Программа учебной дисциплины“ История Отечества” федерального компонента для специальности 030501«Юриспруденция»




Скачать 284.19 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины“ История Отечества” федерального компонента для специальности 030501«Юриспруденция»
страница1/3
Дата публикации07.09.2013
Размер284.19 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Право > Программа
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Исторический факультет

Кафедра истории

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор –

проректор по учебной работе
_______________ И.В.Столярова

«_____» ________________ 2012 г.


история ОТЕЧЕСТВА
Программа учебной дисциплины федерального компонента

для специальности 030501Юриспруденци.

Специализация: Гражданско-правовая, Государственно-правовая

(заочная форма обучения)

Составители:

Шайпак Л.А. доцент,

Калинин В.И.,

ассистент

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета юридического факультета

(протокол от «____» _______2012 г. № _____)
Ульяновск, 2012

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины“ История Отечества” федерального компонента для специальности 030501«Юриспруденция»(заочная форма обучения) составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция», утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 31 января 2005 г. (номер государственной регистрации №704 пед /сп). Положения об основной образовательной программе вуза, Положения о рабочей программе учебной дисциплины вуза.

Программа дисциплины “История Отечества” составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.

Программа предназначена для студентов, изучающихИсторию Отечества в качестве обязательной общеобразовательной гуманитарной дисциплины

^

Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины


ГСЭ.Ф.03 Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории

изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
^ Актуальность дисциплины

История занимает центральное место в системе гуманитарных и социальных наук и имеет ключевое значение для междисциплинарных исследований и образовательных курсов. В условиях перехода ведущих мировых стран к информационному обществу роль и значение усвоения исторического опыта человечества в целом и своего народа и государства в особенности заметно возрастают.

В социально-гуманитарной составляющей подготовки специалиста с высшим образованием: история способствует его профессиональному становлению, гражданскому воспитанию. Она позволяет будущему специалисту составить представление об основных этапах развития российского общества, его культуре, науке и технике, а также его месте в мировом сообществе. Изучение истории страны имеет особое значение для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.

История обеспечивает тесную взаимосвязь с другими гуманитарными социальными науками (философией, социологией, психологией, экономикой, политологией, правоведением и др.), а также позволяет решить задачу взаимодействия социально-гуманитарных дисциплин с биологией, экологией и другими дисциплинами естественно-научного профиля.
^ Цель и задачи курса
1. Дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней. На примерах из различных эпох выявить органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенности российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

2. Показать, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии.

3. Раскрыть место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.

4. Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке.

5. Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.
^ Требования к уровню усвоению дисциплины

Студент должен:

- иметь систематические представления о жизни природы и общества,

- обладать начальным уровнем исторического мышления,

- иметь представление о системах летосчисления,

- понимать характер всемирно-исторического процесса,

- уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями,

- уметь структурировать историческую информацию.

В результате изучения курса «Отечественная история» студент должен:

знать

- основные методологические подходы в исторической науке,

- движущие силы и закономерности исторического процесса,

- место человека в историческом процессе,

- роль насилия и ненасилия в истории,

- этапы и культурно-исторические эпохи всемирной истории,

- основные этапы культурно-исторического развития России,

- особенности развития российской цивилизации на всем протяжении ее исторического пути,

- социально-значимые исторические процессы и явления,

- особенности общественно-политической жизни в Российской Федерации;

уметь

- конспектировать и анализировать исторические источники,

- идентифицировать название этапов и эпох всемирной истории,

- определять дату исторического события в истории России,

- оценивать деятельность выдающихся лиц в истории нашей страны,

- идентифицировать ключевые понятия;

владеть

- методами сбора, анализа и обобщения исторической информации,

- методами научной аргументации исторической концепции,

- навыками публичного выступления.
^ Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Первый

курс






Общая трудоемкость дисциплины

102

Аудиторные занятия

16

Лекции

12

Семинары

4

Самостоятельная работа

86

Итоговый контроль

экзамен


^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Темы по Отечественной истории

ЮР (ОЗО)







лекции

12ч.

семинары

4ч.

самостоят.

работа86ч.

1.

Введение в курс Отечественной истории. Методология, функции, источники истории.

2




4

2.

Древнерусское государство Киевская Русь.(VIII-XIIвв)




2

6

3.

Социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.







8

4.

Формирование единого российского государства XIV-XVI вв. Складывание самодержавных черт государственной власти.

2




6

5.

Россия в XVII в.







6

6.

Особенности социально-экономического развития России в IX-XVIII в.

2




6

7.

Россия в XVIII в. Особенности модернизации и формирования российского абсолютизма.







6

8.

Российская империя на пути к индустриальному обществу. Реформы и реформаторы в России в XIX в.







8

9.

Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.







6

10.

Россия в началеXX в. Революция и реформы.







6

11.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса 1914-1920 гг.

2

2

6

12.

Формирование и сущность Советского строя 1921-1945 гг.

2




8

13.

СССР в послевоенные годы 1945-1985







6

14.

Современный период истории: от попытки перестройки социалистической системы к смене модели общественного развития.

2




4




ИТОГО:

12

4

86



^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины“ История Отечества” федерального компонента для специальности 030501«Юриспруденция» iconРабочая программа учебной дисциплины история отечественного государства...
Гос впо по специальности 030501. 65 «Юриспруденция», утвержденный Министерством образования РФ 27 марта 2000 г

Программа учебной дисциплины“ История Отечества” федерального компонента для специальности 030501«Юриспруденция» iconРабочая программа учебной дисциплины государственные органы и их...
Гос впо по специальности 030501. 65 «Юриспруденция», утвержденный Министерством образования РФ 27 марта 2000 г

Программа учебной дисциплины“ История Отечества” федерального компонента для специальности 030501«Юриспруденция» iconРабочая программа учебной дисциплины юридическая глобалистика специальность...
Гос впо по специальности 030500. 68 «Юриспруденция», утвержденный Министерством образования РФ 27 марта 2000 г

Программа учебной дисциплины“ История Отечества” федерального компонента для специальности 030501«Юриспруденция» iconПрограмма курса «Отечественная история»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 032900. 00 Русский язык и Литература

Программа учебной дисциплины“ История Отечества” федерального компонента для специальности 030501«Юриспруденция» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65. История
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа учебной дисциплины“ История Отечества” федерального компонента для специальности 030501«Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс «Право на защиту» Специальность: 030501. 65 Юриспруденция
Учебно-методический комплекс «Право на защиту» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлен в соответствии...

Программа учебной дисциплины“ История Отечества” федерального компонента для специальности 030501«Юриспруденция» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа учебной дисциплины“ История Отечества” федерального компонента для специальности 030501«Юриспруденция» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа учебной дисциплины“ История Отечества” федерального компонента для специальности 030501«Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины История правосознания, политической и правовой...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....

Программа учебной дисциплины“ История Отечества” федерального компонента для специальности 030501«Юриспруденция» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. №5)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница