1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения




Скачать 442.24 Kb.
Название1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения
страница1/4
Дата публикации18.06.2013
Размер442.24 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения.

Теология условна. Теологический подход – апологетический подход (апологетика – защита истинности). Для богословско-теологического подхода религия есть сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом. Это объяснение религии с позиции верующего человека. С точки зрения теологии понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом «встречи с Богом». Отражается в названии:

Православие – правильная защита Бога. Других христиан они называют кривославные, а нехристиан – иноверные.

Католицизм (католикос вселенский). Папа Римский – главный христианский пастор мира.

Пуритане – чистые + Гугеноты = кальвинизм.

Ислам – «мир». Мусульмане – преданные истинному Богу. Есть понятие «Зимнии» - это люди книги (Библии). В исламе есть понятие «джихад» («моральное превосходство»), борьба с неверными.

Иудаизм – «религия избранного народа».

Буддизм – самая толерантная к другим религиям. Буддизм не запрещает находиться одновременно в нескольких религиях. Дхарма – это буддийская истина.

^ Наука смотрит на религию как на многообразный опыт человечества. Светский ученый при анализе религии руководствуется принципом «свободы совести» (ст. 28 конституции РФ: каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними). Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействии с другими областями этой жизни: каким путем формируется религия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образцы поведения они формируют у людей, как действуют те или иные религиозные организации, каковы функции религии в обществе и пр. Наука «изучает» религию, а философия над ней «размышляет». Научное знание о религии не религиозно, не антирелигиозно.

^ Основные разделы

Религиоведение сегодня включает ряд разделов, основными среди которых являются философия, социология, психология, феноменология, история религии.

^ Философия религии—совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии # них осуществляется под углом зрения какого-либо субординирующего принципа—материализма, экзистенциализма, феноменологии,' герменевтики, прагматизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа. Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее /возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию. Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей. Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения. История религии обрисовывает движущийся во времени мир религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях.
^ 2. Широкий и узкий смысл понятия религия. Светская религия и ее формы.

Религия – от латинского – объединять, связывать.

Широкий смысл: Религия понимается как система высших абсолютных священных ценностей и смыслов, которые определяют смысл жизни. Фромм говорил о религии чистоты.

^ Узкий смысл: Религия – это мировоззрение, мировосприятие и мироотношение, которые основываются на признании высшего, абсолютного священного начала.

Этот термин употребляется в научной литературе и публицистике как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле слова под религией подразумевается один из важнейших элементов духовной культуры человека, выражающий его отношение к божественному, его веру в единого Бога (монотеизм) или нескольких богов (политеизм).

Религия в узком смысле слова (конкретная религия) - это своего рода духовная общность людей, имеющая единое происхождение, характеризующаяся определенной догматической и культовой спецификой и не сводимая к более крупным организмам такого же характера.

^ Светская трактовка: Религия понимается как наделение священными качествами на уровне массового сознания различных явлений и процессов из политической, экономической, культурной и спортивной жизни.

Фанатские движения + культ политических лидеров, классов, партий. Новые формы сейчас – киберрелигия. Была, например, битломания. Если рассматривать в более широком смысле слова, то социологи утверждают, что в действительности отсутствуют «светские общества», и что слово «нерелигиозный» зачастую просто неправильно употребляют. Социологи говорят о том, что «нерелигиозные люди» - это просто те люди, кто получает сведения и оценивает систему, прежде всего, сначала с позиции альтернативы, то есть со стороны светских, культурных или иначе представленных систем (то есть религий), а не традиционных религиозных система. Что интересно, так это то, что подобно традиционным религиозным учениям, «светские религии», такие как коммунизм, учение Платона, Фрейдистская психология, нацизм, пантеизм, атеизм, национализм и так далее одобряют многие ораторы. В таких странах ораторы и лидеры государства утверждают, что они представляют народу универсально действительную и применимую Правду. Подобно традиционным религиям, светские системы подчинены как быстрым, так и постепенным изменениям. Эти изменения могут касаться популярности, модификации, и исчезновения. Эти факторы являют немногими из факторов, которые помогают сделать оценку размера «светской религии» в обществе, то есть атеистов, агностиков и просто нерелигиозных людей.

^ 3. Религиозное сознание. Его уровни.

Существует 4 основных элемента в религии:

- религиозное сознание

- религиозное действие

- религиозные отношения

- религиозные организации

Р. Сознание – это главный элемент, основанный на вере. Вера, по определению Апостола Павла, - это уверенность в невидимом и осуществлении ожидаемого. В религиозной вере объект не подлежит сомнению.

Есть 2 уровня религиозного сознания: 1) теоретический - это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций. В ее состав входят: 1) более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, теология, богословие, символы веры и т. д.); 2) осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства, т. е. религиозно-экономические, 3) религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм, христианский экзистенциализм, христианская антропология, метафизика всеединства и др.). Священное писание и интерпретация. Самый старый – Веды (индуизм). Библия писалась более 1500 лет. В православном Ветхом завете 50 книг, 11 из них отмечены звездочкой, так как они считаются не каноническими (например, книги об иудеях). В католицизме те же книги, но некоторые соединены, так получается 45 книг. У протестантов – 39 книг (канонических). У иудеев в Священном Писании тоже 39 книг. В новом завете – 27 книг. В западном христианстве есть доказательство существования Бога, а в православии – нет.

2) обыденный уровень, конкретный опыт. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, влечений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагментарном виде - разрозненных представлений, взглядов или отдельных узлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако доминирующую роль играют эмоции - чувства и настроения, содержание сознания облечено в наглядно-образные формы.

^ 4. Религиозные действия. Культовые и внекультовые действия.

Религ.деятельность представляет собой"движущий", "беспокойный" компонент. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов, групп, институтов и организаций. Нерелигиозная деятельность осуществляется во внерелигиозных областях: экономическая, производственная, профессиональная (в различных сферах разделения труда), политическая, государственная, художественная, научная. Она может быть религиозно окрашена, в качестве одного из ее мотивов может выступать религиозный мотив. Но по объективному содержанию, предмету и результатам - это внерелигиозная деятельность. Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе

общественной деятельности. Существуют два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность образуют разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии сочинение богословских произведений и т. д. Разновидностями практической внекультовой деятельности являются производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в религиозных организациях и институтах, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и в других контактных группах. Следует подчеркнуть, что, как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере проникают и элементы культа.

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Прежде всего выступает в виде культового текста (тексты Священного Писания, Предания, молитв, псалмов и пр.) Воспроизведение этих текстов актуализирует в сознании участников религиозные образы и мифы («драматизация религиозного мифа»). Культ – есть реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. С точки зрения христианства действия культовые – это все, связанное с почитанием Бога, святых и молитвы, совершение таинств: крещение, миропомазание, причастие, исповедование, священство, брак, соборование. Грехи – чревоугодие, похоть, гнев, лень, гордость, зависть, жадность. Обряд носит символический характер. Символ – знак, образ, воплощающий какую-либо идею или представляющий какой-либо образ. Символами могут быть вещи (крест – символ христианской веры…), действия (крестное знамение…), мифы, предания (библейское повествование о сотворении мира…).


^ 5. Религиозные отношения. Их виды и формы.

Религиозные отношения, как и другие виды общественных отношений, характеризуются наличием статусов и ролей. Первые отношения развертываются в плане сознания, однако проявляются в действительных отношениях между людьми, например, между мирянином и священнослужителем. Имеются различные способы фиксации и опосредования религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать: 1) предметы неживой и живой природы - храм, икона, крест, распятие, ступа, "черный камень", корова, крокодил, голубь и т. д., - и тогда религиозные отношения принимают предметную, вещную форму; 2) индивид или группа лиц - служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель "дара" и др.; в этом случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации взаимных связей верующих и т.д.

^ Виды отношений

Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые актуализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действительные отношения между религиозными индивидами, организациями. Например, занимаясь духовным производством, теологи вступают друг с другом в определенные отношения обмена информацией; "богословских собеседований. Эти отношения, развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимосвязях людей. Во время отправления культа складываются отношения евхаристического соединения, исповедальности, проповеднические, обрядовые и др. Православное венчание, например, включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церковного брака; крещение устанавливает связь "крестного сына (дочери)" с "крестными родителями (отцом и матерью)". Религиозные отношения подразделяются на внутрицерковные, межцерковные и внецерковные.

Внутрицерковные отношения складываются в процессе культовой деятельности: между рядовыми верующими; между мирянами, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений; между священнослужителями различных рангов. Межцерковные отношения включают в себя отношения между организациями различных вероисповеданий, их руководящими органами. Внецерковные отношения возникают в тех случаях, когда поведение людей в различных областях общественной жизни определяется религиозными нормами и установлениями.

^ 6 Религиозные организации

Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, форми­рование у них определённых целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций: 1) Выработка систематизиро­ванного вероучения; 2) Разработка систем его защиты и оправдания; 3) Руководство и осу­ществление культовой деятельности; 4) Контроль и осуществление санкций за исполне­нием религиозных норм; 5) Поддержка связей со светскими организациями, государствен­ным аппа­ратом.

Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, ха­ризматический культ и деноминацию.

Церковь - это тип религиозной ор­ганизации со сложной строго центра­лизованной и иерархизированной системой взаимо­действия между священнослужителями и верующими, осу­ществляющей функции выра­ботки, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведе­нием людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви оп­ределяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рож­дения в той или иной религиоз­ной среде, на основе определённого обряда индивид авто­ма­тически включается в данную религиозную общ­ность. В церкви отсутствует посто­янное и строго контролируемое членство.

Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священно­служителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты явля­ются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно кон­тролируемое членство, стремление отгородиться от других рели­гиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценно­стей, убеждение в “избранничестве Божьем”, проявление оппозиционности и непримиримости к инакомысля­щим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организа­ции.

^ Харизматический культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирова­ния. Данная религиозная организация создаётся на ос­нове объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признаёт себя сама и признаётся другими в качестве носителя особых божественных ка­честв (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатана). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нём в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изо­ляционизм, фанатизм, мистицизм.

Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образова­ния и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духов­ного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сек­той же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой  контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.
^ 7Статистика религиозной принадлежности современного населения мира.

Христианство(2 млрд):

1) Католицизм(более 1 млрд) - Франция Лат. Америка, Испания, Португалия, Польша. Самый строгий – в Польше и Португалии – запрет абортов.

2) древне-восточное христианство(15 млн африка)

3) православие(200 млн). Основная часть – Европа. Самая большая по численности православных страна – Россия. Существует 15 поместных церквей, для которых характерна эесткая иерархия: главный патриарх – Константинопольский, затем – Александрийский (в Африке), затем – Антиохийский (всея Востока), иерусалимский, московский и всея Руси.

4) Лютеранство(более 80 млн) - Швеция. Норвегия, Дания, север Германии

5) Протестанизм(более 700 млн):

1 Пятидесятники (более 500 млн)

2 баптизм 80 млн США. Обама – баптист. В Вашингтоне – совет баптистов. По численности баптистов в Европе 1 место – Украина.

3 кальвинизм Швейцария

4 англиканство ЮАР и Южная Африка (более 60 млн)

5 методисты США. Буш и Клинтон были методистами.

6 мормоны восточное побережье США. Основной город – Солт-Лейк-Сити.

7 адвентисты 20 млн. Самые крайние – адвентисты седьмого дня (канун перед Рождеством 4 недели ведут ЗОЖ)

8 Свидетели Иеговы 15 млн. Они отрицают ад. Их центр – в Бруклине.

Ислам 1млрд300млн

1Мусульмане-Сунниты 90% - Индонезия, Сев Кавказ, Узбекистан

2Шииты - Иран Азербайджан Таджикистан

Индуизм 1 млрд

Буддизм 400 млн юго-восточная Азия, но не Индия.

Даосизм и Конфуцианство. Их численность постоянно растет. Сейчас около 300 млн чел.

Традиционное верование (более 30 млн)

Иудеи 15 млн Сша

Сикхи индия – 20 млн.

Атеисты – 1 млрд 200 млн. основная часть – в Китае.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения iconКонкурсная научная работа
Анализ подходов к сущностному пониманию критического мышления в отечественных и зарубежных исследованиях

1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения iconВопрос Предмет философии религии. Философия религии
«науки о религии», или религиеведения, на­ряду с такими дисциплинами, как психология, социология и история религии. В и гараджа,...

1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения iconБаза данных по тренингам предназначена для
Меняет структуру хранения (добавляет разделы, переносит документы между разделами, переименовывает разделы, объединяет разделы)

1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения iconП. Полонский «Религиозный пост-атеизм»
Соотношение религии, науки и "научного атеизма" и динамика их взаимоотношений за последние двести лет

1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения iconИнститут стран Азии и Африки
Знать: основные этапы и специфику распространения религий у монгольских народов, содержание современных дискуссий в области монголоведения...

1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения icon220700 «Автоматизация технологических процессов и производств». № пп разделы
Целью курса является изучение политических, социально-экономических и культурных аспектов истории России с точки зрения современных...

1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения iconОнтология и теория познания
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов философско-теологического факультета, обучающихся по специальности «Философия»....

1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения iconОбщие основы педагогики
При изложении концепций, теорий различных авторов допускается широкий спектр плюралистических подходов к их восприятию и пониманию....

1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения iconВ. Ю. Баскаков Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника:...
Анализ используемых в телесно- ориентированной психотерапии и психотехнике методов показывает, что основные причины, заставлявшие...

1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения iconПубличный доклад сентябрь 2012года основные разделы
Результаты воспитания учащихся, достижения в мероприятиях в сфере спорта, искусства и др. 47



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница