Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета




Скачать 195.17 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета
Дата публикации04.09.2013
Размер195.17 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Право > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).

В результате изучения истории России с древнейших времен до конца XVI века на базовом уровне ученик должен

называть хронологические рамки древней и средневековой Руси, даты важнейших событий (образование государства Русь, крещение Руси, появление самостоятельных княжеств, первое упоминание о Москве, нашествие Батыя на Русь, Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, свержение ордынского владычества); места, обстоятельства, участников, итоги важнейших событий; правителей, государственных деятелей, политических и духовных лидеров, оказавших значительное влияние на развитие истории; представителей общественной мысли, науки и культуры;

показывать на исторической карте государства и княжества;

описывать условия жизни, быта различных людей; достижения, последствия этого; составлять описания разного рода памятников.

соотносить факты и общие процессы развития государств и княжеств; называть характерные существенные черты политического устройства государств, международных отношений, развития культуры;

объяснять значения понятий: присваивающее и производящее хозяйство, пашенное земледелие, родоплеменная организация, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество, государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монах, монастырь, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм, удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык, боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, поместье, служилые люди, феодально-крепостническая система, пожилое, крестьяне владельческие, дворцовые, черносошные, тягло, уния, народность, ересь, централизованное государство, сословно-представительная монархия, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, церковный Собор, реформы;

излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и войн.

Объяснять цели, результаты, значение деятельности наиболее известных людей.

3.2 Содержание изучаемого курса

История России с древнейших времен до конца XVI века.


^ Название раздела, темы ( № п/п )

Всего часов

Глава 1 Русь древняя.

9 часов

Повторительно –обобщающий урок

1 час

^ Глава 2. Политическая раздробленность на Руси.

9 часов


Повторительно – обобщающий урок

1 час

^ Глава 3. Русь Московская.

16 часов

Итоговое повторение и обобщение.

2 часа

итого

40 часов


СОДЕРЖАНИЕ
^ Глава 1 Русь древняя.10 часов

Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I. Крещение Руси.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда».^ Княжеские усобиц. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Повторительно –обобщающий урок 1ч
Глава 2. Политическая раздробленность на Руси. 9часов

Политическая раздробленность Руси. Удельный период: экономические и политические причины политической раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель: Владимиро-Суздальское, Киевское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская боярская республика.

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве»

Культура Руси в домонгольские времена.

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древне-русской культуры.

Единство и своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале XIII вв. Фольклор. Славянская письменность. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингиз-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия нашествия для дальнейшего развития страны.

^ Повторительно –обобщающий урок 1ч
Глава 3. Русь Московская. 18часов

Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого Литовского княжества.

Восстановление хозяйства на Руси. Формы землевладения и хозяйства Вотчинное, монастырское, поместное, черносошное землевладение. Начало объединения русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Знать/уметь:

- объяснить понятия: государство, княжеская власть, дружина, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп. Ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык. Поместье, помещик, служилые люди, ересь. Боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, Юрьев день, крестьяне владельческие, дворцовые, черносошные.

- показать на исторической карте территорию удельных княжеств, Золотой Орды, места крупных сражений;

- характеризовать исторических личностей Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского;

- понимать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Свержение ордынского ига. Василий III. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель. Многонациональный состав населения страны. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII – XV в

Монгольское завоевание и русская культура. Куликовская битва и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Формирование культуры Российского государства. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, литературе. Летописание. «Задонщина». Теория «Москва – третий Рим». Феофан Грек. Книгопечатание. Иван Федоров. Московский Кремль. Андрей Рублев.

Российское государство в XVI в

Развитие страны в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVIв. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение дикого поля. Казачество. Ливонская война. Опричнина. Становлении самодержавия. Сословно-представительная монархия.

Русская культура XVI в.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

^ Итоговое повторение и обобщение. 2 часа.

Знать/уметь:

- объяснить понятия: централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, опричнина, заповедные лета, церковный собор;

- показать на исторической карте территории Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири, Крымского ханства;

- характеризовать государственных деятелей Ивана III, Ивана IV Грозного;

- сравнивать различные средства решения государственных проблем: реформы - террор, война – мир.

- излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и войн.

^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ ». 6 класс





^ Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

(учащиеся должны знать/уметь)

Вид контроля

сопровождение

1.

Восточные славяне в древности: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Соседская община «Повесть временных лет» об образовании Руси

1

Комбинированный урок

Знать/уметь

объяснить понятия: земледелие, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество;

показать на исторической карте территорию расселения славян и их соседей


Устный

опрос,

проверка раб .тетр

Учебник ,раб тетр.,справочная лит-ра

§3

2.

Соседи восточных славян.

1

Урок-практикум составление таблицы

Знать/уметь

объяснить понятия: язычество,ислам

Показать на карте расселения кочевых народов

Устный

опрос,

проверка раб .тетр

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§2

3.

Образование Древнерусского государства.

1

Комбинированный урок

Урок-исследование

объяснить понятия: государство, княжеская власть,

Устный

опрос,

проверка раб .тетр

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§4

4

Первые Рюриковичи

1

Комбинированный урок

Урок-практикум

объяснить понятия: дружина, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп..


Устный

опрос,

проверка раб .тетр




5

Владимир I. Крещение Руси.

1

Комбинированный урок

объяснить понятия. Характеризовать причины Крещения Руси. Роль Владимира

Устный

опрос,

проверка раб .тетр

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§5

6

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Складывание крупной земельной собственности.

1

Урок-практикум Работа с учебником

объяснить понятия :закон

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;


Устный

опрос,

проверка раб .тетр

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§6

7

Культура Древней Руси.


1

Урок-практикум Сообщения учащихся


объяснить понятия :мозаика, фрески, миниатюра, житие.

Знать- Особенности культуры

Устный

опрос,

проверка раб .тетр

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§7

9

Быт и нравы Древней Руси

1

Урок-практикум Сообщения учащихся


Понятия-слобода, хоромы.

Знать- о жизни горожан в древнерусском гос-ве

Устный

опрос,

проверка раб .тетр

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§8

10

Итоговое обобщение темы «Древнерусское государство»

1

Тестирование.

Контрольный

опрос

Обобщать, сравнивать и делать выводы

тестовые задания

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§1-8

11

Политическая раздробленность Руси

1

Урок-практикум Работа с учебником

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§9

объяснить понятия:

показать на исторической карте территорию удельных княжеств,

Устный

опрос,

проверк раб.тетр

12-13

Главные политические центры на Руси.

2

Урок-практикум Работа с учебником

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§10-11

объяснить понятия:

показать на исторической карте территорию удельных княжеств,

Устный

опрос,

проверк раб.тетр

14

Нашествие с Востока. Монгольское завоевание. ^ Золотая Орда

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§12

объяснить понятия Ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык

Золотая Ордыа

Показать на карте- места крупных сражений

Устный

опрос,

проверка раб .тетр

15

Экспансия с Запада. Александр Невский Защита западных рубежей.

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§13

объяснить понятия:

характеризовать исторических личностей Александра Невского,

Устный

опрос,

проверка раб .тетр

16.

Русь и Орда.

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§14

объяснить понятия: характеризовать характер отношений Руси и Орды.

Устный

опрос,

проверка раб .тетр

17

Русь и Великое княжество Литовское.

1

Комбинированный урок

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§15

объяснить понятия: характеризовать характер отношений Руси и Великого княжества Литовского

Устный

опрос,

проверка раб .тетр

18

Культура русских земель

1

Комбинированный урок

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§16

Понятия -аскетизм, канон, архитектурный ансамбль.

Характеризовать- Особенности культуры 12-13вв

Подготовка сообщений, выступление перед классом

19

Итоговое обобщение темы «Борьба с внешней агрессией»

1

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§10-16

Обобщать, сравнивать и делать выводы

Тесты в форме ГИА

20-21

Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита. Русь набирает силы. Возвышение Москвы.

2

Урок-изучение нового материала

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§17-18

объяснить понятия:вотчинное землевладение.

Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ивана Калиты.

Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита

22

Московское княжество и его соседи в конце 14-15вв

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§19

Понятия- диалект, уния

Объяснять процессы происходившие на терр. Московское княжество и его соседей в конце 14-15вв

Свержение ордынского ига Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой

24

Создание единого русского государства и конец ордынского владычества.

1

Сообщения учащихся


Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§20

Знать-территории присоединенные к Моск. Княж.

Иван III. Ликвидация ордынского владычества.Завершение объединения русских земель

25-26

Московское государство в конце 15-начале 16 вв

2

Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§21

объяснить понятия: уезды, волости, кормление

показать на исторической карте территории единого Российского государства.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497г. Местничество.


27-28

Церковь и государство в конце 15-начале 16 вв

2

Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§22

Поместье, помещик, служилые люди, ересь.

.Изменения в положении Русской православной церкви .Монастыри. Ереси. Теория «Москва-Третий Рим».

29-30

Реформы Избранной Рады.

2

Комбинированный урок

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§23

объяснить понятия: Боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, Юрьев день, крестьяне владельческие, дворцовые, черносошны характеризовать деятельность Ивана Грозного

.


Развитие страны в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVIв. Земские соборы.



33-34

Внешняя политика Ивана IY

2

Комбинированный урок

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§24

показать на исторической карте территории Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири, Крымского ханства; выделять причины и последствия Ливонской войны

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение дикого поля

35

Опричнина.

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами

Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§25

объяснить понятия: опричнина.

причины и последствя

Опричнина. Становлении самодержавия. Сословно-представительная монархия.


36

Просвещение, устное народное творчество, литература в 14-16 вв.

2

Комбинированный урок

Сообщения учащихся


Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§26

Формирование культуры Российского государства. Выделять основные идеи общерусского единства в устном народном творчестве

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».


37

Архитектура и живопись в 14-16 вв

1

Комбинированный урок

Сообщения учащихся


Учебник,раб тетр.,справочная лит-ра

§27

объяснить понятия: щатровый стиль, юроливый.

Знать- черты русского зодчества в 14-15вв.

Зодчество 15-16вв

Архитектура Московского государства. Русская живопись 15в.Феофан Грек Андрей Рублев..

38

Быт 15-16 вв.

1

Комбинированный урок

Сообщения учащихся





Объяснить понятия: харчевня, полати, кафтан

Города. Русская изба. Одежда Еда.

39-40

Итоговое повторение и обобщение. Российское государство во второй половине XV – XVI вв.

2

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Тестирование.

Контрольный

опрос




Обобщать, сравнивать и делать выводы

Тестирование.

Контрольный

опрос



^ 4. Ресурсное обеспечение.

Курс ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до конца XVI века, рассчитанный на 6 классы общеобразовательных учреждений включает в себя:

4.1 Основная литература.

^ ИСТОРИЯ РОССИИ IX-XVI века: программы для общеобразовательных школ. - «Дрофа», 2005

УЧЕБНИК ДЛЯ 6 КЛАССОВ:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2005

Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времен до конца XVI века.
4.2 Дополнительная (методическая) литература:

Б.Н. Серов,.. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века. К учебным комплектам Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. М.: ВАКО, 2004.
4.3 Медиаресурсы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconРабочая программа по химии 8 класс
Рабочая программа по химии (8 класс – базовое изучение предмета) соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного...

Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconРабочая программа основного общего образования по русскому языку 5 класс Пояснительная записка
Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно

Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconРабочая программа по французскому языку фгос 6 класс Пояснительная записка
Синяя птица («L’oiseau bleu») 6 класс, авторы Н. А. Селеванова,А. Ю. Шашурина, издательство «Просвещение» 2009. В соответствии с...

Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconПояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в 9 классе в 2012 – 2013 году и составлена на основе

Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconРабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе

Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconПояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает
Использование данной программы позволяет реализовать требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным стандартом...

Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В. Я. М: Просвещение,...

Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconРабочая программа по литературе (углубленное изучение), 7 класс на 2013 2014 учебный год
Программа предназначена для школ, которые в системе предпрофильного образования реализуют курс углубленного изучения литературы....

Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconРабочая программа по искусству( изо) I. Пояснительная записка
...

Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литературное...
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница