Рабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев




Скачать 195.16 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев
Дата публикации22.06.2013
Размер195.16 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Право > Рабочая программа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Психолого-педагогический факультет

Кафедра «Коррекционной педагогики»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

__________________Г.А.Папуткова

«___»_____________20___г.


рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.ДВ 4 Психолого-педагогический практикум



Направление подготовки: ^ 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: Олигофренопедагогика

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, 4 года

Н. Новгород

2012
Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденного «18» января 2010г., номер государственной регистрации 16499.

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профилю подготовки «Олигофренопедагогика», утвержденного «__» _____________г.

  3. Примерных программ психолого-педагогических дисциплин в образовательной области «Специальное образование/дефектология» (УГС 050000).


Рабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол № 3 от «19»_ноября 2012 г.
Разработчик: к.психол.н. В.А. Кудрявцев

СОГЛАСОВАНО

Зав.выпускающей кафедрой

«Коррекционная педагогика»

_________________/С.Н. Каштановой/

«____»_______________201__г.


СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/_______________/

«____»_______________201__г.


  1. ^ Цели и задачи дисциплины

    1. Цель ООП бакалавриата по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Олигофренопедагогика»: формирование у студентов комплекса общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, обеспечивающих высокое качество профессиональной готовности к решению профессиональных задач; воспитание гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств.

^ Цель дисциплины: содействие развитию базовой профессиональной компетентности бакалавра на основе обобщения и систематизации освоенных психолого-педагогических знаний по дошкольной олигофренопедагогике путем обогащения опыта решения студентами профессиональных задач.
1.2. Задачи дисциплины

1. Ознакомление студентов с возможностями психологии и педагогики в успешном решении проблем специальной психологии, коррекционной педагогики и профессиональной деятельности;

2. Содействие гуманитарному развитию студентов, их психологического и педагогического мышления, наблюдательности, культуры отношения к людям, общения и поведения;

3. Обучение способам планирования и решения психолого-педагогических задач.
^ 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

2.1. Цикл (раздел) ООП

Дисциплина «Психолого-педагогический практикум» включена в профессиональный цикл дисциплин Б3 (дисциплины по выбору ДВ 4).

.
^ 2.2. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами ООП

Данный курс опирается на содержание таких дисциплин, как:

  • Общая психология.

  • Возрастная психология.

  • Специальная педагогика. Специальная психология.

Дисциплина «Психолого-педагогический практикум» является основой для изучения дисциплин по выбору студента, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

ОП-1 - способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ

ПК-3 - способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования

ПК-5 - способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

знать:

- методы психолого-педагогической диагностики;

-сущность процесса целеполагания, анализа, планирования; - методы диагностики;

- способы изучения эффективности формы воспитательной работы;

- методы изучения эффективности педагогических средств;

- методы моделирования педагогических ситуаций;

- технологию решения педагогических задач;

-сущность технологии анализа, целеполагания, планирования педагогической работы;

- процесс конструирования форм воспитательной работы;

- современные представления о способах и приемах контроля и оценивания педагогической деятельности;

- пути и способы формирования индивидуального стиля деятельности учителя;

- способы регулирования своим состоянием.

уметь:

- использовать разные методы психолого-педагогической диагностики в практической деятельности;

-владеть методами целеполагания в собственной деятельности;

- проанализировать педагогическое мероприятие;

- использовать основные формы воспитательной работы с учащимися;

- определить тип акцентуации характера учащихся;

владеть:

- навыками решения педагогических задач;

- широким репертуаром действий педагога с учащимися в ситуации знакомства с детским коллективом и прочих проблемных ситуациях;

- методиками для изучения эффективности педагогических средств анкету, план наблюдения, коллективного анализа, рефлексии и др.;
- навыками прогнозирования профессионального роста;

- навыками разрешения проблемных и стрессовых ситуаций.
^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

^ Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр 1

Общая трудоемкость дисциплины

2

72

72

Аудиторные занятия

36

36

в т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах

12

12

Лекции





Практические занятия

36

36

Самостоятельная работа

36

36

Вид итогового контроля

ФПА без оценки


^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

№ п/п

Наименование разделов (или тем)

Л

ПЗ

(ЛР)

^ Раздел 1. Ценностно-смысловые аспекты психолого-педагогической деятельности




Педагог-психолог в педагогическом коллективе образовательного учреждения.




4




Личностный и профессиональный потенциал педагога.




4




Современный ученик и учитель как субъекты образовательного процесса




4

^ Раздел 2. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональной деятельности педагога-психолога




Задачи и методы психологической диагностики




6




Задачи и методы педагогической диагностики




6

^ Раздел 3. Формы психологической помощи в профессиональной деятельности педагога-психолога




Консультирование как форма психологической помощи субъектам образовательного процесса




2




Коррекционная и развивающая формы работы с субъектами образовательного процесса




2

^ Раздел 4. Психологическое просвещение и профилактика в профессиональной деятельности педагога-психолога




Формы и содержание психолого-педагогической профилактики




2




Формы и содержание психологического просвещения




2

^ Раздел 5. Моделирование и прогнозирование образовательного процесса




Прогнозирование результатов взаимодействия субъектов образовательного процесса




2




Моделирование образовательных и педагогических ситуаций




2

^ 5.2. Содержание разделов дисциплины и организация промежуточной и итоговой аттестации

Наименование раздела

Аттестация

промежуточная

итоговая

1

2

3

1. Ценностно-смысловые аспекты психолого-педагогической деятельности.


- Создание плана саморазвития личностных и профессиональных качеств.

- Результаты исследования на тему «Особенности современного ученика».

Презентация результатов самоидентификации педагогической профессии


2. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональной деятельности педагога-психолога.

- Картотека диагностических заданий

- Результаты диагностики, представленные в количественной и качественной форме.

Презентация диагностических комплексов

3. Формы психологической помощи в профессиональной деятельности педагога-психолога.


- Классификатор психотерапевтических приемов с подборкой упражнений.

- Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений.

Презентация коррекционно-развивающих занятий

4. Психологическое просвещение и профилактика в профессиональной деятельности педагога-психолога.


- Сценарий внеклассного мероприятия психопрофилактического характера.

- Методическая разработка актуальной темы учебно-воспитательного процесса просветительского характера.

Презентация профилактических мероприятий


5. Моделирование и прогнозирование образовательного процесса.


- Подробный анализ проблемных педагогических ситуаций (не менее 5), с предоставлением вариантов решения проблемы.

- Методическая разработка деловой игры «Создание модели психологической службы в школе»

Презентация проекта «Психологическая служба в школе»


^ 5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

5

ОП-1

+




+

+




ПК-3







+

+

+

ПК-5




+

+








^ 6. Образовательные технологии

При изучении дисциплины «Введение в профессию» рекомендуется применение развивающих технологий, проектных технологий, программированного обучения, интерактивных методов обучения.

Темы занятий, проводимых в активных и интерактивных формах:

  1. «Особенности современного ученика»

  2. Самоидентификация педагогических компетенций

  3. Ярмарка диагностических технологий

  4. «Игротека для всех субъектов образовательного пространства»

  5. Стратегии психолого-педагогического просвещения

  6. «Ситуативная дуэль»

Всего: 12 часов.

^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:

88 / Д 363 Деркунская В. А. Личностно-профессиональное самопознание студента педагогического вуза. Психолого-педагогический практикум: Учеб.-метод. пособие для студентов вузов/ В. А. Деркунская. — М.: Центр пед. образования, 2007. −127 с. — Библиогр.: с. 113–115. — ISBN 5-91-382-015–0.

74 / К 899 Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студентов пед. спец. вузов/ В. С. Кукушин. — Ростов н/Д: МарТ; Феникс, 2010. −256 с. — (Педагогическое образование). — Библиогр.: с. 251–253. — Словарь терминов: с. 246–250. — ISBN 978–5-241-00-980-7.

88 / К 603 Колесникова Г. И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. Междунар. Акад. науки и практики организации производства/ Г. И. Колесникова. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. −350 с. — (Высшее образование). — Библиогр.: с. 285–290. — ISBN 5–222-09989-X.

^ 7.2. Дополнительная литература:

88 / Е 41 Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога/ Н. Н. Ежова. -изд. шестое. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. −315 с. — (Психологический практикум). — Библиогр.: с. 310–312. — ISBN 5–222-12906–7.

88 / К 787 Краузе М. П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. Учеб.-метод. объединением по спец. пед. образования: Пер. с нем./ М. П. Краузе; Предисл. Й. Фенглера. — М.: Академия, 2006. −200 с. — Библиогр.: с. 193–198. — ISBN 5-76-95–2655-6.

88 / П 692 Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов вузов: допущено М-вом образования РФ/ Под ред. И. В. Дубровиной. -4-е изд., перераб. и доп. — М.: Питер, 2007. — (Учеб. пособие). — Библиогр. в конце разд. — ISBN 5-94-723-870–9.

88 / П 863 Психологическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов: допущено УМО по напр. пед. образования/ Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, Т. В. Маликова, О. В. Шатрова. — М.: Дрофа, 2008. −284 с. — (Высшее педагогическое образование). — Библиогр.: с. 279–281. — ISBN 5–358-00865–6.

7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.ychitel.com/

Педагогический журнал «Учитель».

На сайте – новости российского образования; анонсы публикаций и тексты некоторых из них; законодательные документы об образовании; образовательные методики и педагогический опыт; материалы по правовому обучению; и серии «В мире открытий». Имеется архив журнала с 2001 года, а также предлагаются платные тематические рассылки: «Правовое образование», «Русский язык и литература» и «Учебный проект в действии».

http://www.inter-pedagogika.ru/

Inter-педагогика.

Сайт создан для преподавателей, родителей и студентов педагогических вузов и содержит разнообразную информацию по различным аспектам педагогики. На сайте можно найти книги, статьи, словари по педагогике; материалы по педагогической практике, методологии науки, теории образования; статьи и материалы автора сайта, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), Ирины Хоменко; а также много другой полезной информации.

http://www.rodsobr.narod.ru

Родительское собрание.

Научно-практический, психолого-педагогический журнал представляет читателям материалы, предназначенные для самообразования родителей, для разрешения семейных конфликтов, для установления мира и гармонии в семье. “РС” публикует работы выдающихся педагогов, философов и психологов прошлого и настоящего, а также мнения и творческие работы родителей, отражающие их собственный опыт воспитания детей.

http://www.pedlib.ru/

Педагогическая библиотека.

Библиотека представляет собой постоянно пополняющееся собрание литературы по педагогике, ее прикладным отраслям, а также наукам медицинского и гуманитарного циклов, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей.  Книги  доступны для чтения on-line. Имеется алфавитный и систематический каталог

http://dictionary.fio.ru/

Педагогический энциклопедический словарь. Ресурс Федерации Интернет-образования. Полная электронная версия "Педагогического энциклопедического словаря", выпущенного в 2002 году под редакцией издательства "Большая Российская Энциклопедия".

 http://psy.1september.ru

"Школьный психолог".

Приложение к газете "Первое сентября". Статьи по психологии, нормативные документы, литература для школьного психолога и др.

http://vospitanie.h1.ru

Воспитание детей. Детская психология.

На сайте представлены советы психологов по воспитанию детей; тексты статей и книг по детской психологии; психологические тесты. 

http://www.psi.lib.ru/

index.htm

PsiProj.

На сайте собраны различные материалы по психологии: тексты статей и публикаций; тесты; советы психологов по воспитанию детей. В разделе «Практика» представлены некоторые практические разработки и методики авторов сайта. В разделе «Консультации» есть возможность получить ответ специалиста на интересующие вопросы.

http://www.bookap.by.ru/

Психологическая библиотека.

Книги и публикации по психологии. Разделы: трансперсональная психология, популярная психология, общая психология, язык жестов, НЛП и др. Библиотека постоянно пополняется новыми текстами.

 http://psi.webzone.ru

Психологический словарь.

Сайт представляет собой Интернет–версию изданных на CD–дисках психологического справочника ”Психология — идея, ученые, труды“ и ”Психология 2000“ в серии «Мультимедийная энциклопедия знаний» Центрального регионального отделения РАО. Психологический словарь содержит более 2500 статей из области психологии.  

^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории.

Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
^ 9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенций

Показатели сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

5

ОП-1 - способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ

Знает:

-основные понятия: коммуникация, общение, культура общения, стиль

общения, конфликт, внушение, убеждение, взаимодействие, воздействие;

- характеристики культуры педагогического общения;

- стили педагогического общения;

- слагаемые успешного (конструктивного) общения с родителями,

учащимися, коллегами;

Умеет: - определять стили педагогического общения в предлагаемых педагогических ситуациях;

- видеть и вычленять слагаемые успешного (конструктивного) и

неуспешного (конфликтного) педагогического общения в заданных

ситуациях;

- аргументировано представлять, обосновывать свои педагогические

позиции;

- обосновывать свою модель бесконфликтного поведения в предложенных

учебных ситуациях;

Владеет:

- основами организации учебно-группового сотрудничества субъектов образовательного пространства.





Творческая работа

Контрольные задания







ПК-3 - способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования

Знает:

- сущность процесса целеполагания, анализа, планирования коррекционных, учебных и воспитательных мероприятий

методы моделирования педагогических ситуаций;

- технологию решения педагогических задач;

-сущность технологии анализа, целеполагания, планирования педагогической работы;

- пути и способы формирования индивидуального стиля деятельности учителя;

Умеет: - различать цели и задачи, выбирать пути и способы достижений целей и

задач профессиональной деятельности; обосновывать целесообразность

методов, форм и средств;

Владеет:

- основами культуры психолого-педагогического мышления; навыками решения педагогических задач;

- широким репертуаром действий педагога с учащимися в ситуации знакомства с детским коллективом и прочих проблемных ситуациях;

- навыками прогнозирования профессионального роста;

- навыками разрешения проблемных и стрессовых ситуаций

Контрольная работа

Творческое задание

Контрольные задания с психолого-педагогическим содержанием







ПК-5 - способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории

Знает:

- методы психолого-педагогической диагностики;

- методы диагностики;

- способы изучения эффективности формы воспитательной работы;

- методы изучения эффективности педагогических средств;

- процесс конструирования форм воспитательной работы;

- оценивания педагогической деятельности.

Умеет:

- использовать разные методы психолого-педагогической диагностики в практической деятельности;

- проанализировать педагогическое мероприятие;

- определить тип акцентуации характера учащихся

- оценить учебную группу по социально-психологическим параметрам и учебным навыкам.

Владеет:

- методиками для изучения эффективности педагогических средств анкета, план наблюдения, коллективного анализа, рефлексии и др.;

- навыками организации и реализации программ психологического и педагогического исследования.

Творческое задание

Контрольные задания с психолого-педагогическим содержанием

Контрольные задания с психолого-педагогическим содержанием







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Патопсихология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Психопатология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconПрограмма по дисциплине «Финансы и кредит» принята на заседании кафедры...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconПрограмма по дисциплине «Рынок ценных бумаг» принята на заседании...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Финансовый анализ» принята на заседании...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа учебной практики принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики»
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница