Скачать 282.67 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «УФИМСКИЙ Государственный КОЛЛЕДЖ радиоэлектроники» ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Сборник статей Выпуск 7 Уфа 2012Проблемы качества образования. Сборник статей преподавателей Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники № 7 Под ред. к.т.н. зам. директора по учебно-методической работе Л.Р.Туктаровой , методиста Халиловой Р.М. Ответственный за выпуск Р.А. Ягафарова Уфимский государственный колледж радиоэлектроники Бронштейн M.E.– зав.кафедрой программирования и ИТ, Туктарова Л.Р.– зав.директора по УМР, Фридман Г.М.– преподаватель УГКР Из опыта внедрения ФГОС СПО III-го поколения в учебный процесс 2011/12 является учебным годом перехода средних профессиональных учебных заведений на новое поколение стандартов – федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования III-го поколения (ФГОС СПО), которые коренным образом отличаются от предыдущих двух поколений стандартов новым подходом – компетентностным. Т.е. учебные заведения при обучении переходят от обязательного минимума знаний и умений к конечному результату – освоению профессиональных компетенций. В настоящий момент в завершающую стадию вступила подготовка основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по ФГОС III-го поколения, основанным на компетентностном подходе В законе Российской Федерации «Об образовании» ФГОС определяются как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ различного уровня к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной и вариативной частей основной образовательной программы; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образовательных программ. Таким образом, новое поколение ФГОС основано на идеологии формирования содержания образования по конечному результату, а основным компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников. Очевидны различия с предыдущими поколениями образовательных стандартов, в которых основными были требования к минимуму содержания обучения, т.е. фиксированный объем учебного материала, обязательного для изложения преподавателем. Разработка требований к результатам образования происходила путем их соотнесения с дидактическими единицами обязательного минимума содержания образования, обновление которого заключалось в модернизации дидактических единиц. Характеристика профессиональной деятельности выпускников в ФГОС III-го поколения включает описание области, объектов и основных видов профессиональной деятельности, представляющих собой самостоятельные профессиональные функции, каждая из которых определяется работодателем как необходимый компонент содержания ОПОП. На их основе в стандартах нового поколения формируется содержание образовательной программы, и разрабатываются контрольно-измерительные материалы и контрольно-оценочные средства, подбираются формы и методы обучения и оценивания результатов подготовки. Характерной чертой нового образовательного стандарта является принцип практико - ориентированного обучения, при котором учебная и производственная практики входят в состав профессиональных модулей по видам профессиональной деятельности. Так же к особенности нового образовательного стандарта относится изменение роли преподавателя – от позиции источника знаний к позиции тьютора (консультанта), сопровождающего процесс освоения студентами профессиональных модулей, т.е. готовности к реализации основных видов профессиональной деятельности. Изменяется и роль работодателя, который принимает непосредственное участие в оценке квалификации студентов при освоении профессиональных модулей (квалификационные экзамены). При разработке ОПОП специальностей коллектив преподавателей колледжа убедился в необходимости составления структурно-логических схем изучения студентами профессиональных модулей на основе предшествующих им естественнонаучных и общих профессиональных дисциплин, готовящих студентов к овладению профессиональными компетенциями (ПК), соответствующим основным видам профессиональной деятельности, т.е. к изучению профессиональных модулей. ЕН.01 ЕН.02 ЕН.03 ОП.01 ОП.02 ОП.03 ОП.06 ОП.07 ОП.09 ПМ.02 Например, на специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» предусмотрен профессиональный модуль ПМ.02 «Разработка и администрирование баз данных», обуславливающий формирование ПК 2.1 – 2.4. (ПК 2.1 Разрабатывать объекты базы данных, ПК 2.2 Реализовывать базу данных в конкретной СУБД, ПК 2.3 Решать вопросы администрирования базы данных, ПК 2.4 Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных). Дисциплинами, предшествующими освоение данного модуля, являются: ЕН.01 «Элементы высшей математики» – ПК 2.4, ЕН.02 «Элементы математической логики» – ПК 2.4, ЕН.03 «Теория вероятностей и математическая статистика» – ПК 2.4, ОП.01 «Операционные системы» – ПК 2.3, ОП.02 «Архитектура компьютерных систем» – ПК 2.3, 2.4, ОП.03 «Технические средства информатизации» – ПК 2.3, ОП.06 Основы экономики – ПК 2.3, 2.4, ОП.07 «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» - ПК 2.4, ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности» -ПК 2.1- 2.4. В ходе реализации ФГОС III-го поколения коллектив колледжа столкнулся с рядом проблем. Одна из которых, состоит в следующем: ФГОСы всех специальностей включают требования к реализации ОПОП (раздел 7). В пункте 7.1 говорится, что «образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной ОПОП, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда». Однако примерных ОПОП не существует! В связи с чем, создание ОПОП осуществляется коллективом «методом проб и ошибок». Проблематичной представляется организация учебного процесса по новым ФГОС в части составления расписания для преподавателей, задействованных в нескольких междисциплинарных комплексах и дисциплинах, а так же проведение производственных практик, расчлененных по модулям. Непродуманным является вопрос о возможности существования заочной формы обучения по ФГОС III-го поколения. Заочная форма предполагает организацию только преддипломной практики, а профессиональные модули без практического обучения, а, значит, без квалификационных экзаменов существовать не могут, а это противоречит новым ФГОС. Кроме того, в самих ФГОС встречаются грубые ошибки. Например, в максимальной нагрузке студента не учтены часы консультаций в объеме 100 часов на учебную группу; встречаются ссылки на документы, не содержащие необходимой информации; выполнение курсового проекта (работы) рассматривается только как вид учебной работы по дисциплине или профессиональному модулю без какой-либо конкретизации; число экзаменов должно быть не более восьми в год, а в каждом семестре отводится на промежуточную аттестацию не более одной недели, т.е. четыре экзамена на одну неделю. Сколько же дней дается студенту на подготовку к экзамену?! Что касается разъяснений по формированию учебных планов, разработанных федеральным институтом развития образования (ФИРО) и министерством образования и науки РФ, встречаются разночтения по ряду вопросов. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов III-го поколения в учебный процесс показало, что существует необходимость их пересмотра и доработки по ряду позиций. Макаренко С.В. – преподаватель УГКР ^ Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО), представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 280703 «Пожарная безопасность» определяет область профессиональной деятельности выпускников. К основным требованиям относятся организация и проведение работ по тушению пожаров, проведение аварийно-спасательных работ в очагах пожаров. Следовательно, согласно «Перечня профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО» выпускник должен выйти из стен колледжа, как минимум, квалифицированным пожарным и водителем автомобиля, при этом не уточняется какой категории. Однако ФГОС не в полном объеме учитывает специфики подготовки пожарных. Ряд важных для освоения дисциплин, в том числе и «Организация газодымозащитной службы» исчезли из списка обязательных и должны изучаться за счет вариативного учебного времени. При этом, обязательным условием для обучения по специальности 280703 «Пожарная безопасность» является наличие лаборатории по обслуживанию средств индивидуальной защиты органов дыхания и дымокамера, наверно имелась в виду теплодымокамера. А это значит и подготовка по этой дисциплине должна быть обязательной. Программа подготовки пожарных-выпускников колледжа должна соответствовать Программе подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России (утверждена 29.12.2003 г. заместителем Министра генерал-лейтенантом внутренней службы Серебренниковым Е.А.), а в ней на изучение ГДЗС при прохождении первоначальной курсовой подготовки отводится минимум 80 часов. Согласно ФГОС объектами профессиональной деятельности выпускников являются пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания. Выпускник должен быть готов к такому виду деятельности, как организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. При этом должен иметь практический опыт: участия в организации действий по тушению пожаров; участия в организации и проведении подготовки личного состава дежурных караулов (смен) к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в непригодной для дыхания среде; участия в аварийно-спасательных работах. А также уметь использовать средства индивидуальной защиты. Если с изучением теоретических знаний трудностей не возникает, то процесс получения практических навыков не может быть обеспечен по ряду причин. Так в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основные требования по подготовке строго регламентированы МЧС России и основным требованием является аттестация пожарных, в том числе и по соответствию состояния здоровья, психологической устойчивости. Так, что вероятность получить практический опыт работы в СИЗОД при тушении пожаров сводится к нулю. Студенту никто из здравомыслящих руководителей тушения пожара не позволит участвовать в тушении пожара в непригодной для дыхания среде так, как к данному виду наиболее опасных работ привлекаются только лица, имеющие допуск, оформленный в установленном порядке территориальным органом МЧС. Следовательно, данное требование ФГОС невыполнимо для выпускников неспециальных учебных заведений, так как при поступлении в учебное заведение не требуется прохождение медицинских комиссий. Аналогичная проблема возникает при подготовке по профессии водитель автомобиля. Насколько обосновано требование к абитуриентам и студентам проходить медкомиссию для водителей, и по каким критериям, для автолюбителей или профессионалов. При этом как отнестись к заключительному этапу процесса обучения - сдаче квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами в ГИБДД, так как профессия водитель подразумевает наличие водительского удостоверения, а его получение от учебного заведения СПО не зависит. Вывод о том, насколько законным будет отбор абитуриентов колледжа по требованиям для курсантов специальных учебных заведений МЧС, могут сделать только юристы. Не нарушают ли данные требования Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и не ущемляет ли такой отбор права получения образования. Таких специфических вопросов по соответствию требований ФГОС действующему законодательству наберется немало и на них предстоит ответить в ближайшее время. Горцева Т.Н., преподаватель УГКР Гурьева Л.К., зав. кафедрой экономических и правовых дисциплин ^ Источник развития студента – специально организованные мероприятия, в которых осуществляется творческая деятельность, воплощающая в себе умственную активность, изобретательность, смекалку, стремление добывать знания. Процесс развития личности студента рассматривается как процесс созидания чего-то нового для него в познавательной и предметной деятельности. “Творчество – это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построение ума или чувства, живущего в самом человеке”, - писал в свое время Л. С. Выготский. Выражением творческого процесса выступает созданный студентом творческий продукт. Развиваясь как субъект творческой деятельности, студент становится все более свободен в выборе цели и способов их достижения. Наивысших ступеней он добивается, когда главной ценность для него становится саморазвитие, когда он способен рефлексивно относится к своей деятельности. Источник развития – специально организованная деятельность, в которой создаются условия для саморазвития личности. Творческая деятельность в УГКР организована через проведение конкурса творческих работ студентов, где они создают свои творческие продукты. Совместная творческая деятельность педагогов и студентов дает положительный результат. Конкурс творческих работ студентов проводится ежегодно по графику УГКР в целях формирования нравственной культуры студентов средствами изобразительного, декоративно-прикладного, фото- и видеоискусства. Основными задачами конкурса являются: стимулирование сотрудничества студентов и педагогов в организации творческой деятельности воспитание у подрастающего поколения активной жизненной позиции поиск и поддержка одаренных и талантливых студентов привлечение общественного внимания к проблемам развития творческого и интеллектуального потенциала общества развитие творческого потенциала у подростков, стимулирование к внутреннему развитию и росту Цели конкурса: создание условий для практической реализации инновационных проектов и программ студентов привлечение студентов к интеллектуальной и творческой деятельности Участниками конкурса являются студенты, их группы и творческие коллективы. К участию в конкурсе допускаются студенты с 1 по 5 курсы. Руководство, организацию и проведение конкурса осуществляет организационный комитет (оргкомитет), в состав которого входят: председатель оргкомитета, зам. директора по ВР член оргкомитета, методист член оргкомитета, зав. кафедрой, на базе которой проводится данное мероприятие член оргкомитета, представитель студенческого совета Оргкомитет конкурса осуществляет прием и регистрацию конкурсных работ, проводит анализ творческих работ, отбирает работы-победители, выпускает и распространяет информационные материалы конкурса, подводит итоги конкурса на основании решения оргкомитета. Конкурс проводится в 2 этапа: первый - в группах; второй – общеколледжский. На конкурс могут быть представлены студенческие творческие работы, выполненные учащимися самостоятельно или под руководством преподавателя. Конкурс проводится по номинациям: |
![]() | Совет студенческого научного общества сообщает, что во второй половине текущего года планируется издание сборника статей призеров... | ![]() | |
![]() | ![]() | ||
![]() | Сборник статей научно-практической конференции «Актуальные проблемы отечественной и зарубежной истории, филологии (взгляд молодых... | ![]() | Э36 Экзистенциальные проблемы личности: психолого-педагогические аспекты: сб ст по материалам Всерос междисциплинар науч практ конф.,... |
![]() | Павлов С. Г. Апология наивной картины мира // Проблемы языковой картины мира на современном этапе: Сборник статей по материалам всероссийской... | ![]() | России и Татарстана: проблемы энциклопедических и науковедческих исследований : сборник статей итоговой научно-практической конференции... |
![]() | Цель проекта: создание Интернет приложения для компании «Надежный выбор», задачей которого, является | ![]() | Павлов С. Г. Гендерлингвистика и идеология феминизма // Проблемы языковой картины мира на современном этапе: Сборник статей по материалам... |