абхазия и Грузия вовлечены в переговорный процесс с международным участием/ посредничеством.

·  ^ Республика Южная Осетия, провозглашена как независимое государство в 1992 году в ходе вооруженного конфликта с центральным правительством Грузии. С лета 1992 года действует Сочинское российско-грузинское соглашение, по которому в зоне конфликта размещены Смешанные силы по поддержанию мира. Юрисдикция властей Грузии сохраняется в восточной части Южной Осетии (в Ленингорском/ Ахалгорском районе) и нескольких других анклавно расположенных секторах. Южная Осетия имеет развитые социально-экономические связи с Северной Осетией и другими субъектами РФ Южного федерального округа. Южная Осетия и Грузия вовлечены в переговорный процесс с международным участием/ посредничеством.

Косвенный вывод из этого обзора-перечисления состоит в том, что международная политико-правовая практика включает в себя различные формы и механизмы взаимоотношений, с помощью которых происходит «нормализация», скажем так, отклоняющихся/ нелегитимных случаев государственного суверенитета, встраивание феномена непризнанных государств в относительно стабильную парадигму современного мира, «состоящего» из государств признанных.

Попытки полностью изолировать непризнанные государства, поместив их в вакуум международного бойкота, имеют мало шансов на успех. Помимо полновесных дипломатических отношений существуют иной формат и иные уровни трансграничных отношений, в различной степени оформленных и публичных. Сам спектр этих «до-дипломатических» отношений весьма широк – от развитых хозяйственно-экономических связей, включая военно-техническое сотрудничество, и соответствующей практики хозяйствующих субъектов до символического, но важного репертуара политических жестов по признанию.[3]    

Важнейшим механизмом включения непризнанных образований в систему международных политико-правовых отношений являются соглашения о статус-кво (в том числе и соглашения о прекращении огня и миротворческих операциях) и институт многостороннего переговорного процесса. В целом, продолжительное существование непризнанных государств и стабилизирующие статус-кво усилия международного сообщества есть паллиативное решение коллизии между двумя крайностями - правом государства-носителя на территориальную целостность и состоявшимся военно-катастрофическим отделением части территории, находящейся под эффективным, но «альтернативным» суверенитетом. 
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Непризнанные государства» iconТема Основные положения теории государства и права
Сущность государства. Признаки и функции государства. Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, политические...

«Непризнанные государства» iconI. происхождение государства § Проблема происхождения государства...
Для того чтобы понять механизм возникновения государства, мы должны пройти сквозь толщу веков и познакомиться с жизнью разных народов...

«Непризнанные государства» iconТема: Символы государства (беседа) Цели
Цели: сформировать представление о традиционных символах государства, познакомиться с историей их возникновения, проанализировать...

«Непризнанные государства» iconЛекция Х просвещенный абсолютизм екатерины II социально-экономическое...
Историография Древнерусского государства. Быт и верования древних славян. Варяжский (норманнский) вопрос. Объединение славянских...

«Непризнанные государства» iconИтоги отборочного (регионального) этапа олимпиады школьников по русскому...
Кол Тверской области активно участвуют в олимпиаде Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». Организаторами...

«Непризнанные государства» iconНалоги являются необходимым звеном экономических отноше¬ний в обществе...
В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого¬вый...

«Непризнанные государства» iconОтветы на билеты по истории России. Учитель: Жолтикова Н. В
Билет № Вопрос Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность. Образование...

«Непризнанные государства» iconМетодические рекомендации тема восточные славяне и образование древнерусского государства
Возникновение Древнерусского государства и дискуссионные вопросы норманской теории

«Непризнанные государства» iconДоцент кафедры теории и истории права и государства Рф рап
Теория права и государства и актуальные проблемы борьбы с коррупцией (государство и его коррупция)

«Непризнанные государства» iconФазиль Искандер «Кролики и удавы»
Устройство государства кроликов и устройство государства удавов (иерархия, идеал, механизмы государственной деятельности и т д.)....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница