«уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей




Скачать 282.67 Kb.
Название«уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей
страница1/3
Дата публикации15.09.2013
Размер282.67 Kb.
ТипСборник статей
www.lit-yaz.ru > Право > Сборник статей
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«УФИМСКИЙ Государственный КОЛЛЕДЖ радиоэлектроники»
ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Сборник статей
Выпуск 7






Уфа 2012


Проблемы качества образования.

Сборник статей преподавателей Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники № 7 Под ред. к.т.н. зам. директора по учебно-методической работе Л.Р.Туктаровой , методиста Халиловой Р.М.

Ответственный за выпуск Р.А. Ягафарова

Уфимский государственный колледж радиоэлектроники

Бронштейн M.E.– зав.кафедрой

программирования и ИТ,

Туктарова Л.Р.– зав.директора по УМР,

Фридман Г.М.– преподаватель УГКР
Из опыта внедрения ФГОС СПО III-го поколения в учебный процесс
2011/12 является учебным годом перехода средних профессиональных учебных заведений на новое поколение стандартов – федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования III-го поколения (ФГОС СПО), которые коренным образом отличаются от предыдущих двух поколений стандартов новым подходом – компетентностным. Т.е. учебные заведения при обучении переходят от обязательного минимума знаний и умений к конечному результату – освоению профессиональных компетенций.

В настоящий момент в завершающую стадию вступила подготовка основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по ФГОС III-го поколения, основанным на компетентностном подходе

В законе Российской Федерации «Об образовании» ФГОС определяются как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ различного уровня к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной и вариативной частей основной образовательной программы; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образовательных программ.

Таким образом, новое поколение ФГОС основано на идеологии формирования содержания образования по конечному результату, а основным компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников. Очевидны различия с предыдущими поколениями образовательных стандартов, в которых основными были требования к минимуму содержания обучения, т.е. фиксированный объем учебного материала, обязательного для изложения преподавателем. Разработка требований к результатам образования происходила путем их соотнесения с дидактическими единицами обязательного минимума содержания образования, обновление которого заключалось в модернизации дидактических единиц.

Характеристика профессиональной деятельности выпускников в ФГОС III-го поколения включает описание области, объектов и основных видов профессиональной деятельности, представляющих собой самостоятельные профессиональные функции, каждая из которых определяется работодателем как необходимый компонент содержания ОПОП. На их основе в стандартах нового поколения формируется содержание образовательной программы, и разрабатываются контрольно-измерительные материалы и контрольно-оценочные средства, подбираются формы и методы обучения и оценивания результатов подготовки.

Характерной чертой нового образовательного стандарта является принцип практико - ориентированного обучения, при котором учебная и производственная практики входят в состав профессиональных модулей по видам профессиональной деятельности.

Так же к особенности нового образовательного стандарта относится изменение роли преподавателя – от позиции источника знаний к позиции тьютора (консультанта), сопровождающего процесс освоения студентами профессиональных модулей, т.е. готовности к реализации основных видов профессиональной деятельности. Изменяется и роль работодателя, который принимает непосредственное участие в оценке квалификации студентов при освоении профессиональных модулей (квалификационные экзамены).

При разработке ОПОП специальностей коллектив преподавателей колледжа убедился в необходимости составления структурно-логических схем изучения студентами профессиональных модулей на основе предшествующих им естественнонаучных и общих профессиональных дисциплин, готовящих студентов к овладению профессиональными компетенциями (ПК), соответствующим основным видам профессиональной деятельности, т.е. к изучению профессиональных модулей.
ЕН.01

ЕН.02

ЕН.03

ОП.01

ОП.02

ОП.03

ОП.06

ОП.07

ОП.09

ПМ.02

Например, на специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» предусмотрен профессиональный модуль ПМ.02 «Разработка и администрирование баз данных», обуславливающий формирование ПК 2.1 – 2.4. (ПК 2.1 Разрабатывать объекты базы данных, ПК 2.2 Реализовывать базу данных в конкретной СУБД, ПК 2.3 Решать вопросы администрирования базы данных, ПК 2.4 Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных). Дисциплинами, предшествующими освоение данного модуля, являются: ЕН.01 «Элементы высшей математики» – ПК 2.4, ЕН.02 «Элементы математической логики» – ПК 2.4, ЕН.03 «Теория вероятностей и математическая статистика» – ПК 2.4, ОП.01 «Операционные системы» – ПК 2.3, ОП.02 «Архитектура компьютерных систем» – ПК 2.3, 2.4, ОП.03 «Технические средства информатизации» – ПК 2.3, ОП.06 Основы экономики – ПК 2.3, 2.4, ОП.07 «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» - ПК 2.4, ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности» -ПК 2.1- 2.4.

В ходе реализации ФГОС III-го поколения коллектив колледжа столкнулся с рядом проблем. Одна из которых, состоит в следующем: ФГОСы всех специальностей включают требования к реализации ОПОП (раздел 7). В пункте 7.1 говорится, что «образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной ОПОП, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда». Однако примерных ОПОП не существует! В связи с чем, создание ОПОП осуществляется коллективом «методом проб и ошибок».

Проблематичной представляется организация учебного процесса по новым ФГОС в части составления расписания для преподавателей, задействованных в нескольких междисциплинарных комплексах и дисциплинах, а так же проведение производственных практик, расчлененных по модулям.

Непродуманным является вопрос о возможности существования заочной формы обучения по ФГОС III-го поколения. Заочная форма предполагает организацию только преддипломной практики, а профессиональные модули без практического обучения, а, значит, без квалификационных экзаменов существовать не могут, а это противоречит новым ФГОС.

Кроме того, в самих ФГОС встречаются грубые ошибки. Например, в максимальной нагрузке студента не учтены часы консультаций в объеме 100 часов на учебную группу; встречаются ссылки на документы, не содержащие необходимой информации; выполнение курсового проекта (работы) рассматривается только как вид учебной работы по дисциплине или профессиональному модулю без какой-либо конкретизации; число экзаменов должно быть не более восьми в год, а в каждом семестре отводится на промежуточную аттестацию не более одной недели, т.е. четыре экзамена на одну неделю. Сколько же дней дается студенту на подготовку к экзамену?!

Что касается разъяснений по формированию учебных планов, разработанных федеральным институтом развития образования (ФИРО) и министерством образования и науки РФ, встречаются разночтения по ряду вопросов.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов III-го поколения в учебный процесс показало, что существует необходимость их пересмотра и доработки по ряду позиций.

Макаренко С.В. – преподаватель УГКР
^ Проблемы изучения специальных дисциплин в неспециализированных учебных заведениях
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО), представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 280703 «Пожарная безопасность» определяет область профессиональной деятельности выпускников. К основным требованиям относятся организация и проведение работ по тушению пожаров, проведение аварийно-спасательных работ в очагах пожаров. Следовательно, согласно «Перечня профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО» выпускник должен выйти из стен колледжа, как минимум, квалифицированным пожарным и водителем автомобиля, при этом не уточняется какой категории.

Однако ФГОС не в полном объеме учитывает специфики подготовки пожарных. Ряд важных для освоения дисциплин, в том числе и «Организация газодымозащитной службы» исчезли из списка обязательных и должны изучаться за счет вариативного учебного времени. При этом, обязательным условием для обучения по специальности 280703 «Пожарная безопасность» является наличие лаборатории по обслуживанию средств индивидуальной защиты органов дыхания и дымокамера, наверно имелась в виду теплодымокамера. А это значит и подготовка по этой дисциплине должна быть обязательной. Программа подготовки пожарных-выпускников колледжа должна соответствовать Программе подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России (утверждена 29.12.2003 г. заместителем Министра генерал-лейтенантом внутренней службы Серебренниковым Е.А.), а в ней на изучение ГДЗС при прохождении первоначальной курсовой подготовки отводится минимум 80 часов.

Согласно ФГОС объектами профессиональной деятельности выпускников являются пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания. Выпускник должен быть готов к такому виду деятельности, как организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. При этом должен иметь практический опыт:

участия в организации действий по тушению пожаров;

участия в организации и проведении подготовки личного состава дежурных караулов (смен) к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в непригодной для дыхания среде;

участия в аварийно-спасательных работах.

А также уметь использовать средства индивидуальной защиты.

Если с изучением теоретических знаний трудностей не возникает, то процесс получения практических навыков не может быть обеспечен по ряду причин.

Так в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основные требования по подготовке строго регламентированы МЧС России и основным требованием является аттестация пожарных, в том числе и по соответствию состояния здоровья, психологической устойчивости. Так, что вероятность получить практический опыт работы в СИЗОД при тушении пожаров сводится к нулю. Студенту никто из здравомыслящих руководителей тушения пожара не позволит участвовать в тушении пожара в непригодной для дыхания среде так, как к данному виду наиболее опасных работ привлекаются только лица, имеющие допуск, оформленный в установленном порядке территориальным органом МЧС. Следовательно, данное требование ФГОС невыполнимо для выпускников неспециальных учебных заведений, так как при поступлении в учебное заведение не требуется прохождение медицинских комиссий. Аналогичная проблема возникает при подготовке по профессии водитель автомобиля. Насколько обосновано требование к абитуриентам и студентам проходить медкомиссию для водителей, и по каким критериям, для автолюбителей или профессионалов. При этом как отнестись к заключительному этапу процесса обучения - сдаче квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами в ГИБДД, так как профессия водитель подразумевает наличие водительского удостоверения, а его получение от учебного заведения СПО не зависит. Вывод о том, насколько законным будет отбор абитуриентов колледжа по требованиям для курсантов специальных учебных заведений МЧС, могут сделать только юристы. Не нарушают ли данные требования Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и не ущемляет ли такой отбор права получения образования. Таких специфических вопросов по соответствию требований ФГОС действующему законодательству наберется немало и на них предстоит ответить в ближайшее время.

Горцева Т.Н., преподаватель УГКР

Гурьева Л.К., зав. кафедрой экономических и правовых дисциплин
^ Рекомендации по организации конкурса творческих работ студентов УГКР
Источник развития студента – специально организованные мероприятия, в которых осуществляется творческая деятельность, воплощающая в себе умственную активность, изобретательность, смекалку, стремление добывать знания.

Процесс развития личности студента рассматривается как процесс созидания чего-то нового для него в познавательной и предметной деятельности. “Творчество – это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построение ума или чувства, живущего в самом человеке”, - писал в свое время Л. С. Выготский.

Выражением творческого процесса выступает созданный студентом творческий продукт. Развиваясь как субъект творческой деятельности,
студент становится все более свободен в выборе цели и способов их достижения. Наивысших ступеней он добивается, когда главной ценность для него становится саморазвитие, когда он способен рефлексивно относится к своей деятельности. Источник развития – специально организованная деятельность, в которой создаются условия для саморазвития личности.

Творческая деятельность в УГКР организована через проведение конкурса творческих работ студентов, где они создают свои творческие продукты. Совместная творческая деятельность педагогов и студентов дает положительный результат.

Конкурс творческих работ студентов проводится ежегодно по графику УГКР в целях формирования нравственной культуры студентов средствами изобразительного, декоративно-прикладного, фото- и видеоискусства.

Основными задачами конкурса являются:

стимулирование сотрудничества студентов и педагогов в организации творческой деятельности

воспитание у подрастающего поколения активной жизненной позиции

поиск и поддержка одаренных и талантливых студентов

привлечение общественного внимания к проблемам развития творческого и интеллектуального потенциала общества

развитие творческого потенциала у подростков, стимулирование к внутреннему развитию и росту

Цели конкурса:

создание условий для практической реализации инновационных проектов и программ студентов

привлечение студентов к интеллектуальной и творческой деятельности

Участниками конкурса являются студенты, их группы и творческие коллективы.

К участию в конкурсе допускаются студенты с 1 по 5 курсы.

     Руководство, организацию и проведение конкурса осуществляет организационный комитет (оргкомитет), в состав которого входят:

председатель оргкомитета, зам. директора по ВР

член оргкомитета, методист

член оргкомитета, зав. кафедрой, на базе которой проводится данное мероприятие

член оргкомитета, представитель студенческого совета

Оргкомитет конкурса осуществляет прием и регистрацию конкурсных работ, проводит анализ творческих работ, отбирает работы-победители, выпускает и распространяет информационные материалы конкурса, подводит итоги конкурса на основании решения оргкомитета.

Конкурс проводится в 2 этапа: первый - в группах; второй – общеколледжский.

На конкурс могут быть представлены студенческие творческие работы, выполненные учащимися самостоятельно или под руководством преподавателя.

Конкурс проводится по номинациям:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей iconПравила оформления статей, подаваемых в сборник по итогам конференции
Совет студенческого научного общества сообщает, что во второй половине текущего года планируется издание сборника статей призеров...

«уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей iconРеспублики Беларусь Учреждение образования белорусский государственный...

«уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей iconРеспублики Беларусь Учреждение образования белорусский государственный...

«уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей iconРеспублики Беларусь Учреждение образования белорусский государственный...

«уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей iconСборник статей научно-практической конференции «Актуальные проблемы...
Сборник статей научно-практической конференции «Актуальные проблемы отечественной и зарубежной истории, филологии (взгляд молодых...

«уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей iconСборник статей Краснодар 2012 министерство сельского хозяйства РФ...
Э36 Экзистенциальные проблемы личности: психолого-педагогические аспекты: сб ст по материалам Всерос междисциплинар науч практ конф.,...

«уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей iconПавлов С. Г. Апология наивной картины мира // Проблемы языковой картины...
Павлов С. Г. Апология наивной картины мира // Проблемы языковой картины мира на современном этапе: Сборник статей по материалам всероссийской...

«уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей iconСборник статей итоговой научно-практической конференции научных сотрудников...
России и Татарстана: проблемы энциклопедических и науковедческих исследований : сборник статей итоговой научно-практической конференции...

«уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей iconРеспублики Беларусь Учреждение образования “Белорусский государственный...
Цель проекта: создание Интернет приложения для компании «Надежный выбор», задачей которого, является

«уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей iconПроблемы языковой картины мира на современном этапе: Сборник статей...
Павлов С. Г. Гендерлингвистика и идеология феминизма // Проблемы языковой картины мира на современном этапе: Сборник статей по материалам...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница