Нетрадиционные религии современности




Скачать 383.3 Kb.
НазваниеНетрадиционные религии современности
страница1/2
Дата публикации18.06.2013
Размер383.3 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Право > Документы
  1   2
Нетрадиционные религии современности.
Вступление

Проблема новых религиозных движений имеет два измерения — массовой культуры и, собственно, религиоведческий. В массовом сознании НРД больше известны как "секты" со всеми закрепившимися пежоративными коннотациями. В религиоведении термин "секта"[1] используется в специфическом значении группы, принадлежащей к более широкому направлению, но имеющей несколько отличные догматы. Если в научной среде термин носит нейтральный, безоценочный характер, то в массовом сознании, это скорее ругательство.

"Секта" однако не является юридическим термином. Законодательство оперирует понятиями "религиозная организация" и "религиозная группа". "Тоталитарная секта" – это неясный термин, ставший социальным оружием в руках заинтересованных групп. Чтобы сформировать определенное отношение со стороны общества к определенной группе, достаточно назвать ее тоталитарную секту. Конечно, нельзя говорить, что ни от каких групп нельзя ожидать ничего плохого. Однако в равной степени, а, возможно, и в еще большей степени можно ждать плохого и от политических партий, рок-групп, спортивных игр, казино и пр. Однако, мы не можем запретить все, что потенциально опасно. Для расследования преступлений существует уголовный кодекс, ОВД, судебные инстанции т.д.

Равно мы не можем утверждать, что новые религиозные движения — это мафиозные организации. Криминальные группы объединяются с главной целью — совершать преступления. Очевидно, что это не является целью религиозных групп.

С этой же точки зрения, термин "деструктивная секта" ни в коей мере не передает сущность проблемы, так как заранее настраивает на том, что религиозные группы разрушают человека, в то время как это не является сутью их практики. Если уж говорить о религиозной социализации в целом как о деструктивной, то тогда и «старые» религии не смогут избежать этого обвинения, т.к. любая классическая религия ставит своей целью радикальное изменение человека.

Часто информация об угрозе со стороны НРД исходит о СМИ, для которых требуется выгодный товар, повышающий на них спрос. Им нужны возбуждающие истории, криминал, ужасы. Рассказ о том, как верующий НРД защитил диссертацию не будет привлекателен для подачи. СМИ слишком дорожат временем своих покупателей, чтобы дать им полноту обзора. В результате из клиповых сюжетов создается фоторобот "врага народа", секты, которая занимается сексуальными извращениями и приносит в жертву младенцев.

Социальная политика в отношении НРД должна осуществляться на принципе: никто не должен быть судим за веру, им исповедуемую, а лишь за совершаемые поступки. НРД – это не проблема спецслужб и особых консультационных советов. Обычно такие «консультационные группы» представляет интересы исторических форм религий на определенной территории. Если и нужна характеристика какой-то НРД, то для такой оценки более объективным будет привлечение светских исследователей, преподавателей, специализирующихся на религиоведении. Если новая религиозная группа получает юридический статус, то в таком случае она становится подотчетной местному юридическому отделу по общественным и религиозным организациям. В случае, если деятельность религиозной группы носит криминальный характер, то она подпадает под статью уголовного кодекса. Часто дело здесь обстоит не с преступлениями самого религиозного движения, а с правонарушениями отдельных представителей, исповедующих ту или иную религию. В этом случае нет оснований говорить о том, что религиозная организация представляет собой угрозу для общества. Человек, исповедующий «новую религию» остается в той степени свободным, насколько он (она) может покинуть это движение, а обвинения в контроле над сознанием (неустанное внимание, чувство вины) не представляются ясными для юридической практики.

 

 

План

1. Психологические установки религиозного преследования.

2. Характеристика НРД.

3. Классификация НРД.

3.1. Неохристианство.

3.3. Неориентализм.

3.3. Синтетические религии.

3.4. Клановые группы.

 

Литература:

1.        Балагушкин E. Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984.

2.        Баркер А. Новые религиозные движения. М., 1997.

3.        Гуревич П.С. Нетрадиционые религии на Западе и восточные религиозные культы. М., 1985.

4.        Коник В.В. Иллюзии свидетелей Иеговы. М., 1981.

5.        Ткачева А.А. "Новые религии" Востока. М.: "Наука", 1991.

6.        Ткачева А.А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М., 1989.

 

1. Психологические установки религиозного преследования

Преследование НРД и их клеймение основано на социальных мифах. Миф в данном случае понимается как обыденная рефлексия на действительность. Социальные мифы не имеют эпистемической ценности, но имеют ценность интерпретационную и мотивационную.

Трудно указать на религиозную группу, которая не подвергалась бы преследованиям, или как то не критиковала другие религии. В свое время христиан разыскивала и преследовала верхушка иудаизма. Как только христиане обрели силу, то они обратили карательную силу против иудеев. Католическая церковь искала евреев, ведьм, еретиков и протестантов. Когда настал черед протестантов, то они принялись искать евреев, ведьм и еретиков. Лютер и Кальвин усилили поиск ведьм. Преследование не ограничилось Старым светом. Например, появление квакеров в Массачусетс в 1650 году было воспринято как нашествие неверных. Квакеры верили во “внутренний свет” и в идею того, что человек может лично почувствовать волю Господа. Пуритане считали их еретиками и принимали меры по пресечению их деятельности. В октябре 1656 был издан закон, предусматривавший наказание за сочувствие взглядам квакеров в виде битья кнутом и 5 фунтов штрафа. В этом же законе говорилось о взимании штрафов с капитанов судов, перевозящих квакеров. Приток квакеров, однако, не уменьшился, поэтому в 1657 году издается еще более жесткий закон, карающий за квакеризм отрезанием уха, а за возвращение в эту группу — “выжиганием железом языка”. В 1858 году генеральный суд данной колонии постановил приговаривать к смерти всех приверженцев квакеризма. Квакеры продолжали прибывать, все тюрьмы были переполнены. Тогда власти решились применить смертную казнь и трое последователей были повешены.

Здесь же в городе Салем в Массачусетсе в 1692 году был прецедент преследования за колдовство. Группа молодых женщин общалась с рабыней по имени Титуба, которую привезли из Вест-Индии. Титуба считалась знатоком магии. Скоро женщины, которые общались с ней, стали вести себя необычно: кричали, бились в конвульсиях, ползали по земле и лаяли. Трое женщин и Титубу посадили в тюрьму. За колдовство полагалась смерть, а для уличения в нем применялись пытки. Арестованные быстро выдали своих “коллег”. Судья выписал 40 ордеров, но, будучи здравомыслящим человеком, отказался оформлять другие. Тогда его объявили колдуном. К концу лета 19 человек было казнено, 7 — приговорены к пожизненному заключению, а один живым завален камнями, за то, что хранил молчание и не раскаялся во время суда.

Такими примерами можно наполнить не один десяток томов, причем история эта продолжается в том или ином масштабе, несмотря на то, что сейчас осуществился переход к диалогу культур. Все это позволяет говорить о том, что в человеческом сознании укоренены психологические комплексы. Их можно обозначить как мифы, неправдоподобные семиотические конструкции. Мифы структурируют реальность для индивида или группы, они помогают принимать решения. Мифы, интерпретирующие поведение людей в религиозных группах появляются во все времена, когда к этим группам начинают присоединяться влиятельные люди или большое количество молодежи.

1.1.   Миф “угроза обществу и государству”[2]

В этом мифе осуществляется редукция преследуемой группы до политически опасной клики или антиобщественной организации. Такие религиозные группы представляются как символ социального хаоса, беспорядка. Именно это позволяет обосновывать преследование религиозных меньшинств. Как только делается вывод в отношении опасности кого-либо для государства, следующий шаг состоит в том, чтобы признать, что это и есть основное намерение этой религиозной группы, в этом смысл ее деятельности, значит эти группы — просто шпионы. Их религиозные и духовные идеи есть просто прикрытие для незаконной деятельности. Таким образом получается разрешение на преследование этих групп. Так, методисты, а также англиканская церковь представлялись как шпионы. Даже в Новом завете, Христос обвиняется именно на основании его опасности для римской империи, чтобы затем опереться на императорскую власть в его преследовании. Квакеры и баптисты рассматривались как угроза теократии в Массачусетсе. Никто не интересовался их убеждениями, достаточно было лишь того, что они отказывались снимать шляпы в присутствии правителей и судей.

В XX веке депрограмматор Патрик в США, преследовавший религиозные группы, считал, что они есть происки мировых сил коммунизма, а служба безопасности в СССР была убеждена, что новые религии были засланы из США в целях разложения молодежи.

    В июне 1995г. на храм Общества сознания Кришны в Ростове-на-Дону во время Богослужения напали 20-25 хулиганов, вооруженных дубинками и саперными лопатами. В результате храм был разгромлен, а 10 человек - священнослужителей и прихожан - госпитализированы. В ходе предварительного следствия по нападению на ростовский храм установлено, что организатором и активным участником преступления является некий о.Сергий (Разумцев), священник Православной Церкви1. Православные священники так обосновывали свою  религиозную нетерпимость: “кришнаиты... своей сатанинской философией разлагают государственное сознание народа”, “секта кришнаитов запрещена в США, Германии и других западных странах”4.

Само обоснование преследования базируется на предполагаемой угрозе, которую несут, якобы, религиозные диссиденты для государства, семье и другим институционализированным ценностям общества. Так, сегодня НРД называют как источник угрозы с точки зрения возможности массового суицида их последователей. Справедливости ради нужно отметить, что такие мотивы могут быть свойственны апокалиптическим[3] группам, заимствующих эти идеи из иудаизма и христианства. Все эти случаи были совершены в замкнутых помещениях. Т.е. видимо миновало то время, когда тысячи христиан независимо друг от друга кончали с собой, не дожидаясь конца света (так было в конце 1000 н.э., в 1666 году). Анализ группового самоубийства среди современных религиозных групп показал, что они в основном были совершены небольшим числом людей. В случаях больших трагедий  ситуация нагнеталась самими правоохранительными органами, окруживших дом собрания верующих и требовавших их выхода из помещения (Джонстаун). В 1979 900  человек были убиты или совершили самоубийство в народном храме Джима Джонса, причем эта религия считалась традиционной.

Было бы наивно считать, что развитие религиозных организаций никогда ставило под угрозу устоявшиеся ценности в обществе, но это обвинение относится тогда, возможно, к любой религии с ярким идеалом трансценденции. Классическая религия может выступать против экономического прогресса, материального процветания,  а иногда и идеалов семьи[4], но в гражданском обществе нельзя судить за эти идеи. Для осуществления запрета над религиозными организациями, несущими потенциальную угрозу надо было бы ввести контроль над мыслью и цензуру информации, что недемократично, не просто и дорогостояще, а также может и не принести никаких результатов, кроме озлобления людей. Важно отметить, что критика религиозных движений в защиту устоявшихся социальных институтов — это пример другой конфессиональности, другого “сектантства”. Необходим сбалансированный подход к этой проблеме, т.к. с другой стороны, именно религия привнесла в сознание человека основные устои и ценности, которых в той или иной мере придерживалось человечество.

Государство также не может позволить вседозволенность в отношении деятельности религиозных организаций, т.к. большое количество преступлений в истории человечества оправдывались именно религией. Можно и нужно запрещать те религиозные организации, скомпрометировавшие себя либо непосредственным нарушением принципов гуманизма, законности, либо утверждающих вероучение, которое несет преступные мотивы.  Одним из средств социального контроля над антигуманными проявлениями религиозности может послужить религиоведческая экспертиза, направленная на анализ следствий, вытекающих из того или иного вероучения, на предмет возможных мотивов преступления против личности и государства[5]. Необходимо также учитывать постоянство и длительность проявления антиобщественных тенденций среди НРД. Возможно таковые есть следствие фанатизма последователей, их первым этапом религиозности (что характерно для верующих любой конфессии). Религиозные группы склонны меняться, если общество вступает с ними в конструктивный диалог.

 

1.2.   “Оргия”

С точки зрения этой модели мифотворчества диссидентская группа представляется как нравственно неустойчивая. Объектами этого мифотворчества становятся особенно группы с высокой степенью экзотеричности. Ночные радения, сексуальные излишества и другие отклонения сопутствуют, якобы, этим группам. Они обвиняются в каннибализме, а также всевозможных формах проявления варварства. Так, о ранних христианах было распространено мнение, что они пьют кровь и едят плоть (истоки этого мифа ясны). Среди римлян не было принято целоваться среди родственников. Поэтому христианское троекратное лобызанье воспринималось как кровосмешенье.

О евреях в средневековой Европе говорили, что они похищают и поедают христианских детей. Фобия докатилась и до России, где в 1844 году В.И.Даль подготовил для МВД России доклад "Розыскание об убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их". Время от времени такие обвинения звучали снова и снова. Самым громким делом в России было обвинение киевского еврея Бейлиса в 1911 г. в ритуальном убийстве русского мальчика. Дело были инспирировано черносотенцами, они пытались доказать, что евреи с помощью христианской крови готовят мацу. Суд присяжных оправдал Бейлиса, хотя и не отверг версию о ритуальном характере убийства. Цель была доказать злокозненность евреев,  не осуждая конкретного человека.

Миф о ритуальном убийстве евреями христианских младенцев был порожден фантазией греко-египетского историка и писателя Апиона (I- ый век н.э.) и сумел пройти через столетия и дожить до наших дней (только Апион писал о том, что требуется кровь младенцев чисто греческого происхождения). Известно, что иудаизм подчеркнуто отрицательно относился к употреблению крови. Библия наложила строгий запрет на употребление крови как пищи: "...Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится"[6]. Поиски "обоснования ритуальных убийств" у евреев в различных священных книгах (Торе, Талмуде и других) не дали результата. До настоящего времени для иудаизма характерна целая система запретов, связанных с употреблением в пищу продуктов, содержащих кровь. Даже куриное яйцо, в котором имеется капелька крови, считается непригодным для еды.

С момента гибели семьи российского Императора Николая II в 1918 г. до настоящего времени в различных российских и зарубежных изданиях также вращается версия о так называемых "ритуальных убийствах" и участии в убийстве царской семьи неких "тайных сил". Экспертиза установила, что решение о расстреле семьи российского Императора Николая II, членов его семьи и лиц из окружения, а также посмертные манипуляции с телами погибших не имеют признаков так называемого "ритуального убийства" и напрямую связаны с политическими и организационными вопросами прежде всего в деятельности Президиума Уралсовета и УралоблЧК.

В 1990 годах в Москве националисты пытались три раза взорвать синагогу в Марьиной роще, связывая эти акты с пропажей маленького мальчика по имени Егор. Национал-шовинисты утверждали при этом, что Егор стал жертвой подготовки к празднику еврейской Пасхи, "когда для приготовления мацы требуется кровь христианских мальчиков". Миф живуч в силу своей простоты и энергии действия, которую он инспирирует.

Однако самой укорененной версией этого мифа является сексуальная. В Средние века было распространено гонение на ведьм, одним из обвинений которых состояло в том, что они вступали в связь с дьяволом. Когда бы ни соприкасались близко мормоны и не-мормоны, о мормонах распространяются слухи о том, что они делают во время своих тайных венчаний в храмах. Да и мало ли муссируется в литературе историй о тайных туннелях, соединяющих женские и мужские монастыри.

Психоанализ говорит о проекции, экстериоризации страхов и импульсов индивида, которые принято считать неприличными, что приводит к эффекту  поиска “козла отпущения” и наложения готовых штампов по отношению к религиозным меньшинствам. Так, в официальных источниках Китая специально неправильно записывали иероглифы, передававшее имя Мани, в результате чего оно читалось то как “монахиня-демон”, то просто как “демон” или “злой дух”. Самих манихеев именовали как “вегетарианцев и поклонников злых духов”. Ходили слухи, что демоны помогают манихеям. Рассказывали, что те, кто вступили в секту бедными затем оказывались чудесным образом богатыми. Чиновники рассказывали, что руководители манихеев занимаются поборами с рядовых членов и за счет этого “богатеют без меры”, поклоняются некоему Правителю демонов и Демонической матери[7]. В Китае чиновники докладывали, что руководители манихеев занимаются поборами с рядовых членов и за счет этого "богатеют без меры"…

1.3.   “Лживость”

Этот миф сосредотачивается на том, что религиозная группа неблагонадежна вследствие ее сознательной нечестности. Религиозная группа объявляется неспособной вести диалог в силу этого обстоятельства, т.к. чтобы эти люди не говорили, чему бы не учили — это будет сознательная фальсификация. И, как гласит структурная компонента этого мифа, такая сознательная фальсификация обосновывается теологией этой группы. Так, в протестантских странах долгое время не терпели католиков, т.к. считалось, что они не будут преданы государству, если страной вправляет не-католик. То же недоверие было обращено против евреев, поскольку у них существовал День Прощения, когда можно было освобождаться от данных в течение года обещаний.

Пожалуй, наиболее ярким примером этого можно назвать иезуитов, чье имя автоматически вызывает ассоциации с людьми, использующими все средства для достижения своих целей, в том числе и ложь. В настоящее время таким обвинениям подвергались члены церкви Объединения.

Суть этого мифа заключается в том, что он определяет заочное восприятие какой-либо группы, как заведомо лживой, что устанавливает барьер в коммуникации. Возможно предположить, что во всех религиозных группах найдутся такие, которые лгут. Когда это происходит в мажоритарных религиозных группах, такое поведение может рассматриваться как исключение, в то время как, если этот поступок совершает человек, принадлежащий к новому религиозному движению, вывод будет, в основном такой, что вся эта группа — лжецы. Часто бывает, что чем больше преследуется определенная религиозная группа, тем более они вынуждены прибегать к утаиванию информации о себе. Таким образом, преследование может заставлять религиозные группы к распространению неправдивой информации о себе. В социологии этот феномен получил название “самоисполняющееся пророчество”. Эта мифологема закрывает возможность диалога между религиозной группой и обществом, а значит и возможность их положительного изменения. Поэтому из всех мифологем она наиболее деструктивна. Религиозные группы в своем большинстве могут и готовы меняться.

1.4.   “Порча”

Этот миф использует аллегорию вампира, или ведьмы, якобы способных воздействовать на человека мистическими силами: достаточно вампиру укусить в шею другого человека, как он становится вампиром и начинает кусать других людей в шею; достаточно ведьме сглазить другого человека, как он становится сам не свой. Иногда сам Сатана представляется как изначальный источник этой силы. Вера в сверхъестественную способность захватывать ум и сердце другого человека принимает разные формы. Христианские теологи всерьез обсуждали способы изгнания духов из одержимого. Лишь недавно римская католическая церковь приостановила эту практику. На бытовом уровне, значительны страхи о “порче”, “сглазе” и т.п. Вместе с тем, характеристика НРД часто повторяет это предубеждение. Какие сегодня предлагаются объяснения воздействия НРД на индивида? “Зомбирование”, “промывка мозгов”, “психологический терроризм”, “программирование”, “тоталитарная обработка”, «кодирование», «вложение микрочипа». Все эти объяснения подразумевают некоторое не просто внерациональное, но, порой и мистическое воздействие на сознание человека. Мифологемы возникают, когда человек не может объяснить некоторый факт реальности. Тогда предлагают будто-объяснение, которое на самом деле ничего не объясняет, но зато снимает познавательный стресс. Человек убеждает себя в том, что он знает.

Сторонники мистификации обращения индивида в НРД отмечают, что с участником НРД происходят психо-эмоциональные изменения. Члены новых религиозных движений находятся "на взлете" первое время, проявляют гиперактивность. Родственники могут отмечать, что их близкий человек сам на себя не похож. Вместе с тем, объективные исследование показывает, что изменения с участником НРД мало чем отличаются от описаний преображений "рождённых заново" христиан, обретших веру мусульман, буддистов. В целом, процессы убеждения в НРД не очень отличаются от тех процессов, которые имеют место в семье, армии и т.д. Убеждение без физического воздействия широко распространено в нашем обществе. А то, что в некоторых организациях адептам запрещают смотреть телевизор, читать газеты может только положительно сказаться на состоянии этих людей, т.к. последние в еще большей степени манипулируют сознанием людей, нежели НРД.

Конечно, в НРД могут использоваться обманные вербовки, но они не содержат ничего мистического в себе и подобны обещаниям политиков в предвыборную компанию, заверениям торговцев в благонадежности своих намерений. До тех пор, пока нет насильственной изоляции индивида от общества, нельзя говорить о нарушении закона.

1.5.   “Доброжелательный инквизитор”

Эта мифологема заключается в оправдании насильственного «исправления сознания» адепта НРД. Ведьм сжигали и мучили не просто для того, чтобы причинить им страдания. Это делается для того, чтобы обеспечить их спасение, очистить их от греха. Возвращение еретика в лоно родной среды делается для его блага. Религиозных диссидентов привлекают к покаянию, чтобы они вошли в Царство Бога.

Насильное очищение людей началось еще со времен Августина. Допуская телесные истязания, Августин пишет в своей "Апологии гонений", что раны, нанесенные другом, лучше поцелуев врага. Тем не менее, он хвалит следователя, добившегося признаний "одними розгами, не прибегая ни к растяжению тела на станке, ни к вырыванию клочьями мяса, ни к обжиганию его пламенем".   Как мы видим, "Град божий", о котором говорит Августин, уже активно пользовался  методами,  "Града земного".  Он различает "Град божий и "Град земной", имея в виду не средства, а цели объединения людей. Что позже возьмут на вооружение иезуиты.

Все средства хороши для возвращения индивида в “нормальное” состояние. Сейчас мы можем воспринимать “спасителей” как людей корыстных или садистов, однако, по-видимому, эти исторические и современные депрограмматоры и «реперсонализаторы» искренне верили в то, что они действуют во благо своей жертвы.

 

2. Характеристика НРД

Говоря о родовых признаках НРД, упоминают ряд общих черт, которые, несмотря на свою аморфность и нечеткость, позволяют объединять столь разнородные группы в одно фамильное понятие. Формальная причина для того, чтобы считать какую-либо группу НРД – это ее время создания. Поскольку это основание формальное, многие религиозные организации не согласны с тем, что они причислены к НРД. Ведь организация может быть новой лишь на какой-то территории. Так, зарубежные отделения РПЦ не будешь причислять к НРД лишь потому, что они там открыты недавно. Настоящее НРД не может предложить своим последователям всей культуры, затрагивающей аспекты социальных отношений, питания, принципы хозяйствования, воспитания детей, лечения. В таком подлинном НРД адепты будут получать поддержку своей духовной сферы, а интеллектуальная, физическая и социальная сферы будут по прежнему укоренены в их повседневной культуре.

Итак, время создания не может служить причиной отнесения религии к НРД. Выделим существенные признаки НРД.

1.     Во-первых, исследователи выделяют особый социальный состав - первое поколение верующих. Молодые люди  в возрасте от 17 до 27 лет, которым «нечего терять» и все еще интересно, в отличие от среднего обывателя. Характерно также, что в тех группах, которые сохраняют свой статус НРД, первое поколение верующих все время обновляется, в то время, как группы, которые просто проходили «акклиматизацию» на новом месте, имеют тенденцию к расширению своего социального состава. Здесь же следует отметить и социально-экономический статус. Как для Запада, так и для нашей страны характерно, что этот уровень, в целом, не ниже среднего а то и выше среднего.  Т.е. это, в основном, обеспеченные люди, которые в жизни ищут чего-то большего, нежели материальный достаток.

2.     Наличие харизматика[8] свойственно самому раннему этапу НРД. В принципе, это некоторый тест развития, по которому можно судить о дальнейших тенденциях в движении. Если группа продолжает развиваться на принципах, установленных лидером при отсутствии  затем яркого примера, то это говорит о том, что группа перешла в разряд «народных» религий, или, по выражению М. Вебера, «произошла институализация харизмы». Возможен также вариант «распределения» харизмы между последователями.

3.     Большинство НРД объединяют своих адептов вокруг идеи спасения не только и столько собственного, сколько коллективного. Для  этого последователи активно занимаются проповедью и распространением учения. Спасение, о котором говорят в НРД, достигается  более интенсивным погружением в религиозный опыт. Степень вовлеченности в жизнь общины также намного выше, нежели в «старых» религиях, где, зачастую, человек соприкасается с религией несколько раз в год, а вся религиозная практика сводится к обрядам при рождении, венчании и кончине.

Перечисленные признаки являются характерными для практически всех религий трансценденции, находящихся на начальном этапе развития. Синдром «НРД» – это эволюционное состояние любой такой религии. В этом смысле новые религии есть ответ на формализацию духовных отношений в «старых» религиях.

Мотивы участников НРД варьируются в зависимости от характера религиозной группы. Общим мотивом для всех участников НРД могут быть идеалы общения и саморазвития. Те индивиды, которые присоединяются к мироотрицающим и миротерпимым организациям в основном ориентируются на спасение, очищение, правильный образ действий, религиозный поиск. В редких случаях возможны присоединения от безысходности жизненной ситуации. Улучшение здоровья и долголетие может быть одной из целью в группах по нетрадиционному оздоровлению с элементами культа (ивановцы, нововековцы). Если религиозная организация носит мироутверждающий характер (религии процветания, сайентология), то мотивы присоединения – успехи в карьере, достижение материального благосостояния. Во всех новых религиях процветания  толкуют о посюстороннем  счастье: «измените действие своей кармы», «активно воздействуйте на свою судьбу», «вся жизнь человека есть непрерывный поток самовыражения», «все существует для того, чтобы на Земле был мир», «все может улучшаться и развиваться», «живите в абсолютной свободе».

По уровню закрытости можно выделить эзотерические, оккультные и клановые группы. ^ Эзотерическая группа – последователи вероучения (часто эклектического), исповедующие путь сверхъестественного просветления, приобщения к тайнам мира (Общество Рерихов, ивановцы, нововековцы, теософия).

Оккультная группа
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нетрадиционные религии современности iconВопрос Предмет философии религии. Философия религии
«науки о религии», или религиеведения, на­ряду с такими дисциплинами, как психология, социология и история религии. В и гараджа,...

Нетрадиционные религии современности iconНетрадиционные формы уроков
...

Нетрадиционные религии современности iconОбъяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный...
Нетрадиционные методы обучения как способ развития познавательного интереса на уроках географии

Нетрадиционные религии современности icon4. Япония, Восточная Азия
Религии: буддизм/шинто 69,6 %, новые религии 24,4 %, христианство 1,6 %, другие 4,4 %

Нетрадиционные религии современности icon1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии....
Сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом. Это объяснение религии с позиции верующего человека....

Нетрадиционные религии современности iconУрок по обществознанию по теме: "Глобальные проблемы современности"(9 класс)
Обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения

Нетрадиционные религии современности iconВиды нетрадиционных энергоносителей и их использование…2 Глава Нетрадиционные...
Нетрадиционные возобновляемые источники энергии: плюсы и минусы

Нетрадиционные религии современности iconТемы рефератов проблема определения религии в современном религиоведении....
Предпосылки и условия диалога светского и религиозного мировоззрений в современную эпоху

Нетрадиционные религии современности iconАлександр Мень. История религии. Том 2
История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих...

Нетрадиционные религии современности iconПсихологические законы религии
Данная, седьмая книга из серии “Природа разума” целиком посвящается психологическим законам религии. Это, пожалуй, единственное в...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница